Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и специальных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наукҒ.Ж. Сулейманова — (Ақтөбе қ.), Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғылыми қызметкері, заң ғылымдарының кандидатыG.Zh. Suleimanova — chief researcher of the Center for scientific and special research (Aktobe), candidate of legal sciencesУДК 343.97
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОСТИ В МАРТУКСКОМ РАЙОНЕ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
АҚТӨБЕ ОБЛЫСЫ МӘРТӨК АУДАНЫНДАҒЫҚЫЛМЫСТЫЛЫҚҚА КРИМИНОЛОГИЯЛЫҚ ТАЛДАУ
CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF CRIMEIN THE MARTUK DISTRICT OF AKTOBE REGION
Ключевые слова: криминологический анализ, исследование, Мартукский район, сельский округ, правонарушение, профилактика, приграничность, социально-экономическое состояние, рост преступности, преступник, жертва.Түйінді сөздер: криминологиялық талдау, зерттеу, Мәртөк ауданы, ауылдық округ, құқық бұзушылық, алдын алу, шекара маңы, әлеуметтік-экономикалық жағдай, қылмыстылықтың өсуі, қылмыскер, құрбандық.Keywords: criminological analysis, research, Martuk district, rural district, offense, prevention, borderline, socio-economic status, crime growth, criminal, victim.
В рамках поставленных Президентом страны задач по осуществлению решительной борьбы с правонарушениями местными исполнительными органами и всей правоохранительной системы от 2 сентября 2019 года[1], в том числе и посредством профилактики и предупреждения правонарушений по заявке Акимата Актюбинской области Центром научных и специальных исследований проводится независимое научное исследование по состоянию криминальной обстановки в регионе. Так, первым по исследованию районом области стал Мартукский район. Почему именно этот район? Ведь Актюбинская область включает 1 город областного значения, 7 городов районного подчинения, 12 районов, 372 сельских населенных пункта.
Однако в 2019 г. именно в Мартукском районе Актюбинской области был зафиксирован резкий рост уголовных правонарушений на 24,6 % в сравнении с предыдущими годами, а также такой фактор как то, что район является приграничным, что и повлияло на выбор его изучения в первоочередном порядке.
Исследование было направлено на проведение криминологического анализа преступности в Мартукском районе за период 2010-2019 года и завершается 6 месяцами 2020 года и проработку рекомендательных предложений по вопросам профилактики и предупреждения преступности.
В этом аспекте был проведен криминологический анализ уровня, динамики, структуры зарегистрированных уголовных правонарушений, раскрыты проблемные вопросы профилактики преступности (приграничность района, социально-экономическое состояние района, анализ миграционного потока населения (внутренняя и внешняя миграция) в районе, состояние профилактики правонарушений уполномоченными органами), определены наиболее криминогенные места среди сельских округов, составлен криминологический портрет преступника и жертвы, затронут механизм совершения преступления.
Кроме того, была изучена деятельность районного отдела внутренних дел и службы пробационного контроля по работе с ранее судимыми лицами, а вместе с тем подвергнуто анализу состояние практики досудебного производства.
Отдельный вопрос в исследовании посвящен роли общественности в профилактике и предупреждении правонарушений и опыту других стран. Этот вопрос был включен в наше исследование, так как прокуратурой области в 2019 году был поднят вопрос возрождения и дальнейшего развития роли общества в правоохранительной деятельности, который, как и другие вопросы, касающиеся профилактики правонарушений, были обсуждены на международной научно-практической конференции под председательством Акима области, с участием ученых. По ее результатам было решено в пилотном порядке реализовать этот проект на территории Актюбинской области.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное в ходе проведенного исследования было выявлено, что по району в период с 2010 по 2013 год наблюдался рост уголовных правонарушений (почти в три раза) с 16,7% до 48,6% (со 175 до 379), в 2014 году отмечено снижение на 4,6% (с 379 до 283), в 2015 году количество преступлений вновь возросло на 4,6% (с 283 до 296), после чего начиная с 2016 до 2018 года наблюдалось постепенное снижение с 10,1% до 27,4% (с 296 до 167). По итогам истекшего 2019 г. зафиксирован резкий рост уголовных правонарушений на 24,6% (с 167 до 208).
