Краюшкина М. А. — обучающаяся 2 курса юридического факультета Оренбургского государственного университета
Краюшкина М. А. — Орынбор мемлекеттік университетінің заң факультетінің 2-курс студенті
Krayushkina M. A. — 2nd year student of the law faculty of Orenburg State University
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРДЫ СОТ АРҚЫЛЫ ҚОРҒАУ САЛАСЫНДАҒЫ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ СТАНДАРТТАР
INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF JUDICIAL PROTECTION OF MINORS
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены международные стандарты в области судебной защиты несовершеннолетних. Это широкий спектр международных документов Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других органов по правам детей как в целом, так и с конкретной ссылкой на детей в соответствии с законом. И их основная ценность заключается в том, что они формулируют и применяют основополагающие принципы прав детей в конкретном контексте уголовного права.
ТҮЙІН
Берілген мақалада кәмелетке толмағандарды сот арқылы қорғау саласындағы халықаралық стандарттар ұсынылған. Бұл – Біріккен Ұлттар Ұйымының, Еуропа Кеңесінің және басқа да балалар құқықтары жөніндегі органдардың заңға сәйкес балаларға нақты сілтеме жасайтын халықаралық құжаттарының кең спектрі. Олардың басты құндылығы – олардың балалар құқықтарының негізгі принциптерін қылмыстық құқықтың нақты контекстінде тұжырымдайтындығында және қолдануында.
ANNOTATION
This article presents international standards in the field of judicial protection of minors. This is a wide range of international documents of the United Nations, the Council of Europe and other bodies on children’s rights, both in general and with specific reference to children in accordance with the law. And their main value lies in the fact that they formulate and apply the fundamental principles of children’s rights in the specific context of criminal law.
Ключевые слова: несовершеннолетние, суд, ювенальная полиция, судебная защита, ООН, Конвенция, государственные службы
Түйінді сөздер: кәмелетке толмағандар, сот, ювеналды полиция, соттық қорғау, БҰҰ, Конвенция, мемлекеттік қызметтер
Keywords: minors, court, juvenile police, judicial protection, UN, convention, public services
В настоящее время существует широкий спектр международных документов Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других органов по правам детей как в целом, так и с конкретной ссылкой на детей в соответствии с законом.
К ним относятся инструменты, которые являются обязательными для государств, и документы, которые представляют собой необязательные заявления о передовой практике, охватывающие все элементы системы правосудия в отношении молодежи, начиная с раннего вмешательства, заканчивая вопросами справедливого судебного разбирательства и правосудия, вплоть до задержания и реинтеграции.
Это означает, что в настоящее время существует объемный свод международного права, который в совокупности определяет обращение с детьми в конфликте с законом и устанавливает их права. Несмотря на то, что данные инструменты не лишены двусмысленности и неопределенности, тем не менее, они согласуются в отношении приверженности соответствующему возрасту и необходимости реабилитации[1].
Несмотря на то, что они достаточно широки, чтобы приспособить системы, определяемые как «благосостояние» или «справедливость» по ориентации, они также достаточно подробны, чтобы объяснить, какие обязательства государства должны выполнять для обеспечения защиты прав детей в юстиции.
Их главная ценность заключается в том, что они формулируют и применяют основополагающие принципы прав детей в конкретном контексте уголовного права.
И, обращаясь к практике зарубежных стран в борьбе с преступностью несовершеннолетних, можно найти много прогрессивных подходов, с помощью которых эти страны смогли снизить уровень преступности среди несовершеннолетних. В свою очередь, было бы неразумно не использовать опыт других государств, которые смогли добиться позитивного прогресса в решении этой проблемы.
Прежде всего, необходимо выделить модели ювенальной юстиции, которые существуют в мире. Это англосаксонская модель ювенальной юстиции, континентальная (немецкая) модель ювенальной юстиции, скандинавская (шведская) модель ювенальной юстиции и французская модель ювенальной юстиции.
