Васина Н. А. — преподаватель кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России, майор полиции;
Черкасова А. М. — курсант 3 курса Нижегородской академии МВД России, рядовой полиции
УДК
ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩЕЙ РАБОТЫ НА АДАПТАЦИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ МВД
ЖАС МАМАНДАРДЫҢ ІІМ ЖҮЙЕСІНЕ БЕЙІМДЕЛУІНЕ КӘСІБИ-БАҒДАРЛЫ ЖҰМЫСТЫҢ ӘСЕРІ
INFLUENCE OF A PROFESSIONAL-ORIENTED WORK ON THE AD-APTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF THE MIA
Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация личности, сознательный выбор, оптимизация, востребованность.
Түйінді сөздер: кәсіби бағдар, мамандық таңдау, тұлғаның өзіндік бағдары, саналы таңдау, оңтайландыру, талап ету.
Keywords: vocational guidance, career choice, personality orientation, conscious choice, optimization, demand.
Выбор ВУЗа, безусловно, является одним из самых трудных и в то же время самым ответственным шагом во взрослую жизнь. Текущее положение на рынке труда порождает у бывших школьников тревогу перед необходимостью профессионального самоопределения, ощущения неясности будущего.
Действительно, что юноши и девушки, завершающие обучение в школе, могут знать о специфике приглянувшейся профессии? Насколько их выбор является осознанным? Многие молодые сотрудники признаются, что до прихода на службу не имели точного, адекватного представления о работе. У выпускников, чаще всего, присутствуют лишь общие суждения о том, чем занимается тот или иной специалист.
Выбор профессии людей волновал уже давно. В дореволюционной России данная проблема беспокоила в основном молодежь из разночинцев, тогда как дворяне об этом не задумались, поскольку они в любое время могли оставить свою службу и жить за счет имений. В 1900 году автор под псевдонимом «Кающийся энциклопедист» в своей работе выделил четыре варианта выбора, которые имеют место быть и в настоящее время:
1) исходя из семейных традиций (часто встречалось в патриархальной России тех времён);
2) случайный, необдуманный выбор;
3) выбор по призванию;
4) выбор по расчету[1].
В наше время можно заметить следующую тенденцию: профориентация, трудоустройство, выбор образовательного учреждения зависят от спроса и предложения на рынке труда. Из-за его динамичности постоянно отмирают ненужные и появляются новые профессии. Мало кто знает обо всех существующих профессиях. В среднем молодые люди называют около 100 профессий, хотя на самом деле их существует более 100000.
А. В. Бороздина и А. В. Самышин выделяют 3 возрастные ступени при выборе профессионального пути. В первую ступень входят дети в возрасте 5-7 лет. На данном уровне законными представителями ребенка происходит выбор учебного заведения, выбор программы школы (возможно специализированные классы, ориентированные на технических или гуманитарных предметах). С этого возраста предоставляется возможность оценить сильные и слабые стороны ребенка. Например, в центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» для профориентации детей разработана методика «Профпревью», с помощью которой можно оценить психические функции ребёнка, указывающие на его потенциальные возможности.
Ко второй ступени относятся учащиеся 2-4 классов. Предполагается, что ребёнок уже адаптировался к учёбе и у него появляется возможность испытать свои силы и способности в различного рода кружках и секциях для того, чтобы определиться, что ему действительно интересно, к чему «лежит душа». Как правило, в такие кружки записывают детей их родители, именно поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности их ребёнка.
В последнюю, по мнению И. Ф. Амельчакова, ступень включены ученики 5-8 классов. На данном этапе школьников ориентируют на то, что впереди им проходить государственную аттестацию, экзамен (ОГЭ), после чего им нужно будет сделать выбор остаться в школе и сдавать ЕГЭ, либо же идти получать профессиональное образование в высшем учебном заведении. Мнение специалистов сходится на том, что на предшествующих этапах проходил общий поиск интересов в кружках и секциях, сейчас он узкоспециализирован и направлен на получение необходимых знаний для будущего карьерного роста. На данном этапе также следует проходить тесты на определение темперамента ребёнка, его интересы и интеллектуальный потенциал.
В старшем подростковом возрасте, а именно в 15-16 лет у школьника происходит логизация учебного материала, проявляется возрастная сензитивность к развитию общих и специальных способностей. Наблюдаются неоправданная критичность, недоверие, рационализм, практицизм пренебрежение советами взрослых. Активно формируется собственное мировоззрение подростка как целостная система взглядов, знаний, убеждений, жизненной философии, зарождаются свои ценности и взгляды на окружающий мир, так называемая «своя мораль». На фоне таких изменений ученику в данный период зачастую сложно сделать выбор своей будущей профессий, так как в этом возрасте у него мало опыта и познаний в области различных профессий[2].
Школьник не всегда понимает, кем бы он хотел быть, так как нередко наши желания не совпадают с нашими возможностями. Спрашивая учащегося в школе о том, где бы он хотел работать, часто можно услышать: «там, где я буду богатым».