Вместе с тем, уровень уголовных правонарушений по итогам 2019 года по сравнению с 10-летней давностью, т.е. с 2010 годом все равно остается высоким, если в 2010 году количество уголовных правонарушений составило 175, то в 2019 году — 208, или рост составляет 18,9 %.
По времени на начало июня 2020 года количество уголовных правонарушений находится практически на уровне прошлого года (6 месяцев 2019 г.) и составляет –2,3 % (с 84 по 86, соответственно). Это говорит о том, что за 2019 г. и последний период 2020 г. растет криминальная обстановка в районе и изменений по ее снижению не происходит.
В свою очередь, большую часть из всех совершенных деяний в районе составляют уголовные правонарушения против собственности. Если рассматривать 2019 г., то из общего количества правонарушений (208) в этот год было зарегистрировано 109 правонарушений против собственности — 52,4 %, в 2018 г. составляло 64,7 % из всех зарегистрированных правонарушений, в 2017 г. — 66,5 %, в 2016 г. — 62 %, в 2015 г. — 68,9 %, в 2014 г. — 72,4 %, в 2013 г. — 70,7 %, в 2012 г. — 70,2 %, в 2011 г. — 64,6 %, в 2010 г. — 58,2. На сегодняшний день 2020 г. из 84 правонарушений доля преступлений против собственности составляет 45,2 %[2].
Можно отметить, что доля преступлений против собственности в разрезе всех совершенных, начиная с 2017 г. и по сегодняшний день, падает, но все же остается высокий рост за счет других составов, среди которых кроме краж наиболее распространенными являются хулиганство, мошенничество, транспортные преступления, умышленное незаконное пересечение охраняемой государственной границы, наркопреступления.
Но все же основным составом преступлений в районе, который имеет постоянную тенденцию роста, являются кражи.
Так, наибольшее количество совершается краж имущества, находящегося в личной собственности, скота и сотовых телефонов (по представленной таблице 1 можно увидеть, что за последние три года растет количество краж сотовых телефонов).
Таблица 1
Динамика отдельных видов краж с 2017 по 2020 гг.
Кражи
2017 г.
2018 г.
2019 г.
июнь 2020 г.
находящегося в личной собственности
84
66
73
22
Квартирные
23
13
7
1
Карманные
0
1
0
Транспортных средств/ автомобилей
11/1
7
5/1
3
Скота
26
26
16
3
Цветных металлов
2
2
0
1
Сотовых телефонов
11
15
17
2
Также за последние 5 лет (2015-2019 гг.) в районе отмечается рост совершения мелкого хулиганства, привлекаемого по ст. 434 КРКобАП, а также распитие алкогольных напитков по ст. 440 КРКобАП, которые в дальнейшем создают условия для совершения уголовного правонарушения и влекут более тяжкие последствия (более наглядно можно увидеть на представленной диаграмме).
В этом направлении необходимо правоохранительным органам совместно с местными исполнительными органами и общественными формированиями усилить меры по профилактике и предупреждению данных составов правонарушений. В общей сложности 58,6 % среди опрошенных нами респондентом отметили, что необходимо более широкое привлечение общественности к борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
Анализируя же статистические данные, были выделены факторы, способствующие совершению уголовных правонарушений, которые также являются проблемными вопросами профилактики преступности.
Во-первых, было выявлено, что росту преступности способствует приграничность района. Так, в 2019 году одна треть преступлений совершена на границе. А именно, 31,2 % (65) преступлений выявлены на КПП «Жайсан», на Государственной границе с Российской Федерацией. Это незаконное обращение с наркотическими средствами без цели сбыта (ст. 296 УК); контрабанда (ст. 286 УК); незаконное пересечение Госграницы (ст. 392 УК); незаконное обращение с запрещенными к использованию видами растений и животных (ст. 339 УК); организация незаконной миграции (ст. 394 УК); подделка документов (ст. 385 УК).
Вместе с тем, в предыдущих годах удельный вес совершенных преступлений на границе был не таким существенным (в сравнении с 2019 г.) и колебался в диапазоне примерно с 3,8 до 10,7 %.
