admin 30.11.2020

Черниговский В. Н. — доцент кафедры трасологии и баллистики учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградс­кой академии МВД России, кандидат педагогических наук, подполковник полиции

Черниговский В. Н. — Ресей ІІМ Волгоград академиясының сараптамалық-криминалистикалық қызметтің оқу-ғылыми кешенінің «Трасология және баллис­тика» кафедрасының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты, полиция подполковнигі

Chernigovskiy V. N. — associate professor of the Department of tracology and ballistics of the educational and scientific complex of expert and forensic activities of the Volgograd academy of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences, police lieutenant colonel

УДК 378.1

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

РЕСЕЙ ІІМ ЖҮЙЕСІНДЕГІ БІЛІМ БЕРУ МЕКЕМЕЛЕРІНДЕ ОҚЫТУДЫҢ КЕЙБІР ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

SOME FEATURES OF TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Ключевые слова: педагогическая технология, деятельность педагога-нас­тав­ника, профессионально-нравственная позиция, курсант вуза МВД России.

Түйінді сөздер: педагогикалық технология, педагог-тәлімгердің қызметі, кәсі­би-адамгершілік ұстанымы, Ресей ІІМ жоғары оқу орнының курсанты.

Keywords: pedagogical technology, the activities of the tutor, professional and moral position, cadet of the higher educational institution of the Ministry of internal affairs of Russia.

Для определения возможностей педагогического потенциала образователь­ного процесса вуза МВД России в формировании профессионально-нравственной позиции курсанта мы обратимся к выявлению особенностей организации обучения вузов МВД России в системе высшего профессионального образования нашей страны.

Нормативно-правовой ресурс педагогического потенциала образовательного процесса вуза МВД России представляет собой аксиологическую направленность законодательных и нормативных документов, требований и регламентов в иерар­хичес­ком, сложноорганизованном, многофункциональном конструкте: он динами­чен (зависит от изменяющихся потребностей личности, общества, государства, отражающих гуманистические ценности и принципы) и вариативен (ввиду специ­фики образовательного процесса вуза МВД России: историческая преемствен­ность, социокультурность, организационность, ментальность, традиционность, ритуальность).

В рамках нашего исследования ценным является вывод Е. И. Мещеряковой «в ведомственных вузах доминирует внешне заданное управленческое и организа­цион­ное начало, предполагающее жесткую регламентацию образовательного процесса, всех видов деятельности курсантов и их отношений с иными субъектами (преподавателями, командирами)»[1].

Общие характеристики образовательного «процесса вуза МВД России наблю­даются в исторической преемственности (субординация, предполагающая жест­кую регламентацию в профессиональной подготовке, во всех видах деятельности, во взаимодействии курсанта с другими субъектами образовательных отношений), социоструктурности (система социокультурных ценностей, норм, проявляющихся во взаимодействии, отношении между субъектами  образовательных отношений), организационности (строго установленный стиль взаимоотношений между субъек­тами образовательных отношений, ношение форменной одежды и знаков различий) и ментальности (специфика духовно-нравственных ценностей, обуслов­ленных профессиональной ролью сотрудника ОВД)»[2].

Особенности образовательного процесса вуза проявляются в регламентации (законы, приказы, распоряжения, инструкции, директивы, закрепляющие основ­ные права, свободы, обязанности и ответственность сотрудников полиции); тради­цион­ности (профессиональные традиции) и ритуальности (ритуалы правоохра­нительной деятельности).

«Следует учитывать, что специфика влияния образовательного процесса  вуза МВД России на формирование профессионально-нравственной позиции курсанта заключается в том, что: «1) образовательный процесс вуза обеспечивает возмож­ность осуществления профессионально-нравственной позиции без назиданий, так как излишние нравоучения чаще всего не способствуют ей, а скорее вызывают обратную реакцию; 2) совокупность нравственных норм и ценностей предлагается различными социальными институтами, такими как семья, образовательные учреж­дения, религия, государство»; 3) не существует специальной профессио­наль­но-нравственной деятельности, а нравственный аспект заключается в отно­шении к любой профессионально-ориентированной деятельности»[3].

«Нравственные императивы и ценности могут передаваться и неинституциа­лизированным (диффузным) способом через культуру, образование, воспитание, систему нравственных практик, с которыми субъект сталкивается в своей жизни»[4].

Содержательный ресурс педагогического потенциала образовательного про­цес­са вуза МВД России включает особенности аксиосферы вуза (концептуальные, содержательные, технологические основы профессиональной подготовки сотруд­ников полиции, принципы, подходы, содержание, технологии, критериально-оце­ноч­ный инструментарий), обеспечивающие формирование у курсантов профес­сиональ­но-нравственной позиции.

Его предназначение — формирование системы гуманистических мировоз­зренчес­ких установок и нравственно-ценностных качеств личности курсанта, со­циаль­ных, профессиональных знаний и компетенций, необходимых для выполнения профессиональных задач в соответствии с полученной специальностью.

