Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и специальных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук
Калыкбаев Р. А. — студент 2 курса специальности «Юриспруденция» Баишев Университета
Сулейманова Г. Ж. — Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғылыми қызметкері (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты
Қалықбаев Р. А. — Баишев Университетінің “Құқықтану” мамандығының 2 курс студенті
Suleymanova G. Zh. — chief researcher of the Center for scientific and special research (Aktobe), candidate of law
Kalykbayev R. A. — 2nd year student of the specialty “Jurisprudence” of Baishev University
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
ІШКІ ІСТЕР ОРГАНДАРЫ МЕМЛЕКЕТТІҢ ӘКІМШІЛІК-ҚҰҚЫҚТЫҚ ТЕТІГІНДЕ ҚҰҚЫҚТЫҚ ТӘРТІПТІ ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ ЖӨНІНДЕГІ НЕГІЗГІ ОРЫНДАУШЫ РЕТІНДЕ
INTERNAL AFFAIRS BODIES AS THE MAIN EXECUTOR TO ENSURE LAW AND ORDER IN THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM OF THE STATE
Ключевые слова: органы внутренних дел, административно-правовой механизм, государство, обеспечение, правопорядок, исполнительные органы, юрисдикция, государственная программа, административные правонарушения, электронный формат.
Түйінді сөздер: ішкі істер органдары, әкімшілік-құқықтық тетік, мемлекет, қамтамасыз ету, құқық тәртібі, атқарушы органдар, юрисдикция, мемлекеттік бағдарлама, әкімшілік құқық бұзушылықтар, электрондық формат.
Keywords: internal affairs bodies, administrative and legal mechanism, state, security, law and order, executive bodies, jurisdiction, state program, administrative offenses, electronic format.
17 августа 2010 г. Президент Республики Казахстан в Указе № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» заложил решение задачи по реформированию правоохранительной системы. На сегодняшний день продолжается модернизация правоохранительных органов, которая будет успешной, если в ней примет участие все общество.
В настоящее время требуют совершенствования традиционные способы защиты прав человека — судебные и административные. Которые являются неотъемлемыми особенно в условиях осуществления и обеспечения правопорядка в стране. При этом основные функции по осуществлению правопорядка непосредственно выполняют органы внутренних дел. На них лежит основная нагрузка по практической реализации законов, следующих целей и задач:
- профилактика правонарушений;
- охрана общественного порядка;
- борьба с преступностью;
- исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также административных взысканий;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны.
То есть они являются специальным отраслевым субъектом системы исполнительных органов государственной власти, особым силовым звеном организационного механизма исполнительной власти, всего государственно-властного механизма. Органам внутренних дел присущи признаки и особенности, характерные для исполнительной власти и ее органов. Это исходит из Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 апреля 2014 года № 199-V с изменениями и дополнениями по состоянию на 2020 г.
Согласно ст. 7 данного закона, в систему органов внутренних дел входят — полиция (криминальная полиция, административная полиция, подразделения следствия, дознания и иные подразделения), уголовно-исполнительная система (ведомство, его территориальные органы, служба пробации и учреждения, исполняющие наказания, иные подведомственные организации), военно-следственные органы, Национальная гвардия Республики Казахстан, органы гражданской защиты.
Криминальная полиция состоит из подразделений по борьбе с организованной преступностью, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, иных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Административная полиция состоит из местной полицейской службы, подразделений по контролю в сфере оборота гражданского и служебного оружия, миграционной полиции, конвойной службы, специальных учреждений и иных подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка.
Местная полицейская служба состоит из подразделений участковых инспекторов полиции, по делам несовершеннолетних, по защите женщин от насилия, патрульной полиции, природоохранной полиции и иных подразделений, осуществляющих деятельность в сфере профилактики правонарушений, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы внутренних дел взаимодействуют с другими государственными органами, физическими и юридическими лицами, которые вправе оказывать им помощь.
Отдельные граждане как добровольные помощники полиции могут с их согласия привлекаться к сотрудничеству.
Также сотрудники ОВД взаимодействуют с институтами гражданского общества и подпадают под общественный контроль со стороны общественных наблюдательных комиссий и Общественных советов.
Министерством и Департаментами полиции в областях создаются иные консультативно-совещательные органы для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении прозрачности их деятельности, рассмотрения обращений физических и юридических лиц на действия сотрудников органов внутренних дел, нарушающих нормы служебной этики, установленные законодательством Республики Казахстан, и в других целях.
Компетенция органов внутренних дел определена не только Законом Об ОВД, но и другими нормативно-правовыми актами. Более подробная регламентация административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел содержится в КоАП РК в ст. 685, а также в отдельных нормативных правовых актах и приказах МВД РК.