Таблица 2
Уголовные правонарушения, совершенные на границе за период с 2010 по 2019 гг.
СтатьиУК
2019
2018
2017
2016
2015
Статьи УК старой редакции
2014
2013
2012
2011
2010
ст.286
23
4
5
8
2
ст.250
2
1
3
–
6
ст.296
29
7
5
5
2
ст.259
–
–
1
–
6
ст.339
2
–
–
–
1
ст.290
–
–
–
–
–
ст.385
1
2
–
–
2
ст.325
–
7
–
–
–
ст.392
9
3
11
4
3
ст.330
7
14
9
9
6
ст.393
–
1
2
3
–
ст.330-1
–
–
–
–
–
ст.394
1
1
–
–
2
ст.330-2
2
1
–
1
–
итого
65
18
23
20
12
11
23
13
10
18
Если, в 2010 году на границе совершено 10,2 % (18) преступлений, то до 2016 года наблюдалось постепенное снижение с небольшими колебаниями (в 2011 г. — 5,1 % (10); 2012 г. — 5 % (13); 2013 г. — 6 % (23); 2014 г. — 3,8 % (11); 2015 г. — 4 % (12); 2016 г. — 7,5 % (20). В 2017 году удельный вес совершенных преступлений на границе достиг 10 % (23) и данная тенденция сохранилась на протяжении 2018 года (10,7 % или 18 уголовных правонарушений), а в 2019 году увеличилась до 31,2 % (65). Более наглядно представлено выше в таблице 2.
Следует отметить, что через нашу область, в частности КПП «Жайсан» в Россию едут не только законопослушные трудовые мигранты из Узбекистана и других республик Средней Азии, но и так называемые «запретники», которые пытаются всяческими путями пройти границу нелегально в обход пограничных пунктов пропуска.
Нелегалы идут на такой шаг намеренно, зная о запрете въезда их в Россию (ранее выдворенные лица). Но возможность заработать для своей семьи заставляет рисковать: укрываться в багажном отсеке автомобиля или другое.
Также такие лица за помощью обращаются к посредникам, организовавшим бизнес по переправе нелегалов через границу. Однако чаще всего организаторы нелегальной миграции даже не перевозят иностранцев через границу, а бросают поблизости, просто указывая направление, в какую сторону нужно двигаться.
Следует отметить, что одной из причин совершения такого преступления как незаконное пересечение государственной границы является ненадлежащее состояние демаркации государственной границы, в частности, отсутствие необходимого количества пограничных столбов и знаков. Которые к моменту завершения исследования надеемся будут завершены, так как в этом направлении ведутся определенные работы. Однако, все же отмечено отсутствие инженерных сооружений, заграждений и специальных средств (беспилотные летательные аппараты, тепловизоры, а также заборы из колючей проволоки, эстетический забор).
Также необходимо обратить внимание на проблему взаимодействия между правоохранительными органами России и Казахстана по оказанию правовой помощи.
Известно, что правоохранительные органы Казахстана и России вот уже более 27 лет взаимодействуют в рамках «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года, подписанной в г. Минске[3]. Согласно данной Конвенции, взаимодействие осуществляется через центральные органы.
Указанное негативно сказывается на быстрое и оперативное реагирование на факты правонарушения, раскрытие преступлений и расследование уголовных дел.
Сведений о характеризирующего данных подозреваемого порой приходиться ждать месяцами, не говоря уже о проведении отдельных процессуальных действий.
В этой связи, предлагается инициировать перед уполномоченными органами в рамках ЕврАзЭС заключение соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам, которое дает возможность напрямую осуществлять взаимодействие между заинтересованными правоохранительными органами, минуя центральные органы.
Следующим проблемным вопросом района является скотокрадство, обусловленное большой протяженностью границ с РФ (217 км).
Так, зачастую, вольно пасущийся скот свободно пересекает границу, что в дальнейшем затрудняет его поиски, а выезд на территорию РФ для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) сотрудниками приграничных районов осуществляется на общих основаниях, что исключает возможность поиска скота по горячим следам. Для решения данной проблемы необходимо рассмотреть вопрос установки заградительных устройств по периметру границы, а также предусмотреть возможность пересечения границы сотрудникам Мартукского районного отдела полиции по упрощенной форме для проведения неотложных ОРМ.