Данный ресурс усиливает положительное влияние образовательного процесса вуза на формирование у курсантов профессиональных знаний, умений и навыков, овладением системой осознанных доминирующих профессионально-нравствен­ных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.

Он активно влияет на формирование системы гуманистических мировоз­зрен­ческих установок, «определяющих эффективность, идеал, нормы и эталоны долж­ного в профессиональном поведении»[5].

Потенциал способствует повышению образовательного уровня, приобрете­нию профессиональных умений и навыков курсантом в процессе подготовки, а также формированию исследовательской позиции курсанта при взаимодействии с преподавателями и педагогами-наставниками посредством учебно-исследо­ва­тельс­кой деятельности.

«Информационное окружение курсанта в вузе представлено наличием фондов и ресурсов общей и специальной библиотек, научно-методического обеспечения образовательного процесса, возможностями отделов организации научно-иссле­довательской и редакционно-издательской деятельности (ООНИ и РИД), дейст­вующих творческих, научных коллективов (обществ и кружков), доступом к ресурсам сети Интернет, мультимедийным источникам, телевидению и др.»[6].

В процессе профессиональной подготовки курсант включается и в научно-исследовательскую деятельность, принимает участие в конференциях, семинарах, в работе научных кружков. Такая включенность курсанта в научную жизнь вуза развивает его коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству с другими субъектами образовательных отношений, диалогическому взаимодействию, стремление расширять свой профессиональный и научный кругозор.

Коммуникативный ресурс педагогического потенциала образовательного про­цес­са вуза МВД России рассматривается как совокупность регуляторов ценност­ного взаимодействия, постулатов, норм, правил, дискурсов, конвенций, кодексов, форматов, субъектов образовательных отношений, курсантов и педагогов (преподавателей и педагогов-наставников).

Как отмечает Е. И. Мещерякова: «образовательная среда вуза является важ­ней­шим ресурсом профессионально-личностного развития личности, если этот ресурс используется позитивно и эффективно, если учитывается то обстоя­тельство, что образовательная среда — это область совместной деятельности субъек­тов образовательного процесса, где между ними и элементами образова­тельных систем выстраиваются определенные связи и отношения, обеспе­чиваю­щие реализацию личных и социальных целей подготовки специалистов для органов внутренних дел»[7].

В ведомственном вузе «существует две модели организации свободного вре­мени курсантов: релаксационно-рекреационная, которая характерна курсантам младших курсов, и рекреационно-развлекательная, которая характеризует прове­дение свободного времени курсантами старших курсов»[8].

Наше исследование показывает необходимость рассмотрения внеслужебной, социо­культурной деятельности курсантов, которая также способствует эффектив­ному формированию профессионально-нравственной позиции курсанта.

Н. В. Ерошенков подчеркивает важность изучения свободного времени кур­сан­тов, поскольку рассматривает его «как первоначальный этап в решении проб­лемы разумной организации внеслужебной социокультурной деятельности кур­сан­та в целях оптимизации процесса его профессионально-нравственной позиции в вузе МВД России в целом»[9].

Коммуникативный ресурс «катализирует результативно-рефлексивную функ­цию профессионально-нравственной позиции: обеспечивает курсанту накопление количественно-качественных изменений, функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической, правоохранительной деятельности и личностные качества»[10].

Коммуникативный ресурс инициирует коммуникативную функцию профес­сионально-нравственной позиции:

  • способствует формированию должных отношений между субъектами обра­зовательного процесса (преподавателями, педагогами-наставниками, курсантами);
  • нивелирует затруднения, с которыми сталкивается курсант в процессе про­фессионально-ролевого общения в течение всего времени обучения в вузе;
  • ограничивает влияние факторов внешней среды и усиливает роль факторов внутренней среды.

Заметим, что некоторые исследователи отмечают значимую роль специфики образовательной среды в формировании профессионально-нравственной позиции курсанта, профессиональных и личностных ценностных ориентаций, возмож­нос­тей для самореализации курсантов[11].

Предназначение коммуникативного ресурса состоит в обогащении личност­ного потенциала и профессиональной деятельности будущих сотрудников поли­ции профессионально-нравственными ценностями, смыслами посредством квази­профессиональной деятельности (реализации активных форм и методов обучения) и учебно-профессиональной деятельности (практики и стажировок) по интерио­ризации и экстериоризации опыта, обеспечивающееся в контексте подготовки будущего сотрудника полиции к профессиональной деятельности.

«Влияние педагогического потенциала образовательного процесса вуза МВД России на формирование профессионально-нравственной позиции курсанта актуа­ли­зирует профессионально-нравственные качества курсанта, способствует его эффективному профессионально-нравственному становлению и интеграции в профессиональное сообщество»[12].

Обобщая вышесказанное, мы определяем, что педагогический потенциал обра­зова­тельного процесса вуза МВД России представляет собой сложную, интег­ративную систему ресурсов (нормативно-правовой, содержательный, коммуни­катив­ный), ценностным ядром которой выступает педагог-наставник как активный субъект, пробуждающий и приводящий в движение потенциал, упорядочивая дея­тельность участников образовательных отношений сообразно динамично изменяющимся внешним и внутренним условиям.

