Курманкулов Ж. З. — студент 3 курса специальности «Юриспруденция» Баишев Университета
Құрманқұлов Ж. З. — Баишев Университетінің «Құқықтану» мамандығының 3 курс студенті
Kurmankulov Zh. Z. — 3rd year student of the specialty «Jurisprudence» of Baishev University
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ КРАЖ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ҰРЛЫҚТЫҢ АЛДЫН АЛУ ШАРАЛАРЫНЫҢ ЖҮЙЕСІ ҰҒЫМЫ ЖӘНЕ ОНЫҢ ЭЛЕМЕНТТЕРІ
THE CONCEPT OF A SYSTEM OF MEASURES TO PREVENT THEFT AND ITS ELEMENTS
Ключевые слова: кража, система мер, профилактика, правонарушения, поддержание общественного порядка, исполнительные органы, полиция, молодежь, волонтеры
Түйінді сөздер: ұрлық, шаралар жүйесі, алдын алу, құқық бұзушылық, қоғамдық тәртіпті сақтау, атқарушы органдар, полиция, жастар, еріктілер
Keywords: theft, system of measures, prevention, offenses, maintenance of public order, executive bodies, police, youth, volunteers
Так, согласно ст. 20 «Система мер профилактики правонарушений» Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями), профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер[1].
При этом согласно ст. 21 этого же закона, общие меры профилактики правонарушений реализуются путем применения:
1) мер по защите социально уязвимых слоев населения;
2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;
3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности, законопослушное поведение, нетерпимость к противоправному поведению, повышающих общую, бытовую и правовую культуру;
4) достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений[2].
Общие меры предупреждения краж занимают практически все социальные сферы нашей жизни — жизнедеятельность людей, развитие производства и финансовой системы, создание новых рабочих мест, даже влияют на развитие государственности, в сфере борьбы с данными деяниями.
Профилактика краж на общем социальном уровне действуя в правовой сфере, влияет на совершенствование прежде всего уголовного законодательства. Так как является предметом правового регулирования общественных отношений, в том числе и процессе борьбы и предупреждения правонарушений, связанных с преступлениями против собственности, а значит и краж.
В систему мер по борьбе с кражами на общем социальном уровне входят следующие группы: социальные, социально-экономические, организационные, социально-правовые, социально-психологические. Так как социальная обстановка в стране влияет на рост совершения данных правонарушений. Даже культура поведения относится к социальным образованиям, то есть таким, которые способствуют сплочению людей, формированию в них сходных социальных качеств и черт. Факторы культуры обеспечивают солидарность в обществе или социальной группе. Эти качества культуры проявляются через основные ее компоненты, к которым относятся прежде всего нормы, ценности, идеалы, социальные образы и язык.
Национальные или религиозные традиции и обычаи по-разному относятся даже к таким общепринятым, казалось бы, нарушениям и деяниям, как убийство, кража, разбой. Так, до недавнего времени кража скота считалось удальством у ряда кавказских народов, а абречество высоко ценилось и т. д.
В этом направлении важным является осуществление взаимодействия полиции с различными группами населения или всей общественности.
Известно, что далеко не все такого рода макрогруппы населения одинаково относятся к полиции — наиболее позитивно пенсионеры и женщины. Есть, разумеется, и группы, негативно относящиеся к полиции. Однако со всеми необходимо поддерживать связи, взаимоотношения, делая из противников — партнеров, а из последних друзей.
Данное направление совершенствования взаимоотношений с молодежными организациями, группами несовершеннолетних, работа в школах, колледжах, лицеях является предметом профилактической работы.
В настоящее время сама суть этой работы меняется. Работник полиции, которому по долгу службы необходимо посещать места сбора лиц, склонных к совершению правонарушений, вызывать «главарей» такого рода сообществ, посещать их на дому, — просто физически не может это сделать: в ночные клубы, казино, бары его просто могут не пустить охранники (кстати, бывшие работники полиции), по вызову в полицию часто не являются свидетели, а вход в квартиры регулируется самими жителями, которые, по рекомендации тех же органов внутренних дел, советующих гражданам, что прежде чем впустить работника полиции в квартиру, необходимо узнать у него номер его удостоверения личности и справиться об этом в отделе внутренних дел.