Также немаловажным вопросом является обеспечение дорожной безопасности, так как по территории района проходит международная автомагистраль «Западная Европа — Западный Китай», на которой только за 2019 год было совершено 16 дорожно-транспортных правонарушений (ДТП), в которых погибло 4 и ранено 25 человек, в текущем году уже зарегистрировано 5 ДТП, в которых получили ранения 8 человек. Данная дорога обслуживается нарядами патрульной полиции.
В ходе проведенного анализа установлено, что основной причиной ДТП является превышение водителями скоростного режима. Однако по всей протяженности дороги установлены только знаки, ограничивающие скоростной режим, без приборов фиксации, которые соблюдаются не всеми водителями. В связи с чем, на наш взгляд, целесообразно установить сертифицированные измерительные приборы, которые будут фиксировать скорость движения автомобилей.
Во-вторых, рост преступности зависит также и от социально-экономического состояния района и проживающего в нем населения.
Так, если посмотреть на данную диаграмму, то можно увидеть, что общее количество проживающего населения в районе практически не изменялось (в 2013 г. было увеличение на +5,2 %, а затем идет снижение с каждым годом на –0,6 % в 2014 г.-2017 г., в 2018 г. снижение на –0,4 %, а в 2019 г. и на сегодняшний день незначительная доля снижения колеблется в пределах –0,04 %).
Из года в год количество занятого и самозанятого населения района снижается, количество безработных растет. Все это вкупе подтверждает, что социально-экономическое состояние района и проживающего в нем населения находится в затруднительном положении (рост количества безработных влияет на рост преступности).
Это связано скорее с тем, что безработные становятся на учет в основном в городах и крупных населенных пунктах. Сельчане, имеющие личное подворье, не регистрируются как безработные и в статистических отчетах числятся как самозанятые. Одна из причин низкого уровня регистрации граждан в отделах занятости — отмена выплат пособий по безработице. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо возобновить выплаты по безработице.
При этом уровень доходов населения в районе минимален: в 2010 г. Составляет 0,5 % от доли в экономической сфере, в 2011 г. — 0,2 %, в 2012 г. — 0,5 %, в 2013 г. — 0,03 %, в 2014 г. — 0,04 %, в 2015-2017 гг. — 0 %, в 2018 г. — 4,8 %, в 2019 г. — 9,4 %, в 2020 г. — 4,1 %.
Также нами был проведен анализ по показателю рождаемости, смертности, заключения брака, расторжения брака, если соотнести общее количество населения района по этим параметрам, то данные по двум последним категориям (заключение и расторжение брака) будут не точные, в связи с тем, что из общего количества населения не учтены возрастные категории для вступления в брак.
Так, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 14,5 % увеличилась рождаемость, однако если учитывать, что на июнь месяц 2020 г. рождаемость составляет 243 человека и учитывая до конца года такой же приток населения района, то возможен спад населения на 5,8 %. При этом смертность в районе в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 6,7 %, если прогнозировать на конец 2020 г. и учитывая рост смертности по области в рамках пандемии коронавируса и пневмонии, то возможен и неблагоприятный прогноз на 39,7 %.
Также в районе существует проблема оттока граждан (внутренняя миграция). Однако куда и в какие населенные пункты выехало определенное количество людей, на постоянной основе или временно, никем и нигде не отслеживается. Данный фактор является одним из главных, который также влияет на рост преступности и является одним из элементов работы правоохранительных органов, оказывающем влияние на профилактику и предупреждение преступлений. В связи с этим предлагаем данный фактор взять на контроль и учитывать совместно районным отделам полиции с местными исполнительными органами. Также хотелось бы в качестве пожелания Акимату района выразить рекомендацию — это отлеживать численность населения и по национальному признаку, не дожидаясь переписи населения, т.к. во время исследования по нашему запросу данные были представлены только за 2019 г. и на момент 2020 г. По остальным годам данных не было представлено.