Модель англосаксонской ювенальной юстиции предусматривает создание отдельного суда по делам несовершеннолетних, который занимается всеми видами правонарушений, совершенных несовершеннолетними, за исключением тяжких преступлений. Такие суды четко организованы и обозначены как отдельная судебная система. Полиция, прокуратура и органы исправительных учреждений имеют отдельные подразделения, которые занимаются исключительно несовершеннолетними. Судебный процесс не является формальным и является упрощенным. Это происходит за закрытыми дверями в форме беседы правонарушителя с судьей. Одной из особенностей этой модели является то, что суд широко сотрудничает с местным населением и благотворительными организациями в решении дела. Ювенальная юстиция по англосаксонской модели предусматривает индивидуальный подход к ребенку и особую процедуру рассмотрения дел, связанных с судебным преследованием несовершеннолетних[2].
Континентальная (немецкая) модель ювенальной юстиции предусматривает систему судов по делам несовершеннолетних, но, в отличие от предыдущей модели, они касаются всех видов правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Предполагается также присутствие прокуроров по делам несовершеннолетних, специальных подразделений полиции, социальных служб и неправительственных организаций. При назначении наказания приоритет отдается альтернативным видам наказания, посредничества и восстановительного правосудия. Образовательные санкции также широко применяются, а в исключительных случаях, в качестве крайней меры, применяются задержание и лишение свободы. Образовательные меры используются для предотвращения повторения преступлений. Они разделены на различные инструкции. Также используются и такие меры как арест, обязанности и предупреждения.
В скандинавской (шведской) модели ювенальной юстиции не предусмотрены отдельные суды по делам несовершеннолетних, однако в местном суде имеется судья по делам несовершеннолетних или создан суд по делам несовершеннолетних для рассмотрения дел несовершеннолетних. Ведущую роль среди государственных учреждений играет социальная служба, организованная по территориальному принципу[3]. Система ювенальной юстиции по этой модели имеет превентивный и социально-реинтеграционный фокус. Государственные органы разрабатывают национальную программу борьбы с преступностью, и задача граждан заключается в разработке местных программ. Основная задача ювенальной юстиции — примирение и репарация. Из-за этого большинство дел не передаются в суд и разрешаются на начальных этапах.
Французская ювенальная юстиция включает полицию, прокуратуру, суды по делам несовершеннолетних, органы пробации и неправительственные организации. Основное требование к организации ювенальной юстиции заключается в том, что сотрудники соответствующих органов должны проходить специальную подготовку по вопросам ювенальной юстиции. Полиция и прокуратура имеют отдельные подразделения по делам несовершеннолетних, а суд по делам несовершеннолетних — отдельный суд. Особенность заключается в том, что несовершеннолетнему правонарушителю предъявлено обвинение в социальном досье, и судья между рассмотрением дел о правонарушениях также занимается детьми из группы риска, которые еще не получили незаконных действий.
Стоит отметить, что ювенальная юстиция может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле: в узком смысле — это специализированная ветвь судебной системы, в широком смысле — набор механизмов, предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, которые реализуются системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций[4].
Система принципов ответственности несовершеннолетних является первоосновой института ювенальной юстиции. Основными международными стандартами являются[5]:
- принцип законодательного закрепления минимального возраста уголовной ответственности несовершеннолетних;
- уважение благополучия несовершеннолетнего в процессе уголовного преследования;
- принцип учета личности несовершеннолетнего при применении наказания определенного вида;
- пропорциональность наказания и совершенного деяния;
- особенность законодательства и ювенальной юстиции;
- процессуальные гарантии на всех стадиях судопроизводства;
- конфиденциальность в процессе уголовного преследования;
- принцип приоритетности внесудебного урегулирования дела;
- содержание под стражей только в исключительных случаях;
- предупреждение стигматизации несовершеннолетнего правонарушителя и принцип вовлечения семьи и общественности в реализацию ответственности несовершеннолетних.
Установление специальных принципов ответственности несовершеннолетних в национальном законодательстве позволит определить приоритет прав ребенка как основную категорию в механизме привлечения несовершеннолетних к ответственности.
На наш взгляд, в таком закреплении и детализации нуждаются следующие принципы:
- принцип приоритетности внедрения программ реституционного правосудия на всех стадиях уголовного судопроизводства;
- специализация персонала, уполномоченного взаимодействовать с несовершеннолетними (судьи, прокуроры, адвокаты, следователи и др.);
- эффективная система реабилитации несовершеннолетних правонарушителей;
- принцип социально-правовой поддержки и изоляции от общества в экстремальных случаях;
- принцип процессуального и организационного обеспечения ювенальной юстиции.
