admin 03.05.2021

Краюшкина М. А. — обучающаяся 2 курса юридического факультета Оренбургского государственного университета

Краюшкина М. А. — Орынбор мемлекеттік университетінің заң факуль­тетінің 2-курс студенті

Krayushkina M. A. — 2nd year student of the law faculty of Orenburg State University

УДК 341

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРДЫ СОТ АРҚЫЛЫ ҚОРҒАУ САЛАСЫНДАҒЫ ХАЛЫҚАРАЛЫҚ СТАНДАРТТАР

INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF JUDICIAL PROTECTION OF MINORS

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены международные стандарты в области судебной защиты несовершеннолетних. Это широкий спектр международных документов Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других органов по правам детей как в целом, так и с конкретной ссылкой на детей в соответствии с законом. И их основная ценность заключается в том, что они формулируют и применяют основополагающие принципы прав детей в конкретном контексте уголовного права.

ТҮЙІН

Берілген мақалада кәмелетке толмағандарды сот арқылы қорғау саласындағы халықаралық стандарттар ұсынылған. Бұл – Біріккен Ұлттар Ұйымының, Еуропа Кеңесінің және басқа да балалар құқықтары жөніндегі органдардың заңға сәйкес балаларға нақты сілтеме жасайтын халықаралық құжаттарының кең спектрі. Олардың басты құндылығы – олардың балалар құқықтарының негізгі прин­циптерін қылмыстық құқықтың нақты контекстінде тұжырымдайтындығында және қолдануында.

ANNOTATION

This article presents international standards in the field of judicial protection of minors. This is a wide range of international documents of the United Nations, the Council of Europe and other bodies on children’s rights, both in general and with specific reference to children in accordance with the law. And their main value lies in the fact that they formulate and apply the fundamental principles of children’s rights in the specific context of criminal law.

Ключевые слова: несовершеннолетние, суд, ювенальная полиция, судебная защита, ООН, Конвенция, государственные службы

Түйінді сөздер: кәмелетке толмағандар, сот, ювеналды полиция, соттық қорғау, БҰҰ, Конвенция, мемлекеттік қызметтер

Keywords: minors, court, juvenile police, judicial protection, UN, convention, public services

В настоящее время существует широкий спектр международных документов Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других органов по правам детей как в целом, так и с конкретной ссылкой на детей в соответствии с законом.

К ним относятся инструменты, которые являются обязательными для го­сударств, и документы, которые представляют собой необязательные заявления о передовой практике, охватывающие все элементы системы правосудия в отношении молодежи, начиная с раннего вмешательства, заканчивая вопросами справедливого судебного разбирательства и правосудия, вплоть до задержания и реинтеграции.

Это означает, что в настоящее время существует объемный свод меж­ду­на­родного права, который в совокупности определяет обращение с детьми в конф­ликте с законом и устанавливает их права. Несмотря на то, что данные инстру­менты не лишены двусмысленности и неопределенности, тем не менее, они сог­ласуются в отношении приверженности соответствующему возрасту и необхо­димости реабилитации[1].

Несмотря на то, что они достаточно широки, чтобы приспособить системы, определяемые как «благосостояние» или «справедливость» по ориентации, они также достаточно подробны, чтобы объяснить, какие обязательства государства должны выполнять для обеспечения защиты прав детей в юстиции.

Их главная ценность заключается в том, что они формулируют и применяют основополагающие принципы прав детей в конкретном контексте уголовного права.

И, обращаясь к практике зарубежных стран в борьбе с преступностью несо­вер­шеннолетних, можно найти много прогрессивных подходов, с помощью которых эти страны смогли снизить уровень преступности среди несовер­шен­но­летних. В свою очередь, было бы неразумно не использовать опыт других го­су­дарств, которые смогли добиться позитивного прогресса в решении этой проб­лемы.

Прежде всего, необходимо выделить модели ювенальной юстиции, которые существуют в мире. Это англосаксонская модель ювенальной юстиции, континен­тальная (немецкая) модель ювенальной юстиции, скандинавская (шведская) модель ювенальной юстиции и французская модель ювенальной юстиции.