Национальный состав — этнический аспект демографии Казахстана. СегодняшнийКазахстан — государство с полиэтническим составом населения. Также это один из основных источников данных, необходимых для эффективного планирования развития и наблюдения за демографическими проблемами и тенденциями, политикой и программами в социально-экономической области.
В аспекте рассмотрения социально-экономического состояния района отдельного внимания заслуживает и проблема социального устройства детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, страдающих заболеванием, после окончания ими специализированного учебного заведения, разрешение которых не урегулировано государством. Специализированная школа-интернат для детей с задержкой психического развитияфункционирует в с. Жайсан (с. Яйсан — обучаются 102 воспитанника). Из 232 выпускников за 10 лет данной категории детей (из них 168 — это дети, оставшиеся без попечения родителей (ОБПР), и 64 — это сироты) только 166 (71,5 %) было трудоустроено. Хотелось бы отметить, что отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий их социальное устройство (трудоустройство, обеспечение жильем и т. д.) таких детей после окончания ими интерната, с учетом их здоровья, который необходимо разработать. Необходимо инициировать данное предложение перед областным Маслихатом.
В силу психологической особенности и социальной незащищенности они часто становятся жертвами преступлений либо становятся потенциальными преступниками. В этом плане выявлено, что в районе имеется очаг неустойчивости, социального неравенства, которое требует дальнейшего изучения и его разрешения.
В-третьих, состояние профилактики правонарушений уполномоченными органами оставляет желать лучшего.
Как отмечают сотрудники полиции, у них возникают проблемы с лицами, состоящими на профилактическом учете в отделе полиции Мартукского района, по категории «лицо, в отношении которого вынесено защитное предписание».
В ходе проведенного анкетирования сотрудников, основной причиной семейных скандалов было указано злоупотребление алкогольными напитками. И указано, что в таких случаях обеспечить безопасность жертве бытового насилия невозможно в связи с отсутствием запрета на употребление алкогольных напитков правонарушителю. Таким образом, предлагаем внести дополнения (КОАП, Закон РК «О профилактике бытового насилия») о запрете употребления алкогольных напитков лицу, в отношении которого выносится защитное предписание, в случае совершения им бытового насилия в состоянии опьянения. Предлагаем инициировать данное предложение перед областным Маслихатом.
Кроме этого, отмечается, что во многих случаях потерпевший уже на стадии обстоятельств дела в органах внутренних дел примиряется с правонарушителем, отказываясь от принятия мер.
В ст. 54 КоАП РК «Установление особых требований к поведению правонарушителя» есть прямое указание на ст. 461 КоАП РК «Нарушение защитного предписания», которое влечет предупреждение либо административный арест на срок до пяти суток, и на запрет употребления алкогольных напитков. Однако, куда девать семейного дебошира, который постоянно выпивает, и что делать жертве бытового насилия в этом случае.
Предлагаем, в качестве эксперимента создать место, имитирующее структуру реального общества, но имеющую ограниченный ареал для правонарушителя в сфере быта. Такая среда позволит решить вопрос раздельного проживания в жилище правонарушителя с потерпевшими.
Такие места должны располагаться вблизи агропромышленных зон или крестьянских хозяйств, что позволит обеспечить работу правонарушителю и рабочую силу данным предприятиям, так как добровольно покинуть свое жилище на определенный срок согласятся немногие, и обычно за определённую денежную мотивацию.
Трудовая деятельность, не превышающая восьми часов, для семейных дебоширов должна стать обязательной, вне зависимости от наличия личных средств на существование, так как является элементом коррекционной программы. В свободное от работы время семейный дебошир вправе заниматься общественной деятельностью и обучением.
Здесь семейные правонарушители смогут свободно обитать, с незначительными ограничениями.
Подобная практика будет напоминать длительную вахту, а незначительные ограничения носить форму проверки, способности правонарушителя в сфере быта к нормальной жизнедеятельности, без антисоциального поведения и выхода за рамки дозволенного.
Все это позволит установить четкий механизм выселения и проживания лиц, допустивших факты бытового насилия.
Хотелось бы отметить, что наиболее криминогенным местом Мартукского района является Мартукский сельский округ, именно с. Мартук.
