Сагиева Г. К. — доцент кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета (г. Актобе), кандидат юридических наук;
Жанкулов Д. М., Кумаров А. М. — студенты выпускного курса ОП «Юриспруденция» Баишев Университета (г. Актобе)
Сагиева Ғ. К. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты (Ақтөбе қ.);
Жанкулов Д. М., Кумаров А. М. — Баишев университетінің «Құқықтану» білім беру бағдарламасының бітіруші курсының студенттері (Ақтөбе қ.)
Sagiуeva G. K. — associate professor of the department of «Law and general education disciplines» of Baishev University (Aktobe), candidate of legal sciences;
Zhankulov D.M., Kumarov A.M. — graduate students of the EP «Jurisprudence» of Baishev University (Aktobe)
УДК 340.1
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА
СЫБАЙЛАС ЖЕМҚОРЛЫҚҚА ҚАРСЫ КОМПЛАЕНСТІҢ ТҮСІНІГІ ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚТЫҚ ТАБИҒАТЫ
CONCEPTS AND LEGAL NATURE OF ANTI-CORRUPTION COMPLIANCE
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются понятие и правовая природа антикоррупционного комплаенса. Правовая природа комплаенса и антикоррупционного комплаенса, как его разновидности, носит характер саморегулирования, основанного на четко обозначенных понятных критериях законодательства. Саморегулирование в организации деятельности хозяйствующих субъектов экономики имеет ряд преимуществ над прямым законодательным регулированием, так как оно позволяет гораздо гибче реагировать на потребности той или иной конкретной отрасли.
ТҮЙІН
Бұл мақалада сыбайлас жемқорлыққа қарсы комплаенстің түсінігі мен құқықтық табиғаты қарастырылады. Комплаенс пен сыбайлас жемқорлыққа қарсы комплаенстің құқықтық табиғаты оның бір түрі ретінде заңнаманың нақты белгіленген түсінікті өлшемдеріне негізделген өзін-өзі реттеу сипатында болады. Экономиканың шаруашылық жүргізуші субъектілерінің қызметін ұйымдастырудағы өзін-өзі реттеу тікелей заңнамалық реттеуден бірқатар артықшылықтарға ие, өйткені бұл белгілі бір саланың қажеттіліктеріне пайдалануда неғұрлым икемді келеді.
ANNOTATION
This article discusses the concept and legal nature of anti-corruption compliance. The legal nature of compliance and anti-corruption compliance, as its varieties, has the character of self-regulation based on clearly defined understandable criteria of legislation. Self-regulation in the organization of the activities of economic entities has a number of advantages over direct legislative regulation, since it allows much more flexibility to respond to the needs of a particular industry.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционный комплаенс, комплаенс, система, службы, антикоррупционная политика.
Түйінді сөздер: сыбайлас жемқорлық, сыбайлас жемқорлыққа қарсы комплаенс, комплаенс, жүйе, қызметтер, сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясат.
Keywords: corruption, anti-corruption compliance, compliance, system, services, anti-corruption policу.
Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является документом системы государственного планирования, определяющим приоритетные направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также правового образования и правовой пропаганды. Объективная потребность общества в обеспечении правопорядка, способного гарантировать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, и действенная антикоррупционная политика государства определяют важность обеспечения социально-правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов. Существует необходимость в совершенствовании законодательства о государственно-частном партнерстве и государственных закупках, позволяющего уменьшить коррупционные риски. Восстановление качества юридического образования является принципиальным условием устойчивого развития правовой системы Казахстана. Профессия юриста — одна из немногих профессий, подготовку специалистов по которым могут осуществлять только отечественные высшие учебные заведения. Высокий спрос со стороны абитуриентов на образовательные услуги юридических факультетов в 90-х годах прошлого века при ослаблении государственного контроля и сравнительно невысоком уровне оплаты труда в образовании породил высокую коррупцию в высших учебных заведениях и значительное снижение качества высшего юридического образования[1].