При нарушении сотрудниками ОВД прав и законных интересов граждан органы внутренних дел обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности.
Юрисдикция органов внутренних дел в рамках административно-правового механизма является исключительно административной, осуществляется специально уполномоченным на то ведомством. Свои властные полномочия органы внутренних дел осуществляют в отношении субъектов, не находящихся в служебном подчинении, за исключением аттестованных сотрудников, которые могут нести ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным взысканиям, а также на общих основаниях. В этом состоит одно из отличий административной юрисдикции от дисциплинарной, для которой характерно организационное подчинение должностного лица, принимающего решение, и нарушителя. Свои разносторонние функции органы внутренних дел выполняют посредством определенных видов властной государственной деятельности. Считаем, что структуру правоохранительной деятельности органов внутренних дел составляют административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, пенитенциарная, профилактическая виды деятельности. По объему выполняемых задач, по обязанностям личного состава в работе органов внутренних дел преобладает административная деятельность, представляющая собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности. Не раскрывая содержание этого особого вида деятельности, следует отметить, что ей свойственны признаки, выделяющие ее среди других видов деятельности и в то же время присущие исполнительным органам деятельности: это — государственно-властный, подзаконный, исполнительно-распорядительный, целенаправленный, творческий, организующий, профилактический характер, повседневное и практическое осуществление задач-функций государства в сфере внутренних дел.
Однако при квалификации ряда правонарушений практические работники органов внутренних дел обращаются к анализу не только норм КоАП РК, но и УК РК. Дело в том, что некоторые административные и уголовные правонарушения по характеру противоправности и другим основаниям имеют много общего. При этом квалификация занимает одно из важных мест в практической деятельности сотрудников ОВД.
Административная юрисдикция органов внутренних дел имеет сложную по своему составу нормативную правовую основу, включающую материальные, процессуальные и компетенционные нормы. К особенностям правовой основы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел следует отнести наличие множества правовых актов, в том числе государственного уровня, органов местного государственного управления, ведомственных нормативных актов.
А для автоматизации процесса административного производства с момента возбуждения до окончательного исполнения с 1 января 2021 г. в рамках указанного направления Генеральной прокуратурой будет введена в действие система «Единый реестр административных правонарушений» (далее — ЕРАП).
Данная система разработана в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан», которая по поручению Главы государства постановлением Правительства Республики Казахстан в декабре 2017 года была утверждена. Все это сделано для перехода административного производства в электронный формат, также как для перехода досудебного производства по уголовным делам был разработан и внедрен ЕРДР — Единый реестр досудебного расследования.
Система позволяет с помощью планшета моментально составить электронный протокол и на месте же оплатить штраф.
В мае 2018 г. в г. Кульсары Жылыойского района Атырауской области был апробирован как пилотный проект. Одновременно он был апробирован и в других областях и регионах республики. А в данной области на сегодняшний день посредством системы составлено свыше 20 тыс. электронных административных протоколов с наложением штрафов на сумму более 123 млн.тенге.
Также на официальном сервисе мобильного приложения «Qamqор» Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК можно проверить информацию об административных правонарушениях, неоплаченных штрафах и проверить был оплачен штраф и когда оплата прошла. Для этого необходимо ввести ИИН, номер и тип документа (рисунок 1).

В этом аспекте можно подписаться на бесплатное SMS-оповещение о регистрации новых административных штрафах на автомобиль. Для этого необходимо зарегистрировать свой сотовый телефон в личном кабинете на портале электронного правительства.
Однако даже электронный протокол органа внутренних дел (его полномочного лица) о наложении штрафа может быть обжалован в вышестоящий орган или в районный (городской), решение которого является окончательным. Предусмотрен публичный сектор — функционал ЕРАП, позволяющий участникам производства по делам об административных правонарушениях получать удаленный доступ к материалам электронного дела об административном правонарушении, а также подавать жалобы, заявления и ходатайства[1].
Так как среди правовых конфликтов (споров) наряду с рассмотрением административных правонарушений органы внутренних дел рассматривают жалобы на действия подчиненных органов (должностных лиц), протесты прокурора. На наш взгляд, рассмотрение жалоб, протестов по делам об административных правонарушениях является также конститутивным признаком административной юрисдикции. Жалобы и протесты требуют юрисдикционного вмешательства, так же как и правонарушения. Акты должностного лица органа внутренних дел, в том числе и постановления по делам об административных правонарушениях, могут быть дефектными по различным причинам: небрежность, некомпетентность, злоупотребление правом и так далее. Поэтому в интересах дела право одной стороны — решать и использовать власть — должно быть уравновешено правом другой стороны — обжаловать акт, требовать его пересмотра. Право гражданина обжаловать акты субъектов власти — атрибут одной из конституционных гарантий охраны прав и законных интересов человека.
