admin 30.09.2020

Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и спе­циаль­ных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук

Калыкбаев Р. А. — студент 2 курса специальности «Юриспруден­ция» Баишев Университета

Сулейманова Г. Ж. — Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғы­лыми қызметкері (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты

Қалықбаев Р. А. — Баишев Университетінің “Құқықтану” мамандығының 2 курс студенті

Suleymanova G. Zh. — chief researcher of the Center for scientific and special research (Aktobe), candidate of law

Kalykbayev R. A. — 2nd year student of the specialty “Jurisprudence” of Baishev University

УДК 342.922

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

ІШКІ ІСТЕР ОРГАНДАРЫ МЕМЛЕКЕТТІҢ ӘКІМШІЛІК-ҚҰҚЫҚТЫҚ ТЕТІГІНДЕ ҚҰҚЫҚТЫҚ ТӘРТІПТІ ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ ЖӨНІНДЕГІ НЕГІЗГІ ОРЫНДАУШЫ РЕТІНДЕ

INTERNAL AFFAIRS BODIES AS THE MAIN EXECUTOR TO ENSURE LAW AND ORDER IN THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM OF THE STATE

Ключевые слова: органы внутренних дел, административно-правовой меха­низм, государство, обеспечение, правопорядок, исполнительные органы, юрис­дик­ция, государственная программа, административные правонарушения, электронный формат.

Түйінді сөздер: ішкі істер органдары, әкімшілік-құқықтық тетік, мемле­кет, қамтамасыз ету, құқық тәртібі, атқарушы органдар, юрисдикция, мемле­кеттік бағдарлама, әкімшілік құқық бұзушылықтар, электрондық формат.

Keywords: internal affairs bodies, administrative and legal mechanism, state, security, law and order, executive bodies, jurisdiction, state program, administrative offenses, electronic format.

17 августа 2010 г. Президент Республики Казахстан в Указе № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судеб­ной системы в Республике Казахстан» заложил решение задачи по реформи­рованию правоохранительной системы. На сегодняшний день продолжается мо­дернизация правоохранительных органов, которая будет успешной, если в ней примет участие все общество.

В настоящее время требуют совершенствования традиционные способы за­щи­ты прав человека — судебные и административные. Которые являются неотъемлемыми особенно в условиях осуществления и обеспечения правопо­рядка в стране. При этом основные функции по осуществлению правопорядка непосредственно выполняют органы внутренних дел. На них лежит основная нагрузка по практической реализации законов, следующих целей и задач:

  • профилактика правонарушений;
  • охрана общественного порядка;
  • борьба с преступностью;
  • исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воз­дейст­вия, а также административных взысканий;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение по­жар­ной безопасности, организация гражданской обороны.

То есть они являются специальным отраслевым субъектом системы исполни­тель­ных органов государственной власти, особым силовым звеном организацион­ного механизма исполнительной власти, всего государственно-властного меха­низ­ма. Органам внутренних дел присущи признаки и особенности, характерные для исполнительной власти и ее органов. Это исходит из Закона РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 апреля 2014 года № 199-V с изменениями и дополнениями по состоянию на 2020 г.

Согласно ст. 7 данного закона, в систему органов внутренних дел входят — по­ли­ция (криминальная полиция, административная полиция, подразделения следст­вия, дознания и иные подразделения), уголовно-исполнительная система (ведомство, его территориальные органы, служба пробации и учреждения, испол­няю­щие наказания, иные подведомственные организации), военно-следственные органы, Национальная гвардия Республики Казахстан, органы гражданской за­щиты.

Криминальная полиция состоит из подразделений по борьбе с организован­ной преступностью, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, иных подразделений, осуществ­ляющих оперативно-розыскную деятельность.

Административная полиция состоит из местной полицейской службы, под­раз­делений по контролю в сфере оборота гражданского и служебного оружия, миг­рационной полиции, конвойной службы, специальных учреждений и иных подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка.