В начале этого года Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил усилить профилактическую работу по противодействию коррупции. При этом, одной из превентивных мер, показавших свою эффективность во многих странах мира, является практика внедрения комплаенс-служб. Современная антикоррупционная политика «делает ставку» на превенцию, основываясь на партнерских отношениях с гражданским обществом, в том числе добропорядочным бизнесом. В условиях рыночной экономики развитие корпоративного сектора является важнейшим условием повышения благосостояния граждан. Государство оказывает всестороннюю поддержку данному сектору. Либерализируется законодательство, проводится значительная работа по дерегулированию бизнеса и активному использованию антикоррупционной политики в корпоративном секторе. Антикоррупционная трансформация и добропорядочность при ведении дел должны стать незыблемым стандартом. Об этом говорит ряд рекомендаций международных организаций. Одной из них является наличие комплаенс-службы, практика применения которых широко развита в корпоративном секторе международного уровня. С учетом лучших международных практик в октябре 2020 года в Закон «О противодействии коррупции» были внесены поправки в части регламентации института комплаенс. Так, согласно внесенным поправкам в субъектах квазигоссектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб. Хотелось бы отметить, что создание данных структур для субъектов квазигоссектора является обязательством, а для частных компаний — правом. Антикоррупционные комплаенс-службы представляют из себя независимые подразделения в организации, имеющие официальный статус, право доступа на получение всей необходимой информации, право на проведение внутренних расследований по потенциальным нарушениям с привлечением необходимых экспертов в сфере комплаенс-контроля. Более того, сотрудники антикоррупционных комплаенс-служб должны иметь прямой доступ к коллегиальному органу по выражению своего мнения и передачи сведений в отношении нарушений, полученных в процессе контроля самих рисков. Вместе с тем, антикоррупционные комплаенс-службы — это, так сказать, комиссары Агентства на местах, которые взаимодействуют со всеми категориями регулирующих и надзорных органов, обеспечивая успешную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции. Основная миссия антикоррупционных комплаенс-служб — обеспечение соблюдения организацией и ее работниками законодательства о противодействии коррупции. В целях обеспечения методологической помощи, а также эффективного внедрения данного института, Агентством разработаны методические рекомендации, способствующие формированию единого подхода в реализации антикоррупционной политики. В методических рекомендациях определен ряд задач, обязательных для применения антикоррупционными комплаенс-службами, в том числе: разработка документов по противодействию коррупции; проведение антикоррупционного мониторинга и выявление коррупционных рисков в деятельности организаций; проведение антикоррупционных разъяснительных встреч с коллективом; выявление и урегулирование конфликта интересов; развитие корпоративных этических ценностей и др. Для обеспечения независимости при проведении вышеперечисленных мероприятий рекомендуется обеспечить подотчетность комплаенс-служб коллегиальному органу организации, например, совету директоров или правлению. Важно помнить, что эффективность антикоррупционного комплаенса зависит от выстроенной внутриведомственной системы противодействия коррупции. В этом аспекте значим антикоррупционный стандарт ISО 37001 «Система менеджмента противодействия коррупции». Он содержит в себе ряд рекомендаций, направленных на вооружение антикоррупционной комплаенс-службы и комплаенс-офицеров. В том числе, назначение менеджера по соблюдению требований для надзора за антикоррупционной программой, обеспечение процесса обучения персонала по вопросам борьбы со взяточничеством, а также оценка коррупционных рисков, включая проведение комплексной проверки и др.
Создание комплаенс-служб в субъектах квазигоссектора является обязательством. Так, в соответствии со статьей 3 «Бюджетного кодекса», субъектами квазигоссектора являются государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан[2]. Вместе с тем, что касаемо частных компаний, внедрение и развитие института комплаенса служит индикатором оценки соответствия отечественного бизнеса общепринятым международным ценностям. В этой связи, создание комплаенс-службы в казахстанских компаниях обеспечивает эффективное международное сотрудничество, успешный выход на мировой рынок, развитие франчайзинговой сети, а также привлечение иностранного капитала. Таким образом, комплаенс-контролем, обеспечивающим превентивные функции противодействия коррупции в организациях охвачено большинство сфер жизнедеятельности в Казахстане. По состоянию на 2 августа текущего года в Казахстане создано 1790 антикоррупционных комплаенс служб. Для формирования единой политики противодействия коррупции Агентством уделяется важное значение непрерывному обучению и развитию сотрудников антикоррупционных комплаенс-служб. На системной основе совместно с Академией государственного управления проводятся обучающие семинары для управленческого состава субъектов квазигоссектора и офицеров комплаенс-служб. Правильно составленная программа обучения, с примерами, тестами и этическими дилеммами не только привлекает внимание сотрудников, но и способствует профилактике и предотвращению возникновения случаев неэтичного поведения и коррупции. Совместными результатами работы Агентства и субъектов квазигоссектора является создание каналов связей, горячих линий для своевременного выявления и предотвращения нарушений законодательства, мошенничества, коррупции, неэтического поведения и иных нарушений, относящихся к деятельности компании. Представители организаций поделились опытом, что благодаря выстроенной системе противодействия коррупции, созданной комплаенс-офицерами, снижено количество анонимных обращений. Таким образом, комплаенс-офицеры гарантируют конфиденциальность, анонимность, регистрацию и обработку 100% обращений. Вместе с тем, институт антикоррупционного комплаенса является новым для нашей страны, достижение и оценка результатов работы подобных служб будет дана на основании отчетной информации по количеству зарегистрированных коррупционных правонарушений по итогам года. Изменение акцентов в подходах противодействия коррупции предполагает активную системную превентивную работу по выявлению и минимизации коррупционных рисков в деятельности государственных органов и субъектов квазигоссектора. Для этого имеется ряд превентивных инструментов.
