Муканова Д. С. — преподаватель-методист Учебно-методического центра Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, майор полиции
УДК
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
КРЕДИТТІК ТЕХНОЛОГИЯ БОЙЫНША ОҚЫТУДЫҢ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ
FEATURES OF CREDIT TECHNOLOGY TRAINING
Ключевые слова: институт, курсант, слушатель, кредитная технология, образование, индивидуальное обучение, самостоятельная работа, учебный процесс.
Түйінді сөздер: институт, курсант, тыңдаушы, кредиттік технология, білім беру, жеке оқыту, өзіндік жұмыс, оқу үдерісі.
Keywords: Institute, cadet, listener, credit technology, education, individual training, independ-ent work, educational process.
Известно, что образование является одним из главных ресурсов государства, которое обеспечивает интеллектуальный потенциал общества. Сегодня, когда происходят важнейшие процессы по модернизации органов внутренних дел, многократно возрастает роль ведомственных учебных заведений, как важнейшего стратегического ресурса МВД Республики Казахстан.
Актюбинским юридическим институтом МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева осуществляются определенные меры по реализации главных приоритетов, обозначенных в Дорожной карте по модернизации органов внутренних дел на 2019-2021гг. Особое внимание при этом уделяется выполнению третьего направления, посвященного отбору, подготовке кадров и модернизации ведомственного образования.
С первых дней суверенного Казахстана в стране была выбрана своя модель обучения, которая отвечала бы современным требованиям образования и, как результат, образовательная сфера совершенно модифицирована. Основным приоритетом стала подготовка конкурентоспособных выпускников, готовых выполнять самые сложные задачи в той или иной сфере деятельности.
В образовании институт делает ставку на внедрение передовых инновационных технологий и совершенствование процессов приобретения практических навыков работы будущих полицейских с населением, использование которой позволяет воплотить в реальность применение кредитных технологий обучения (КТО).
С подписанием Казахстаном Болонской декларации в 2010 году, одной из стратегических целей государственной политики в области высшего образования стало эффективное функционирование высших учебных заведений в соответствии с основными параметрами Болонского процесса. Особую важность обретает присоединение к Болонской декларации и в свете Послания Президента Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана». В нем прописана конкретная задача: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира».
С переходом на кредитную систему обучения институт основной упор сделал на качественную перестройку работы профессорско-преподавательского состава с курсантами и слушателями, кардинально изменились формы и методы обучения.
Основной задачей явилось создание условий для индивидуального обучения.
Появились совершенно новые черты КТО, во-первых, изменилась оценка знаний по всем дисциплинам, у обучающихся появилась свобода выбора дисциплин, которые предусмотрены утвержденными учебными планами.
Как известно, сейчас идет активная работа реализации Дорожной карты по модернизации органов внутренних дел. При этом особое внимание уделяется претворению в жизнь третьему направлению, посвященного модернизации ведомственного образования по подготовке полицейского нового формата.
Несомненно, в решении поставленных задач важная роль отводится обучению по кредитной технологии.
Министерство внутренних дел определило какими профессиональными и физическими данными должен обладать полицейский нового формата, профессия которого ко многому обязывает.
Прежде всего, полицейский нового формата должен быть готовым прийти на помощь к людям, оказавшимся в трудной ситуации; обладать знаниями законов; быть внимательным к гражданам; знать тактические действия при остановке автотранспортного средства, обладать способностью предвидеть развитие событий и т. д.
В образовании, применяя кредитную технологию, институт делает ставку на внедрение передовых инновационных технологий и совершенствование процессов приобретения практических навыков работы будущих полицейских.
С учетом современных требований разработаны учебные программы по подготовке кадров с использованием современных интерактивных методов и форм обучения.
Для проведения занятий отобраны лучшие преподаватели Вуза, созданы реальные условия для системного привлечения к проведению занятий опытных сотрудников территориальных органов внутренних дел, а также представителей других правоохранительных органов, судов и общественных помощников.
На базе института созданы специализированные учебные полигоны: «Автополигон», «Криминалистический полигон», «Транспортный полигон», а также в тесном взаимодействии с ДП Актюбинской области на базе участкового пункта полиции № 26 ГОП № 3 Алматинского района УП г. Актобе создан и функционирует филиал выпускающей кафедры административного права и административной деятельности ОВД, целью которого является усиление роли практического обучения, способствующего формированию практических умений, навыков и интереса к выбранной профессии.
Следует отметить, что для Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева не потребовалось много времени, чтобы по достоинству оценить преимущества кредитной системы обучения.
Во-первых, на факультетах очного, первоначального и дополнительного обучения, а также у кафедр, благодаря переходу на кредитую систему обучения, появилась академическая свобода. Шире стали применять инновационные технологии, положительно решаются вопросы переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава института.
Кроме того, существенно обновился кадровый состав института, к занятиям привлекаются лучшие отечественные и зарубежные преподаватели. По прямому набору направляются для обучения в ведомственные учебные заведения, в другие учебные заведения Республики Казахстан и СНГ будущие доктора (PhD).
Особенность преимущества перехода на обучение по кредитной технологии заключается в том, что курсанты и слушатели института лично принимают участие при формировании своего индивидуального плана, то есть определяют образовательную траекторию на весь период обучения. В институте были введены должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин. И другой немаловажный фактор касается перехода на бальную систему оценки текущей и рубежной успеваемости.
Говоря в целом о положительных моментах внедрения кредитной технологии, можно сказать, что появилась необходимость в постоянном улучшении качества образования на основе принятия самых лучших передовых методик обучения, укрепления материально-технической базы, больше появилось времени у обучающихся для самостоятельной работы, что немаловажно в условиях ведомственного образования.
Вместе с тем, возникли и определенные проблемы с переходом на кредитную систему обучения, в основном это связано с огромной загруженностью профессорско-преподавательского состава. Исходя из этого, приходим к выводу, что необходимо пересмотреть некоторые моменты касательно внедрения кредитной системы обучения в ведомственных учебных заведениях МВД Республики Казахстан.
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье раскрываются особенности обучения по кредитной технологии, а также аргументируется процесс внедрения КТО (кредитной технологии обучения) в Актюбинском юридическом институте МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева. Установлены вопросы, задачи дальнейшего развития кредитной технологии обучения, с учетом положительного опыта работы в данном направлении.
ТҮЙІН
Осы мақалада кредиттік технология бойынша оқытудың ерекшеліктері ашылады, сондай-ақ М.Бөкенбаев атындағы Қазақстан Республикасы ІІМ Ақтөбе заң институтында КТО (кредиттік технология бойынша оқыту) енгізу үдерісі дәйектеледі. Осы бағыттағы жұмыстың оң тәжірибесін ескере отырып, оқытудың кредиттік технологиясын одан әрі дамыту мәселелері, міндеттері белгіленді.
ANNOTATION
This article describes the features of training in credit technology, and also explains the process of implementing CT (credit technology training) in the Aktobe law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after M. Bukenbaev. The questions and tasks of further development of credit technology of training, taking into account the positive experience in this direction, are established.