Данные принципы были внедрены в ряде западных государств для снижения уровня преступности среди несовершеннолетних и в целом уже дали положительные результаты.
В свою очередь, если рассматривать ювенальную юстицию с точки зрения уголовно-правовой науки, можно сделать вывод, что это система норм, мер и соответствующих органов, направленных на борьбу с преступностью несовершеннолетних. Борьба с преступностью среди несовершеннолетних является одной из центральных проблем в борьбе с преступностью в целом.
Уровень преступности среди несовершеннолетних в определенной степени отражает ситуацию в обществе в целом. Вот почему государства и международные организации разрабатывают меры для эффективного предупреждения преступности среди несовершеннолетних и борьбы с ней.
Среди международных стандартов системы ювенальной юстиции Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка, целью которой является введение эффективных мер и средств защиты прав детей и недопущение совершения правонарушений несовершеннолетними, занимает фундаментальное место. На основе Конвенции был разработан и принят ряд международных документов, которые детализируют и уточняют положения Конвенции. Наилучшими примерами таких международно-правовых документов являются Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) и Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).
В частности, Конвенция предусматривает ряд уголовных и уголовно-процессуальных мер, направленных на защиту прав лица, подозреваемого в совершении преступления, а также наложение наказания с целью обеспечения его исправления и осознания неправомерности его действий.
В свою очередь, в Пекинских правилах устанавливаются минимальные правила обращения с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, а в Эр-Рияде на международном уровне выявляются наиболее важные аспекты предотвращения преступности среди несовершеннолетних.
Государства-участники, которые ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка, признают право каждого ребенка, обвиняемого в совершении преступления, на обращение, которое усиливает уважение к правам других и способствует чувству достоинства и значимости[6].
Пекинские правила предусматривают, что основной целью ювенальной юстиции является перевоспитание правонарушителей. Производство по делам несовершеннолетних должно проводиться органами с достаточным усмотрением, чтобы учитывать особые потребности последних. Конфиденциальность ребенка должна соблюдаться на всех этапах процесса.
Конвенция ООН о правах ребенка и Пекинские правила предусматривают применение ряда гарантий к несовершеннолетним. К ним относятся презумпция невиновности, право на юридическую помощь, право на информацию об обвинении, право на присутствие родителей на протяжении всего дела, право на безотлагательное решение судебного органа и др.[7] Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пытки, унижения и жестокое обращение с ребенком. На несовершеннолетнего запрещено налагать штраф, не предусматривающий возможности освобождения[8].
Пекинские правила также содержат эти запреты. Они интерпретируют их содержание и предусматривают, что при вынесении приговора несовершеннолетнему необходимо изучить его социальное досье и принять во внимание условия выживания и воспитания. В свою очередь, наказание должно быть таким, чтобы обеспечить перевоспитание ребенка и развитие нормальной социальной личности[9].
Кроме того, до и после принятия КПР Организация Объединенных Наций приняла три подробных документа о предотвращении преступности («Эр-Риядские руководящие принципы», 1990 год), отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. («Пекинские правила», 1985 г.) и права детей, находящихся под стражей («Гаванские правила», 1990 г.)[10].
Самым последним документом ООН в этом контексте является Общее замечание Комитета по правам ребенка, экспертного органа, который контролирует выполнение КПР. Принятое в 2007 году Замечание общего порядка № 10 представляет собой подробное и всеобъемлющее изложение соответствующих принципов и положений КПР в этой области, в котором также содержатся рекомендации относительно системных мер, которые необходимы для обеспечения отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствии с подходом к правам детей[11].
Когда несовершеннолетние отбывают наказание, Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка требует, чтобы с каждым ребенком, лишенным свободы, обращались гуманно и с уважением к его чести и достоинству. Пекинские правила предусматривают оказание любой помощи несовершеннолетнему, с тем чтобы последний мог встать на путь исправления.
Исполнение приговоров рекомендуется для таких органов, как спонсорские комиссии, службы пробации и учреждения по делам несовершеннолетних. Участие добровольцев и волонтерских организаций, местных учреждений и других государственных служб в исполнении приговоров, направленных на усиление перевоспитания несовершеннолетних, было бы позитивным событием. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка и Пекинские правила рекомендуют, чтобы каждый лишенный свободы ребенок содержался отдельно от взрослых, с тем чтобы ограничить негативное воздействие на них со стороны последних[12].