Серьезная роль в превенции коррупции отведена институту внутреннего анализа. Агентством приняты системные меры по пересмотру подходов в государственных органах и субъектах квазигоссектора к его осуществлению. Так, введена практика утверждения антикоррупционного плана и графика внутренних анализов с участием представителей общественности. Еще одним инструментом выявления коррупционных рисков является научная антикоррупционная экспертиза проектов НПА, в ходе которой проверяется наличие коррупционных факторов. Так, за период с ноября 2020 года по май 2021 года антикоррупционной экспертизой 6 тысяч проектов НПА выявлено свыше 18 тысяч коррупционных факторов. Выработано порядка 6 тысяч рекомендаций по совершенствованию НПА и бизнес-процессов с целью минимизации коррупциогенных факторов. Кроме того, на законодательном уровне действует персональная ответственность руководителей за коррупционные правонарушения своих подчиненных. Руководитель, являющийся политическим служащим, обязан подать в отставку в случае, если по истечению трех месяцев со дня его назначения подчиненным совершено коррупционное правонарушение. В отношении руководителей, являющихся административными государственными служащими корпуса «А» и «Б», законом введена дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления. В целом, с момента введения указанной нормы к ответственности за коррупцию подчиненных привлечены 137 руководителей (20 — политические служащие, 117 — руководители госорганов и организаций), из которых 20 уволены (7 — политические служащие, 13 — руководители госорганов и организаций). Все эти инструменты направлены, в первую очередь на то, чтобы сформировать антикоррупционную культуру и создать благоприятную среду для продвижения ценностей добропорядочности, как среди госструктур, так и среди населения[3].
В субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб, основной задачей которых является обеспечение соблюдения соответствующей организацией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции.
Антикоррупционная комплаенс-служба осуществляет свои полномочия независимо от исполнительного органа, должностных лиц субъекта квазигосударственного сектора, подотчетна совету директоров, наблюдательному совету (при его наличии) или иному независимому органу управления и является независимой при обеспечении соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. Компетенция, организация и порядок деятельности антикоррупционной комплаенс-службы определяются внутренним актом субъекта квазигосударственного сектора.
Субъекты предпринимательства, не являющиеся субъектами квазигосударственного сектора, вправе создавать антикоррупционные комплаенс-службы[4].
Антикоррупционный комплаенс — это разновидность общего явления «комплаенс». Общепринятое терминологическое понимание «комплаенса» отсутствует. Однако на международном уровне существует определение комплаенс-риска, сформулированного Базельским комитетом по банковскому контролю: комплаенс — независимая функция, которая выявляет, оценивает, дает соответствующие советы, отслеживает и готовит отчеты в отношении риска комплаенс, определяемого как риск юридических или регулятивных санкций, финансовых убытков, урона репутации, которые могут быть обращены на банк в результате несоблюдения им законодательства, регулирования, кодекса поведения и стандартов хорошей практики. Существуют иные подходы к понятию «комплаенс». Международной Организацией по комплаенс регулированию дается следующее определение: комплаенс — это способность действовать в соответствии с порядком, набором правил или запросом.
Более детальным является следующее определение комплаенса — это обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее казахстанским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизма анализа, выявления и оценки рисков нарушения законодательства, как в целом, так и антикоррупционного законодательства в частности, а также обеспечение комплексной защиты организации[5].
Таким образом, в действующих определениях происходит смешение внутреннего и внешнего комплаенса.
На основании вышеизложенного, комплаенс можно определить как тесно связанное с этикой обособленное многозначное экономико-правовое явление, представляющее собой функцию, процедуру, состоящую из 2 элементов:
- Внутренний: систему внутренних корпоративных документов и построения системы контроля в организации, имеющее своей целью обеспечения соответствия деятельности организации на всех уровнях требованиям международного и национального законодательства, а также иным обязательным предписаниям регулирующих органов посредством создания механизма анализа, выявления, оценки рисков и построение системы их предупреждения.
- Внешний: оценки деятельности организации на соответствие требованиям международного и национального законодательства, а также иным обязательным предписаниям регулирующих органов с помощью привлечения аудиторов или государственных органов в качестве экспертов.
