admin 01.10.2019

Алимпиев А. А. — заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М.Букенбаева, подполковник полиции

УДК 343.2/.7./378.6

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН «УГОЛОВНОЕ ПРАВО» И «КРИМИНОЛОГИЯ» В ВЕДОМСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РК

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ІШКІ ІСТЕР МИНИСТРЛІГІНІҢ ВЕДОМСТВОЛЫҚ ОҚУ ОРЫНДАРЫНДА «ҚЫЛМЫСТЫҚ ҚҰҚЫҚ» ЖӘНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ» ПӘНДЕРІН ОҚЫТУДЫ ЖЕТІЛДІРУДІҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ ТУРАЛЫ

ABOUT SOME QUESTIONS OF IMPROVEMENT TEACHING THE SUBJECTS «CRIMINAL LAW» AND «CRIMINOLOGY» IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Ключевые слова: уголовное право, криминология, совершенствование, методика преподавания, ведомственные учебные заведения, МВД РК.

Түйінді сөздер: қылмыстық құқық, криминология, жетілдіру, оқыту әдістемесі, ведомстволық оқу орындары, ҚР ІІМ.

Keywords: criminal law, criminology, improvement, teaching methods, state educational institutions, MIA of RK.

Требования, предъявляемые к профессиональным качествам современного полицейского, независимо от рода исполняемых им функциональных обязан­ностей и специфики служебной деятельности, являются логическим следствием, как концептуальных положений, отраженных в образовательных стандартах, так и основанных на них рабочих учебных программ ведомственных высших учебных заведений МВД РК, отражающих целостное содержание преподаваемых в них специализированных предметов.

Вместе с тем, не умаляя значимость таких фундаментальных общеправовых дисциплин, как «Теория государства и права», «Конституционное право», а также гражданско-правовых дисциплин, предназначенных для изучения отраслей граж­данского и гражданского процессуального права, без усвоения которых под­го­товка квалифицированных юристов немыслима, все же сделаем особый акцент на необходимости концентрации отдельного внимания к подходу преподавания дисциплин криминального цикла.

Наряду с признанием непреложности факта, наибольшего по сравнению со всеми остальными ведомствами правоохранительного профиля объема работы в сфере противодействия преступности, возложенной на Министерство внутренних дел РК, следует затронуть вопрос о качестве преподаваемых его ведомственными вузами таких базовых учебных дисциплин, как «Уголовное право Республики Казахстан» и «Криминология».

В рамках изучения курса «Уголовное право» у обучаемых должно быть сфор­мировано целостное понимание уголовного законодательства, как мате­риального источника применения положений уголовно-процессуального кодекса, устанавливающего преступность деяния, наказуемость за его совершение, и иные институты, закрепляющие условия возникновения и прекращения уголовных правоотношений.

Процесс изучения дисциплины «Криминология» предполагает усвоение обу­чающимися систематизированных знаний о преступности, ее причинах и усло­ви­ях, уровне, структуре и динамике, положений учения о личности преступника и жерт­ве преступлений (выделившегося в самостоятельный раздел под наименованием «виктимология») и т.д.

Обращаем внимание, что сформулированные выше словосочетания, обле­чен­ные в обороты, звучащие, как: «должно быть сформировано» и «усвоение систематизированных знаний», представляют собой идеальный образ достижения конечных учебных целей, но можно ли в данном случае говорить о фактическом их соответствии реальному положению дел относительно уровня подготовленности вновь прибывших выпускников ведомственных вузов МВД РК, назначаемых на должности в территориальные подразделения полиции.

Более того фундаментальные теоретические знания доктринальных основ уго­ловного права, а также феномена преступности с ее причинным комплексом и основными показателями, соотносятся с умениями и навыками правильной квали­фикации уголовного правонарушения, разграничения смежных составов преступ­лений, применения комплекса мер профилактики и предупреждения преступности.

Уместна постановка вопроса о полной или недостаточной готовности совре­менного выпускника ведомственного учебного заведения в кратчайшие сроки адаптироваться к достаточно сложным реалиям практической действительности, в условиях которых неполнота и фрагментарность полученных в процессе обучения знаний будет неизбежно приводить к ошибкам при квалификации деяния, а также к снижению качества профилактической работы в отношении правонарушителей.

Наиболее оптимально подойти к проблеме, заявленной в теме доклада, а в пос­лед­ствии, к предложению мер по ее решению, представляется возможным посредством обращения к краткому анализу наиболее эффективной в образовательном пространстве технологии, получившей название «метод проблемного обучения».

