admin 03.10.2019

Апальков А. В. — преподаватель кафедры физической подготовки Белго­родс­кого юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, подполковник полиции;

Леонова Е. Р. — курсант 331-го взвода факультета обеспечения безопаснос­ти на транспорте Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, рядовой полиции

УДК 796/378.6

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

РЕСЕЙ ІШКІ ІСТЕР МИНИСТРЛІГІНІҢ БІЛІМ БЕРУ ҰЙЫМДАРЫНДА ШЕТЕЛДІК ТЫҢДАУШЫЛАРДЫҢ ДЕНЕ ШЫНЫҚТЫРУ ДАЙЫНДЫҒЫН ҰЙЫМДАСТЫРУ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF FOREIGN STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, иностранные слуша­те­ли, образовательные организации МВД России.

Түйінді сөздер: дене шынықтыру дайындығы, курсанттар, шетелдік тың­дау­шы­лар, Ресей ІІМ-нің білім беру ұйымдары.

Keywords: physical training, cadets, foreign students, educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «Об органах внут­ренних дел Республики Казахстан», органы внутренних дел Республики Казахстан являются правоохранительным органом, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности[1]. Схожее предназначение, согласно Федеральному за­кону «О полиции», имеет полиция Российской Федерации, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности[2].

Как показывает анализ практической деятельности, главная роль в решении задач, возложенных на данный правоохранительный орган, в большинстве случаев выполняет офицерский состав. Подготовка офицеров для полиции РФ в боль­шинстве случаев осуществляется в ведомственных вузах. В процессе воспитания будущих офицеров формируются профессиональные, деловые, морально-волевые и иные качества[3].

Современное развитие высшего образования характеризуется широким педа­го­гическим взаимодействием на международном уровне, обучением молодежи в университетах других стран, взаимным обогащением образовательных техно­логий, методик воспитания. Подобные процессы затронули также и область обучения будущих специалистов правоохранительных органов[4]. Профессиональная под­го­товка иностранных граждан в российских ведомственных вузах является важным направлением сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации с зарубежными странами. В связи с этим в образовательных организациях ведется подготовка и переподготовка иностранных слушателей из Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Таджикистана, Туркменистана и других государств.

Учебно-тематические планы обучения иностранных слушателей включают выездные занятия в органы внутренних дел, суды, подразделения иных право­охра­нительных органов, в ходе которых слушатели имеют возможность ознакомиться с собранным и обобщенным передовым опытом предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия преступлений, расследования и рассмотрения судами уголовных дел. Все это позволяет сочетать последние достижения науки с практикой[5].

Стоит отметить, что процесс подготовки иностранных слушателей в образо­вательных организациях МВД РФ схож с процессом подготовки русских кур­сантов, однако имеет ряд отличий. В частности, особенности обучения проявляются на занятиях по физической подготовке.

С первых дней пребывания в российском вузе иностранные слушатели нахо­дятся в непривычной для них социокультурной национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Именно поэтому занятия по физи­ческой подготовке строятся таким образом, чтобы иностранный слушатель быстрее приспособился к обстановке, в которой он находится. Ведь грамотно подобранные средства и методы занятий развивают и совершенствуют в человеке не только физические качества, двигательные умения и навыки, но и активно влияют на внутренний мир человека, на взаимоотношения между индивидуумами[6]. Посредством физических упражнений происходит адаптация к специфическим условиям обучения, установленному распорядку дня, кроме того развивается самодисциплина.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что наибольшие трудности в процессе адаптации к образовательному процессу у иностранных курсантов вызывает низ­кий уровень владения русским языком (33%)[7]. Преодоление языкового барьера в процессе обучения выступает следующей особенностью подготовки иностранных кадров. Обычно существование языкового барьера проявляется в виде психо­логической скованности при произношении фраз. Иностранный слушатель осоз­нает трудности в произношении, и впадает в ступор при необходимости общаться с носителем языка, либо уже непосредственно в процессе общения.