Модель англосаксонской ювенальной юстиции предусматривает создание отдельного суда по делам несовершеннолетних, который занимается всеми видами правонарушений, совершенных несовершеннолетними, за исключением тяжких преступлений. Такие суды четко организованы и обозначены как отдельная судеб­ная система. Полиция, прокуратура и органы исправительных учреждений имеют отдельные подразделения, которые занимаются исключительно несовершен­но­летними. Судебный процесс не является формальным и является упрощенным. Это происходит за закрытыми дверями в форме беседы правонарушителя с судьей. Одной из особенностей этой модели является то, что суд широко сотрудничает с местным населением и благотворительными организациями в решении дела. Юве­нальная юстиция по англосаксонской модели предусматривает индивидуальный подход к ребенку и особую процедуру рассмотрения дел, связанных с судебным преследованием несовершеннолетних[2].

Континентальная (немецкая) модель ювенальной юстиции предусматривает систему судов по делам несовершеннолетних, но, в отличие от предыдущей мо­дели, они касаются всех видов правонарушений, совершаемых несовер­шен­нолетними. Предполагается также присутствие прокуроров по делам несовер­шен­нолетних, специальных подразделений полиции, социальных служб и неправи­тельственных организаций. При назначении наказания приоритет отдается альтер­нативным видам наказания, посредничества и восстановительного правосудия. Образовательные санкции также широко применяются, а в исключительных слу­чаях, в качестве крайней меры, применяются задержание и лишение свободы. Образовательные меры используются для предотвращения повторения преступ­лений. Они разделены на различные инструкции. Также используются и такие ме­ры как арест, обязанности и предупреждения.

В скандинавской (шведской) модели ювенальной юстиции не предусмотрены отдельные суды по делам несовершеннолетних, однако в местном суде имеется судья по делам несовершеннолетних или создан суд по делам несовершеннолетних для рассмотрения дел несовершеннолетних. Ведущую роль среди государствен­ных учреждений играет социальная служба, организованная по территориальному принципу[3]. Система ювенальной юстиции по этой модели имеет превентивный и социально-реинтеграционный фокус. Государственные органы разрабатывают на­цио­нальную программу борьбы с преступностью, и задача граждан заключается в разработке местных программ. Основная задача ювенальной юстиции — при­ми­рение и репарация. Из-за этого большинство дел не передаются в суд и раз­ре­шаются на начальных этапах.

Французская ювенальная юстиция включает полицию, прокуратуру, суды по делам несовершеннолетних, органы пробации и неправительственные органи­зации. Основное требование к организации ювенальной юстиции заключается в том, что сотрудники соответствующих органов должны проходить специальную подготовку по вопросам ювенальной юстиции. Полиция и прокуратура имеют отдельные подразделения по делам несовершеннолетних, а суд по делам несовершеннолетних — отдельный суд. Особенность заключается в том, что несовершеннолетнему правонарушителю предъявлено обвинение в социальном досье, и судья между рассмотрением дел о правонарушениях также занимается детьми из группы риска, которые еще не получили незаконных действий.

Стоит отметить, что ювенальная юстиция может рассматриваться как в ши­роком, так и в узком смысле: в узком смысле — это специализированная ветвь судебной системы, в широком смысле — набор механизмов, предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, которые реализуются системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций[4].

Система принципов ответственности несовершеннолетних является перво­осно­вой института ювенальной юстиции. Основными международными стан­дартами являются[5]:

  • принцип законодательного закрепления минимального возраста уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • уважение благополучия несовершеннолетнего в процессе уголовного преследования;
  • принцип учета личности несовершеннолетнего при применении наказания определенного вида;
  • пропорциональность наказания и совершенного деяния;
  • особенность законодательства и ювенальной юстиции;
  • процессуальные гарантии на всех стадиях судопроизводства;
  • конфиденциальность в процессе уголовного преследования;
  • принцип приоритетности внесудебного урегулирования дела;
  • содержание под стражей только в исключительных случаях;
  • предупреждение стигматизации несовершеннолетнего правонарушителя и прин­цип вовлечения семьи и общественности в реализацию ответственности несовершеннолетних.

Установление специальных принципов ответственности несовершеннолетних в национальном законодательстве позволит определить приоритет прав ребенка как основную категорию в механизме привлечения несовершеннолетних к ответственности.

На наш взгляд, в таком закреплении и детализации нуждаются следующие принципы:

  • принцип приоритетности внедрения программ реституционного правосудия на всех стадиях уголовного судопроизводства;
  • специализация персонала, уполномоченного взаимодействовать с несовер­шен­нолетними (судьи, прокуроры, адвокаты, следователи и др.);
  • эффективная система реабилитации несовершеннолетних право­нару­ши­телей;
  • принцип социально-правовой поддержки и изоляции от общества в экстре­мальных случаях;
  • принцип процессуального и организационного обеспечения ювенальной юстиции.