По нашему глубокому убеждению, использование данного метода приобре­тает особую актуальность и применимость в подготовке будущих специалистов для орга­нов внутренних дел РК, ввиду его соотносимости с требованиями, предъявляемыми к формату современного полицейского.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание и решение проблемных ситуаций в совместной деятельности преподавателя и обучающихся, при обязательной активной позиции последних[1].

Иными словами, содержание данного метода, можно понимать, как спрово­ци­рованную (в положительном контексте) преподавателем потребность у обучаемых, в поиске определенной проблемы, с установлением связи между проблемной ситуацией и знанием, ориентирующим на ее разрешение[2].

Впервые основные концептуальные положения проблемного обучения были сфор­мулированы в начале XX века известным представителем американской педагогики Дж. Дьюи[3].

Указанные концептуальные положения были представлены следующими разновидностями включившими:

  • положение о полном акте мышления, согласно которому, человек начинает про­дуктивно мыслить только, тогда, когда испытывает трудности в решении какой-либо проблемной ситуации;
  • положение опедоцентризме, согласно которому учитель руководит само­деятельностью обучаемого, и побуждает любознательность, активизирует трудовую и игровую деятельность, способствует культурному и индивидуальному развитию личности.

В советской педагогике, преемственность положений которых востребована в условиях Республики Казахстан и в настоящее время, проблемному обучению особое внимание стало уделяться с 60-х гг. XX в. в рамках школьного обучения.

Развитие проблемного обучения в системе школьного советского обра­зования осу­ществлялось в русле поиска эффективных способов активизации познавательной деятельности учеников, совокупность которых была в последствии названа «деятельностным подходом»

Апробирование деятельностного подхода сопровождалось исследованиями та­ких видных советских психологов, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн[4].

Согласно сформулированным утверждениям сторонников деятельностного под­хода, гармоничное развитие обучаемого характеризуется не только качеством и объемом полученных знаний, но и содержанием мыслительных процессов, умственных действий, и системой логических операций, применяемых учениками.

Со временем методология проблемного обучения была успешна внедрена в систему профессиональной высшей школы стран постсоветского пространства, но вместе с тем, не получает в сегодняшних реалиях своего должного широкого развития в системе подготовки профессиональных кадров для органов внутренних дел РК.

Названное обстоятельство, на наш взгляд, является достаточно серьезным упущением сферы высшего профессионального образования.

При рассмотрении аспекта значимости применения методологии проблемного обучения в учебном процессе ведомственных учебных заведений МВД РК ре­зонно возникает вопрос о целесообразности его использования в условиях кредитной технологии обучения.

Как представляется нам, методология проблемного обучения является одним из основополагающих элементов, неизбежно приводящих к формированию позна­вательной потребности у обучаемых, что в свою очередь предопределит их ори­ентированность на обретение конкретных теоретических знаний и профессиональных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Сделав акцент на необходимости более широкого применения проблемного ме­тода обучения при проведении учебных занятий в ведомственных учебных заведениях МВД РК, мы хотим проиллюстрировать наше видение реализации его механизма при преподавании дисциплин «Уголовное право» и «Криминология», и его существенном влиянии на эффективность повышения уровня знаний у обу­чающихся по названным учебным дисциплинам.

Касаясь вопроса совершенствования преподавания дисциплины «Уголовное пра­во» для обучающихся в высших учебных заведениях МВД Республики Ка­захстан, следует отметить, что с периода становления доктрины советской уголовно-правовой науки до обретения независимости странами СНГ, в среде ученых правоведов данной отрасли знаний, не утихают дискуссии относительно понимания того или иного теоретического положения.

Вместе с тем недостаточная теоретическая разработанность отдельных поло­жений науки уголовного права обуславливает, как проблему толкования уголовного закона, так и сложность при квалификации деяний в практической деятельности органов, осуществляющих досудебное расследование.

Логично отметить в этой связи, что для выпускников ведомственных учебных заведений МВД РК, упущение теоретической составляющей в процессе обучения уголовного права, а вследствие этого фрагментарное и несистемное усвоение учебного материала по названной дисциплине, в итоге составит практическую проблему, препятствующую качественному выполнению своих профессиональных обязанностей.

В целях минимизации подобного рода последствий и обеспечения полной готов­ности выпускников к профессиональной деятельности, перед профессорско-преподавательским составом ведомственных учебных заведений стоит задача по­строения учебных занятий с обязательным элементом моделирования проб­лемных ситуаций, которые могут использоваться, как на лекционных, семинарских, практических занятиях, так и при самостоятельной работе слушателей с преподавателем.