Местная полицейская служба состоит из подразделений участковых инспек­торов полиции, по делам несовершеннолетних, по защите женщин от насилия, патрульной полиции, природоохранной полиции и иных подразделений, осу­ществ­ляющих деятельность в сфере профилактики правонарушений, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы внутренних дел взаимодействуют с другими государственными орга­на­ми, физическими и юридическими лицами, которые вправе оказывать им помощь.

Отдельные граждане как добровольные помощники полиции могут с их согласия привлекаться к сотрудничеству.

Также сотрудники ОВД взаимодействуют с институтами гражданского об­щест­ва и подпадают под общественный контроль со стороны общественных наблюдательных комиссий и Общественных советов.

Министерством и Департаментами полиции в областях создаются иные кон­суль­тативно-совещательные органы для оказания содействия органам внутрен­них дел в обеспечении прозрачности их деятельности, рассмотрения обращений физических и юридических лиц на действия сотрудников органов внутренних дел, нарушающих нормы служебной этики, установленные законодательством Республики Казахстан, и в других целях.

Компетенция органов внутренних дел определена не только Законом Об ОВД, но и другими нормативно-правовыми актами. Более подробная регламен­тация административно-юрисдикционных полномочий органов внутренних дел содержится в КоАП РК в ст. 685, а также в отдельных нормативных правовых актах и приказах МВД РК.

При нарушении сотрудниками ОВД прав и законных интересов граждан органы внутренних дел обязаны восстановить эти права, возместить нанесенный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности.

Юрисдикция органов внутренних дел в рамках административно-правового механизма является исключительно административной, осуществляется спе­циаль­но уполномоченным на то ведомством. Свои властные полномочия органы внутренних дел осуществляют в отношении субъектов, не находящихся в слу­жеб­ном подчинении, за исключением аттестованных сотрудников, которые могут нести ответственность за административные правонарушения по дисцип­линар­ным взысканиям, а также на общих основаниях. В этом состоит одно из отличий административной юрисдикции от дисциплинарной, для которой характерно орга­низационное подчинение должностного лица, принимающего решение, и нарушителя. Свои разносторонние функции органы внутренних дел выполняют пос­редством определенных видов властной государственной деятельности. Считаем, что структуру правоохранительной деятельности органов внутренних дел составляют административная, оперативно-розыскная, уголовно-процес­суаль­ная, пенитенциарная, профилактическая виды деятельности. По объему выполняемых задач, по обязанностям личного состава в работе органов внут­ренних дел преобладает административная деятельность, представляющая собой разновидность исполнительно-распорядительной деятельности. Не раскрывая со­дер­жание этого особого вида деятельности, следует отметить, что ей свойст­венны признаки, выделяющие ее среди других видов деятельности и в то же время присущие исполнительным органам деятельности: это — государственно-властный, подзаконный, исполнительно-распорядительный, целенаправленный, твор­ческий, организующий, профилактический характер, повседневное и прак­тическое осуществление задач-функций государства в сфере внутренних дел.

Однако при квалификации ряда правонарушений практические работники ор­ганов внутренних дел обращаются к анализу не только норм КоАП РК, но и УК РК. Дело в том, что некоторые администра­тивные и уголовные право­нару­шения по характеру противоправности и другим основаниям имеют много общего. При этом квалификация занимает одно из важных мест в практической деятельности сотрудников ОВД.

Административная юрисдикция органов внутренних дел имеет сложную по своему составу нормативную правовую основу, включающую материальные, про­цес­суальные и компетенционные нормы. К особенностям правовой основы административно-юрисдикционной деятельности органов внутрен­них дел сле­дует отнести наличие множества правовых актов, в том числе государственного уровня, органов местного государственного управления, ведомственных нор­мативных актов.

А для автоматизации процесса административного производства с момента возбуждения до окончательного исполнения с 1 января 2021 г. в рамках указан­ного направления Генеральной прокуратурой будет введена в действие система «Единый реестр административных правонарушений» (далее — ЕРАП).