Данные принципы были внедрены в ряде западных государств для снижения уровня преступности среди несовершеннолетних и в целом уже дали положи­тель­ные результаты.

В свою очередь, если рассматривать ювенальную юстицию с точки зрения уголовно-правовой науки, можно сделать вывод, что это система норм, мер и соответствующих органов, направленных на борьбу с преступностью несовершен­нолетних. Борьба с преступностью среди несовершеннолетних является одной из центральных проблем в борьбе с преступностью в целом.

Уровень преступности среди несовершеннолетних в определенной степени отражает ситуацию в обществе в целом. Вот почему государства и международные организации разрабатывают меры для эффективного предупреждения преступ­ности среди несовершеннолетних и борьбы с ней.

Среди международных стандартов системы ювенальной юстиции Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка, целью которой является введение эффективных мер и средств защиты прав детей и недопущение совер­шения правонарушений несовершеннолетними, занимает фундаментальное место. На основе Конвенции был разработан и принят ряд международных документов, которые детализируют и уточняют положения Конвенции. Наилучшими приме­рами таких международно-правовых документов являются Минимальные стан­дарт­ные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) и Руководящие принципы Организации Объединенных На­ций по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы).

В частности, Конвенция предусматривает ряд уголовных и уголовно-процес­суальных мер, направленных на защиту прав лица, подозреваемого в совершении преступления, а также наложение наказания с целью обеспечения его исправления и осознания неправомерности его действий.

В свою очередь, в Пекинских правилах устанавливаются минимальные прави­ла обращения с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, а в Эр-Рияде на международном уровне выявляются наиболее важные аспекты пре­дотв­ращения преступности среди несовершеннолетних.

Государства-участники, которые ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка, признают право каждого ребенка, обвиняемого в совершении преступ­ления, на обращение, которое усиливает уважение к правам других и способствует чувству достоинства и значимости[6].

Пекинские правила предусматривают, что основной целью ювенальной юсти­ции является перевоспитание правонарушителей. Производство по делам несо­вер­шеннолетних должно проводиться органами с достаточным усмотрением, чтобы учитывать особые потребности последних. Конфиденциальность ребенка должна соблюдаться на всех этапах процесса.

Конвенция ООН о правах ребенка и Пекинские правила предусматривают применение ряда гарантий к несовершеннолетним. К ним относятся презумпция невиновности, право на юридическую помощь, право на информацию об обвине­нии, право на присутствие родителей на протяжении всего дела, право на безот­лагательное решение судебного органа и др.[7] Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пытки, унижения и жестокое обращение с ребенком. На несовер­шен­нолетнего запрещено налагать штраф, не предусматривающий возможности освобождения[8].

Пекинские правила также содержат эти запреты. Они интерпретируют их содержание и предусматривают, что при вынесении приговора несовершен­нолет­нему необходимо изучить его социальное досье и принять во внимание условия выживания и воспитания. В свою очередь, наказание должно быть таким, чтобы обеспечить перевоспитание ребенка и развитие нормальной социальной лич­ности[9].

Кроме того, до и после принятия КПР Организация Объединенных Наций приняла три подробных документа о предотвращении преступности («Эр-Риядс­кие руководящие принципы», 1990 год), отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. («Пекинские правила», 1985 г.) и права детей, находящихся под стражей («Гаванские правила», 1990 г.)[10].

Самым последним документом ООН в этом контексте является Общее заме­чание Комитета по правам ребенка, экспертного органа, который контролирует выполнение КПР. Принятое в 2007 году Замечание общего порядка № 10 представ­ляет собой подробное и всеобъемлющее изложение соответствующих принципов и положений КПР в этой области, в котором также содержатся рекомендации относительно системных мер, которые необходимы для обеспечения отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствии с подходом к правам детей[11].

Когда несовершеннолетние отбывают наказание, Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка требует, чтобы с каждым ребенком, лишен­ным свободы, обращались гуманно и с уважением к его чести и достоинству. Пекинские правила предусматривают оказание любой помощи несовершен­нолетнему, с тем чтобы последний мог встать на путь исправления.

Исполнение приговоров рекомендуется для таких органов, как спонсорские комиссии, службы пробации и учреждения по делам несовершеннолетних. Учас­тие добровольцев и волонтерских организаций, местных учреждений и других государственных служб в исполнении приговоров, направленных на усиление перевоспитания несовершеннолетних, было бы позитивным событием. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка и Пекинские правила реко­мендуют, чтобы каждый лишенный свободы ребенок содержался отдельно от взрослых, с тем чтобы ограничить негативное воздействие на них со стороны последних[12].