Выбор профессии — это критический этап в жизни каждого человека, который требует значительной психологической поддержки. Эту поддержку должна обеспечить система профориентационной работы.
Под профессиональной ориентацией мы понимаем целенаправленную деятельность психологов, педагогов и иных специалистов по оптимизации процесса профессионального самоопределения личности в соответствии с ее интересами, способностями, желаниями и востребованностью на трудовом рынке.
Выделяют такие виды профориентации, как внутренняя и внешняя. Внешняя характеризуется информированием человека о его возможностях, потенциалах, развитие потенциальных способностей и навыков, выявление потребностей и стимулов, а также выбор направления обучения. Внутренняя представляет собой ту или иную деятельность, в ходе которой происходит ознакомление новых работников с их руководителями и коллективом, а также с новыми задачами на новом рабочем месте. Как правило, в организациях создаётся специальное отдельное лицо или группа лиц (отдел кадров), которое занимается данной деятельностью.
Доминирующими мотивами выбора школьниками профессии полицейского является возможность самореализации, материальная заинтересованность, пример близких, романтичный орел будущей профессии. Выбирая ВУЗ для поступления, человек часто «идёт по течению», предпочитая получать профессиональное образование в тех учебных заведениях, в которых будут обучаться его друзья и знакомые.
По нашему мнению, профессиональную ориентацию личности на обучение в высших учебных заведениях системы МВД России и последующую службу следует начинать в профильных классах общеобразовательных школ, готовить учащихся к непрерывному повышению профессионального уровня, совмещению учебы с выполнением иных задач, к значительным физическим и морально-волевым нагрузкам. Такой подход, на наш взгляд, целесообразен не только потому, что формирует у будущего курсанта навыки саморегуляции, лидерские качества, уверенность в себе, ответственность, самостоятельность и позитивные установки, но также и потому, что помогает учащемуся объективно рассмотреть реалии предпочтенной профессии, понять, чем именно ему придется заниматься на протяжении своего трудового пути, располагая подлинными знаниями взвесить все «за» и «против», скорректировать свои ожидания в отношении выбранной профессиональной дороги еще до поступления в ВУЗ и, возможно, изменить свой выбор. Это осознание правильности или неправильности выбора профессии может прийти во время учебы в профильном классе, что даст возможность более осознанно подойти к выбору профессии. Вовремя исправить ошибку, поменять направление деятельности или утвердиться в своем выборе.
По мнению И. Ф. Амельчакова, которое мы полностью разделяем, необходимо развивать систему ранней профессиональной ориентации подрастающего поколения путем оптимизации работы профильных полицейских классов общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. И. Ф. Амельчаков полагает, что такой подход к обучению позволит молодым людям сделать сознательный выбор профессии и связать свой жизненный путь с правоохранительной деятельностью[3]. Довузовское обучение даст возможность абитуриенту максимально хорошо подготовиться к обучению в высших учебных заведениях системы МВД России, развить необходимые профессионально важные качества, а, в последующем, успешно адаптироваться в выбранной профессии. С этой целью, к примеру, в кадетских классах программой дополнительного образования предусмотрены занятия с участием практических работников силовых структур. Ребята посещают отделы полиции, где наблюдают повседневную службу сотрудников органов внутренних дел и приобретают четкую ориентацию на совершенствование своей физической формы и углубленное изучение правовой базы.
Современное гражданское общество хочет видеть полицейскими людей, обладающих прочными духовно-нравственными основами, глубоко понимающих социальную значимость своей деятельности, отличающихся высоким уровнем культуры. Стало быть, подготовка высококвалифицированных профессионально грамотных сотрудников для органов внутренних дел является приоритетной целью не только для МВД, но и для всей системы образования.
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена вопросу ранней профессиональной ориентации. Под профессиональной ориентацией понимается целенаправленная деятельность различных специалистов с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения личности. Раскрывается роль профильных классов в сознательном выборе профессии.
ТҮЙІН
Бұл мақала ерте жастан кәсіби бағдар беру мәселесіне арналған. Кәсіби бағдар ретінде жеке тұлғаның кәсіби бейімділігін анықтау процесін оңтайландыру мақсатында түрлі мамандардың мақсатты қызметі ұғымы алынады. Кәсіпті саналы таңдауда бейіндік сыныптардың рөлі қарастырылады.
ANNOTATION
This article is devoted to the issue of early professional orientation. Professional orientation is understood as purposeful activity of various specialists in order to opti-mize the process of professional self-determination of the individual. The role of pro-file classes in conscious choice of profession is revealed.
- [1] Амельчаков И. Ф. О повышении практической направленности обучения в Бел ЮИ МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2013. — № 1. С. 3.
- [2] Бороздина А. В., Самышин А. В. Профориентация или как помочь сделать правильный выбор // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза: Сб. статей всероссийской науч.-практ. конф. / Под ред. О. М. Поповой. — Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, ООО «ЦеСАин», 2016.
- [3] Милославский В. Г., Алиева Н. Х., Соловьев С. М., Компилецкая О. Д., Казиев Т. Р. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 905-911 // URL https://moluch.ru/archive/111/27219.