Одну из главных ролей в преодолении языкового барьера играет профес­сорско-преподавательский состав. Безусловно, у каждого человека планка язы­кового барьера индивидуальна и определяется его психологией, способностью думать, излагать мысли на родном языке, уровнем языковой подготовки по ино­странному языку, однако преподаватели, общаясь с иностранными слуша­телями должны им объяснять, что главное условие преодоления языкового барьера – уверенность в собственных силах[8].

Следующей особенностью являются религиозные обычаи иностранных слушателей. Так, у мусульман один из пяти столпов — саум — содержит обязательный для них пост — Рамадан. В течение 29 или 30 дней (в зависимости от лунного календаря) мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости. Пост начинается с начала рассвета (после утреннего азана) и заканчивается после захода солнца (после вечернего азана).

В связи с этим, занятия по физической подготовке должны строиться в особом порядке. Например, при выполнении силовых тренировок в Рамадан должны быть выбраны упражнения, которые нацелены не более чем на одну группу мышц, так чтобы получить больше отдачи от затраченных усилий на тренировке. К ним можно отнести приседания, становую тягу, жим стоя, жим лежа и тяга. Кардио-тренировки должны быть ограничены и продолжительностью. Кроме того, их количество не должно превышать двух в неделю. Так как нагрузка на сердце во время поста возрастает в несколько раз.

Подводя итог, следует отметить, что число иностранных слушателей в ве­домственных вузах растет. Результатом такого сотрудничества является обмен информацией по вопросам, представляющим интерес для образовательных учреж­дений стран, ознакомление с системой подготовки полиции за рубежом. В частности, на основании полученной информации происходит совершенствование учебно-воспитательного процесса. Несмотря на положительные стороны между­народного сотрудничества, процесс обучения иностранных слушателей имеет ряд особенностей, который может вызывать трудности у профессорско-преподава­тельского состава вузов МВД.

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена особенностям организации занятий по физической под­готовке иностранных слушателей в образовательных организациях системы МВД России. Выделены факторы, успешно влияющие на профессиональную адаптацию иностранных слушателей.

ТҮЙІН

Берілген мақала Ресей ІІМ жүйесінің білім беру ұйымдарында шетелдік тың­даушылардың дене шынықтыру сабақтарын ұйымдастырудың ерекшелік­теріне арналған. Шетелдік тыңдаушылардың кәсіби бейімделуіне сәтті әсер ететін факторлар көрсетілген.

ANNOTATION

This article is devoted to the peculiarities of the organization of classes on physical training of foreign students in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The factors that successfully influence the professional adaptation of foreign students are highlighted.

  1. Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.04.2019 г.).
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции».
  3. Гуралев В. М., Гуралев А. В., Осипов А. Ю., Филиппович В. А. Обеспечение прак­тичес­кой направленности обучения на занятиях по физической подготовке в вузах МВД РФ // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 52-3. С. 37.
  4. Джапаркулов А. С. Особенности занятий избранным видом спорта у курсантов факультета подготовки иностранных специалистов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. — 2018. — № 3. // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zanyatiy-izbrannym-vidom-sporta-u-kursantov-fakulteta-podgotovki-inostrannyh-spetsialistov-moskovskogo-universiteta-mvd (дата обращения: 14.09.2019).
  5. Плотникова Г. В. Проблема обучения иностранных курсантов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. С. 117.
  6. Кузнецов Б. В. Физическая подготовка курсантов в процессе их профессиональной адаптации // Вестник ВИ МВД России. — 2014. — № 3. С. 137.
  7. Воскрекасенко О. А, Бучнева О. А. Адаптация иностранных курсантов к образовательному процессу // Высшее образование в России. — 2013. — № 7. С. 139.
  8. Новикова Э. Б., Попова Т. А., Шленская Н. М. Языковой барьер: причины возникновения и пути преодоления // Современные гуманитарные исследования. — 2015. — № 13. С. 126.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*