Из 40 населенных пунктов в основном все опрошенные респонденты считают с. Мартук самым криминогенным, назвав одну из причин — большое количество проживающего населения в отличие от других населенных пунктов. Далее, по количеству совершенных преступлений следует Жайсанский сельский округ, с. Жайсан (Яйсан), Сарыжарский сельский округ, с. Сарыжар, Танирбергенский сельский округ, с. Саржансай.
В этом направлении, на наш взгляд, районному отделу полиции необходимо усилить меры по профилактике правонарушений с привлечением общественных помощников полиции в сельских округах и предусмотреть Акимату района создать народные дружины для патрулирования и оказания дополнительной помощи правоохранительным органам по предупреждению правонарушений в густонаселенных селах.
В последнее время среди ученых существует мнение, что деформация общественных отношений неизбежно приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и поведения людей. Кроме того, в современном обществе у большинства потребности вынужденно снижены, у остальной части они резко возросли. Падение уровня жизни одних в этих условиях создает базу для обогащения других на несчастьях первых, а при определенных условиях и порождает серьезные преступления, что сеет в обществе страх, злобу, всеобщее недоверие и порождает насилие в разных его формах.
При этом криминология рассматривает личность преступника, чтобы понять причины преступного поведения, т.к. недостаточно только иметь сведения об обстоятельствах совершения преступления. Необходимо изучить особенности личности, которые сыграли существенную роль, приведя виновного к совершению преступления.
Так, в ходе проведенного исследования, нами выявлено, что правонарушители чаще всего принадлежат к возрастной группе до 30-39 лет (33,6 %), далее следует группа 21-29 лет (27,4 %), после чего криминальная активность значительно падает.
При примерно равном соотношении числа мужчин и женщин среди всего населения района среди преступников устойчиво преобладают мужчины (их удельный вес составляет 90,1 %, а женщин — 9,9 %, соответственно.
Поэтому и выходит, что в основном правонарушители — это молодые трудоспособные мужчины в возрасте от 21-39 лет, граждане РК, со средним или средне-специальным образованием, в основном безработные (см. диаграмму).
При этом за последние 5 лет доля лиц ранее уже совершавших преступления возросла с 21,1 % (за 10 лет) до 40 %. То есть каждое 6-ое правонарушение совершено ранее судимыми лицами. Однако можно отметить, что в 2019 году 25,4% (53) или каждое четвертое преступление совершено лицами с ограничением свободы, т.е. из 116 человек 48 являлись безработными.
Это еще раз доказывает, что толкают их на совершение преступления затрудняющие жизненные ситуации (безработица, нехватка денежных средств), а также то, что потерпевшие сами того не осознают создают условия для совершения преступления.
В этом случае жертвами преступлений в основном являются женщины в возрасте 30-49 лет, в отношении которых совершаются кражи, мошенничество, грабеж, изнасилование, нарушение неприкосновенности жилища, хулиганство, с постоянной периодичностью из года в год. Это связано с характером социальных ролей, выполняемых мужчинами и женщинами в формальной и неформальной сферах, с образом их жизни в быту.
На представленной диаграмме видно, что повышенной виктимностью характеризуются женщины. Далее идут пенсионеры, их легче всего обмануть, а по физическим показателям — более слабые и в силу пожилого возраста не защищенные, не могут дать достойный отпор правонарушителю. Отдельную категорию также составляют несовершеннолетние, особенно малолетние дети, а также и инвалиды (хоть и незначительная доля лиц).
В отношении несовершеннолетних в основном совершаются грабежи, хулиганство, насильственные преступления, а именно половое сношение и иные действия с лицами, не достигшими 16-летнего возраста. В отношении пенсионеров практически все преступления против собственности — кражи, грабежи, присвоение чужого имущества, мошенничество, мелкое хищение. В отношении инвалидов также в основном совершались преступления против собственности, 1 убийство и 1 проступок (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Почти в половине случаев жертвой насильственного преступления оказываются родственники либо знакомые преступника. В особенности это характерно для хулиганства, убийства, тяжких телесных повреждений.
