admin 05.01.2024

МРНТИ 10.01.45/14.07.09

УДК 802.0:378.4

Гузикова Валентина Викторовна — доцент кафедры иностранных языков Уральского юридического института МВД России, кандидат филологических наук, доцент (Российская Федерация, г. Екатеринбург)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье освещается метод проектов на основе устных презен­та­ций обучающихся на практических занятиях по иностранному языку в неязыковой образовательной организации системы МВД. Особое внимание уделяется устной презентации как одному из видов проектной деятельности, используемой для улуч­шения владения обучающимися устной речью. Сделан вывод о том, что устные презентации на иностранном языке являются полезным и эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков обучающихся, их твор­ческих способностей, а также критического мышления. Однако обучающимся нуж­но больше времени уделять практике структурирования, планирования и ор­ганизации своих презентаций. Также подчеркивается, что развитие навыков устной речи с помощью проектного метода облегчает общение говорящего в раз­личных речевых областях, что может привести к более высокому профес­сио­наль­ному развитию личности.

Ключевые слова: метод проектов, устная презентация, коммуникативные навыки, английский язык как иностранный, критическое мышление, коммуни­ка­тивный подход, устная речь.

Гузикова Валентина Викторовна — Ресей ІІМ Орал заң институтының шет тілдері кафедрасының доценті, филология ғылымдарының кандидаты, доцент (Ресей Федерациясы, Екатеринбург қ.)

ТІЛДІК ЕМЕС ЖОО-ДАҒЫ ШЕТ ТІЛІ САБАҚТАРЫНДА АУЫЗША ПРЕЗЕНТАЦИЯДАҒДЫЛАРЫН ДАМЫТУ

Түйін. Мақалада ІІМ жүйесінің тілдік емес білім беру ұйымдарында шет тілі бойынша практикалық сабақтарда білім алушылардың ауызша презентациялары негізінде жобалар әдісі баяндалады. Студенттердің ауызекі сөйлеуді меңгеруін жақ­сарту үшін қолданылатын жобалық қызметтің бір түрі ретінде ауызша презен­та­цияға ерекше назар аударылады. Шет тіліндегі ауызша презентациялар білім алу­шылардың коммуникативтік дағдыларын, олардың шығармашылық қабілет­тер­ін, сондай-ақ сыни ойлауын дамыту үшін пайдалы және тиімді құрал болып та­бы­лады деген қорытындыға келді. Дегенмен, білім алушылар өздерінің презен­та­цияларын құрылымдау, жоспарлау және ұйымдастыру тәжірибесіне көбірек уақыт бөлуі қажет. Сондай-ақ, жобалық әдіс арқылы ауызекі сөйлеу дағдыларын дамыту сөй­леушінің әртүрлі сөйлеу салаларында қарым-қатынасын жеңілдететіні атап өтіледі, бұл тұлғаның жоғары кәсіби дамуына әкелуі мүмкін.

Түйінді сөздер: жобалар әдісі, ауызша презентация, коммуникативті дағды­лар, ағылшын тілі шет тілі ретінде, сыни тұрғыдан ойлау, коммуникативті тәсіл, ауызекі сөйлеу.

Guzikova Valentina Victorovna — associate professor of the department of foreign languages of the Ural law institute of the MIA of Russia, сandidate of philological sciences, associate professor (Russian Federation, Yekaterinburg)

DEVELOPMENT OF ORAL PRESENTATION SKILLS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT A NON-LINGUISTIC HIGHER SCHOOL

Annotation. The article highlights the method of projects based on learners’ oral presentations in foreign language practical classes in a non-linguistic educational institution of the Ministry of Internal Affairs. Special attention is paid to oral presentation as one of the types of project activities used to improve learners’ proficiency in oral speech. It is concluded that oral presentations in a foreign language are an effective and useful tool for the development of learners’ communication skills, their creative abilities, as well as critical thinking. However, learners need to devote more time to the practice of structuring, planning, and organizing their presentations. It is also emphasized that the formation of oral speech skills using the project method facilitates the speaker’s communication in various speech areas, which can lead to higher professional development of the individual.

Keywords: projects method, oral presentation, communication skills, English as a foreign language, critical thinking, communicative approach, oral speech.

 

Введение. За последние десятилетия английский язык приобрел статус наибо­лее широко преподаваемого неродного языка в современном обществе. Более того, он активно используется в качестве языка международного общения в деловых, тех­нических или научных целях. Современная динамичная жизнь требует актив­ного обучения, познавательности и гибкости, чтобы сформировать независимую личность, способную творчески мыслить и работать, генерировать нестандартные идеи. Одним из методов развития таких характеристик является проектный метод, который стал довольно популярным среди преподавателей и обучающихся. Он может быть легко применен для изучения иностранного языка в высших учебных заведениях. Суть проектного метода заключается в решении определенной проб­лемы, работе как индивидуально, так и в команде, нестандартном мышлении и создании творческих результатов по применению изучаемого иностранного языка.