Правовое закрепление термина «антикоррупционный комплаенс» отсутствует. Несмотря на наличие единого международного правового акта — Конвенции ООН против коррупции — понятие «коррупция» и набор составов коррупционных правонарушений отличаются в каждой стране. Соответственно закрепление общепринятого понятия «антикоррупционный комплаенс» затруднительно.
Таким образом, на основании выше сформулированного термина «комплаенс» можно сконструировать понятие «антикоррупционный комплаенс»: тесно связанное с этикой обособленное многозначное экономико-правовое явление, представляющее собой функцию, процедуру, систему внутренних корпоративных документов и построения системы контроля в организации, имеющее своей целью обеспечения соответствия деятельности организации на всех уровнях требованиям международного и национального законодательства в области противодействия коррупциям, а также иным обязательным предписаниям регулирующих органов посредством создания механизма анализа, выявления, оценки коррупционных рисков и построение системы их предупреждения. При этом антикоррупционный комплаенс-контроль включает в себя систему законодательных и локальных норм двух уровней:
1) нормы, адресованные исполнительному органу юридического лица;
2) нормы, адресованные юридическому лицу.
Правовая природа комплаенса и антикоррупционного комплаенса как его разновидности носит характер саморегулирования, основанного на четко обозначенных понятных критериях законодательства. Саморегулирование в организации деятельности хозяйствующих субъектов экономики имеет ряд преимуществ над прямым законодательным регулированием, так как оно позволяет гораздо гибче реагировать на потребности той или иной конкретной отрасли. К преимуществам можно отнести:
- Учет специфики отраслевого регулирования и построения бизнес-процессов конкретной организации. В каждой из отраслей экономики могут быть выделены как общие коррупционные риски, так и специфические, основанные на особенностях бизнес-процессов. Иными словами, частные организации способны гораздо быстрее и лучше отвечать на изменения рынка в их сфере, осознавая всю специфику. Поэтому необходимо установление конкретных правовых рамок на уровне государственного регулирования, в соответствии с которыми частный сектор будет организовывать антикоррупционный комплаенс на базе своих предприятий и бизнес-процессов с учетом их особенностей.
- Эффективная оценка рисков в рамках организации. При наличии конкретных законодательных критериев, организации будет гораздо легче внедрить комплаенс-политики для соблюдения требования законодательства.
Саморегулирование в этом смысле представляется примером нормативного подхода, который является «чувствительным, гибким, вызывающим большее соблюдение законов и в то же время стимулирует и базируется на внутренней морали сектора или организации, являющейся объектом регулирования»[6].
Таким образом, комплаенс и антикоррупционный комплаенс имеет двуединую правовую природу — это система саморегулирования организации как стратегия государственной политики. Саморегулирование представляет собой не стремление государства к де-регулированию экономического сектора, а напротив качественное и количественное улучшение процесса регламентации деятельности хозяйствующих субъектов экономики в форме законодательно закрепленных критериев добросовестного поведения организации, организации комплаенс-процедур и формированию системы посредничества, контроля и надзора в части их соблюдения. Это своеобразный диалог государства и частного сектора с целью достижения общих интересов, где государство в том числе выступает консультантом по сложным вопрос внедрения антикоррупционного комплаенса в организации и принятии стратегических решений для бизнеса в сфере комплаенс.
Можно сделать вывод о том, что новизна понятия «комплаенс» и «антикоррупционный комплаенс» как его разновидности, их правовой природы связана с выработкой критериев их оптимальной реализации как результата компромисса и сотрудничества государственного и частного сектора с целью поддержания и упрочения экономического благополучия обеих сторон. Это способствует развитию корпоративной и правовой культуры, которая помогает масштабировать бизнес-процессы и как следствие усиливает экономику государства.
- Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674#z305
- Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2022 г.) // https://adilet.zan.kz/rus/docs
- Кто такие комплаенс-офицеры и как они могут помочь в борьбе с коррупцией 16 августа 2021 httрs://www.nur.kz/nеzаvisimоst/1927370-ktо-tаkiе-kоmрlаеns-оfitsеry-i-kаk-оni-mоgut-роmосh-v-bоrbе-s-kоrruрtsiеy/
- Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2021 г.) // https://adilet.zan.kz/rus/docs
- Партнерство против коррупции — принципы противодействия взяточничеству // [Электронный ресурс]. URL: httр://www.iblfrussiа.оrg/filеs/РАСI%20Russiаn%20Finаl.рdf.
- Терешкова В. В. Организация системы антикоррупционного комплаенса в производственной организации: от зарубежной практики к российской // Диверсификация и экономическая безопасность организаций оборонно-промышленного комплекса, организаций с государственным участием: Практ. конф. (4 марта 2020 г.). — Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2020.