admin 10.11.2022

Купренко В. А. — старший преподаватель кафедры специальной подготовки 1-го Института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре

Купренко В. А. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жа-нындағы Құқық қорғау органдары академиясының 1-ші институтының арнайы дайындық кафедрасының аға оқытушысы

Кuprenko V. А. — senior lecturer of the department of special training of the 1st Institute of the Academy of law enforcement agencies at the Prosecutor General’s Office

УДК 343.97

ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, ПРЕСТУПНОСТЬ

ИНТЕРНЕТ, ӘЛЕУМЕТТІК МЕДИА, ҚЫЛМЫС

INTERNET, SOCIAL NETWORKS, CRIME

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье предлагается обзор использования цифровых технологий в современном обществе, в том числе использование социальных сетей для преступных целей.

Особое внимание уделено анализу вовлеченности общественности в диджи­тал-пространство и анализу международного опыта противодействия преступ­нос­ти на просторах мирового интернет-пространства уполномоченными структурами различных государств, в частности, проблематике получения электронной дока­зательной базы.

ТҮЙІН

Аталған мақалада қазіргі қоғамда цифрлық технологияларды қолдануға шолу, соның ішінде әлеуметтік медианы қылмыстық мақсатта пайдалану ұсынылады.

Кеңістікке жұртшылықтың тартылуын талдауға және әртүрлі мемлекеттердің уәкілетті құрылымдарының Әлемдік интернет-кеңістікте қылмысқа қарсы іс-қимылдың халықаралық тәжірибесін талдауға, атап айтқанда электрондық дәлелдемелік базаны алу проблематикасына ерекше назар аударылды.

ANNOTATION

This article provides an overview of the use of digital technologies in modern society, including the use of social networks for criminal purposes.

Special attention is paid to the analysis of public involvement in the digital space and international experience in combating crime in the vast world Internet space by authorized structures of various states. In particular, the problems of obtaining an electronic evidence base are analyzed.

Ключевые слова: пользователи, социальная сеть, мероприятия, мобильные телефоны, информация, сайт, доказательства.

Түйінді сөздер: пайдаланушылар, әлеуметтік желі, іс-шаралар, ұялы телефондар, ақпарат, сайт, дәлелдер.

Keywords: users, social network, events, mobile phones, information, website, evidence.

Глобальный обзор Digital 2022 показывает, что большая часть онлайн-мира продолжает расти быстрее, чем до локдаунов из-за COVID-19.

Приведу ключевые данные, которые дают нам представление о состоянии диджитал-сферы в настоящее время. Эти цифры дают ценный контекст для понимания объёмов внедрения и роста цифровых технологий.

Исходя из выше представленных данных, по состоянию на январь 2022 года на нашей планете живут 7,91 миллиарда человек, а ежегодный прирост составляет 1 %. Таким образом, можно предположить, что эта цифра достигнет 8 миллиардов где-то в середине 2023 года.

Более чем две трети (67,1%) людей в мире сегодня пользуются мобильными телефонами, к началу 2022 года число уникальных пользователей мобильных достигло уже 5,31 миллиарда. С начала прошлого года прирост составил 95 миллионов пользователей.

Интернет-пользователи в мире: в начале 2022 года численность интернет-аудитории достигла 4,95 миллиарда пользователей. Всего на данный момент интернетом пользуются 62,5 % населения мира.

В январе 2022 года во всём мире насчитывалось 4,62 миллиарда пользователей социальных сетей. Это 58,4 % от общей численности населения мира, хотя стоит отметить, что «пользователи» социальных сетей — это не обязательно уникальные пользователи.

Мировая аудитория соцсетей увеличилась больше чем на 10 % за последний год, только лишь в 2021 году к социальным сетям присоединились 424 миллиона новых пользователей.

По данным Statcounter Global Stats, самой популярной социальной сетью в мире среди пользователей мобильных телефонов остаётся Facebook: доля соцсети в феврале текущего года составила 76,56 %.

Следом с большим отставанием идёт Twitter, чья доля за год сократилась с 7,76 % до 6,62 %.

Замыкает ТОП-3 популярных соцсетей Instagram, нарастивший долю с 3,17 % до 5,75 %.

В число самых популярных социальных сетей, посещаемых через мобильные телефоны, также входят YouTube (5,65 %) и Pinterest (4,42 %). На другие соцсети приходится лишь 1 %.

В Казахстане, в отличие от мировых показателей, лидеры среди самых популярных социальных сетей, посещаемых с мобильных телефонов, сменяются практически каждый месяц. Тем не менее самым популярным уже шесть месяцев подряд остаётся Pinterest, с долей на рынке в 23,17 % в феврале 2022 года[1].

Второе место пять месяцев подряд занимает YouTube, а замыкает ТОП-3 с незначительной разницей Instagram: 19,92 % и 19,59 % соответственно.

В число самых популярных соцсетей, посещаемых с помощью мобильных телефонов, в нашей стране также входят Facebook (18,87 %) и его российский «клон» VKontakte (8,96 %), на иные соцсети приходится 9,49 % рынка.

