Усенко М. С. — преподаватель кафедры правовых дисциплин Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова, магистр бизнеса и управления
М.С. Усенко — М. Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан университетінің құқықтық пәндер кафедрасының оқытушысы, бизнес және баскару магистрі.
M.S. Ussenko — lecturer at the department of legal disciplines of the West-Kazakhstan University named after M. Utemissov, Master of business and management
УДК 346.7
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ ЭНЕРГЕТИКАЛЫҚ КЕШЕН САЛАСЫНДА ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚТАР ЖАСАУДЫҢКЕЙБІР АСПЕКТІЛЕРІ ЖӘНЕ ОЛАРДЫҢ АЛДЫН АЛУ
SOME ASPECTS OF COMMITTING OFFENCES AND THEIRPREVENTION IN THE ENERGY SECTOR OF THE REPUBLICOF KAZAKHSTAN
Ключевые слова: электроэнергетика, юридическая ответственность, административное право, уголовное право, национальная безопасность. Түйінді сөздер: электр энергетикасы, заңды жауапкершілік, әкімшілік құқық, қылмыстық құқық, Ұлттық қауіпсіздік. Keywords: electrical energy industry, legal accountability, administrative law, criminal law, national security. Электроэнергетика — одна из ведущих отраслей экономики и материального производства. Без электроэнергии на данный момент не мыслима жизнедеятельность, как государства в целом, так отдельных хозяйств и людей. Не зря первостепенное значение в целях и задачах государства, в частности Казахстана, имеет модернизация государства, где основной задачей стоит цифровизация промышленности и электроэнергетики, для большей конкурентоспособности государства. Основным мировым трендом в энергетике является внедрение различных Smart-технологий с целью обеспечения эффективного информационного обмена между всеми элементами и участниками сети, защиты и самовосстановления от крупных сбоев, природных катаклизмов, внешних угроз. Этому будет способствовать государственная программа, инициированная первым президентом страны Н. А. Назарбаевым «Цифровой Казахстан». На данный момент основными законами с сфере энергоснабжения в Республике Казахстан являются «Об электросбережении и повышении электроэффективности» от 13 января 2012 года № 541-IV и «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года № 588-II. Помимо этого, законодательные и подзаконные акты Казахстана достаточно широко регулируют сферу электроэнергетики. Определение «электроэнергетики» дает нам ст. 1 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-I: «Электроэнергетика сфера производства, передачи, снабжения и потребления электрической и тепловой энергии». Из данного понятия можно сделать вывод, что электроэнергия приобрела огромное значение не только, как сырье, но и как товар. В данное время для правонарушений в сфере электроэнергетики характерны следующие виды ответственности: гражданско-правовая, налоговая или же административная, которая встречается намного чаще[1]. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года 18 глава посвящена непосредственно административным правонарушениям в области промышленности, использования тепловой, электрической и атомной энергии и включает в себя 17 статей, в том числе санкции статьи 302 настоящего кодекса влекут за собой штраф за повреждение электрических сетей до 1000 вольт на влечет штраф на физических лиц в размере восьми, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей[2]. Таким образом, на 2020 год штраф для физических лиц составляет 22224 тенге. При этом согласно статье 14 закона «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года № 588-II электрическая энергия определяется, как товар на оптовом или розничном рынке и полностью подпадает под такое определение, как хищение имущества. Но тем не менее в уголовном законодательстве Республики Казахстан нет такого раздела как «Энергетические преступления»[3]. Тем не менее кража электричества является не только проблемой Казахстана. Например, кража электроэнергии является третьей по величине формой кражи в Соединенных Штатах. В связи с этим особую важность приобретает рассмотрение правоотношений в сфере энергетики. Но при подробном рассмотрении уголовно-правовых систем запада и постсоциалистических стран можно увидеть, что у нас отсутствует материальный признак преступления — общественная опасность. Но при этом нужно четко понимать, что несмотря на то, что общественная безопасность, общество и общественный порядок не страдают от данных правонарушений, тем не менее происходит сознательное нарушение законов. Именно поэтому преступления в сфере электроэнергетики в англо-американском и (в особенности) в романо-германском типе правовых систем, где защита нормы является доминантой в уголовном праве[4], являются посягательствами не на общественные отношения, а на правила поведения, защищающие то или иное благо. Незаконные