Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Частного учреждения «Центр научных и специальных исследований» (г. Актобе), кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке
Маланьина Л. С. — доцент кафедры Административной деятельности ОВД Актюбинского юридического института МВД РК им. М. Букенбаева, полковник полиции
Сулейманова Г.Ж. — (Ақтөбе қ.) «Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығы» жекеменшік мекемесінің бас ғылыми қызметкері, заң ғылымдарының кандидаты, отставкадағы полиция полковнигі
Маланьина Л.С. — Қазақстан Республикасы ІІМ М.Бөкенбаев атындағы Ақтөбе заң институтының ІІО әкімшілік қызметі кафедрасының доценті, полиция полковнигі
G.Zh. Suleimanova — chief researcher of the Private Institution “Center for scientific and special research” (Aktobe), candidate of law, retired police colonel
L.S. Malanina — associate professor of the Department of administrative activities of the IAB of the Aktobe law Institute of the Ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan named after M. Bukenbaev, police colonel
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА И КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЗАҢДЫЛЫҚТЫ ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚТЫҚ ТӘРТІПТІ НЫҒАЙТУ ЖӨНІНДЕГІ ПРАКТИКАЛЫҚ ҰСЫНЫМДАР ЖӘНЕ ІШКІ ІСТЕР ОРГАНДАРЫНЫҢ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІ ҮШІН ПРОФИЛАКТИКАЛЫҚ ШАРАЛАР КЕШЕНІ PRACTICAL RECOMMENDATIONS FOR STRENGTHENING THE RULE OF LAW AND ORDER AND A SET OF PREVENTIVE MEASURES FOR THE OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES 1. Практические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел (полиции) РК 1.1. Алгоритм действий сотрудников полиции по работе с населением: 1. Для проверки у лица документов, удостоверяющих личность: 1) если имеется нагрудный видеорегистратор для фиксации действий, убедитесь в его исправности; 2) вежливо представьтесь и предъявите служебное удостоверение; 3) сообщите о причине обращения; 4) попросите предъявить документ, удостоверяющий личность, если будет отказано, то уточните причину отказа. При проверке: а) обращаться с документами аккуратно (не мять и не загибать страницы, беречь от дождя и снега, не загрязнять руками). Если в документ вложены деньги, какие-либо бумаги или ценности, предложить владельцу изъять их оттуда; б) обращать внимание на соответствие имеющейся в документе фотокарточки личности проверяемого, на правильность заполнения всех реквизитов документа, на целостность его защитной сетки, срок действия и т. д. В ходе проверки задать контрольные вопросы, сверяя ответы с данными документа, удостоверяющего личность проверяемого. Если ответы неточны или обнаружена подделка, то необходимо доставить правонарушителя в ближайший отдел полиции; в) принять меры предосторожности при проверке документов у лица, подозреваемого в совершении преступления. В этих целях рекомендуется стоять вполоборота справа от проверяемого на расстоянии одного шага от него и внимательно наблюдать за его действиями; г) проверку целесообразно производить в некотором отдалении от посторонних граждан, а если есть возможность, то в ближайшем служебном помещении (КСК, домоуправлении, участковом пункте полиции и т. д.). 2. Если документ, удостоверяющий личность, у лица имеется, но он отказывается его предъявлять: 1) предупредите лицо о том, что согласно ст. 667 КоАП в случае неповиновения требованиям сотрудника правоохранительных органов, он может быть подвергнут административному аресту на 5 суток; 2) предложите устно представиться, чтобы в дальнейшем проверить данное лицо по базам данных; 3) при повторном отказе доставьте лицо в УПП или в ближайший отдел полиции, согласно ст. 667 КоАП; 4) разъясните порядок обжалования действий сотрудника в установленном законом порядке: «Вы имеете право обжаловать мои действия в суде или в вышестоящем органе». Доставление в орган внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступления, осуществляется пешим порядком или на транспорте. При этом: а) доставление осуществляется, как правило, двумя и более работниками полиции или с помощью граждан; б) постоянно следить за действиями доставляемого; в) если лицо, подозревается в совершении преступления, то необходимо предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого создать условия для побега или насильственного освобождения последнего; г) не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, которые могут служить вещественными доказательствами, или принял от соучастников оружие или другие предметы, которые могут быть использованы в качестве нападения. Доставление пешим порядком двумя или более полицейскими. При доставлении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками полиции или с помощью граждан необходимо, чтобы: а) один полицейский шел рядом с доставленным и вел его; б) другие