По мнению американского педагога и психолога У. Х. Килпатрика, проекты сос­тоят из четырех этапов: определение цели, планирование, исполнение и оценка. Он утверждает, что единство всех четырех этапов, инициированных и завер­шен­ных обучающимися, является идеальным прогрессом в образовании. У. Килпатрик считает, что только тогда, когда обучающиеся проявляют «свободу действий», они способны приобрести независимость, силу суждения и способность действовать[1].

Существует две основные модели проектного метода, которые сегодня ис­поль­зу­ются в учебном процессе. Согласно модели К. М. Вудворда, студенты изу­чают и развивают свои навыки посредством обучения и творчески применяют их в процессе реализации проекта[2]. Однако в модели Ч. Ричардса обучение не яв­ля­ется продолжением самого проекта, а интегрировано в него, раскрывая различные интересы обучающихся[3].

Результаты исследования и обсуждение.

Данная статья посвящена использованию метода устной презентации обучаю­щихся на занятиях по английскому языку в образовательной организации системы МВД, которая способствует развитию их разговорных навыков. Считается, что использование устных презентаций в группе EFL важно из-за их положительного влияния на уровень владения языком обучающимися. Некоторым обучающимся не нравится выступать в аудитории. Кроме того, у них нет возможности говорить на этом языке за пределами своей страны. Так что, если курсант не практикует анг­лийский на занятии, возможно, он вообще никогда на нем не заговорит. Из­вестно, что невозможно научиться говорить на каком-либо языке с помощью наб­людения. Поэтому можно предположить, что использование устной презентации обучающихся может повысить их разговорный уровень.

Когда преподаватель просит обучающегося выступить с устной презентацией перед группой, это один из способов улучшить уровень владения устной речью у студентов. Использование устной презентации рассматривается как технический способ решения проблем, связанных с устной речью обучающихся. Занятия по уст­ной профессионально-ориентированной презентации предоставляют обучающим­ся прекрасную возможность развить этот навык, выступая в течение нескольких минут структурированно, раскрывая различные аспекты выбранной темы.

Процесс обучения иностранному языку является сложным. В настоящее время коммуникативный подход к преподаванию английского языка сосредоточен на том, как предоставить обучающимся больше возможностей на занятиях, чтобы они могли общаться на этом языке без каких-либо проблем. Согласно А. Бейкеру, «ком­муникация — это акт передачи и получения информации»[4]. Обучающиеся в неязыковом учебном заведении системы МВД должны овладеть всеми элементами речи, чтобы свободно общаться на английском языке. Более того, основной целью курсов по развитию коммуникативных навыков является обучение курсантов уст­ной речи и повышение уровня их владения. По мнению Т. Хеджа, нормальный про­цесс слушания, говорения и письма должен быть игровым, эти навыки явля­ют­ся продолжением устного общения. Презентация — это одно из практических за­ня­тий, которое используется на курсах устной речи для развития коммуника­тив­ных навыков у обучающихся[5].

Устная профессионально-ориентированная презентация проводится в органи­за­цион­ной обстановке и с ограничением по времени. Презентация должна быть тщательно структурирована. Более того, выступающие могут подкреплять свое выступление наглядными средствами. К. Мелони и Ш. Томпсон утверждают, что, если устная презентация проводится под руководством и организованно, это даст студентам опыт обучения и научит их важному навыку, который будет полезен для ESL / EFL по всем их образовательным дисциплинам, а затем и в их дальнейшей работе[6].

С точки зрения Б. Чиверс и М. Шулбреда, «проведение презентации — это очень хороший опыт обучения»[7]. В конце устной презентации докладчики дают своей аудитории возможность задать вопросы о вещах, которые им непонятны. По завершению своей работы выступающие дают ответы на поступившие от ауди­тории вопросы.

Презентации могут иметь разные цели, в зависимости от того, какой тип обучающийся хочет представить. Важно учитывать цель презентации, поскольку от этого зависит, как будет представлена та или иная информация аудитории. Существует четыре основных типа презентаций.

  1. Информативный.

Цель информативной презентации — донести до аудитории информацию. Этот тип презентации основан на фактах и статистике. Очень важно, чтобы обу­чаю­щийся хорошо провел свое исследование; старался не включать неточную или недостоверную информацию. Например: «The Danger of Cyberbullying», «The Growth of Juvenile Delinquency in Russia and the United States», «My Family Tree» и др.

