Муслим А. Д. — магистрант 2-го курса Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
УДК 341 (45)
НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ҚЫЛМЫСТЫҚ ІС ЖҮРГІЗУ ҚҰҚЫҒЫНДАҒЫ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ҚҰҚЫҚ НОРМАЛАРЫ
NORMS OF INTERNATIONAL LAW IN CRIMINAL PROCEDURE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Ключевые слова: имплементация, международный договор, правовая помощь, международное уголовное право, экстрадиция, вторжение, апартеид, геноцид.
Түйінді сөздер: имплементация, халықаралық шарт, құқықтық көмек, халықаралық қылмыстық құқық, экстрадиция, басып кіру, апартеид, геноцид.
Keywords: implementation, international treaty, legal aid, international criminal law, extradition, invasion, apartheid, genocide.
Законом «О международных договорах Республики Казахстан» закреплено: «международные договоры РК заключаются, выполняются, изменяются и прекращаются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого международного договора, Венской конвенцией о праве международных договоров, настоящим Законом и иными законодательными актами РК»[1].
Конституция РК основывается на нормах и принципах международных актов. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основные фундаментальные права и свободы, такие как: каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; никто не должен подвергаться пыткам, жестоким или унижающим его достоинство обращению и наказанию; все люди равны перед законом, имеют право на равную защиту закона; каждый человек имеет право на труд, образование, на отдых, на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его, его семьи и т.д. Тем самым, всеобщая декларация прав человека признает права и свободы человека высшей ценностью.
Для того, чтобы понимать как работает международное законодательство внутри любого государства, необходимо понять что же такое «имплементация»? Имплементация (на английском языке «implementation») это реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные правовые акты.
В некоторых странах ратифицированные Парламентом страны международные акты автоматически входят в национальное законодательство.
К примеру, в Республике Беларусь и Франции общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры этих государств являются составной частью их правовых систем. В ст. 4 Конституции РК сказано, что в состав национального права Казахстана входят нормы не только внутреннего права, но и международные обязательства республики, то есть международные нормы вводятся, а затем имплементируются через принятие внутренних законов Казахстана по каждому международному договору[2].
Уголовный кодекс РК 1997 года и Уголовный кодекс РК 2014 года, а также Нормативное Постановление Верховного Суда РК от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров» точной процедуры имплементации не содержат. Формулировка применения международного договора «когда для его применения требуется издание закона» не носит универсальный характер[3].
Тем не менее, в соответствии со ст. 11 закона «О международных договорах» ратификации подлежат международные договоры, выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан.
К международным уголовным преступлениям относятся особо опасные деяния, нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие особое значение для международного сообщества и негативно воздействующие на всю систему международных отношений. То есть международными преступлениями признаются — преступления, ответственность за которые наступает в соответствии с международным уголовным правом. К ним относятся: акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления и т. д.
Если же мы обратимся к уголовным преступлениям Казахстана, то Республика осуществляет взаимодействие с иностранными государствами как правило по социальным вопросам, а именно: участие в признании опасности для международного сообщества определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения путем принятия многосторонних соглашений. Определение уголовных преступлений, представляющих особую опасность, производится по следующим признакам:
1) совершение преступления на территории нескольких государств или на территории, не подпадающей под юрисдикцию ни одного государства;
2) преступления, отягощенные иностранным элементом;
3) если борьба с такого рода деяниями не может дать должного эффекта при использовании только национальных средств;
4) оказание помощи в деле розыска скрывающихся на территории РК преступников и передача их заинтересованному государству через дипломатические каналы или путем непосредственных связей правоохранительных органов различных государств. Данное направление сотрудничества носит двусторонний характер, так как РК также имеет возможность направить иностранному государству требование о выдаче гражданина РК, если в отношении этого лица вынесен обвинительный приговор или постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.
Необходимо также отметить, что если раньше государства обращались к конкретной стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время возможен розыск во всемирном масштабе, причем не только преступника, но и похищенного имущества.
Так, Казахстан, осуществляя взаимодействие с зарубежными государствами в вышеуказанных направлениях, а также в сфере защиты прав человека, устанавливает политические контакты, способствует добрососедским отношениям, а также заключению в дальнейшем двухсторонних соглашений об оказании правовой помощи по вопросам экстрадиции граждан РК.
Таким образом, Казахстан, являясь участником государств, осуществляющих международную борьбу с преступностью, приобрел возможность заключения договоров и соглашений с иностранными государствами об оказании правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства и выдаче преступников.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РК действующим правом в Казахстане являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики.
