Ерохина Е. В. — доцент кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент;
Максименко Е. И. — доцент кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук
Ерохина Е. В. — Орынбор мемлекеттік университетінің азаматтық құқық және процесс кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты, доцент;
Максименко Е. И. — Орынбор мемлекеттік университетінің сот және прокурорлық-тергеу қызметін ұйымдастыру кафедрасының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты
Erokhina E. V. — associate professor of the department of civil law and process, Orenburg state university, PhD legal sciences, associate professor;
Maksimenko E. I. — associate professor of the department of organization of judicial and prosecution and investigation activities, Orenburg state university, candidate of pedagogical sciences
УДК 314.74:349
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
КӨШІ-ҚОН ПРОЦЕСТЕРІН АҚПАРАТТЫҚ-ЦИФРЛЫҚ РЕТТЕУДІҢ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ
TOPICAL ISSUES OF INFORMATION AND DIGITAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES
АННОТАЦИЯ
Информационно-цифровое регулирование миграционных процессов — это развивающаяся междисциплинарная область, ориентированная на изучение сфер влияния правового регулирования использования цифровых технологий при управлении миграционными процессами. В статье обращено внимание на отсутствие правовой основы использования информационно-цифровых технологий в отношении детей-мигрантов, предложены соответствующие рекомендации.
ТҮЙІН
Көші-қон процестерін ақпараттық-цифрлық реттеу-бұл көші-қон процестерін басқаруда цифрлық технологияларды пайдалануды құқықтық реттеудің ықпал ету салаларын зерттеуге бағытталған дамып келе жатқан пәнаралық сала. Мақалада мигрант балаларға қатысты ақпараттық-цифрлық технологияларды қолданудың құқықтық негізінің жоқтығына назар аударылып, тиісті ұсыныстар ұсынылды.
ANNOTATION
Information and digital regulation of migration processes is a developing interdisciplinary field focused on the study of the spheres of influence of legal regulation of the use of digital technologies in the management of migration processes. The article draws attention to the lack of a legal basis for the use of information and digital technologies in relation to migrant children, and offers appropriate recommendations.
Ключевые слова: дети-мигранты, правовой статус, миграция, цифровые технологии, международная миграционная политика.
Түйінді сөздер: мигрант балалар, құқықтық мәртебе, көші-қон, цифрлық технологиялар, халықаралық көші-қон саясаты.
Keywords: migrant children, the legal status, migration, digital techniques, international migration policy.
Миграционные процессы имеют глубокие исторические корни. Причинами для возникновения миграции являются: стихийные бедствия, конфликты, терроризм или нарушения прав человека, поиск лучшей работы, образования, экономических благ или желание воссоединения с семьей.
Уровень миграции в современном мире беспрецедентный, более того, фиксируется его постоянный рост: 2,3 % в 1980 году, 2,8 % в 2000 году, 3,4 % в 2017 году, и в 2000 году в мире число мигрантов составляло порядка 173 миллиона человек. В 2019 году число мигрантов достигло отметки в 272 миллионов. Сегодня в мире насчитывается 70 миллионов мигрантов, в том числе включая 26 миллионов беженцев, более 41 миллиона внутренних мигрантов, а также 3,5 миллиона лиц запросили убежища в иностранных государствах.
На сегодняшний день миграция является одной из «нелинейных» и масштабных проблем всего международного сообщества и, в частности, в приграничных регионах Российской Федерации. Активный поток мигрантов из стран центральноазиатского региона, таких как Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан, Туркменистан формирует у принимающего государства ряд проблем, требующих своего решения. Механизм решения данных проблем лежит не только в рамках правого поля, но и во взаимодействии институтов гражданского общества в целях избегания ксенофобии. Е. Н. Васильев отмечает, что субъектами международных миграционных процессов являются граждане сопредельных государств, которые целеустремленно иммигрируют на территорию Российской Федерации по причинам низкого уровня жизни в республиках, невозможности свободно осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность, низкой оплаты труда и т. п.[1]
Международная миграция как многоаспектное явление затрагивает многие сферы и процессы, связанные не только с индустриализацией формальных и неформальных секторов экономики, но и непосредственным выполнением государством международных обязательств по обеспечению прав и законных интересов человека-мигранта в силу принятых обязательств в рамках ратифицированных международно-правовых актов. Особо уязвимой категорией субъектов международных миграционных процессов являются дети-мигранты.
В настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования роли цифровых технологий в миграционных процессах, при этом возникший миграционный кризис в странах Европейского союза, а также в государствах Евразийского экономического союза инициировал ряд исследований таких ученых, как К. Лерс, С. Понзанези[2], М. Уолл, Д. Джанбек[3], А. Аленкар[4], Н. Тримиклиниотис, Д. Парсаноглу, В. Цианос[5].
1.1. Цифровые технологии миграционных процессах
Международное сообщество в рамках реализации программы устойчивого развития на период до 2030 года[6] закрепило индикаторы, применяемые к миграции и мобильности. В соответствии принятыми индикаторами формируется новое направление исследований, направленных на понимание взаимосвязи между миграцией и технологиями цифровых медиа и необходимостью разработки новой рефлексивно-инновационной политики в сфере цифровой миграции.
Однако следует отметить, что цифровые технологии – это не «панацея», которая ликвидирует современный миграционный кризис. Используя новые цифровые технологии в миграционных процессах, государство в определенной степени приобретает инструментарий, гарантирующий защиту прав и законных интересов мигрантов при регулировании миграционных процессов.
