Хасанова В. В. — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Актюбинского юридического института МВД Республики Казахстан имени М. Букенбаева, майор полиции
УДК 351
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПОЛИЦИИ И ИХ ПОМОЩНИКОВ
УЧАСКЕЛІК ПОЛИЦИЯ ИНСПЕКТОРЛАРЫ МЕН ОЛАРДЫҢ КӨМЕКШІЛЕРІНІҢ ҚЫЗМЕТІН ҰЙЫМДАСТЫРУДЫҢ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ
CURRENT PROBLEMS OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF PRECINCT POLICE INSPECTORS AND THEIR ASSISTANTS
Ключевые слова: участковый инспектор полиции, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, профилактика правонарушений.
Түйінді сөздер: учаскелік полиция инспекторы, қоғамдық тәртіпті қорғау, қоғамдық қауіпсіздікті қамтамасыз ету, құқық бұзушылықтың алдын алу.
Keywords: district police inspector, protection of public order, public safety, crime prevention.
В Республике Казахстан в 2015 году приказом министра внутренних дел была утверждена структура местной полицейской службы, куда вошла и служба участковых инспекторов полиции.
Несмотря на происходящие реорганизации в структуре ОВД и на изменяющиеся задачи органов внутренних дел, в целом, и службы участковых инспекторов полиции, в частности, участковый инспектор остается основным представителем органов внутренних дел на обслуживаемом участке.
Правовую основу деятельности УИП и их помощников составляют Конституция Республики Казахстан, Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», Приказ МВД Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 1095 «Об утверждении правил организации деятельности УИП, ответственных за организацию работы УПП, УИП и их помощников» и т.д.
Административный участок — территория городской или сельской местности, за которым приказом начальника МПС района (города, района в городе) закрепляется участковый инспектор[1].
Участковый инспектор выполняет функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактической работы с подучетным контингентом, оказанию мер правового и воспитательного характера в отношении профилактируемых лиц, выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, а также принятии мер, направленных на правовое воспитание граждан и правовое воспитание личности и формированию у них уважения к закону (соответствующие беседы, лекции; выступления в печати, по радио, телевидению и т.п.) непосредственно на закреплённом административном участке.
Вместе с тем, отдельные лица по ряду объективных и субъективных причин (низкий культурный уровень развития, относительная устойчивость антиобщественных убеждений, неблагополучная обстановка в семье и т.п.) порой не проявляют готовности и желания правильно воспринимать факт проведения такой работы со стороны участкового инспектора, критически оценивать полученную при этом информацию и делать соответствующие выводы для определения линии своего поведения в будущем.
В целях обеспечения охраны общественного порядка УИП и их помощников на участке обслуживания обязаны, прежде всего, проводить работу с лицами, в отношении которых установлен административный надзор, принято решение об условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы, принято решение об освобождении из мест лишения свободы после отбывания наказания за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления или судимого два и более раз к лишению свободы за умышленное преступление (формально подпадающие под действие Закона Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), установлены особые требования к поведению по административным правонарушениям и вынесено защитное предписание.
На сегодняшний день продолжает вызывать серьезную озабоченность правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Несмотря на то, что на местах проводится определенная работа, однако, служебные проверки по тяжким видам преступлений, совершенных в сфере быта, зачастую проводятся формально, не в полном объеме изучаются все обстоятельства дела, которые повлекли за собой совершение такого преступления.
Еще одним из проблемных вопросов деятельности УИП и их помощников является профилактика пьянства и наркомании. Актуальным остается и принудительное лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании. В настоящее время практически во всех регионах Казахстана функционируют специализированные лечебно-профилактические предприятия, где проходят лечение алкоголики, наркоманы и токсикоманы, однако, ни в одной из областей Казахстана не созданы специализированные лечебно-профилактические предприятия для принудительного лечения женщин от алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Проблемы, возникающие по ненадлежащему обеспечению охраны общественного порядка на административном участке в основном связаны с большой загруженностью УИП, ненормированным рабочим днем, текучестью кадров и т.д.
Исходя из оперативной обстановки, складывающейся на административном участке, необходимо пересмотреть график работы УИП и их помощников о наиболее целесообразном режиме работы. Наиболее эффективным представляется график работы УИП и их помощников в две смены, когда одна часть сотрудников работает с 9 до 18 часов, другая с 15 до 24 часов. При таком распорядке рабочего дня можно «закрыть» обслуживаемую территорию, оперативно реагировать на совершенные правонарушения, особенно в вечернее время. В течении трех часов (с 15 до 18), когда на работе находятся все УИП можно провести совещание, заслушать каждого УИП и их помощников о проделанной работе, дать рекомендации, определить, какому и какие вопросы следует решать в первую очередь, довести до их сведения указания руководства горрайоргана и начальника МПС, распределить поступающие жалобы и заявления, проверить сроки и качество их разрешения.
Определение режима работы УИП и их помощников должно быть организовано таким образом, чтобы большую часть служебного времени они находились на участках, работали непосредственно среди населения, повседневно занимались вопросами выявления лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, устанавливали взаимное уважительное отношение с населением, принимали меры по предупреждению правонарушений, осуществляли взаимодействие с общественностью. Необходимо составить график выхода на работу УИП и их помощников, который должен утверждать начальник местной полицейской службы либо его заместитель с определением времени для отдыха.
Только при таких условиях появится возможность надлежащим образом обеспечить охрану общественного порядка на участке обслуживания УИП и их помощников.
В отличие от сотрудников любого другого подразделения, решающих, как правило, определенную задачу органов внутренних дел, зачастую УИП и их помощники работают по нескольким направлениям их деятельности. Так, в случае, когда в горрайоргане внутренних дел нет дорожно-патрульной полиции, на обслуживаемых ими городах, поселках городского типа и сельской местности значительный объем работы по обеспечению общественного порядка ложится на УИП и их помощников.
Аналогичная ситуация складывается и сотрудниками, занимающимися вопросами разрешительной системы. В подавляющем большинстве горрайорганах внутренних дел их нет и в этом случае вновь, как правило, их обязанности возлагаются на УИП и их помощников.
На территории примерно половины горрайорганов нет центров временной адаптации и детоксикации, следовательно, и кабинетов профилактики, а борьба с пьянством ведется в основном опять же УИП и их помощниками.
В этой связи невозможно переоценить роль участкового инспектора полиции и руководителей МПС. Только правильное понимание стоящих перед ними задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на участке обслуживания позволят выбрать верные пути и методы их решения для достижения успеха в общем деле.
АННОТАЦИЯ
В данной статье обозначены актаульные проблемы в области организации деятельности участковых инспекторов полиции и их помощников, предложены меры по их решению, а также меры по совершенствованию деятельности УИП и их помощников.
ТҮЙІН
Бұл мақалада учаскелік полиция инспекторлары мен олардың көмекшілерінің қызметін ұйымдастыру саласындағы өзекті мәселелер қарастырылған және оларды шешу бойынша, сондай-ақ УПИ мен олардың көмекшілерінің қызметін жетілдіру бойынша шаралар ұсынылған.
ANNOTATION
This article identifies the problems in the field of organizing the activities of district police inspectors and their assistants, proposed measures to address them, as well as measures to improve the activities of the PPI and their assistants.
- [1] Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №1095 «Об утверждении Правил организации деятельности участковых инспекторов полиции, ответственных за организацию работы участкового пункта полиции, участковых инспекторов полиции и их помощников» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500013004.