  1. Инструктивный.

Цель обучающей презентации состоит в том, чтобы дать аудитории ин­струк­ции. Этот тип презентации направлен на то, чтобы направить аудиторию и пока­зать им, как что-то делать. Полезно предоставить четкие изображения и диаграм­мы или пошаговые инструкции, которым легко следовать. К примеру: «Rules for the Inspection of the Crime Scene by the Investigation Team», «Ways to Protect Yourself in Cyberspace» и т. д.

  1. Побуждающий.

Цель захватывающей презентации — заинтриговать аудиторию и затронуть ее эмоции. Этот тип презентации обычно больше фокусируется на текущих собы­тиях, таких как социальные/политические проблемы, которые стоит обсуждать на практических занятиях по иностранному языку в образовательной организации системы МВД. Примером такого типа может стать презентация на тему «The World of Legal Professions», «What is the Problem with Guns in America?» и многие др.

  1. Убедительный.

Цель убедительной презентации состоит в том, чтобы убедить аудиторию в оп­ределенной точке зрения. Эта презентация должна содержать четкую аргумен­тацию и позволять обучающемуся высказать свое мнение. Преподаватель должен проинструктировать обучающихся, чтобы они не слишком предвзято выражали свои высказывания. Важно, чтобы они учитывали также точку зрения других людей. Например, обучающиеся могут подготовить презентации на темы: «Crypto-Currencies», «Is it Possible to Live Without the Internet», «Education Should be Accessible to Everyone as a Human Right» и т.д.

Заключение. В заключении отметим, что развитие навыков устной речи с помощью проектного метода облегчает общение говорящего в различных речевых областях, что может привести к более высокому профессиональному росту. Про­ект­ный метод на базе устных презентаций зарекомендовал себя как эффективный метод обучения, который может быть также успешно применен для развития на­выков письма у обучающихся. Рассматриваемый подход включает в себя все ком­муникативные компетенции при разработке письменного проекта и делает напи­сание ярким и захватывающим.

Устная презентация варьируется от обсуждения и активного группового взаи­мо­действия до индивидуального или группового анализа опубликованных ресур­сов, интервью и критических замечаний исследования интересной проблемы. Соз­данный документ является логичным продуктом, результатом нескольких этапов и общей работы. Проектный метод на основе устных презентаций может широко использоваться на занятиях по английскому языку, с тем чтобы сбалансировать время при овладении различными языковыми навыками.

Список литературы

  1. Kilpatrick W. H. The project method // Teachers’ College Record. — 1918. — № 19. — P. 319-335.
  2. Woodward C. M. (1887): The manual training school, comprising a full statement of its aims, methods, and results. Boston: D. C. Heath & co. [Electronic resource]/ Calvin Milton Woodward − online: https://archive.org/details/manualtrainingsc00woodric (дата обращения: 15.12.2023).
  3. Richards C. R. The function of handwork in the school // Teachers’ College Record. — 1900. — № 1. — P. 249-250.
  4. Baker A. Improve your Communication Skill. — Kogan Page, 2000. P. 1.
  5. Hedge T. Teaching and Learning in the Language Classroom. — Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 58.
  6. Meloni C., Thompson S. Oral Reports in the Intermediate ESL Classroom. — TESOL Quarterly, 1980. P. 503.
  7. Chivers B., Shoolbred M. A Students’ Guide to Presentation Making your Count. — SAGE Publications Los Angeles: London, New Delhi, and Singapore, 2007. P. 5 (176 p.).

References

  1. Kilpatrick W. H. The project method // Teachers’ College Record. — 1918. — № 19. — P. 319-335.
  2. Woodward C. M. (1887): The manual training school, comprising a full statement of its aims, methods, and results. Boston: D. C. Heath & co. [Electronic resource]/ Calvin Milton Woodward − online: https://archive.org/details/manualtrainingsc00woodric (date of the application: 15.12.2023).
  3. Richards C. R. The function of handwork in the school // Teachers’ College Record. — 1900. — № 1. — P. 249-250.
  4. Baker A. Improve your Communication Skill. — Kogan Page, 2000. P. 1.
  5. Hedge T. Teaching and Learning in the Language Classroom. — Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 58.
  6. Meloni C., Thompson S. Oral Reports in the Intermediate ESL Classroom. — TESOL Quarterly, 1980. P. 503.
  7. Chivers B., Shoolbred M. A Students’ Guide to Presentation Making your Count. — SAGE Publications Los Angeles: London, New Delhi, and Singapore, 2007. P. 5 (176 p.).

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*