admin 20.04.2021

Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и специальных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук

Есентаев Д. Б. — студент 3 курса кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета

Есимов Т. Ж. — студент 3 курса кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин»  Баишев Университета

Каирмуханбетов М. С. — студент 3 курса кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин»  Баишев Университета

Сулейманова Г. Ж. — Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғылыми қызметкері (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты

Есентаев Д. Б. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының 3-курс студенті

Есімов Т. Ж. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының 3-курс студенті

Каирмуханбетов М. С. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының 3-курс студенті

Suleymanova G. Zh. — chief researcher of the Center for scientific and special research (Aktobe), candidate of legal sciences

Esentaev D. B. — 3rd year student of the Department of «Law and General Education» of Baishev University

Esimov T. Zh. — 3rd year student of the Department of «Law and General Education» of Baishev University

Kairmukhanbetov M. S. — 3rd year student of the Department of «Law and General Education» of Baishev University

УДК 343.81

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ҚЫЛМЫСТЫҚ-АТҚАРУ ЖҮЙЕСІ МЕКЕМЕЛЕРІНДЕГІ ТӘРБИЕ ЖҰМЫСЫНЫҢ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

FEATURES OF SOCIALLY EDUCATIONAL WORK IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

АННОТАЦИЯ

Авторы статьи рассматривают особенности проведения воспитательной работы с осужденными на основании Правил проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы и других нормативных правовых актов, в том числе уголовно-исполнительном законодательстве и законе о пробации. Основной акцент делается на закон о пробации. При этом отмечено, что существует очень серьезная проблема, связанная с отсутствием общей Концепции организации воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества.

ТҮЙІН

Мақала авторлары Бас бостандығынан айыруға сотталғандармен тәрбие жұмысын жүргізу ережелерін және басқа да нормативтік құқықтық актілерді, оның ішінде қылмыстық-атқару заңнамасы мен пробация туралы заң негізінде сотталғандармен тәрбие жұмысын жүргізу ерекшеліктерін қарастырады. Негізгі назар Пробация туралы заңға аударылады. Сонымен қатар, қоғамнан оқшауламай сотталғандармен тәрбие жұмысын ұйымдастырудың жалпы тұжырымдамасының болмауына байланысты өте маңызды проблема бар екендігі атап өтілді.

ANNOTATION

The authors of the article consider the features of conducting socially educational work with convicts on the basis of the Rules for conducting socially educational work with convicts to imprisonment and other regulatory legal acts, including criminal executive legislation and the law on probation. The main focus is on probation law. At the same time, it was noted that there is a very serious problem associated with the lack of a general Concept of organizing socially educational work with convicts without isolation from society.

Ключевые слова: воспитательная работа, осужденные, уголовно-испол­нительная система, служба пробации, социальная реабилитация, ресоциализация, программа, концепция.

Түйінді сөздер: тәрбие жұмысы, сотталғандар, қылмыстық-атқару жүйесі, пробация қызметі, әлеуметтік оңалту, қайта әлеуметтендіру, бағдарлама, тұжырымдама.

Keywords: socially educational work, convicts, penal system, probation service, social rehabilitation, resocialization, program, concept.

Воспитательная работа с осужденными — это система педагогически обос­но­ванных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интел­лектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения (ст.14 Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях Минис­терства юстиции Республики Казахстан)[1].

Такое определение четко раскрывает понятие и сущность воспитательной ра­бо­ты с осужденными. Но, к сожалению, данная Инструкция утратила силу, а в новых разработанных Правилах проведения воспитательной работы с осужден­ными к лишению свободы[2] и в других нормативных правовых актах, в том числе в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствуют определение, формы осу­ществления и методы проведения воспитательной работы с осужденными.

Так, глава 20 Уголовно-исполнительного кодекса Рeспублики Казахстан пос­вящена воспитательному воздействию на осужденных к лишению свободы.

Согласно ч. 3 ст. 124 УИК РК: «Воспитательная работа с осужденными орга­ни­зуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания. Она осуществляется в индивидуальных, груп­повых и массовых формах с применением психолого-педагогических методов»[3].

В целях формирования комплексной эффективной системы социальной реаби­литации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации в 2016 году было представлено Постановление Прави­тельства Республики Казахстан от 2 ноября 2016 года № 655 О проекте Указа Пре­зидента Республики Казахстан «Об утверждении Комплексной стратегии со­циаль­ной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и нахо­дящихся на учете службы пробации, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы»[4].

В нем было рассмотрено:

  1. Анализ текущей ситуации и обусловленность социальной реабилитации граж­дан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.

1.1. Содержание процесса реабилитации лиц, освободившихся из мест лише­ния свободы и находящихся на учете службы пробации.