Таким образом, учитывая полученные результаты криминологического исследования района, Акимату района необходимо учесть проведенное нами исследование и предусмотреть создание дополнительных рабочих мест, усилить меры по трудоустройству населения, а также максимально использовать предлагаемые нами рекомендации, полученные и выработанные в ходе проведенного анализа. В свою очередь, районному отделу полиции:
совместно со службой пробации усилить меры по профилактике правонарушений с привлечением общественных помощников полиции в сельских округах и общественных формирований и советов;
совместно с Советом деловых женщин района провести ряд встреч, семинаров, бесед с женщинами района о вопросах профилактики и безопасности от совершаемых в отношении них преступлений.
АННОТАЦИЯ
В рамках поставленных Президентом страны задач по осуществлению решительной борьбы с правонарушениями местными исполнительными органами и всей правоохранительной системы посредством профилактики и предупреждения правонарушений по за-явке Акимата Актюбинской области Центром научных и специальных исследований про-водится независимое научное исследование по состоянию криминальной обстановки в регионе. Так, первым по исследованию районом области стал Мартукский район. Почему именно этот район? Ведь Актюбинская область включает 1 город областного значения, 7 городов районного подчинения, 12 районов, 372 сельских населенных пункта.
Однако в 2019 г. именно в Мартукском районе Актюбинской области был зафиксирован резкий рост уголовных правонарушений на 24,6 % в сравнении с предыдущими годами, а также такой фактор как то, что район является приграничным, что и повлияло на выбор его изучения в первоочередном порядке.
Исследование было направлено на проведение криминологического анализа преступности в Мартукском районе за период 2010-2019 года и завершается 6 месяцами 2020 года и проработку рекомендательных предложений по вопросам профилактики и предупреждения преступности.
ТҮЙІН
Ақтөбе облысы әкімдігінің өтінімі бойынша Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығы мемлекет басшысы қойған міндеттер шеңберінде құқық бұзушылықтардың алдын алу және ескерту арқылы жергілікті атқарушы органдар мен бүкіл құқық қорғау жүйесінің құқық бұзушылықтарға қарсы батыл күресін жүзеге асыру бойынша өңірдегі криминалдық ахуалдың жай-күйі бойынша тәуелсіз ғылыми зерттеу жүргізуде. Мәселен, Облыстың зерттеу ауданы бойынша бірінші Мәртөк ауданы болды. Неліктен бұл аймақ? Ақтөбе облысына 1 облыстық маңызы бар қала, 7 аудандық бағыныстағы қала, 12 аудан, 372 ауылдық елді мекен кіреді.
Алайда, 2019 жылы Ақтөбе облысының Мәртөк ауданында өткен жылдармен салыстырғанда қылмыстық құқық бұзушылықтардың 24,6%-ға күрт өсуі тіркелді, сондай-ақ аудан шекара маңы болып табылады, бұл оны бірінші кезекте зерделеуді таңдауға әсер етті.
Зерттеу Мәртөк ауданында 2010-2019 жылдар аралығы мен 2020 жылдың 6 айы бойынша жасалынған қылмыстылыққа криминологиялық талдау жүргізуге және қылмыстың алдын алу мен ескерту мәселелері бойынша ұсыныстар әзірлеуге бағытталған.
ANNOTATION
As part of the tasks set by the President of the country to implement a resolute fight against offenses by local Executive bodies and the entire law enforcement system through the prevention and prevention of offenses at the request of the Akimat of the Aktobe region, the Center for scientific and special research is conducting an independent scientific study on the state of the criminal situation in the region. So, the first research area of the region was the Martuk district. Why this particular area? Aktobe region includes 1 city of regional significance, 7 cities of district subordination, 12 districts, 372 rural localities.
However, in 2019, it was in the Martuk district of the Aktobe region that a sharp increase in criminal offenses was recorded by 24.6 % compared to previous years, as well as such a factor as the fact that the district is a border area, which influenced the choice of its study as a priority.
[1] Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана: Послание Президента страны народу Казахстана от 2 сентября 2019 г. // https://nauka.kz/page.php?page_id=11&lang=1.
[2] Статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам (1-М) за период 2010-2019 гг. и июнь 2020 г.
[3] Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года // https://online.zakon.kz.