Процедура же рассмотрения жалоб граждан в органах государственной власти, начиная с 19 июня 1995 г., регламентировалась Указом Президента РК, имеющего силу закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан»[2], а уже с 12 января 2007 г. Законом РК № 221-III ЗРК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2020 г.)[3]. Так, законодатель регулирует общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в прокуратуру определяется Законом РК о Прокуратуре.
Однако данный закон о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц пока еще действует вплоть до 1 июля 2021 года. На замену его должен прийти работать Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI. Где порядку обжалования и подаче жалобы посвящена Глава 13.
Также в ст. ст. 827-829 КоАП РК расписан порядок подачи, сроки подачи и порядок рассмотрения жалобы в орган (должностному лицу), суд, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить их в вышестоящий орган (должностному лицу), соответствующий суд.
Таким образом, приходим к заключению, что практическая деятельность органов внутренних дел по осуществлению и обеспечению правопорядка в стране подверглась очень значительным изменениям. Практически за последние 5 лет она претерпела значительные положительные изменения. Внедрение информационных технологий и различных программ существенно облегчили некоторые виды деятельности сотрудников органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности граждан.
АННОТАЦИЯ
В Республике Казахстан основные функции по осуществлению правопорядка непосредственно выполняют органы внутренних дел. На них лежит основная нагрузка по практической реализации законов в этом направлении, а именно: профилактика правонарушений; охрана общественного порядка; борьба с преступностью; исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, а также административных взысканий; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны. И за последние 5 лет она претерпела значительные положительные изменения.
Например, для автоматизации процесса административного производства с момента возбуждения до окончательного исполнения с 1 января 2021 г. в рамках указанного направления Генеральной прокуратурой будет введена в действие система «Единый реестр административных правонарушений». Все это сделано для перехода административного производства в электронный формат, также как для перехода досудебного производства по уголовным делам был разработан и внедрен Единый реестр досудебного расследования.
ТҮЙІН
Қазақстан Республикасында құқықтық тәртіпті жүзеге асыру жөніндегі негізгі функцияларды ішкі істер органдары тікелей орындайды. Оларға осы бағыттағы заңдарды іс жүзінде іске асыру бойынша негізгі салмақ түседі, атап айтқанда: құқық бұзушылықтардың алдын алу; қоғамдық тәртіпті қорғау; қылмысқа қарсы күрес; қылмыстық жазаларды және қылмыстық-құқықтық Ықпал етудің өзге де шараларын, сондай-ақ әкімшілік жазаларды орындау; төтенше жағдайлардың алдын алу және оларды жою, өрт қауіпсіздігін қамтамасыз ету, азаматтық қорғанысты ұйымдастыру. Соңғы 5 жыл ішінде ол айтарлықтай оң өзгерістерге ұшырады.
Мәселен, 2021 жылғы 1 қаңтардан бастап қозғалған сәттен бастап түпкілікті орындауға дейінгі әкімшілік іс жүргізу процесін автоматтандыру үшін Бас прокуратура көрсетілген бағыт шеңберінде «әкімшілік құқық бұзушылықтардың бірыңғай тізілімі» жүйесін қолданысқа енгізетін болады. Мұның барлығы әкімшілік іс жүргізудің электрондық форматқа көшуі үшін жасалды, сондай-ақ қылмыстық істер бойынша сотқа дейінгі іс жүргізудің көшуі үшін сотқа дейінгі тергеп-тексерудің бірыңғай тізілімі әзірленіп, енгізілді.
ANNOTATION
In the Republic of Kazakhstan, the main functions of law enforcement are directly performed by the internal affairs bodies. They bear the main burden on the practical implementation of laws in this direction, namely: prevention of offenses; protection of public order; fighting crime; execution of criminal penalties and other measures of criminal law, as well as administrative penalties; prevention and elimination of emergencies, fire safety, organization of civil defense. And over the past 5 years, it has undergone significant positive changes.
So, to automate the process of administrative proceedings from the moment of initiation to final execution, from January 1, 2021, within the framework of this direction, the General Prosecutor’s Office will put into effect the “Unified Register of Administrative Offenses” system. All this was done for the transition of administrative proceedings to an electronic format, as well as for the transition of pre-trial proceedings in criminal cases, the Unified Register of Pre-trial Investigation was developed and implemented.
- [1] Приказ и.о. Генерального Прокурора Республики Казахстан от 10 июля 2020 года № 85 «Об утверждении Правил ведения Единого реестра административных производств» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V200002096.
- [2] Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 19 июня 1995 г., утратил силу // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1003766
- [3] Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 г. № 221-III ЗРК с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2020 г. // https://online.zakon.kz.