admin 25.05.2020
Усенко М. С. — преподаватель кафедры правовых дисциплин Западно-Казахс­танс­кого университета им. М. Утемисова, магистр бизнеса и управления М.С. Усенко — М. Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан университетінің құқықтық пәндер кафедрасының оқытушысы, бизнес және баскару магистрі. M.S. Ussenko — lecturer at the department of legal disciplines of the West-Kazakhstan University named after M. Utemissov, Master of business and management УДК 346.7

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ ЭНЕРГЕТИКАЛЫҚ КЕШЕН САЛАСЫНДА ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚТАР ЖАСАУДЫҢКЕЙБІР АСПЕКТІЛЕРІ ЖӘНЕ ОЛАРДЫҢ АЛДЫН АЛУ

SOME ASPECTS OF COMMITTING OFFENCES AND THEIRPREVENTION IN THE ENERGY SECTOR OF THE REPUBLICOF KAZAKHSTAN

Ключевые слова: электроэнергетика, юридическая ответственность, адми­нист­ративное право, уголовное право, национальная безопасность. Түйінді сөздер: электр энергетикасы, заңды жауапкершілік, әкімшілік құқық, қылмыстық құқық, Ұлттық қауіпсіздік. Keywords: electrical energy industry, legal accountability, administrative law, criminal law, national security. Электроэнергетика — одна из ведущих отраслей экономики и материального производства. Без электроэнергии на данный момент не мыслима жизне­дея­тельность, как государства в целом, так отдельных хозяйств и людей. Не зря пер­востепенное значение в целях и задачах государства, в частности Казахстана, имеет модернизация государства, где основной задачей стоит цифровизация про­мышленности и электроэнергетики, для большей конкурентоспособности госу­дарства. Основным мировым трендом в энергетике является внедрение различных Smart-технологий с целью обеспечения эффективного информационного обмена между всеми элементами и участниками сети, защиты и самовосстановления от крупных сбоев, природных катаклизмов, внешних угроз. Этому будет способст­вовать государственная программа, инициированная первым президентом страны Н. А. Назарбаевым «Цифровой Казахстан». На данный момент основными законами с сфере энергоснабжения в Респуб­ли­ке Казахстан являются «Об электросбережении и повышении электроэф­фек­тивности» от 13 января 2012 года № 541-IV и «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года № 588-II. Помимо этого, законодательные и подзаконные акты Казахста­на достаточно широко регулируют сферу электроэнергетики. Определение «элект­роэнергетики» дает нам ст. 1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-I: «Электроэнергетика сфера производства, передачи, снабжения и потребления электрической и тепловой энергии». Из данного понятия можно сделать вывод, что электроэнергия приобрела огромное значение не только, как сырье, но и как товар. В данное время для правонарушений в сфере электро­энер­гетики характерны следующие виды ответственности: гражданско-правовая, нало­говая или же административная, которая встречается намного чаще[1]. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года 18 глава посвящена непосредственно административным правонарушениям в области промышленности, использования тепловой, электрической и атомной энергии и включает в себя 17 статей, в том числе санкции статьи 302 настоящего кодекса влекут за собой штраф за повреждение электрических сетей до 1000 вольт на влечет штраф на физических лиц в размере восьми, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двадцати пяти, на су­бъек­тов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей[2]. Таким образом, на 2020 год штраф для физических лиц составляет 22224 тенге. При этом согласно статье 14 закона «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года № 588-II электрическая энергия определяется, как товар на оптовом или роз­ничном рынке и полностью подпадает под такое определение, как хищение имущества. Но тем не менее в уголовном законодательстве Республики Казахстан нет такого раздела как «Энергетические преступления»[3]. Тем не менее кража электричества является не только проблемой Казахстана. Например, кража электроэнергии является третьей по величине формой кражи в Соединенных Штатах. В связи с этим особую важность приобретает рассмотрение правоотношений в сфере энергетики. Но при подробном рассмотрении уголовно-правовых систем запада и постсоциалистических стран можно увидеть, что у нас отсутствует материальный признак преступления — общественная опасность. Но при этом нужно четко понимать, что несмотря на то, что общественная безо­пас­ность, общество и общественный порядок не страдают от данных правона­ру­шений, тем не менее происходит сознательное нарушение законов. Именно поэ­тому преступления в сфере электроэнергетики в англо-американском и (в осо­бенности) в романо-германском типе правовых систем, где защита нормы является доминантой в уголовном праве[4], являются посягательствами не на общественные отношения, а на правила поведения, защищающие то или иное благо. Незаконные подключения