1.2. Проблемные аспекты.

1.3. Международная практика.

  1. Цель и задачи Комплексной стратегии.
  2. Концептуальные направления социальной реабилитации граждан, освобо­дившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.

3.1. Совершенствование организационных основ ресоциализации и норма­тивной правовой базы.

3.2. Создание условий для улучшения процесса ресоциализации граждан, осво­бодившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.

3.3. Совершенствование механизма социальной адаптации осужденных через построение системы социального сопровождения.

3.4. Развитие кадрового потенциала и научных основ процесса ресоциа­ли­зации.

  1. Мониторинг и оценка эффективности реализации Комплексной стратегии[5].

Однако данная Комплексная стратегия не была принята.

На сегодняшний день проведение воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете службы пробации, проводится согласно Закону Республики Казахстан «О пробации» от 30 декабря 2016 № 38-VI с изменениями от 27 декабря 2019 года. Хотя в данном законе конкретно нет ссылочных норм или определений о проведении воспитательной работы с лицами, но так как указано в самом законе: «Пробация — система видов деятельности и индивидуально определяемых мер конт­рольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены законом, для предупреждения совершения ими уголовных правонарушений». То естественно, что коррекция пове­дения лица не может быть осуществлена без воспитательной работы с дан­ными лицами.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации и функционирования пробации и устанавливает понятие, цель, задачи, принципы, виды и формы осуществления пробации, а также правовой статус лиц, в отно­шении которых применяется пробация, и субъектов, ее осуществляющих[6].

В нем в основном раскрываются  понятие, цель и задачи пробации,  основные принципы пробации, представлена категория лиц, в отношении которых прово­дится пробационный контроль, формы осуществления пробации, меры ресо­циа­лизации, социальной адаптации и реабилитации лиц, в отношении которых приме­няется пробация, виды пробации, раскрывается досудебная пробация, досудебный доклад, приговорная пробация, пенитенциарная пробация, постпенитенциарная пробация, особенности осуществления пробации и пробационного контроля в отношении несовершеннолетнего, а также ответственность за нарушение законодательства РК о пробации.

Также указываются субъекты, осуществляющие пробацию, компетенция орга­нов внутренних дел, местных исполнительных органов, полномочия службы пробации, участие граждан, общественных объединений и иных юридических лиц в осуществлении пробации.

Согласно ст. 6 данного Закона, ресоциализация, социальная адаптация и реабилитация лиц, в отношении которых применяется пробация, обеспечиваются путем:

1) оказания социально-правовой помощи по вопросам:

  • получения медицинских услуг;
  • получения среднего образования;
  • овладения профессией (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  • содействия в трудоустройстве;
  • обеспечения психологического сопровождения;
  • получения установленных законодательством Республики Казахстан льгот и социальных выплат;

2) содействия в восстановлении и формировании поддерживающей системы социальных связей, включающего:

  • социально-психологическое и психологическое консультирования;
  • социальный патронаж;
  • помощь в восстановлении семейных и иных социально-позитивных связей при условии взаимного согласия сторон;

3) социально-бытовой адаптации, включающей:

  • обеспечение местом пребывания;
  • организацию реабилитационных мероприятий;
  •  привлечение к участию в культурных мероприятиях;

4) предоставления консультаций по социально-правовым вопросам[7].

В свою очередь согласно ч. 2 ст. 9 Закона о пробации служба пробации:

1) ведет учет лиц, в отношении которых применяется пробация;

2) устанавливает место жительства лица, в отношении которого применяется пробация, состояние его здоровья, уровень образования и трудовую занятость, а так­же иные сведения, необходимые для определения объема предоставления ему социально-правовой помощи;

3) составляет индивидуальную программу оказания социально-правовой по­мо­щи лицам, состоящим на учете службы пробации;

4) разъясняет порядок предоставления и отказа от получения социально-пра­вовой помощи, оказывает содействие в ее получении;

5) осуществляет подготовку досудебного доклада в отношении подозре­вае­мого, обвиняемого;

6) разъясняет лицам, к которым применены наказания, не связанные с ли­ше­нием свободы, порядок исполнения возложенных на них судом обязанностей и последствия их неисполнения;

7) разъясняет лицам, в отношении которых установлен пробационный конт­роль, порядок и условия его осуществления и прекращения, а также последствия несоблюдения условий пробационного контроля;

8) осуществляет пробационный контроль;

9) запрашивает необходимые для осуществления своих полномочий сведения, справки, характеристики, иную информацию от юридических лиц с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах и иной охраняемой законом тайне;

10) участвует в разработке и реализации:

  • программ в сфере защиты прав несовершеннолетних и семьи;
  • механизмов вовлечения субъектов, осуществляющих пробацию, в деятель­ность по защите прав несовершеннолетних и семьи;

11) участвует в проведении мониторинга качества услуг по защите прав несо­вершеннолетних и семьи;

12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан[8].