Данные нормы подразумевают, что все международные договора и обязательства должны соответствовать Конституции РК.
Кроме того, в Конституции РК имеется механизм контроля соответствия принимаемых международных обязательств нашему национальному праву. В частности, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 72 Конституции, Конституционный Совет рассматривает международные договоры Республики на соответствие их Конституции до его ратификации Парламентом. В соответствии с ч. 1 ст. 74 Конституции РК, законы и международные договоры, признанные не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие (ст. 74 Конституции).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что: Конституционный Совет рассматривает вопрос о конституционности того или иного международного договора, а не наоборот, т. е. в случае если договор не соответствует Конституции РК, то он не может быть введен в действующее право. Из чего следует, что международные договоры, признанные не соответствующими Конституции РК, не подлежат введению в действие.
Мы установили, что Конституция обладает высшей юридической силой и приоритетом в отношении всех остальных норм, в том числе и международных. Однако это не означает, что мы не должны соблюдать принципы обязательства выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства. Добросовестное выполнение своих обязательств предусматривает, что при осуществлении своих независимых прав, включая право устанавливать законы, государства «будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву». В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона РК от 30 мая 2005 г. № 54 «О международных договорах РК», «Каждый действующий международный договор РК подлежит обязательному и добросовестному выполнению РК».
Статья 4 Конституции РК, Нормативное постановление Верховного Суда РК от 10 июля 2008 г. № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан», а также Закон РК от 30 мая 2005 г. № 54 «О международных договорах РК» дают право прямого действия и непосредственного применения норм международного права органами власти, в том числе и судами. Физические и юридические лица могут прямо руководствоваться нормами международного права при разрешении споров между собой и государственными органами и организациями.
Также необходимо обратить внимание на то, что Конституционный совет в соответствии с постановлением «Об официальном толковании» от 11 октября 2000 года дает разъяснение, что международные договора, имея приоритет над законами республики, тем не менее не отменяют законы и действующие их нормы, а лишь применяются в случае возникновения коллизий между ратифицированными международными договорами и действующими законами[4].
К примеру ст. 521 УПК РК, регламентируя процессуальный порядок оказания правовой помощи по уголовным делам, изложена следующим образом: «В порядке оказания правовой помощи органам расследования и судам иностранных государств, с которыми РК заключен международный договор о правовой помощи, либо на основе взаимности могут быть проведены процессуальные действия, предусмотренные УПК РК, а также и иные действия, предусмотренные другими законами и международными договорами РК. В случае, если положения международного договора, ратифицированного РК, противоречат УПК РК, применяются положения международного договора».
Главный нормативный документ, регламентирующий совершение отдельных уголовно-процессуальных действий в области международных отношений, содержится в договорах об оказании правовой помощи.
Российский ученый Н. И. Марышева считает, что «классификация видов международной правовой помощи зависит от содержания просьбы о правовой помощи, характера дела, по которому оказывается помощь, субъектов помощи, оснований ее оказания, степени «вторжения» в сферу суверенной власти государства». Исходя из этого, автор различает следующие виды международной правовой помощи:
1) выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных действий;
2) предоставление информации о праве;
3) передача компетенции;
4) выдача преступников;
5) оказание правовой помощи в связи с признанием и исполнением судебных решений;
6) правовая помощь в связи с признанием и исполнением приговоров иностранных судов[5].
Так, правовая помощь по уголовным делам оказывается в соответствии с заключенным двухсторонним договором, через направление поручений о производстве конкретных процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством РК либо государства, помощь которого в проведении отдельных действий Казахстаном запрашивается.
В порядке оказания правовой помощи компетентным органам иностранных государств, с которыми РК заключен международный договор, могут быть произведены вручение документов, выполнение отдельных процессуальных действий, осуществление уголовного преследования, выдача лиц (экстрадиция), временная выдача лиц (экстрадиция), транзитная перевозка, временная передача лиц, передача осужденных и лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым применены принудительные меры медицинского характера, признание и исполнение приговоров (ч. 1 ст. 557 УПК РК).
При оказании правовой помощи допускается применение на территории РК уголовно-процессуального права иностранного государства органами расследования и судом иностранного государства или по их поручению органом, ведущим уголовный процесс. При этом, оно в обязательном порядке должно содержаться в соответствующем международном договоре с этим государством (ч. 2 ст. 4 УПК РК).