Предполагается широкое применение института условно-досрочного осво­бож­дения с последующим отбыванием наказания, а также применения более легких наказаний, не связанных с лишением свободы. В правилах Бэй-Цзин отме­чается, что несовершеннолетние правонарушители должны содержаться в ослаб­ленных исправительных учреждениях, домах престарелых, центрах дневного обу­чения и других соответствующих им учреждениях, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в общество[13].

В свою очередь, Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует каждому несовершеннолетнему право на юридическую и иную помощь, право на судебную апелляцию и право на немедленное принятие соответствующего решения компе­тентными органами. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ре­бенка и пекинские правила побудили принять Эр-Риядские руководящие прин­ципы. Они признают консенсус в отношении того, что профилактика право­на­рушений несовершеннолетних является наиболее эффективным средством предуп­реждения преступности и борьбы с ней в целом. Детская направленность признается приоритетной в профилактике правонарушений несовершен­нолет­них[14].

Приоритет отдается процессам воспитания и подготовки к взрослой жизни несовершеннолетних. Определяющее место в этом процессе отводится стабильной и благополучной семье. Все дети должны иметь равный доступ к образованию. Образовательные учреждения должны стать центрами подготовки молодежи к социально активной жизни. Государство должно проводить политику, которая ставит злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими веществами в негативное русло. Эр-Риядские принципы уделяют очень большое внимание вопросу влияния средств массовой информации на формирование молодежи. Средства массовой информации должны осознавать свою огромную социальную роль и ответственность в воспитании подрастающего поколения[15].

Следует поощрять средства массовой информации к тому, чтобы они пре­достав­ляли молодым людям информацию о государственных услугах и возмож­ностях для молодежи. Демонстрация порнографии, наркотиков и насилия должна быть сведена к минимуму на телевидении и в кино.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что международная система борьбы с правонарушениями несовершеннолетних — это система мер по привлечению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, к юриди­чес­кой ответственности, процесс перевоспитания и ресоциализации таких лиц, а также комплексные меры по предупреждению совершения правонарушений несо­вер­шеннолетними, которые могут иметь дополнительные последствия, осно­ванные на принципах наиболее благоприятного для интересов несовер­шеннолетних характера.

Рассмотренные международные стандарты представляют собой эффективную точку отсчета, с которой можно измерять законодательство, политику и практику во всем диапазоне областей и в системе в целом.

  1. Александров Ю. В., Гель А. П., Семаков С. Криминология: Курс лекций // http://textbooks.net.ua/content/view/3649/11/.
  2. Ювенальная юстиция: украинский и зарубежный опыт; Методические рекомендации (2017) // https://www.ztobljust.gov.ua/image/yuven%20just.doc.
  3. Там же.
  4. Гурева Ю. Ювенальная юстиция. Перспективы введения в Украине // http://naub.oa.edu.ua/2012/yuvenalna-yustytsiya-perespektyvy-vvedennya-v-ukrajini.
  5. Европейский экономический и социальный комитет (2006) «Мнение о предупреждении преступности среди несовершеннолетних», «Пути решения проблемы преступности среди несовершеннолетних и роль системы правосудия в отношении несовершеннолетних в Европейском союзе». Брюссель: Официальный журнал Европейского Союза 2006 / C 110/13, 9 мая 2006 г.
  6. Конвенция ООН «О правах ребенка» №50 / 155 (1989).
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. Организация Объединенных Наций (1985), Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. «Пекинские правила» Управления Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября.
  10. Там же; Организация Объединенных Наций (1990a), Руководство по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, «Эр-Риядские руководящие принципы», Управление Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря; Организация Объединенных Наций (1990b), Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), «Гаванские правила», Управление Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря.
  11. Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка (2007 год). Замечание общего порядка № 10 (2007 год). Права детей в ювенальной юстиции. CRC / C / GC / 10, Комитет Организации Объединенных Наций по правам ребенка.
  12. Организация Объединенных Наций (1985), Минимальные стандартные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. «Пекинские правила» Управления Верховного комиссара по правам человека. Принята резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября.
  13. Крестовская Н. Ювенальная юстиция: Учеб. пос. — Одесса, 2006 // http://www.academia.edu/31957167/Ювенальна_юстиція.
  14. Там же.
  15. Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*