Если обратиться к ст. 14 данного Закона, то видно, что досудебный доклад — информация о личностных особенностях подозреваемого, обвиняемого, выпол­нении ими мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи, следовании рекомендациям службы пробации и принятии ее помощи.

Содержание досудебного доклада включает в себя вводную, описательную и рекомендательную части.

Во вводной части указываются:

1) время, дата и место составления досудебного доклада;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего досудебный доклад;

3) фамилия, имя и отчество (при его наличии), число, месяц, год и место рож­дения подозреваемого, обвиняемого.

В описательной части излагаются следующие сведения о подозреваемом, обви­няемом:

1) гражданство, семейное положение, род занятий, образование, место жи­тельства, наличие судимости, иные характеризующие их данные;

2) выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи;

3) социальная характеристика;

4) результаты психосоциального тестирования личности;

5) оценка рисков совершения ими уголовных правонарушений;

6) следование рекомендациям службы пробации и принятие ее помощи.

А так как служба пробации готовит данный доклад, в который входят вышепе­речисленные сведения, то, на наш взгляд, думается, что служба пробации проводит такую же организацию воспитательной работы как сотрудники исправительных учреждений. С одним лишь недостатком — данная работа не расписана в Законе «О пробации».

Тем более, что согласно ст. 16 данного Закона ресоциализация осужденного осуществляется с момента его прибытия в учреждение уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы в соответствии с требованиями уголовно-исполни­тельного законодательства Республики Казахстан.

В отношении отбывающего наказание в виде лишения свободы осужденному, которому до отбытия срока наказания остался один год, в рамках ресоциализации службой пробации совместно с администрацией учреждения уголовно-исполни­тельной (пенитенциарной) системы оказывается социально-правовая помощь.

Так, составляется Индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи. В ней указываются:

1) данные досудебного доклада (при его наличии), разработанного службой пробации на этапе досудебной пробации;

2) материалы, характеризующие поведение осужденного в период пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;

3) сведения о возмещении и (или) невозмещении исковых требований лицом, подготавливаемым к освобождению;

4) сведения о социальных связях осужденного, подготавливаемого к освобож­дению, состоянии его здоровья, уровне образования, трудовых навыках, осведом­ленности о правовых механизмах реализации прав и свобод, а также иные необ­ходимые сведения для коррекции социального поведения и успешной социальной адаптации осужденного;

5) конкретные мероприятия, направленные на оказание социально-правовой помощи осужденному, подготавливаемому к освобождению;

6) планируемые мероприятия по оказанию социально-правовой помощи, тру­довому и бытовому устройству осужденного после его освобождения.

На сегодняшний день, на практике сотрудники службы пробации проводят в рамках профилактических бесед воспитательную работу и оформляют ее в виде справок.

В целом, на сегодня существует очень серьезная проблема, связанная с от­сутст­вием общей Концепции организации воспитательной работы с осуж­денными без изоляции от общества.

В указанной Концепции должны быть определены основные направления орга­низации воспитательной работы, ее цели и задачи. Должно быть ясно напи­сано, в чем конкретно должна проявляться воспитательная роль сотрудников служ­бы пробации. Возможно, необходимо будет и здесь дать определение «воспи­тательная работа». Однако, как нам представляется, данный термин необходимо скорректировать таким образом, чтобы в нем отражалась специфика проведения воспитательной работы именно с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительной системы службы пробации.

Также можно включить и дополнительный раздел «Воспитательное воздейст­вие на осужденных, отбывающих уголовные наказания без изоляции от общества» и в уголовно-исполнительное законодательство. В содержании указанного раздела необходимо отразить определение воспитательного воздействия на осужденных, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, указать его цели, задачи, формы, методы и уточнить содержание составляющих его элементов.

  1. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях Министерства юстиции Республики Казахстан: Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 21 октября 2004 года № 305. Утратил силу приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 марта 2012 года № 184 // http://adilet.zan.kz/rus.
  2. Об утверждении Правил проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы: Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 13 августа 2014 года № 508 // http://adilet.zan.kz/rus.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-v (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.01.2021 г.) // https://online.zakon.kz/.
  4. О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Комплексной стратегии социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы»: Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2016 года № 655 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000655.
  5. Там же.
  6. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 № 38-VI «О пробации» (с изменениями от 27.12.2019 г.) // https://online.zakon.kz/.
  7. Там же.
  8. Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*