admin 15.11.2019

Чупринюк Н. А. — старший преподаватель кафедры уголовного процесса и кри­миналистики Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М.Букенбаева, подполковник полиции

УДК  343.98.067

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

ЖОЛ-КӨЛІК ОҚИҒАЛАРЫН ТЕРГЕУ ӘДІСТЕМЕСІ

METHODS OF INVESTIGATION ROAD ACCIDENTS

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, досудебное рассле­дование, криминалистические средства, аналитическая работа, схема ДТП, допросы свидетелей и очевидцев, обнаружение, изъятие, фиксация.

Түйінді сөздер: жол-көлік оқиғалары, сотқа дейінгі тергеу, криминалис­тикалық құралдар, тал-дау жұмысы, ЖКО схемасы, куәлар мен куәгерлерден жауап алу, анықтау, алу, тіркеу.

Keywords: road accidents, pre-trial investigation, forensic tools, analytical work, road accident scheme, interrogations of witnesses and eyewitnesses, detection, seizure, fixation.

Автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказы­вает на них негативное влияние: используются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля и водоемы, в больших количествах потребляется кислород из атмосферы и вибрации наносят большой ущерб здоровью человека, животным и птицам. Несмотря на это, автомобильный транспорт был и остается важнейшим видом транспорта, замены которому пока не найдено и без которого пока, что невозможно производство материальных ценностей. Поэтому одной из главных задач в настоящее время является совершенствование его работы и снижение его опасности[1].

Вопросами координации работ по обеспечению безопасности дорожного движения, производимых в разных странах, «… занимаются свыше 30 различных международных организаций. В рамках ООН, вопросы безопасности дорожного движения относятся к компетенции комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии. В большинстве случаев разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП), прогнозированию развития ситуации, а также определению наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью»[2].

Необходимо отметить, что в условиях стремительной «автомобилизации» населения Республики Казахстан и недостаточно высокого уровня культуры и правосознания от дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают или получают увечья десятки тысяч человек. Анализ статистических данных о количестве дорожно-транспортных происшествий и их последствиях свидетельствуют о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в стране остается крайне высоким и имеет тенденцию к росту.

Статистика также показывает, что большая часть аварий произошла в результате наезда на пешеходов. Чаще всего причинами ДТП становятся превышение скорости и переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте.

Данные факты свидетельствуют о тревожной ситуации по уровню ДТП, касается каждого, поскольку все граждане в повседневной жизни являются пешеходами, водителями и пассажирами, от которых зависит ситуация на дорогах.

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространённостью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование ДТП, совершенствование деятельности органов предварительного расследования во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

Для единого понимания сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся с ними в причинно-следственной связи и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считывается ДТП. Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям.

С учетом механизма и последствий ДТП их различают следующим образом: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, опрокидывание транспорта; прочие ДТП согласно уголовному законодательству Республики Казахстан[3].

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:

1) возникшие по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение показателям светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);

2) возникшие вследствие неисправных действий, допускаемых пешеходами (движение по проезжей части дороги или железнодорожной перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т.д.);

3) произошедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также вследст­вие грубых нарушений дорожного надзора за состоянием дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения)[4].

Наиболее часто происходят наезды и столкновения, которые возникают при различных ситуациях.

Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить истинную их причину во многих случаях не легко. Объясняется это тем, что они часто являются результатом одновременно нескольких причин (нарушений, допущенных водителем и пешеходом, пассажиром, лицами ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и нарушений, совершенных водителем и др.). Поэтому необходимо выявить и исследовать возможную связь указанных причин.

Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общими и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения.

При проведения досудебного расследования о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства:

  1. В нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия.
  2. Где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП.
  3. Какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причинённого ущерба).
  4. Наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями.
  5. Какова форма вины каждого участника (преступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел).
  6. Кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющего транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность.
  7. Какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их установлению в процессе досудебного расследования[5].

Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП.

Сложная деятельность органов внутренних дел при расследовании ДТП не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организованно упорядочена.

Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначально полученных фактических данных о ДТП составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактические операции, а в случае надобности и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск, скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП[6].

На первом месте в плане расследования следует предусмотреть необходимые следственные осмотры; установление личности потерпевших (путем изучения документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей и их допрос, допрос водителя (водителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП; судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение и проведение необходимых экспертиз (автомеханическая, судебно-медицинская, трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.).

Таким образом, дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Дорожное движение не следует рассматривать только как деятельность разрозненных индивидуумов, поскольку, это, прежде всего, процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы, единой системы обеспечения потребностей дорожного движения. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в нем соприкасаются и порой сталкиваются интересы людей, организаций и общества в целом. Это вызывает необходимость управления движением как областью общественных отношений.

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены некоторые аспекты профессионального подхода к раск­рытию и предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с дорож­но-транспортным происшествием, так как дорожное движение, включающее в се­бя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не сти­хийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности.

ТҮЙІН

Мақалада жол-көлік оқиғасына байланысты қылмыстар мен құқық бұзушы­лықтардың алдын алу және алдын алуға байланысты кәсіби көзқарастың кейбір аспектілері қарастырылған, өйткені адамдар мен жүктердің кеңістіктік қозғалысын қамтитын жол қозғалысы, әдетте, стильдік процесс емес, саналы және басқа­рыла­тын қызметтің нәтижесі болып табылады.

ANNOTATION

The article considers some aspects of the professional approach to the detection and prevention of crimes and offenses related to road traffic accidents, since road traffic, which includes the spatial movement of people and goods, as a whole is not a static process, but the result of conscious and controlled activity.

  1. Осмотр места происшествия: Учеб.-практ. пос. / Под ред. Т. М. Нарикбаева. — Астана, 2013.
  2. Волошин Г. Я., Мартынов В. П., Романов Г. А. Анализ дорожно-транспортных преступлений. — М.: Транспорт, 1999, С. 4-5 //www.inform.kz.
  3. Уголовный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнения на 10.01.2018 года) // https://online.zakon.kz/m/document?doc_id=31575252.
  4. Осмотр места происшествия. справочник следователя / Под ред. А. А. Леви. — М., 1982.
  5. Криминалистика: Учебник / Под ред. Б. М. Нургалиева. — Караганда, 2009.
  6. Гинзбург А. Я., Белкин А. Р. Криминалистическая тактика: Учебник / Под ред. д.ю.н., профессора А.Ф. Аубакирова. — Алматы, 1998.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*