А. И. Бастрыкин, отмечая все процессуальные действия по договорам о правовой помощи, разделил их на три основных вида: действия, предусмотренные непосредственно договорами о правовой помощи; действия, предусмотренные как договорами, так и внутренним уголовно-процессуальным законодательством; действия, предусмотренные только внутренним уголовно-процессуальным законодательством[6].
Также, в случае если оказание правовой помощи по уголовным делам может нанести ущерб суверенитету и безопасности страны либо противоречит законам РК, то в удовлетворении просьбы будет отказано полностью или частично.
Необходимо отметить, что Типовой договор о взаимной правовой помощи в сфере уголовного правосудия, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №45/117, имеет следующие основания отказа в оказании правовой помощи по уголовным делам:
- если правонарушение совершенное лицом имеет политический характер;
- если лицо преследуется по признакам расы, пола, вероисповедания, гражданства, этнической принадлежности или политических убеждений и что положению этого лица может быть нанесен ущерб в силу любой из указанных причин;
- просьба касается судебного разбирательства в запрашивающем государстве которого несовместимо с законодательством этого государства, касающееся двукратного привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение;
- запрашиваемая помощь требует от запрашиваемого государства применения обязательных мер, которые бы соответствовали его законодательству и практике, если бы данное правонарушение являлось предметом расследования или судебного разбирательства в пределах его собственной юрисдикции;
- деяние является правонарушением по военному праву, но одновременно не является таковым по обычному уголовному праву[7].
Нормативное постановление Верховного Суда РК от 10 июля 2008 г. № 1 «О применении норм международных договоров РК» буквально указывает следующее:
Международным договорам принадлежит значительная роль в обеспечении судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, поэтому в необходимых случаях суды обязаны в пределах юрисдикции РК руководствоваться нормами международного права.
Также официально неопубликованные международные договоры, касающиеся прав и свобод граждан, применению не подлежат.
Ратифицированные международные договоры, имеющие непосредственное действие и не требующие издания законов для их применения, используются в качестве норм материального (за исключением сфер уголовно-правовых и административно-правовых отношений) или процессуального права при разрешении дел …
При осуществлении правосудия суды должны иметь в виду, что по смыслу статей 412, 415 УПК и статей 364, 365 и 366 ГПК неправильное применение судом норм международных договоров РК может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы международного договора может заключаться в том, что суды не применили нормы международных договоров, подлежащих применению, либо применили нормы международных договоров, которые применению не подлежат, или когда суды допустили неправильное толкование норм международных договоров»[8].
Применение уголовного преследования осуществляется различными источниками права, такими как международные договоры (соглашения), участниками которых является РК. Действие же закона в пространстве не ограничивается только ст. 3 УПК РК. Статья 4 УПК РК утверждает, что применение на территории Казахстана уголовно-процессуального закона иностранного государства органами расследования и судом иностранного государства или по их поручению органом, ведущим уголовный процесс, допускается, если это предусмотрено международным договором, ратифицированным РК[9].
Уголовно-процессуальный закон распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Уголовное судопроизводство в отношении лиц, обладающих иммунитетом, имеет особые условия, описанные в ст. 58 УПК РК, и устанавливается международными договорами.
В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о праве международных договоров в случае, если в договоре прямо не предусмотрено, международные договоры не имеют обратной силы. Вместе с тем, необходимо учитывать требования ст. 77 Конституции о том, что законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон[10].
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что имплементация норм международного права в национальное уголовное право устанавливает следующие основные признаки: действия во времени, по лицам и в пространстве. Данные признаки заложены как в УПК РК, так и в самой Конституции РК.
Международные договоры, участницей которых намеревается стать РК, а также проекты международных договоров после согласования с заинтересованными центральными государственными органами РК по вопросам, относящимся к их компетенции, подвергаются обязательной юридической экспертизе в Министерстве юстиции Республики Казахстан, по результатам которой дает заключение о его соответствии.
Далее проекты международных договоров, прошедшие экспертизу, согласуются с Министерством иностранных дел РК. Министерство иностранных дел РК после изучения проекта международных договоров дает заключение о его соответствии и необходимость заключения данного договора.
Таким образом, реализацию норм и стандартов международного права в национальную правовую систему можно разделить на несколько этапов:
Первый этап — это изучение успешного опыта какого-либо вида общественного отношения в отдельно взятых государствах.
Второй этап — сравнение данного опыта с мировыми тенденциями, перспектива его развития.