Данная система разработана в рамках государственной программы «Цифро­вой Казахстан», которая по поручению Главы государства постановлением Пра­ви­тельства Республики Казахстан в декабре 2017 года была утверждена. Все это сделано для перехода административного производства в электронный формат, также как для перехода досудебного производства по уголовным делам был разработан и внедрен ЕРДР — Единый реестр досудебного расследования.

Система позволяет с помощью планшета моментально составить электрон­ный протокол и на месте же оплатить штраф.

В мае 2018 г. в г. Кульсары Жылыойского района Атырауской области был апробирован как пилотный проект. Одновременно он был апробирован и в дру­гих областях и регионах республики. А в данной области на сегодняшний день посредством системы составлено свыше 20 тыс. электронных административных протоколов с наложением штрафов на сумму более 123 млн.тенге.

Также на официальном сервисе мобильного приложения «Qamqор» Коми­тета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК можно проверить информацию об административных правонарушениях, неопла­ченных штрафах и проверить был оплачен штраф и когда оплата прошла. Для этого необходимо ввести ИИН, номер и тип документа (рисунок 1).

Рисунок 1 — Официальный сервис мобильного приложения «Qamqор» Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК

В этом аспекте можно подписаться на бесплатное SMS-оповещение о регист­рации новых административных штрафах на автомобиль. Для этого необходимо зарегистрировать свой сотовый телефон в личном кабинете на портале элект­рон­ного правительства.

Однако даже электронный протокол органа внутренних дел (его полно­мочного лица) о наложении штрафа может быть обжалован в вышестоящий орган или в районный (городской), решение которого является окончательным. Предус­мотрен публичный сектор — функционал ЕРАП, позволяющий участникам произ­водства по делам об административных правонарушениях получать уда­ленный доступ к материалам электронного дела об административном правона­рушении, а также подавать жалобы, заявления и ходатайства[1].

Так как среди правовых конфликтов (споров) наряду с рассмотрением адми­нист­ративных правонарушений органы внутренних дел рассмат­ривают жалобы на действия подчиненных органов (должностных лиц), протесты прокурора. На наш взгляд, рассмотрение жалоб, протестов по делам об административных правонарушениях является также конститутивным признаком административной юрисдикции. Жалобы и протесты требуют юрисдикционного вмешательства, так же как и правонарушения. Акты должностного лица органа внутренних дел, в том числе и постановления по делам об административных правонарушениях, могут быть дефектными по различным причинам: небрежность, некомпетент­ность, злоупотребление правом и так далее. Поэтому в интересах дела право од­ной стороны — решать и использовать власть — должно быть уравновешено пра­вом другой стороны — обжаловать акт, требовать его пересмотра. Право граж­данина обжа­ловать акты субъектов власти — атрибут одной из конституционных гарантий охраны прав и законных интересов человека.

Процедура же рассмотрения жалоб граждан в органах государственной власти, начиная с 19 июня 1995 г., регламентировалась Указом Президента РК, имеющего силу закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан»[2], а уже с 12 января 2007 г. Законом РК № 221-III ЗРК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2020 г.)[3]. Так, законодатель регулирует общественные отношения, свя­зан­ные с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в прокуратуру определяется Законом РК о Прокуратуре.

Однако данный закон о порядке рассмотрения обращений физических и юри­дических лиц пока еще действует вплоть до 1 июля 2021 года. На замену его дол­жен прийти работать Административный процедурно-процессуальный кодекс Рес­публики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI. Где порядку обжалования и подаче жалобы посвящена Глава 13.

Также в ст. ст. 827-829 КоАП РК расписан порядок подачи, сроки подачи и порядок рассмотрения жалобы в орган (должностному лицу), суд, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить их в вышестоящий орган (должностному лицу), соответствующий суд.