полицейские и граждане, оказывающие помощь, должны, следуя в двух-трех шагах сзади, наблюдать за действиями доставляемого и окружающих граждан. Доставление пешим порядком одним полицейским. При доставлении подозреваемого пешим порядком одним полицейским необходимо: а) следовать в двух-трех шагах позади доставляемого или рядом с ним; б) нельзя заходить вперед или нагибаться рядом с доставляемым и допускать появление посторонних лиц в непосредственной близости от доставляемого; в) в случае приближения кого-либо сзади остановиться вместе с доставленным, пропустить проходящего человека вперед; г) при доставлении подозреваемого пешим порядком одним полицейским, несущим службу со служебно-розыскной собакой, следовать за доставленным позади на расстоянии трех-четырех метров, держа собаку на коротком поводке, без намордника, не допуская, чтобы между доставляемым и полицейским с собакой находились посторонние лица. Доставление транспортом. При доставлении подозреваемого транспортом необходимо: а) при посадке доставляемого в машину принять меры предосторожности, исключающие возможность нанесения ему травм; б) не допускать действий со стороны доставляемого, которые могли бы повлечь порчу материальной части машины или создать условия для нападения на сотрудника полиции; в) следить, чтобы доставляемый не мог упасть или умышленно выброситься из машины во время движения; г) после вывода доставленного из машины осмотреть ее (кузов или коляску мотоцикла) с целью обнаружения предметов, оставленных им, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу; д) запрещается использовать для доставления подозреваемых в совершении преступлений общественный транспорт (трамвай, троллейбус, автобус и т. д.), машины специального назначения (скорой помощи, пожарные, инкассаторские и др.), а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским представительствам. е) во всех случаях передавать доставленного дежурному по органу внутренних дел, докладывать о доставлении письменным рапортом на имя начальника органа внутренних дел. 3. В случае если документ, удостоверяющий личность у лица, имеется, но отсутствует при себе: 1) предложите представить вам устные данные, по которым возможно его идентифицировать; 2) проверьте лицо по соответствующим базам данных; 3) при подтверждении личности законопослушного гражданина поблагодарите его и принесите ему извинения за доставленное неудобство; 4) в случае обнаружения правонарушителя продолжите оформление в административном порядке, доставьте лицо в УПП или в ближайший отдел полиции, согласно ст. 667 КоАП; 4) разъясните порядок обжалования действий сотрудника в установленном законом порядке: «Вы имеете право обжаловать мои действия в суде или в вышестоящем органе». 4. Если документ, удостоверяющий личность, у лица вообще отсутствует: 1) предупредите лицо, что согласно п. 1 ст. 9 ЗРК «Граждане Казахстана, постоянно проживающие на ее территории, обязаны ИМЕТЬ удостоверение личности. Проживание без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности, либо без регистрации по месту жительства влечет административное правонарушение по статье 492 КоАП»; 2) проверьте лицо по соответствующим базам данных; 3) доставьте в УПП или ближайший отдел полиции для установления личности и оформления протокола об административном правонарушении. 1.2. Алгоритм задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления При задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления следует знать, что в соответствии с УПК РК полицейский вправе задерживать таких лиц при наличии одного из следующих оснований:- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или предусмотрено после его совершения;
- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
- когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
- что конкретно и в какое время произошло:
- кто совершил правонарушение, количество правонарушений. Их приметы, роль каждого из них, сколько времени они пробыли на месте происшествия;
- какими орудиями и средствами пользовались правонарушители, где и какие предметы оставили, что изменилось на месте происшествия к моменту прибытия полицейского;
- сколько граждан присутствовало на месте происшествия в момент, когда оно произошло, кто из них находится на месте происшествия в момент, когда оно произошло, кто из них находится на месте происшествия в момент опроса.
- постоянно проводить профилактические беседы в целях повышения уровня безопасности их имущества (технической оснащенности и укрепленности), а также соблюдения законодательства по реализации табачной и алкогольной продукции;
- осуществлять знакомство для получения информации по имеющимся жилым домам и текущим проблемам;
- обращать внимание на физическое и психическое состояние лица (в порядке СОП 2019-2-02);
- проводить опрос родственников или совместно проживающих жильцов.