Третий этап — непосредственное сочетание новых норм и правил с национальной правовой
Четвертый этап — ратификация международных договоров соответствующим государством и его ввод в национальную правовую систему. Данный этап реализуется двумя путями: прямое действие норм международного права (как, например, в Казахстане), либо принятие соответствующих национальных правовых актов[11].
При этом международные договорные обязательства РК не должны противоречить нормам Конституции, имеющих высшую юридическую силу. Высшая юридическая сила Конституции распространяется на все нормы правовой системы. То есть Конституция закрепляет, что международное право имеет приоритет над национальным законодательством, однако данное право не распространяется на Конституцию страны[12]. Международные договоры Республики постоянно переплетаясь с национальным законодательством должны соответствовать Конституции РК. Конституция же в свою очередь гарантирует суверенитет государства путем ратификации Парламентом РК международных договоров РК.
На основании вышеизложенного, имплементация международных договоров в национальное законодательство должна проводиться с учетом специфики и особенностей правовой системы нашей страны. Даже при приоритете одной системы права над другой, необходимо изучить порядок их взаимодействия.
Казахстан активно развивает международные отношения, ратифицируя различные международные акты в национальное законодательство. Однако, до тех пор, пока существуют государства, различные национальные правовые системы народов будут существовать и ни одна из правовых систем не будет иметь господствующего положения над другой, так как международному праву будет противопоставлен принцип суверенитета государства. По сути, национальное право должно регулировать внутригосударственные общественные отношения, международное право, соответственно, международные отношения[13].
Казахстан, принимая на себя обязательства принятия норм международных договоров, должен обеспечить ее реализацию, поскольку ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров (от 1969 г.) гласит: «Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора»[14]. Международные правовые нормы призваны дополнить и содействовать совершенствованию норм национального права.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам института имплементации норм международного права в уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Изучены и проанализированы поэтапная процедура имплементации норм международного права. Особое внимание в работе уделяется вопросам дальнейшего совершенствования путем упрощения процедуры имплементации норм международного права в национальное уголовное право.
ТҮЙІН
Мақала Қазақстан Республикасының қылмыстық іс жүргізу құқығына халықаралық құқық нормаларын имплементациялау институтының мәселелеріне арналған. Халықаралық құқық нормаларын имплементациялаудың кезең-кезеңімен процедурасы зерделенді және талданды. Жұмыста халықаралық құқық нормаларын ұлттық қылмыстық құқыққа имплементациялау рәсімін жеңілдету жолымен одан әрі жетілдіру мәселелеріне ерекше назар аударылды.
ANNOTATION
The article is devoted to the problems of the Institute of implementation of international law in criminal procedure law of the Republic of Kazakhstan. The step-by-step procedure of implementation of international law norms is studied and analyzed. Special attention is paid to the issues of further improvement by simplifying the procedure for the implementation of international law in national criminal law.
- Закон Республики Казахстан от 30 мая 2005 года № 54 «О международных договорах Республики Казахстан» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30012948.
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029.
- Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» (с изменениями по состоянию на 30.12.2011 г.) // https://www.zakon.kz/117905-normativnoe-postanovlenie-verkhovnogo.html.
- Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 октября 2000 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 17.04.2017 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1020290.
- Марышева Н. И. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1996. С. 16.
- Бастрыкин А. И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. — Л., 1986. С. 27.
- Резолюция 45/117. Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия от 14 декабря 1997 года.
- Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 г. № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» // Бюллетень Верховного Суда Республики Казахстан. —№ 8. — 142 с.
- Бейсенов А. М. Пределы функции уголовного преследования // Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан. Общая часть. Академический курс / Под ред. д.ю.н., проф. Б. Х. Толеубековой. — Алматы: Жеті жарғы, 2005. С. 260.
- Сборник документов по международному праву. — Алматы: АО «САК», 1998. Т. 1. С. 147.
- Третьякова О. Д. Унификация и конкретизация юридических норм как средство правовой аккультурации // Конкретизация законодательства как технико-юридический прием нормотворческой, интерпретационной, правоприменительной практики: Мат-лы Международного симпозиума, Геленджик, 27-28 сентября 2007 г. — Нижний Новгород: Нижегородская Академия МВД России, 2008. С. 270.
- Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М.: Юрид. лит., 1995. С. 145.
- Там же. С. 191.
- Техника имплементации норм международного права в российское законодательство // https://studme.org/73849/pravo/tehnika_implementatsii_norm_mezhdunarodnogo_ prava_ rossiyskoe_zakonodatelstvo.