Предполагается широкое применение института условно-досрочного освобождения с последующим отбыванием наказания, а также применения более легких наказаний, не связанных с лишением свободы. В правилах Бэй-Цзин отмечается, что несовершеннолетние правонарушители должны содержаться в ослабленных исправительных учреждениях, домах престарелых, центрах дневного обучения и других соответствующих им учреждениях, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в общество[13].
В свою очередь, Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует каждому несовершеннолетнему право на юридическую и иную помощь, право на судебную апелляцию и право на немедленное принятие соответствующего решения компетентными органами. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка и пекинские правила побудили принять Эр-Риядские руководящие принципы. Они признают консенсус в отношении того, что профилактика правонарушений несовершеннолетних является наиболее эффективным средством предупреждения преступности и борьбы с ней в целом. Детская направленность признается приоритетной в профилактике правонарушений несовершеннолетних[14].
Приоритет отдается процессам воспитания и подготовки к взрослой жизни несовершеннолетних. Определяющее место в этом процессе отводится стабильной и благополучной семье. Все дети должны иметь равный доступ к образованию. Образовательные учреждения должны стать центрами подготовки молодежи к социально активной жизни. Государство должно проводить политику, которая ставит злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами в негативное русло. Эр-Риядские принципы уделяют очень большое внимание вопросу влияния средств массовой информации на формирование молодежи. Средства массовой информации должны осознавать свою огромную социальную роль и ответственность в воспитании подрастающего поколения[15].
Следует поощрять средства массовой информации к тому, чтобы они предоставляли молодым людям информацию о государственных услугах и возможностях для молодежи. Демонстрация порнографии, наркотиков и насилия должна быть сведена к минимуму на телевидении и в кино.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что международная система борьбы с правонарушениями несовершеннолетних — это система мер по привлечению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, к юридической ответственности, процесс перевоспитания и ресоциализации таких лиц, а также комплексные меры по предупреждению совершения правонарушений несовершеннолетними, которые могут иметь дополнительные последствия, основанные на принципах наиболее благоприятного для интересов несовершеннолетних характера.
Рассмотренные международные стандарты представляют собой эффективную точку отсчета, с которой можно измерять законодательство, политику и практику во всем диапазоне областей и в системе в целом.
- Александров Ю. В., Гель А. П., Семаков С. Криминология: Курс лекций // http://textbooks.net.ua/content/view/3649/11/.
- Ювенальная юстиция: украинский и зарубежный опыт; Методические рекомендации (2017) // https://www.ztobljust.gov.ua/image/yuven%20just.doc.
- Там же.
- Гурева Ю. Ювенальная юстиция. Перспективы введения в Украине // http://naub.oa.edu.ua/2012/yuvenalna-yustytsiya-perespektyvy-vvedennya-v-ukrajini.
- Европейский экономический и социальный комитет (2006) «Мнение о предупреждении преступности среди несовершеннолетних», «Пути решения проблемы преступности среди несовершеннолетних и роль системы правосудия в отношении несовершеннолетних в Европейском союзе». Брюссель: Официальный журнал Европейского Союза 2006 / C 110/13, 9 мая 2006 г.
- Конвенция ООН «О правах ребенка» №50 / 155 (1989).
- Там же.
- Там же.
- Организация Объединенных Наций (1985), Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. «Пекинские правила» Управления Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября.
- Там же; Организация Объединенных Наций (1990a), Руководство по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, «Эр-Риядские руководящие принципы», Управление Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря; Организация Объединенных Наций (1990b), Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), «Гаванские правила», Управление Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря.
- Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка (2007 год). Замечание общего порядка № 10 (2007 год). Права детей в ювенальной юстиции. CRC / C / GC / 10, Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка.
- Организация Объединенных Наций (1985), Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. «Пекинские правила» Управления Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября.
- Крестовская Н. Ювенальная юстиция: Учеб. пос. — Одесса, 2006 // http://www.academia.edu/31957167/Ювенальна_юстиція.
- Там же.
- Там же.