- самостоятельно принимают необходимые решения;
- отдают соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД.
- уясняет задачу;
- отдает предварительное распоряжение о подготовке сил и средств;
- производит расчет времени;
- оценивает обстановку;
- принимает решение;
- ставит задачи группам оперативного реагирования;
- организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.
- определяют количество преступников (группы), характер их действий;
- определяют намерения преступников, их вооружение, оснащение и тактику действий, связи;
- устанавливают место укрытия;
- выявляют заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.);
- вводят в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение.
- Немедленно организовать защиту сотрудников организации от поражения.
- Провести работы по обеспечению ущерба от ЧС.
- Принять возможные меры по ликвидации ЧС и уменьшению размеров опасной зоны.
- Обеспечить постоянное изучение обстановки на территории обслуживания.
- эвакуацию сотрудников учреждений или жителей из опасной зоны (при угрозе взрыва в здании эвакуируются все лица, находящиеся в здании);
- учет эвакуируемых лиц (при этом во избежание паники следует избегать объявления истинной причины эвакуации).
- в обеспечении охраны общественного порядка внутри очага поражения, обеспечении безопасности движения транспорта на подъездах к очагу заражения и внутри его;
- обеспечение в соответствии с указанием медицинских органов необходимой изоляции между кварталами района; охране водоисточников и продовольственных баз и складов;
- оказание помощи медицинской службе в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, выявлении и госпитализации инфекционных больных, обеспечении изоляции специальных лечебных учреждений (обсерваторов), госпиталей, больниц, бактериологических лабораторий, а также в сотрудничестве с другими службами в проведении работ по ликвидации очага заражения;
- осуществление административного надзора и контроля за выполнением населением и должностными лицами установленного карантинного режима.
- профилактическая беседа;
- защитное предписание;
- представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- принудительные меры медицинского характера;
- установление особых требований к поведению правонарушителя;
- профилактический учет и контроль;
- административное взыскание;
- лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю;
- – меры, принимаемые по приговору суда;
- – установление административного надзора;
- – превентивное ограничение свободы передвижения[2].
- время и место его вынесения,
- кем и в отношении кого оно вынесено,
- место, время и обстоятельства совершения или угрозы совершения бытового насилия,
- установленные ограничения в отношениях с потерпевшим, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания.
- убедить жертву в том, что полиция руководствуется законом и этот закон на стороне пострадавшей стороны;
- обеспечить жертву подробной информацией относительно ее прав и возможности получения помощи с указанием конкретных мест предоставления такой помощи.
- собеседование с жертвой насилия проводить наедине;
- не избегать взгляда жертвы;
- дать знать жертве насилия, что ее желают выслушать;
- не прерывать ее рассказ, ссылаясь на недостатки времени;
- заверить жертву насилия в конфиденциальности беседы;
- задавать вопросы так, чтобы на них можно было бы дать несколько вариантов выхода из ситуации;
- задавать простые прямые вопросы, которые не содержат критических или субъективных суждений;
- не поддерживать мнение, если жертва говорит, что «сама виновата»;
- не преуменьшать серьезности насилия;
- сохранять спокойную и не осуждающую манеру поведения;
- отдавать должное чувствам жертвы;
- подчеркнуть, что ни один человек не заслуживает жестокого обращения, что вызов полиции первый шаг для изменения ситуации к лучшему.
- совершать бытовое насилие;
- вопреки воле потерпевшего разыскивать его;
- преследовать;
- посещать;
- вести устные, телефонные переговоры;
- вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи[12].
- Перечень стандартных операционных процедур (СОП) // Руководство для работы участковых инспекторов полиции. — Нур-Султан, 2020. С. 5-8.
- Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 25Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 20 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 214-IV «О профилактике бытового насилия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г. // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 26 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Статья 27 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Часть 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Часть 2 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г. // https://online.zakon.kz/
- Часть 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.10.2020 г.) // https://online.zakon.kz/document/
- Дюсенова А. Принятие мер в ситуации бытового насилия. — Актобе, 2009. С. 24.
- Ст.20 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. «О профилактике бытового насилия».
- Кодекс дополнен статьей 441-1 в соответствии с Законом РК от 07.07.20 г. № 361-VI.