Именно VKontakte наиболее привлекательна для ведения пропагандисткой работы экстремистских, а также преступных групп и рекрутирования ими в свои ряды новых членов.

Ввиду большого объема информации, требующего постоянного мониторинга, принимаемые уполномоченными и правоохранительными органами меры по выяв­лению и блокированию экстремистского контента в настоящее время оказывают слабое влияние на складывающуюся ситуацию.

Без особых усилий в социальных сетях можно найти отдельных пользова­те­лей, группы по интересам, сообщества и даже целые сайты (особенно касается DarkNet — «Тёмная сеть»), которые ведут не только завуалированную пропаганду, но и открыто призывают к изменению государственного строя и убийству людей иных взглядов и веры. Данное обстоятельство вызвано еще и тем, что многие ин­тер­нет-ресурсы экстремистских и террористических организаций находятся вне законодательства государств.

Практика правоохранительных органов зарубежных стран наглядно демонст­ри­рует, что информационное противодействие экстремизму в сети Интернет в настоящее время требует всех имеющихся подходов.

В этой связи достаточно перспективными являются методики инфор­ма­ционного противодействия экстремизму, разработанные и используемые в США, Китае, Израиле и других странах.

Например, Бюро расследований штата Джорджии (Georgia Bureau of Intelligen­ce, GBI) еще в октябре 2012 года опубликовало свои стратегические наработки по организации присутствия сотрудников специальных служб в социальных сетях. Согласно им сотрудникам Бюро предоставлено право применения различных так­тических приемов использования своего статуса в сети: открытого, не привлечения внимания (зашифрованного) и тайного (негласного) присутствия. Офицеры и ана­литики также могут действовать на различных уровнях в случае визуального наблю­дения и сбора информации из социальных сетей.

Первый уровень — очевидный, или открытый статус, который используется тог­да, когда сотрудник не скрывает своей принадлежности к ведомству и рассма­тривает открытые источники информации. Например, наблюдающий, чтобы по­черпнуть необходимую информацию, может просто ознакомиться с открытой стра­ницей в Facebook, профилем в LinkedIn или страницей в Twitter.

На втором уровне — статусе не привлечения внимания, явные признаки пра­во­охранительного органа не должны афишироваться, поскольку усилия по сбору информации могут быть затруднены, если станет известно, какое именно ве­дом­ство интересуется той или иной информацией (например, в случае проявления ин­тереса к соответствующему блогу или странице Facebook аналитика из развед­службы, работающего по определенным делам).

Отдельные криминогенно активные лица могут располагать возможностями по контролю за адресами интернет-протоколов (IP).

Поэтому в отдельных случаях аналитику необходим механизм, с помощью ко­торого удается скрыть принадлежность соответствующего IP-адреса правоохра­нительному органу. Вместе с тем политика ведомства должна гарантировать над­зорное одобрение и контроль за подобными действиями.

Последний уровень — тайный, имеет место в том случае, когда усилия со­труд­ника правоохранительного ведомства направлены на то, чтобы его личность ос­талась неизвестной. Например, у него имеется секретный профиль или вымыш­лен­ное имя, чтобы взаимодействовать с лицом, осуществляющее противоправные дей­ствия.

Поскольку этот уровень предполагает активное взаимодействие сотрудника правоохранительной службы и подозреваемого, политика ведомства должна опре­делять, кто может выполнять эту роль, а также устанавливать полномочия, необ­ходимые для того, чтобы одобрить использование такого уровня.

Кроме того, сотруднику следует учитывать действия, предпринимаемые на мест­ном и федеральном уровнях, а также на уровне штата (относится к США), чтобы избежать дублирования или вмешательства других правоохранительных структур, расследующих то же дело.

Политика Бюро расследований штата Джорджии (GBI) требует наличия пись­менного запроса для использования механизмов контроля за соцсетями. В соответ­ст­вующем запросе должны быть указаны цель, временные рамки проведения ме­роприятия, тип механизма контроля, перечень веб-сайтов, мониторинг которых бу­дет осуществляться, а также предположительный срок хранения полученных све­дений[2].

Как видим, в выявлении и расследовании подобных преступлений особую роль играют электронные доказательства, которые работнику правоох­ранитель­ного или специального органа нужно получить быстро и легитимно от поставщика интернет-услуг (далее — ПУ).

Это напрямую подтверждается результатами последнего исследования, прове­денного в Европейском союзе[3]:

  • в рамках более половины расследований направляется запрос на получение трансграничного доступа к электронным доказательствам;
  • электронные доказательства в любой форме имеют большое значение для приблизительно 85 % от общего числа (уголовных) расследований;
  • почти в 65 % расследований, в рамках которых важно получить электронные доказательства, необходимо направить запрос ПУ, располагающимся в другой юрис­дикции.

Существующая система взаимной правовой помощи (ВПП) может быть слож­ной, а в некоторых государствах весьма бюрократической, что зачастую приводит к большим задержкам в получении электронных доказательств. Это никак не со­четается со стремительным характером киберпреступности и трансграничной пре­ступности, для которых границ в медиапространстве не существует.

