admin 05.07.2019

Искаков К. Д. — магистрант Института послевузовского образования Карагандинской академии МВД Республики Казахстан имени Б.Бейсенова

УДК 343

МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ АҚПАРАТТАНДЫРУ ЖӘНЕ БАЙЛАНЫС САЛАСЫНДАҒЫ АҚПАРАТТЫҚ ҚАУІПСІЗДІКТІ ҚАМ-ТАМАСЫЗ ЕТУ ЖӨНІНДЕГІ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ ЖӘНЕ ҰЛТТЫҚ ЗАҢНАМАСЫ

INTERNATIONAL AND NATIONAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON ENSURING INFORMATION SECURITY IN THE FIELD OF INFORMATIZATION AND COMMUNICATIONS

Ключевые слова: информация, безопасность, защита, законодательство, сфера информации и связи, национальная безопасность, интересы, преступления, информационная безопасность.

Түйінді сөздер: ақпарат, қауіпсіздік, қорғау, заңнама, ақпарат және байланыс, ұлттық қауіпсіздік, мүдделер, қылмыстар, ақпараттық қауіпсіздік.

Keywords: information, security, protection, legislation, information and communication, national security, interests, crimes, information security.

В свое время XIX век назвали веком производства, XX — веком управления, а XXI век по праву именуется веком информации[1].

Защита национальных интересов Республики Казахстан в информационной сфере от угроз внешнего и внутреннего характера составляют основное содер­жание деятельности по обеспечению информационной безопасности Республики Казахстан[2].

Одним из основных приоритетных задач в программе «Казахстан — 2030» были названы укрепление национальной безопасности, одной из составляющих которой является информационная безопасность, и борьба с преступностью[3].

В этой связи в Республике Казахстан были приняты ряд правовых, организа­ционных и практических мер, которые реализуются государственными органами Республики Казахстан. Принят комплекс законодательных мер, направленных на дальнейшее совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и иных законодательств, приводящих их в соответствие с международно-правовыми стандартами, в том числе и в вопросах информационной безопасности[4].

К международным договорам в сфере информационной безопасности отно­сятся: Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимной защите секретной информации, утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 2004 г. № 947 и т.д.; Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации, утвержденное постановление Правительства Республики Казахстан от 6 января 2006 г. N 10; Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности одобренное постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2009 г. № 902; Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности одобренной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2012 г. № 692[5].

Правовой основой обеспечения информационной безопасности выступает, прежде всего, Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. В п.3 ст. 18 Конституции закреплена обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и средств массовой информации обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. В п.2 ст. 20 Конституции Республики Казахстан указывается, что каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом[6].

Отношения в сфере информационной безопасности регулируется и такими кодифицированными нормативными актами как Гражданский кодекс Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть), Трудовой кодекс Республики Казахстан, кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Республики Казахстан, кодекс Республики Казахстан о таможенном деле в Республике Казахстан.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан содержаться нормы, касающиеся служебной и коммерческой тайны, электронной цифровой подписи. В гражданском кодексе Республики Казахстан (Особенная часть) закрепляется такой вид услуг как информационные[7].

Уголовный кодекс Республики Казахстан 2014 г. выделил следующее преступное деяние в сфере информационной безопасности, которые были собраны в главе 7 «Уголовные правонарушения в сфере информатизации и связи» — «Неправомерный доступ к информации, в информационную систему или сеть телекоммуникаций» ст. 205 УК РК, «Неправомерные уничтожение или модификация информации» ст. 206 УК РК, «Нарушение работы информационной системы или сетей телекоммуникаций» ст. 207 УК РК, «Неправомерное завладение информацией» ст. 208 УК РК, «Принуждение к передаче информации» ст. 209 УК РК, «Создание, использование или распространение вредоносных компьютерных программ и программных продуктов» ст. 210 УК РК, «Неправомерное распространение электронных информационных ресурсов ограниченного доступа» ст. 211 УК РК, «Предоставление услуг для размещения интернет-ресурсов, преследующих противоправные цели» ст. 212 УК РК, «Неправомерные изменение идентификационного кода абонентского устройства сотовой связи, устройства идентификации абонента, а также создание, использование, распространение программ для изменения идентификационного кода абонентского устройства» ст. 213 УК РК[8].