приводят к скачкам напряжения и преждевременному износу сетей, нередко становятся причиной аварий и отражаются таким образом на потре­бите­лях, которые потребленные ресурсы своевременно оплачивают[5]. На сегодняшний день для Казахстана одной из самых первоочередных задач, связанных с производством и потреблением электричества, является борьба с так называемыми «нетехническими потерями» — хищением коммунальных услуг. При этом выявляются такие проблемы, которые в первую очередь связаны с подключением к существующим сетям, вмешательством или обходом измери­тель­ного оборудования, отказом оплачивать услуги. Все эти проблемы крайне нега­тивно влияют на развитие данного сектора экономики и развитие отрасли элект­роэнергетики. При сравнении законодательства некоторых стран можно увидеть, что в Казахстане юридическая ответственность за хищение электроэнергии является одной из самых мягких. Рассмотрим несколько стран для сравнения: Первой страной, которую мы взяли для сопоставления является Индия. В результате реформы электроэнергетического сектора в январе 2000 года в штате Андра Прадеш были начаты инициативы по контролю за кражами и повышению доходов в данном регионе. К ним, в первую очередь, относятся: принятие законо­да­тельства, в соответствии с которым кража электроэнергии является отдельным правонарушением, создание отдельных механизмов правоприменения, оптими­зация антикоррупционных усилий коммунальных служб и реинжиниринг бизнес-процессов для улучшения обслуживания. В 2003 году был принят федеральный закон об электроэнергетике с поправками, внесенными в 2007 году, который квали­фицирует хищение электроэнергии как отдельное правонарушение. Разделы с 135 по 139 иллюстрируют различные правонарушения, связанные с хищением электроэнергии, а разделы с 153 по 157 касаются создания правительствами штатов «специальных судов» для управления судебным преследованием за эти конкретные преступления. Этот закон позволяет сотрудникам коммунальной ком­пании искать незаконные подключения, собирать доказательства и конфис­ко­вывать инструменты и устройства, используемые для незаконных подключений, при условии, что это делается в соответствии с мерами защиты в соответствии с уголовным кодексом, и готовить жалобу для магистрат для судебного пресле­до­вания. Это также делает кражу электроэнергии распознаваемым преступлением, наказуемым лишением свободы на срок до трех лет, что позволяет полиции проводить арест без ордера на арест. В Южной Африке коммунальные предприятия, занимающиеся поставками элект­роэнергии, воды, услуг связи и связанных с ними услуг, а также подрядчики, производители и консультанты, занимающиеся вопросами защиты доходов, соз­дали некоммерческую организацию: Южноафриканская ассоциация защиты дохо­дов (SARPA) призвана содействовать «обмену информацией и поиску решений в области защиты доходов и активов коммунальных предприятий от хищений, не распределения и незаконного присвоения». По данной теме публикуются соот­ветствующие документы и презентации. Во Франции же первоначально стремились опираться на общие положения Конституции, касающиеся защиты собственности, но поскольку судебная прак­тика не была ясна по этому вопросу, то в соответствии с Уголовным кодексом (статья 311-2) было создано конкретное правонарушение[6]. С 2019 года в России произошло увеличение штрафов в два раза в сфере электроэнергетики согласно Федеральному закону от 29.05.2019 № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях» за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, и за использование ресурсов мимо счетчика штраф для физических лиц составит от 15000 до 30000 рублей, что эквивалентно 90000-180000 тенге[7]. Для производства практически всех материальных благ в наше время нужны энергоресурсы, в том числе и электроэнергия. С каждым годом использование и производство электроэнергии в Казахстане неуклонно растет. По данным казахстанского оператора рынка электрической энергии и мощности (КОРЭМ), это составило 94,8 миллиарда киловатт в час, увеличившись на 1,9 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (93 миллиарда киловатт в час). При этом нужно отметить, что средний возраст оборудования электростанций в Ка­захстане на начало 2019 года составил 32 года. Это высокий износ электро­генерирующего оборудования, приближающегося к уровню 60-80 %, в среднем по стране при растущем спросе на электроэнергию. Для нормального функцио­ни­рования, поддержки и развития отрасли электроэнергетики правительство Казахстана считает, что необходимые отрасли инвестиции к 2030 году должны составить $5,5 млрд. (или в среднем $325 млн в год). Для казахстанского энер­гетического рынка — это огромные финансовые вливания, из этого следует, что в данной сфере высока вероятность появления правонарушений. Основными преступлениями, связанными с инвестициями в энергетическую сферу, можно назвать коррупционные правонарушения, а также злоупотребления