При этом необходимо отметить, что предотвращение и пресечение преступлений, поддержание общественного порядка входят в цель профилактики правонарушений, в частности краж.
Например, во внешней среде функционирования полиции есть социальная группа, с которой необходимо сотрудничать — многочисленные негосударственные охранные формирования. В соответствии с Законом РК «Об охранной деятельности» от 19 октября 2000 года № 85-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2020 год)[3], наиболее характерными для данных организаций (являющихся юридическими лицами) основными направлениями деятельности являются: охрана собственности, коммерческих структур, банков, малых и совместных предприятий, а также частных лиц, сопровождение грузов, и т. п.
В средствах массовой информации постоянно присутствуют публикации с требованиями усилить борьбу с преступностью, укрепить правоохранительную систему. Многие граждане и сами проявляют инициативу, выражают готовность участвовать в этом процессе.
Сейчас в стране работают наравне с полицией и добровольные помощники полиции. Однако конкретного закона об участии добровольных помощников в республике нет. Существует только Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 ноября 2004 года № 641 «Об утверждении Правил привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка их форм и видов, не связанным с контрольными и надзорными функциями»[4].
Правовое отношение граждан и общественных объединений в обеспечении общественного порядка регулируется Конституцией Республики Казахстан от 30 августа 1995 года и Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 7 июля 2020 года)[5].
При этом органы внутренних дел определяют только порядок, формы и виды привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка. То есть они разрабатывают и утверждают образец удостоверения и символику эмблемы для граждан, взаимодействуют с местными исполнительными органами по вопросам деятельности граждан по обеспечению общественного порядка, разъясняют гражданам их права и обязанности по общественному порядку, организуют на базе участковых пунктов полиции правовую подготовку граждан по обеспечению общественного порядка.
А местные представительные органы только рассматривают и утверждают бюджетные программы, разработанные соответствующими акиматами, касающиеся выделения средств на поощрение граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и контролируют деятельность комиссий, соответствующих акиматов по поощрению граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.
Местные исполнительные органы в лице акиматов:
1) регистрируют и ведут персональный учет граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;
2) создают районные (городские в городах областного значения) комиссии по поощрению граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;
3) определяют виды и порядок поощрений, а также размер денежного вознаграждения граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка;
3-1) принимают меры по вовлечению граждан в охрану общественного порядка (ст. 3 Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 7 июля 2020 года)[6].
Также по инициативе министра внутренних дел РК Ерлана Тургумбаева полиция привлекает волонтёров (молодежь, в основном студентов) к охране порядка и поиску людей во всех регионах страны.
Если полиция действует неэффективно на территории обслуживания, то вряд ли какие-либо усилия руководителя приведут к желаемым результатам. Это не значит, что отношение населения к полиции зависит от благополучной статистики — хорошей раскрываемости, сокращения преступности и т. д. Среднего гражданина интересует не количество всех нарушений, а только тех, которые затрагивают его лично, в городе за одну ночь может произойти ряд бытовых убийств, но они будут волновать гражданина больше, чем толпа хулиганствующих подростков в его микрорайоне; в эту же ночь может быть ограблено несколько банков, но среднего жителя больше беспокоят кражи из автомашин на соседней автостоянке или квартирная кража в его подъезде.
Думается, что к полиции для установления хороших отношений с населением обязана работать по трем направлениям:
- постоянно уменьшать страх и риск населения в связи с преступностью и ее ростом;
- регулировать споры и конфликты как между гражданами и полицией, так и между самими гражданами;
- оказывать населению помощь (особенно потерпевшим и жертвам преступлений) и правоохранительные услуги.
Также больше внимания стало уделяться пешему патрулированию, выступлениям сотрудников полиции перед населением, обеспечению охраны жилых домов. Конституцией РК определено, что охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов (в первую очередь правоохранительных).
Однако при разработке социальных, экономических, профилактических мероприятий должны учитываться также психологические факторы. Важны, например, меры по снижению уровня тревожности среди населения, что влияет на совершение корыстных преступлений, а также меры по изменению структуры населения, то есть сближению полярных групп населения по уровню доходов.