В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V содержатся такие составы правонарушений в данной сфере как ст. 636 «Незаконное подключение оконечных устройств (оборудования) к сетям электросвязи», ст. 637 «Нарушение законодательства Республики Казахстан в области связи», ст. 638 «Использование средств связи, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, но не прошедших его», ст. 639 «Нарушение требований по эксплуатации средств защиты электронных информационных ресурсов», ст. 640 «Нарушение законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи», ст. 641 «Нарушение законодательства Республики Казахстан об информатизации» которые собраны в главе 31 «Административные правонарушения в сфере информатизации и связи»[9].

В Трудовом кодексе Республики Казахстан 2007г. определялось, что гражданский служащий не вправе использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию. В данном кодексе содержится также норма о том, что работник обязан не разглашать сведений, составляющих государственные секреты, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставших ему известными в связи с выполнением трудовых обязанностей[10].

Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» содержит в себе главу 49 посвященную информационным системам и информационно-коммуникационным технологиям используемые таможенными органами, и главу 50 содержащие правила информационного и иного взаимодействия таможенных органов с таможенными органами других государств и с международными организациями[11].

Правовую базу обеспечения информационной безопасности составляют также следующие законы Республики Казахстан: от 10 июня 1996 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах», от 15 марта 1999 г. N 349-1 «О государственных секретах», от 23 июля 1999 г. № 451-I «О средствах массовой информации», от 7 января 2003 г. N 370 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», от 5 июля 2004 года «О связи», от 13 июля 1999 года № 416-I «О противодействии терроризму», от 9 ноября 2004 года № 603-II «О техническом регулировании», от 11 января 2007 г. № 217 «Об информатизации», от 6 января 2012 г. № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан», от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях», от 16 ноября 2015 года № 401-V «О доступе к информации», от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации» и т.д.

Особое место призван занять закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 г. № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей»[12].

Данный закон сокращенно именуют «Законом о регулировании Интернета». Изменения коснулись всего пятнадцати законов. Интернет-ресурсы приравнены к средству массовой информации со всеми вытекающими последствиями об ограничении на распространении запрещенной законом информации и возможных неприятных последствиях для нарушителей. Решение о наложении санкций, в том числе крайних – о приостановлении или о прекращении выпуска средства массовой информации – вправе принимать только суд.

Особое место в обеспечении информационной безопасности Республики Казахстан занимают Концепции информационной безопасности Республики Казахстан. Первая «Концепция информационной безопасности Республики Казахстан» была принята указом Президента Республики Казахстан от 10 октября 2006 года № 199, вторая «Концепция информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 года» была принята указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2011 г. № 174, третья «Концепция кибербезопасности «Киберщит Казахстана» утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407.

Данные концепции определяют государственную политику, перспективы деятельности государственных органов в области обеспечения информационной безопасности, и разработаны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законами Республики Казахстан.

Вся структура правового регулирования отношений в области информа­ци­онной безопасности акцентирует внимание на вопросах защищенности объектов правового регулирования, исходя из требований информационной безопасности.

В законодательстве об информационной безопасности можно выделить три основных направлений правовой защиты объектов в информационной сфере:

  • защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; ду­ховности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации;
  • защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограни­чен­ного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информа­ци­онных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц;
  • защита информационных прав и свобод (право на производство, рас­пространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; право собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в условиях информатизации[13].

Нормы информационного права не всегда находятся в нормативных актах, ко­торые с известной степенью условности можно отнести к так называемому информационному законодательству. Они разбросаны по многочисленным правовым актам, регулирующим такие отрасли, как конституционное, гражданское, административное, финансовое и уголовное право. Это еще раз подтверждает тот факт, что регламентация правил поведения в связи с деятельностью по информации является необходимой практически во всех сферах жизни человека[14].

Подводя итог вышесказанному в Республике Казахстан основным политико-правовым актом, определяющим ос­новные направления и принципы развития информационной безопасности, является Концепция кибербезопасности «Кибер­щит Казахстана» утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407. Концепция кибербезопасности («Киберщит Казахстана») разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: Глобальная конкурентоспособность» с учетом подходов Стратегии «Казахстан-2050» по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира. Основным средством борьбы с преступными нарушениями национальных интересов Республики Казахстан в информационной сфере является уголовное законодательство.