Электронные доказательства, хранящиеся у ПУ, могут быть использованы для подтверждения факта совершения преступления, раскрытия обличающих связей и определения местонахождения правонарушителей. Также получение электронных доказательств будет способствовать судебному преследованию и привлечению к ответственности виновного лица (или группы), совершившего преступление.

Чрезвычайно важно учитывать возможность запроса доказательств у иност­ран­ного ПУ еще на раннем этапе, поскольку расследование может занять много времени, а также оказаться сложным и дорогостоящим.

Зачастую это ведет к обращению за взаимной правовой помощью (ВПП), что может повлечь перегруженность процесса и привести к задержкам. Естественно, запоздалая реакция уполномоченных органов никак не будет сочетаться со стре­мительным характером терроризма или организованной преступности.

Специалистам уполномоченных органов необходимо понимать, как сохранить электронные доказательства, получить данные, чтобы предотвратить чрезвычай­ную ситуацию, как и когда использовать альтернативы ВПП, а также как составить соответствующий запрос на оказание ВПП (ЗВПП) в отношении электронных до­ка­зательств.

Развитие компетенций в этих сферах необходимо, поскольку отдельные пра­ви­тельства и региональные органы начинают разрабатывать новые, дополни­тель­ные структуры для получения электронных записей.

Использование социальных сетей и систем мгновенного обмена сообщениями (мессенджеры) постоянно развивается. Преступники хотят обеспечить сохранение своей анонимности и используют любую технологию, которая помогает этого достичь.

В свою очередь наши работники должны быть в курсе изменений, реформ национального законодательства, а также процедур иностранных ПУ, чтобы иметь возможность получить необходимые электронные доказательства.

В четырех своих резолюциях (№ 2322 от 2016 года, № 2331 от 2016 года, № 2341 от 2017 года и № 2396 от 2017 года) Совет Безопасности ООН призвал государства собирать и сохранять доказательства, чтобы обеспечить возможность проведения расследований и судебного преследования для привлечения к ответу лиц, ответственных за террористические атаки.

В одной из резолюций (№ 2322) прямо отмечается значительный рост числа за­просов о сотрудничестве в части сбора цифровых доказательств из сети и под­черкивается необходимость переоценки способов и передовой практики (в зави­симости от ситуации в т.ч. связанных с методиками проведения расследований и электронными доказательствами).

Изучая указанный вопрос необходимо отметить, что и сами ПУ в настоящее время все больше принимают на себя обязательств по контролю и цензуре про­тивоправного контента.

Еще в 2017 году Facebook, Microsoft, Twitter и YouTube основали партнерство, направленное на борьбу с терроризмом в интернете.

Глобальный интернет-форум по борьбе с терроризмом создан в рамках несколь­ких существующих инициатив, которые предназначены для отслеживания материалов по вербовке террористов.

Предполагалось, что форум облегчит взаимодействие друг с другом, с прави­тель­ствами, небольшими компаниями и неправительственными организациями.

В 2019 году главой Facebook было предложено ввести новые правила в четы­рех областях: вредоносный контент, целостность выборов, конфиденциальность данных и перенос информации на различные платформы. Понятно, что «весь вре­доносный контент невозможно удалить», однако в условиях использования мно­жества сервисов обмена данных требуется «более стандартизированный подход».

В частности, было бы эффективным принятие новых норм, устанавливающих, определение вредоносного контента и обязывающие компании обеспечить меры для минимизации такого содержимого[4].

Однако, исходя из практики, учитывая конспирологические и завуалирован­ные качества преступности в сети (особенно террористической и экстремистской направленности), полагаться на 100 % помощь машинных инструментов анализа нельзя.

Некоторыми государствами принимаются законодательные меры по обязы­ва­нию национальных операторов связи хранить данные о трафике в течение устано­вленного времени (например, Российская Федерация с 2018 года хранит данные за 30 суток).

Резюмируя изложенное, следует еще раз акцентировать внимание на важность обучения уполномоченных специалистов выполнению соответствующих проце­дур по получению и использованию электронных доказательств.

Учитывая это, Академией правоохранительных органов при Генеральной про­ку­ратуре Республики Казахстан разработана программа по обучению сотрудников сбору и закреплению электронных доказательств в медиапространстве. В соответ­ствии с которой ежегодно, начиная с 2021 года, проводятся семинар-тренинги для сотрудников правоохранительных и специальных органов.

Мероприятия включают в себя обучающие разделы по обеспечению сохран­ности данных (до направления запроса о взаимной правовой помощи), направ­ле­нию срочных запросов на раскрытие информации, взаимной правовой помощи по электронным доказательствам, проблемные вопросы и пути их решения, а также другие модули практического характера.

Принимая во внимание значимость этой работы Академией и в дальнейшем планируется организовывать и усовершенствовать подобное обучение сотрудни­ков, имплементируя в образовательный процесс инновационные подходы.

  1. https://ranking.kz/ru/a/infopovody/socialnye-seti-populyarny-v-kazahstane
  2. Завьялов С. Зарубежный опыт в области борьбы с пропагандой терроризма в Интернете // Зарубежное военное обозрение. — 2014. — № 4.
  3. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX
  4. https://www.tadviser.ru/index.php

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*