подключения приводят к скачкам напряжения и преждевременному износу сетей, нередко становятся причиной аварий и отражаются таким образом на потребителях, которые потребленные ресурсы своевременно оплачивают[5]. На сегодняшний день для Казахстана одной из самых первоочередных задач, связанных с производством и потреблением электричества, является борьба с так называемыми «нетехническими потерями» — хищением коммунальных услуг. При этом выявляются такие проблемы, которые в первую очередь связаны с подключением к существующим сетям, вмешательством или обходом измерительного оборудования, отказом оплачивать услуги. Все эти проблемы крайне негативно влияют на развитие данного сектора экономики и развитие отрасли электроэнергетики. При сравнении законодательства некоторых стран можно увидеть, что в Казахстане юридическая ответственность за хищение электроэнергии является одной из самых мягких. Рассмотрим несколько стран для сравнения: Первой страной, которую мы взяли для сопоставления является Индия. В результате реформы электроэнергетического сектора в январе 2000 года в штате Андра Прадеш были начаты инициативы по контролю за кражами и повышению доходов в данном регионе. К ним, в первую очередь, относятся: принятие законодательства, в соответствии с которым кража электроэнергии является отдельным правонарушением, создание отдельных механизмов правоприменения, оптимизация антикоррупционных усилий коммунальных служб и реинжиниринг бизнес-процессов для улучшения обслуживания. В 2003 году был принят федеральный закон об электроэнергетике с поправками, внесенными в 2007 году, который квалифицирует хищение электроэнергии как отдельное правонарушение. Разделы с 135 по 139 иллюстрируют различные правонарушения, связанные с хищением электроэнергии, а разделы с 153 по 157 касаются создания правительствами штатов «специальных судов» для управления судебным преследованием за эти конкретные преступления. Этот закон позволяет сотрудникам коммунальной компании искать незаконные подключения, собирать доказательства и конфисковывать инструменты и устройства, используемые для незаконных подключений, при условии, что это делается в соответствии с мерами защиты в соответствии с уголовным кодексом, и готовить жалобу для магистрат для судебного преследования. Это также делает кражу электроэнергии распознаваемым преступлением, наказуемым лишением свободы на срок до трех лет, что позволяет полиции проводить арест без ордера на арест. В Южной Африке коммунальные предприятия, занимающиеся поставками электроэнергии, воды, услуг связи и связанных с ними услуг, а также подрядчики, производители и консультанты, занимающиеся вопросами защиты доходов, создали некоммерческую организацию: Южноафриканская ассоциация защиты доходов (SARPA) призвана содействовать «обмену информацией и поиску решений в области защиты доходов и активов коммунальных предприятий от хищений, не распределения и незаконного присвоения». По данной теме публикуются соответствующие документы и презентации. Во Франции же первоначально стремились опираться на общие положения Конституции, касающиеся защиты собственности, но поскольку судебная практика не была ясна по этому вопросу, то в соответствии с Уголовным кодексом (статья 311-2) было создано конкретное правонарушение[6]. С 2019 года в России произошло увеличение штрафов в два раза в сфере электроэнергетики согласно Федеральному закону от 29.05.2019 № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, и за использование ресурсов мимо счетчика штраф для физических лиц составит от 15000 до 30000 рублей, что эквивалентно 90000-180000 тенге[7]. Для производства практически всех материальных благ в наше время нужны энергоресурсы, в том числе и электроэнергия. С каждым годом использование и производство электроэнергии в Казахстане неуклонно растет. По данным казахстанского оператора рынка электрической энергии и мощности (КОРЭМ), это составило 94,8 миллиарда киловатт в час, увеличившись на 1,9 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (93 миллиарда киловатт в час). При этом нужно отметить, что средний возраст оборудования электростанций в Казахстане на начало 2019 года составил 32 года. Это высокий износ электрогенерирующего оборудования, приближающегося к уровню 60-80 %, в среднем по стране при растущем спросе на электроэнергию. Для нормального функционирования, поддержки и развития отрасли электроэнергетики правительство Казахстана считает, что необходимые отрасли инвестиции к 2030 году должны составить $5,5 млрд. (или в среднем $325 млн в год). Для казахстанского энергетического рынка — это огромные финансовые вливания, из этого следует, что в данной сфере высока вероятность появления правонарушений. Основными преступлениями, связанными с инвестициями в энергетическую сферу, можно назвать