служебным положением. В связи с этим нужно отметить, что правоотношения в сфере электроэнер­гетики в РК должны рассматриваться не только с точки зрения гражданского и административного права, но и уголовного права РК. Так в п. 1 ст. 5 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» одним из национальных интересов обозначено устойчивое функционирование субъектов агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, транс­порт­ной и производственных отраслей, финансовой системы, в полной мере обеспечивающих экономическую безопасность[8]. В связи с тем, как отмечает О. В. Абакумов, что бесперебойная работа ТЭК является одним из интересов национальной безопасности и, что кроме коррупционных рисков, в данной отрасли сосредоточено огромное количество материальных ценностей, высокотехнологичного оборудования и т. д. крими­на­лизация сферы электроэнергетики в основном происходит в сфере эконо­мических преступлений, сюда можно отнести: ст. 190 «Мошенничество», ст. 188 «Кража», ст. 187 «Мелкое хищение», ст. 214 «Незаконное предпринимательство», ст. 236 «Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»[9]. В связи с тем, что преступления в сфере электроэнергетического комплекса достаточно сложны, как в области тарифообразования, технического обслуживания и т. д., у сотрудников правоохранительных органов на данный момент не хватает навыков докумен­тирования, выдачи заключений. В связи с этим необходимо систематически изучать объекты данной отрасли, особенности организации производства и технологического процесса, систему учета материальных ценностей и отчетности, с тем чтобы применять эти знания при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере электроэнергетики. По мнению О. В. Абакумова, «Практика показывает, что раскрываемость прес­туплений в сфере электроэнергетики еще низка, поскольку они совершаются продуманно, а не спонтанно, тщательно подготавливаются в условиях глубокой конспирации (зачастую с участием специалистов самого высокого уровня — юристов, экономистов, производственников)»[10]. АННОТАЦИЯ Статья посвящена некоторым аспектам юридической ответственности за правонарушения в сфере электроэнергетики в Республике Казахстан. Проводится краткий анализ законодательных актов, регулирующих юридическую ответст­вен­ность данных правонарушений. Также проведен сравнительный анализ по некоторым странам по поводу применения юридической ответственности в сфере потребления электроэнергетики. На основе чего в статье предложены некоторые меры воздействия на правонарушителей в области потребления электро­энер­гетики. ТҮЙІН Мақала Қазақстан Республикасындағы электр энергетикасы саласындағы құ­қық бұзушылықтар үшін заңдық жауапкершіліктің кейбір аспектілеріне арналған. Осы құқық бұзушылықтардың заңды жауапкершілігінің заңнамалық актілері көр­сетілген. Кейбір елдер үшін электр энергиясын тұтыну саласындағы заңды жауап­кершілікті қолдану туралы салыстырмалы талдау жүргізілді. Сондай-ақ, мақалада электр энергиясын тұтыну саласындағы құқық бұзушыларға әсер етудің кейбір шаралары ұсынылған. ANNOTATION The article dedicated to some aspects for legal accountability in the electrical energy industry area of the Republic of Kazakhstan. Indicated legal acts of liability incurrence for mentioned delinquency. Comparative research carried out for some States concerning application of legal accountability in the area of the electric power consumption. Also in the article, some enforcement actions for the violating entity in the area of electrical energy industry submitted.
  1. [1] Татаринов М. К., Волеводз А. Г. Преступления в сфере энергетики: сравнительно-правовой взгляд // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2018. — № 3(38). — С. 320-330.
  2. [2] Кодекс об административных правонарушениях от 5 июля 2014 № № 235-V ЗРК // Информационная система «Әділет».
  3. [3] Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 № 588-II // Инфор­мационно- правовая система «Әділет».
  4. [4] Есаков Г. А. Основы сравнительного уголовного права: Монография. — М.: Элит, 2007. С. 28, 80-84.
  5. [5] Татаринов М. К., Волеводз А. Г. Указ. раб.
  6. [6] Theft / Non-Technical Losses (Water and Electricity) // ppplrc public-private-partnership legal resource center url: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/legislation-regulation/laws/theft-nontechnical-loss (дата обращения: 14.04.2020).
  7. [7] О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях «Кодекс Российской Федерации об админист­ратив­ных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2019. 29 мая.
  8. [8] Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 № 527-IV. // Информационная система «Әділет».
  9. [9] Абакумов О. В. Предупреждение преступлений экономической направленности в сфере электроэнергетики // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 11.
  10. [10] Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*