Преподавание учебной дисциплины «Уголовное право» должно быть про­низано элементом актуализации выявления проблемных точек теоретического и практического характера, что не может не вызывать у обучаемых интересе у слу­шателя к изучаемому предмету.

Достаточно серьезным подспорьем для сотрудников ведомственных учебных заведений МВД РК, специализирующихся на преподавании уголовно-правовых дис­циплин, явилось бы обязательное использование в их деятельности, состав­ление тематик рефератов, предоставляемых слушателям с учетом их практической актуальности и значимости, под примерными предлагаемыми нами наименованиями:

  • актуальные проблемы учения о преступлении;
  • проблемы института множественности преступлений;
  • проблемы учения о составе преступления;
  • проблемы учения о стадиях совершенного преступления и неоконченном преступлении;
  • проблемы квалификации групповых преступлений;
  • проблемы учения об уголовном наказании;
  • проблемы построения системы наказаний в современном уголовном законодательстве;
  • основные правоприменительные проблемы в области уголовно-правовой ох­раны жизни и здоровья.

Вариации предлагаемых нами тем не являются исчерпывающими и приведены в качестве ориентира их потенциального использования в учебном процессе.

Механизм реализации технологии проблемного обучения при преподавании дисциплины «Уголовное право» нами видится в умении преподавателя форму­лировать суть проблемы в ходе проведения учебного занятия.

После формулировки сути проблемы в задачи преподавателя входит форми­рование познавательной потребности обучаемых в ее разрешении, но не без примерного разъяснения алгоритма применения

Не менее значимой в деле подготовки будущих специалистов для органов внутренних дел РК является проблема совершенствования преподавания такой дисциплины как «Криминология».

Большую методическую помощь в этой связи способно оказать использование для обсуждения с аудиторией тем авторефератов и диссертаций по проводившимся в области криминологического знания исследованиям.

Можно с достаточно высокой степенью вероятности спрогнозировать, что со­держащиеся в структуре автореферата такие разделы вступительной части, как: актуальность темы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая зна­чимость, вызовут неподдельный интерес у обучаемых к изучаемому предмету, и будут способствовать формированию первичных навыков проведения научных исследований.

В заключении рассмотрения представленной темы, в качестве его логического итога и формулировки предложений по совершенствованию преподавания дис­циплин «Уголовное право» и «Криминология» хотелось бы рекомендовать следующий алгоритм создания проблемной ситуации в обучении:

  • обучаемым должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:
  • проблемное задание основывается на уже усвоенных знаниях и приобре­тенных умениях, которые к моменту проведения учебного заведения входят круг обретенных учебных компетенций обучающегося;
  • то неизвестное явление, которое при постановке проблемного вопроса коррес­пондировано обучаемому, которое подлежит его самостоятельному исследованию, составляет определенную фундаментальную закономерность, предопределяемый ею общий способ действия в конкретной практической ситуации и общие условия выполнения последовательных логический операций;
  • выполнение проблемного задания в рамках учебных занятий и самос­тоятельной работы слушателей с преподавателем по дисциплинам «Уголовное право» и «Криминология» должно вызвать у обучаемого потребность в усваиваемом знании, которые будут актуализированы и востребованы в будущей практической деятельности, связанной с квалификацией уголовных правонарушений, предупреждении и профилактики преступлений.

 

АННОТАЦИЯ

В научной статье рассматриваются вопросы специфики преподавания дис­цип­лин «Уголовное право» и «Криминология» в ведомственных учебных заве­дениях МВД РК и предлагаются меры по применению и совершенствованию методики проведения аудиторных занятий в рамках изучения данных учебных курсов.

ТҮЙІН

Ғылыми мақалада ҚР ІІМ ведомстволық оқу орындарында «Қылмыстық құқық» және «Криминология» пәндерін оқыту ерекшеліктері мәселелері қарасты­рылады және осы оқу курстарын зерделеу шеңберінде аудиториялық сабақтарды өткізу әдістемесін қолдану және жетілдіру бойынша шаралар ұсынылады.

ANNOTATION

The scientific article discusses the specifics of teaching the disciplines «Criminal law» and «Criminology» in departmental educational institutions of the Ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan and suggests measures to apply and improve the methods of conducting classroom classes in the study of these educational courses.

  1. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968.
  2. Пономарев Я. А. Психология творения. Серия: Психологи Отечества. — Воронеж: Модэк., 1999.
  3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. — М.: Совершенство, 1997.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-Пресс, 1999; Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1985; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*