коррупционные правонарушения, а также злоупотребления служебным положением. В связи с этим нужно отметить, что правоотношения в сфере электроэнергетики в РК должны рассматриваться не только с точки зрения гражданского и административного права, но и уголовного права РК. Так в п. 1 ст. 5 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» одним из национальных интересов обозначено устойчивое функционирование субъектов агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, транспортной и производственных отраслей, финансовой системы, в полной мере обеспечивающих экономическую безопасность[8]. В связи с тем, как отмечает О. В. Абакумов, что бесперебойная работа ТЭК является одним из интересов национальной безопасности и, что кроме коррупционных рисков, в данной отрасли сосредоточено огромное количество материальных ценностей, высокотехнологичного оборудования и т. д. криминализация сферы электроэнергетики в основном происходит в сфере экономических преступлений, сюда можно отнести: ст. 190 «Мошенничество», ст. 188 «Кража», ст. 187 «Мелкое хищение», ст. 214 «Незаконное предпринимательство», ст. 236 «Уклонение от уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»[9]. В связи с тем, что преступления в сфере электроэнергетического комплекса достаточно сложны, как в области тарифообразования, технического обслуживания и т. д., у сотрудников правоохранительных органов на данный момент не хватает навыков документирования, выдачи заключений. В связи с этим необходимо систематически изучать объекты данной отрасли, особенности организации производства и технологического процесса, систему учета материальных ценностей и отчетности, с тем чтобы применять эти знания при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере электроэнергетики. По мнению О. В. Абакумова, «Практика показывает, что раскрываемость преступлений в сфере электроэнергетики еще низка, поскольку они совершаются продуманно, а не спонтанно, тщательно подготавливаются в условиях глубокой конспирации (зачастую с участием специалистов самого высокого уровня — юристов, экономистов, производственников)»[10]. АННОТАЦИЯ Статья посвящена некоторым аспектам юридической ответственности за правонарушения в сфере электроэнергетики в Республике Казахстан. Проводится краткий анализ законодательных актов, регулирующих юридическую ответственность данных правонарушений. Также проведен сравнительный анализ по некоторым странам по поводу применения юридической ответственности в сфере потребления электроэнергетики. На основе чего в статье предложены некоторые меры воздействия на правонарушителей в области потребления электроэнергетики. ТҮЙІН Мақала Қазақстан Республикасындағы электр энергетикасы саласындағы құқық бұзушылықтар үшін заңдық жауапкершіліктің кейбір аспектілеріне арналған. Осы құқық бұзушылықтардың заңды жауапкершілігінің заңнамалық актілері көрсетілген. Кейбір елдер үшін электр энергиясын тұтыну саласындағы заңды жауапкершілікті қолдану туралы салыстырмалы талдау жүргізілді. Сондай-ақ, мақалада электр энергиясын тұтыну саласындағы құқық бұзушыларға әсер етудің кейбір шаралары ұсынылған. ANNOTATION The article dedicated to some aspects for legal accountability in the electrical energy industry area of the Republic of Kazakhstan. Indicated legal acts of liability incurrence for mentioned delinquency. Comparative research carried out for some States concerning application of legal accountability in the area of the electric power consumption. Also in the article, some enforcement actions for the violating entity in the area of electrical energy industry submitted.- [1] Татаринов М. К., Волеводз А. Г. Преступления в сфере энергетики: сравнительно-правовой взгляд // Библиотека криминалиста. Научный журнал. — 2018. — № 3(38). — С. 320-330.
- [2] Кодекс об административных правонарушениях от 5 июля 2014 № № 235-V ЗРК // Информационная система «Әділет».
- [3] Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 № 588-II // Информационно- правовая система «Әділет».
- [4] Есаков Г. А. Основы сравнительного уголовного права: Монография. — М.: Элит, 2007. С. 28, 80-84.
- [5] Татаринов М. К., Волеводз А. Г. Указ. раб.
- [6] Theft / Non-Technical Losses (Water and Electricity) // ppplrc public-private-partnership legal resource center url: https://ppp.worldbank.org/public-private-partnership/legislation-regulation/laws/theft-nontechnical-loss (дата обращения: 14.04.2020).
- [7] О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2019. 29 мая.
- [8] Закон РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 № 527-IV. // Информационная система «Әділет».
- [9] Абакумов О. В. Предупреждение преступлений экономической направленности в сфере электроэнергетики // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 11.
- [10] Там же.