Таким образом, приходим к заключению, что практическая деятельность ор­ганов внутренних дел по осуществлению и обеспечению правопорядка в стране подверглась очень значительным изменениям. Практически за последние 5 лет она претерпела значительные положительные изменения. Внедрение инфор­ма­ционных технологий и различных программ существенно облегчили неко­торые виды деятельности сотрудников органов внутренних дел по охране общест­венного порядка и безопасности граждан.

 

АННОТАЦИЯ

В Республике Казахстан основные функции по осуществлению правопорядка непосредственно выполняют органы внутренних дел. На них лежит основная наг­рузка по практической реализации законов в этом направлении, а именно: профи­лактика правонарушений; охрана общественного порядка; борьба с преступ­ностью; исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воз­дейст­вия, а также административных взысканий; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организация граж­данской обороны. И за последние 5 лет она претерпела значительные положи­тельные изменения.

Например, для автоматизации процесса административного производства с момента возбуждения до окончательного исполнения с 1 января 2021 г. в рамках указанного направления Генеральной прокуратурой будет введена в действие система «Единый реестр административных правонарушений». Все это сделано для перехода административного производства в электронный формат, также как для перехода досудебного производства по уголовным делам был разработан и внедрен Единый реестр досудебного расследования.

ТҮЙІН

Қазақстан Республикасында құқықтық тәртіпті жүзеге асыру жөніндегі не­гізгі функцияларды ішкі істер органдары тікелей орындайды. Оларға осы бағыт­тағы заңдарды іс жүзінде іске асыру бойынша негізгі салмақ түседі, атап айт­қанда: құқық бұзушылықтардың алдын алу; қоғамдық тәртіпті қорғау; қылмысқа қарсы күрес; қылмыстық жазаларды және қылмыстық-құқықтық Ықпал етудің өзге де шараларын, сондай-ақ әкімшілік жазаларды орындау; төтенше жағ­дай­лардың алдын алу және оларды жою, өрт қауіпсіздігін қамтамасыз ету, азаматтық қорғанысты ұйымдастыру. Соңғы 5 жыл ішінде ол айтарлықтай оң өзгерістерге ұшырады.

Мәселен, 2021 жылғы 1 қаңтардан бастап қозғалған сәттен бастап түпкілікті орындауға дейінгі әкімшілік іс жүргізу процесін автоматтандыру үшін Бас про­куратура көрсетілген бағыт шеңберінде «әкімшілік құқық бұзушылықтардың бірың­ғай тізілімі» жүйесін қолданысқа енгізетін болады. Мұның барлығы әкім­шілік іс жүргізудің электрондық форматқа көшуі үшін жасалды, сондай-ақ қылмыстық істер бойынша сотқа дейінгі іс жүргізудің көшуі үшін сотқа дейінгі тергеп-тексерудің бірыңғай тізілімі әзірленіп, енгізілді.

 ANNOTATION

In the Republic of Kazakhstan, the main functions of law enforcement are directly performed by the internal affairs bodies. They bear the main burden on the practical implementation of laws in this direction, namely: prevention of offenses; protection of public order; fighting crime; execution of criminal penalties and other measures of criminal law, as well as administrative penalties; prevention and elimination of emergencies, fire safety, organization of civil defense. And over the past 5 years, it has undergone significant positive changes.

So, to automate the process of administrative proceedings from the moment of initiation to final execution, from January 1, 2021, within the framework of this direction, the General Prosecutor’s Office will put into effect the “Unified Register of Administrative Offenses” system. All this was done for the transition of administrative proceedings to an electronic format, as well as for the transition of pre-trial proceedings in criminal cases, the Unified Register of Pre-trial Investigation was developed and implemented.

  1. [1]      Приказ и.о. Генерального Прокурора Республики Казахстан от 10 июля 2020 года № 85 «Об утверждении Правил ведения Единого реестра административных производств» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V200002096.
  2. [2]      Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 19 июня 1995 г., утратил силу // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1003766
  3. [3]      Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 г. № 221-III ЗРК с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2020 г. // https://online.zakon.kz.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*