Большое значение имеет профилактика пьянства и алкоголизма, а также наркомании. Так как это также связано с уровнем и ростом совершения краж. Очень часто кражи и другие правонарушения совершаются под действием алкоголя. Вовлечение молодежи в трудовую деятельность, трудовое воспитание девиантов по месту жительства, улучшение медицинской помощи алкоголикам и наркоманам способствуют борьбе с наркотизмом, алкоголизмом, а также имущественными преступлениями, в том числе кражами.
Одним из направлений предотвращения корыстного преступного поведения, в первую очередь краж, является решение проблемы безнадзорности. Безнадзорные и беспризорные подростки, чтобы добыть себе средства для жизни (главным образом на питание), совершают кражи, поэтому необходима координация работы органов внутренних дел и детских учреждений, выявление и диагностика тех семей, в которых детям и подросткам не оказывается необходимая помощь, не уделяется должного внимания. В то же время права несовершеннолетних должны быть защищены посредством специальных юридических служб, где подросток сможет получить консультацию по тому или иному вопросу.
Таким образом, в заключении при подведении итогов, можно построить идеальную модель системы мер по профилактике краж, которая бы включала:
- воспитание людей с одновременным (и обязательным) повышением их материального обеспечения;
- превентивное воздействие на лиц, которые могут совершить кражу;
- привлечение к уголовной ответственности виновных, их исправление в целях недопущения рецидива;
- гуманизации уголовной политики в случае совершения краж, если были похищены предметы и вещи на незначительную сумму либо лицами, не представляющими большой общественной опасности;
- повышения контроля за деятельностью общественных организаций по профилактике краж и других преступлений;
- расширение влияния общественных организаций на правонарушителей;
- повышение правовой и общей культуры сотрудников правоохранительных органов;
- создание центров ресоциализации и службы психологической и иной помощи;
- усилить семейное воспитание, а также школьное и трудовое, потому что они будут способствовать снижению уровня воровства;
- создание центров реабилитации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также оказание социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий.
При этом меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица либо ограниченного круга лиц в целях предупреждения совершения правонарушений с их стороны, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению. Рассматривая вопрос о профилактике краж чужого имущества, прежде всего следует определиться в том, что мы понимаем под профилактической деятельностью. Обычно ее понимают, как деятельность по недопущению правонарушений, в том числе и повторных, а также по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, выявлению лиц, предрасположенных к их совершению, по проведению с ними необходимых профилактических мероприятий. В этом и состоит общее понятие системы мер профилактики правонарушений, составляющих ее особенности криминологического и уголовно-правового характера.
АННОТАЦИЯ
В статье автором рассмотрена система мер профилактики краж, в которую входят общие, специальные и индивидуальные меры. Также в системе мер по борьбе с кражами на общем социальном уровне автором рассмотрены следующие группы: социальные, социально-экономические, организационные, социально-правовые, социально-психологические. В заключении статьи приводится авторская модель системы мер профилактики краж.
ТҮЙІН
Мақалада автор жалпы, арнайы және жеке шараларды қамтитын ұрлықтың алдын алу шараларының жүйесін қарастырған. Сондай-ақ, жалпы әлеуметтік деңгейдегі ұрлыққа қарсы шаралар жүйесінде автор келесі топтарды – әлеуметтік, әлеуметтік-экономикалық, ұйымдастырушылық, әлеуметтік-құқықтық, әлеуметтік-психологиялық топтарды қарастырды. Мақаланың соңында ұрлықтың алдын алу шаралары жүйесінің авторлық моделі келтірілген.
ANNOTATION
In the article, the author considers the system of theft prevention measures, which includes general, special and individual measures. In addition, in the system of measures to combat theft at the general social level, the author considers the following groups: social, socio-economic, organizational, socio-legal, socio-psychological. The article concludes with the author’s model of the system of theft prevention measures.
- [1] Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-IV «О профилактике правонарушений» (с изменениями и дополнениями) // https://online.zakon.kz/
- [2] Там же.
- [3] Закон РК «Об охранной деятельности» от 19 октября 2000 года № 85-II (с изменениями и дополнениями) // https://online.zakon.kz/
- [4] Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 ноября 2004 года № 641 «Об утверждении Правил привлечения граждан к мероприятиям по обеспечению общественного порядка их форм и видов, не связанным с контрольными и надзорными функциями» // https://online.zakon.kz/
- [5] Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 590-II «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) // https://online.zakon.kz/
- [6] Там же.