 

ANNOTATION

Nowadays the law enforcement activity of personnel of internal Affairs bodies is connected with professional and moral risk including threats, blackmail, provocations and involvement in illegal connections, organized by criminal elements.  All of this can lead to the violation of the law, ethical and moral standards and to reducing of the effectiveness or termination of professional activity.

The government and departmental documents of recent years especially put extremely high demands on the system of vocational training of cadets in mastering of the social role of “professional specialist” in terms of the “entry” into her.  It is impossible to carry out it without making the technological requirements to the tutor activities, which have a key role in it. It is necessary to identify the most effective methods and forms of organization of his activities. The Ministry of internal Affairs of Russia systematically taking measures to improve the level of professionalism and moral education of cadets of higher educational institutions of the Russian Interior Ministry.

 

АННОТАЦИЯ

Правоохранительная деятельность современного сотрудника ОВД сопряжена с профессионально-нравственным риском, подразумевающим угрозы, шантаж, про­вокации, втягивание в незаконные связи, организуемые криминальными эле­мен­тами, что может привести к нарушению закона, этических и моральных норм, снижению эффективности или прекращению профессиональной деятельности.

Государственные и ведомственные документы последних лет особенно чрез­вычайно ставят высокие требования к системе профессиональной подготовки кур­санта вуза МВД России по овладению социальной роли «профессионального спе­циа­листа» в условиях «вхождения» в нее, что невозможно осуществить без выде­ления технологических требований к деятельности педагога-наставника, имею­щего ключевую роль в этом отношении: необходимо выделить наиболее эффек­тивные методы, а также формы организации его деятельности. Руководство МВД Рос­сии систематически предпринимает меры по совершенствованию уровня профессионализма и нравственного воспитания курсантов вузов МВД России.

 ТҮЙІН

Қазіргі заманғы ІІО қызметкерінің құқық қорғау қызметі қылмыстық эле­мент­тер ұйымдастыратын қауіп-қатерді, бопсалауды, арандатуды, заңсыз байла­ныс­тарға тартуды білдіретін кәсіби-адамгершілік тәуекелдермен ұштасады, бұл заң­ның, этикалық және моральдық нормалардың бұзылуына, кәсіби қызметтің тиімді­лігінің төмендеуіне немесе тоқтатылуына әкелуі мүмкін. Соңғы жылдардағы мем­лекеттік және ведомстволық құжаттар, әсіресе, Ресей ІІМ жоғары оқу орнының курсанттарын «кіру» жағдайында «кәсіби маманның» әлеуметтік рөлін игеру үшін кәсіби даярлау жүйесіне жоғары талаптар қойылуда, оны осыған байланысты шешуші рөл атқаратын оқытушы-тәлімгердің қызметіне қойылатын техноло­гия­лық талаптарды белгілеп бермей, оны жүзеге асыру мүмкін емес: ең тиімді әдіс­терді, сондай-ақ оның қызметін ұйымдастыру формаларын бөліп көрсету қажет. Ресей ІІМ басшылығы Ресей ІІМ жоғары оқу орындарының курсанттарының кәсі­билігі мен адамгершілік тәрбиесі деңгейін жақсарту үшін жүйелі түрде шаралар қабылдауда.

  1. [1]      Карась И. С. Система нравственного воспитания курсантов высших военных обра­зовательных учреждений // Известия РГПИ им. А.И. Герцена. — 2008. — № 60. С. 25.
  2. [2]      Мещерякова Е. И. Особенности влияния образовательной среды ведомственного вуза на профессионально-личностное становление курсантов // Вестник Воронежс­кого института МВД России. — 2011. — № 4. С. 10.
  3. [3]      Солнцев В. О. Нравственное воспитание сотрудников Государственной противопо­жарной службы МЧС России в процессе профессиональной подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 4 (44). С. 74.
  4. [4]      Карась И. С. Указ. раб. С. 43.
  5. [5]      Черниговский В. Н. Специфика педагогического потенциала учебно-воспита­тель­ного процесса вуза МВД России в формировании профессионально-нравст­венной позиции курсанта // Педагогика в пространстве социальных и антропо­логических наук: Мат-лы Международ. научн. конф. — М.: ФГБУ «Российская академия образования», 2015. С. 31.
  6. [6]      Мещерякова Е. И. Указ. раб. С. 87.
  7. [7]      Там же. С. 174.
  8. [8]      Шелест И. Р. Современное состояние организации свободного времени курсантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации // Армия и общество. — 2009. — № 3. С. 62.
  9. [9]      Ерошенков Н. В. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образова­тель­ной среде вуза МВД России: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Белгород, 2014. С. 15.
  10. [10]     Черниговский В. Н. Указ. раб. С. 4.
  11. [11]     Ерошенков Н. В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущего полицейского // Современные исследования социаль­ных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 11 (19). С. 35.
  12. [12]     Черниговский В. Н. Указ. раб. С. 12.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*