Из анализа законодательства Республики Казахстан об охране правоотношений в сфере информатизации и связи, мы видим, что принятое законодательство в целом пытается устранить несовершенство правовой базы в сфере информатизации и связи. Однако недостаточное количество профессиональных специалистов в области защиты информатизации и связи, отсутствие отечественных информационных технологий приводит к росту совершения уголовных правонарушений в данной области.

При этом решение основной проблемы состоит во внедрении принятых блоков законодательных актов в практическую деятельность для противодействия совершаемым правонарушениям в сфере информатизации и связи.

 

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает основные законодательные акты Республики Казахстан, направленные на защиту национальных интересов в информационной сфере от угроз внешнего и внутреннего характера. Автор считает, что основным политико-правовым актом, определяющим принципы и ос­новные направления развития информационной безопасности, является Концепция кибербезопасности «Киберщит Казахстана», утвержденная постановлением Правительства Респуб­лики Казахстан от 30 июня 2017 года № 407, а основным средством борьбы с пре­ступными нарушениями национальных интересов Республики Казахстан в ин­фор­мационной сфере является уголовное законодательство.

ТҮЙІН

Мақала авторы ақпараттық салада ұлттық мүдделерді сыртқы және ішкі сипаттағы қатерлерден қорғауға бағытталған Қазақстан Республикасының негізгі заңнамалық актілерін қарастырады. Автор, Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2017 жылғы 30 маусымдағы №407 қаулысымен бекітілген Қазақстанның кибер­қауіпсіздік тұжырымдамасы мен ақпараттық қауіпсіздікті дамытудың принциптері мен негізгі бағыттарын айқындайтын негізгі саяси және құқықтық акт, ұлттық мүдделердің қылмыстық құқық бұзушылықтарымен күресудің негізгі құралдары болып табылады деп санайды Қазақстан Республикасының ақпарат саласындағы қылмыстық заңы.

ANNOTATION

In the article, the author considers the main legislative acts of the Republic of Kazakhstan aimed at protecting national interests in the information sphere from threats of external and internal nature. The author believes that the main political and legal act defining the principles and main directions of information security development is the cyber security concept of Kazakhstan, approved by the decree of the Government of the Republic of Kazakhstan No. 407 of 30 June 2017, and the main means of combating criminal violations of national interests Republic of Kazakhstan in the field of information is the criminal law.

  1. [1]      Городов О. А. Основы информационного права России. — СПб.: Юридический центр — Пресс, 2003. С. 7.
  2. [2]      Исабаев Б. Обеспечение информационной безопасности Республики Казахстан: политико-правовой аспект // Адам элемi. — 2011. — №1(47). С. 78.
  3. [3]      Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» // http://adilet.zan.kz.
  4. [4]      Нурпеисова А. К. Правовые аспекты информационной безопасности в Республике Казахстан // Вестник Карагандинского юридического института МВД РК. — 2011. — № 3. С. 112.
  5. [5]      Постановление Правительства Республики Казахстан 9 сентября 2004 г. № 947 «Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о взаимной защите секретной информации» // http://adilet.zan.kz; Постановление Правительства Республики Казахстан, 6 января 2006 г. № 10 «Об утверждении Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации» // http://adilet.zan.kz; Постановление Правительства Республики Казахстан, 28 мая 2012 г. № 692 «О подписании Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности» // http://adilet.zan.kz; Постановление Правительства Республики Казахстан, 12 июня 2009 г. № 902 «О подписании Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации в области обеспечения международной информационной безопасности» // http://adilet.zan.kz.
  6. [6]      Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005029.
  7. [7]      Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1013880.
  8. [8]      Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008032.
  9. [9]      Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021682.
  10. [10]     Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007г. № 251 // http://adilet.zan.kz.
  11. [11]     Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 30 июня 2010 г. № 296-VI // http://adilet.zan.kz.
  12. [12]     Закон Республики Казахстан, 10 июля 2009 г., № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» // http://adilet.zan.kz.
  13. [13]     Нурпеисова А. К. Указ. раб. С. 113.
  14. [14]     Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*