Исследования вопроса информационно-цифрового регулирования миграционных процессов успешно объединяют медиа и миграционные исследования, однако они в основном направлены на внутренние национальные перемещения либо на миграцию высокообразованных мигрантов, а не на международную миграцию вынужденных мигрантов.
Следует отметить, что использование цифровых технологий в миграционных процессах не укладывается в узкие рамки специализированных дисциплинарных исследований. Можно утверждать, что исследование информационно-цифрового регулирования миграционных процессов – это междисциплинарное исследование, включающее в себя исследования в области медиа, культурных и коммуникативных областей науки, Интернет-исследования, информационные исследования, исследования миграции, этнические, диаспорские и расовые исследования, исследования мобильности и транснационализма, гендерные и постколониальные исследования, антропологические, географические, социологические и урбанистические исследования, исследования взаимодействие человека и компьютера, исследования науки и технологий, а также исследования в области юриспруденции и прав человека.
Можно выделить следующие направления деятельности в рамках помощи детям-мигрантам, в реализации которых необходимы цифровые технологии: регистрация и ведение дел, дистанционное зондирование, цифровая связь, прогностическая аналитика, образовательные технологии. Нельзя говорить о том, что данные технологии в полном мире апробированы и не имеют недостатков.
- Пилотным инновационным проектам не хватает разработанной программы для эффективного определения и измерения предполагаемых воздействий, в том числе с потенциально непредвиденными негативными последствиями.
- Использование цифровых технологий при оказании помощи сопровождается этическими рисками, такими как вмешательство в частную жизнь, вопросы конфиденциальности и использование личных данных во вред.
- Отсутствие централизованного потенциала по координации инноваций в рамках федеративной структуры государственных организаций, включая специальную поддержку соответствующих технологических инновационных процессов, имеющих непосредственное отношение к программированию миграционного перемещения мигрантов.
- Недостаточный технический потенциал в ключевых технологических навыках (например, наука о данных, информатика), и необходимость более эффективного использования существующего организационного потенциала (на уровне членов, региона и страны) и создания / углубления партнерских отношений с соответствующими внешними заинтересованными сторонами
- Отсутствие или пробелы в нормативно-правовой базе государств при использовании цифровых технологий в миграционных процессах детей. При работе с данными о детях-мигрантах операторами требуется особая осторожность: данные о миграции с разбивкой по возрасту должны собираться и обрабатываться в соответствии с правовыми инструментами по защите данных, чтобы гарантировать конфиденциальность, достоинство и наилучшие интересы детей-мигрантов.
1.2. Особенности использования цифровых технологий в отношении детей-мигрантов
Исследования миграционных процессов с участием детей-мигрантов, направленные на анализ интересов и потребностей в сфере защиты прав, а также во взаимосвязи между миграцией и технологиями цифровых медиа и необходимости разработки новой рефлексивно-инновационной политике в сфере цифровой миграции. Можно констатировать, что исследования не направлены на изучение вопросов цифровизации миграционных процессов с участием детей-мигрантов.
Правовой статус детей-мигрантов определяется международно-правовыми актами, закрепляющими базовые принципы и гарантии для данной категории субъектов миграционных отношений. К таким правовым актам относятся:
Конвенция ООН о правах ребенка[7] в статье 19 закрепляет обязанность государства защищать детей от насилия, эксплуатации и жестокого обращения.
Всеобщая декларация прав человека (статья 14) закрепляет право каждого человека искать и получать убежище от преследования в других странах.
Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 года регламентирует гарантии и механизмы защиты беженцев от возвращения в страны, где они рискуют подвергнуться преследованиям.
Также на современном этапе развития миграционных процессов особое значение приобретает стратегия Совета Европы по правам ребенка (2016-2021 гг.), выполнение которой контролируется Руководящим комитетом по правам ребенка (CDENF). Комитет по правам ребенка в пределах своих полномочий рассмотрел вопрос о необходимости усиления и расширения мер по прекращению насилия в отношении несовершеннолетних в целях предотвращения практики, которая ставит под угрозу развитие детей и делает невозможным реализацию ненасильственных путей разрешения конфликтов с участием детей-мигрантов[8].
Совет Европы по защите детей-беженцев и детей-мигрантов в Европе ориентирует государства на реализацию правового механизма по обеспечению прав и законных интересов детей-мигрантов, а также доступ к правосудию, учитывающего интересы детей.
Указанные ранее цифровые технологии миграционных процессов применительно к детям-мигрантам имеют ряд особенностей:
- Регистрация и ведение дел (поддержка ответственной адаптации ИКТ для трансграничного ведения дел, включая технологии регистрации и использование биометрии для управления идентификацией перемещенных лиц и групп населения, а также различные программные платформы для поиска и воссоединение семей). Например, цели в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций включают задачу «обеспечить к 2030 году юридическую идентификацию для всех, включая регистрацию рождений», которая «ключ к обеспечению того, чтобы дети не были забыты, лишены своих прав». Согласно отчету ООН о расследовании за 2018 год более 10 000 детей-мигрантов исчезли после прибытия в Европу. Считается, что некоторые из них могли путешествовать по Европе, не сообщая о своем местонахождении, другие могли стать жертвами торговли людьми[9]. Полагаем, что обязательная регистрация ребенка в цифровой форме, основанной на биометрических данных, позволит нивелировать ситуацию с потерянными детьми-мигрантами.
- Дистанционное зондирование: использование географических информационных систем (ГИС), использующих данные со спутников и самолетов, включая дроны, для наблюдения за мигрантами. Возможности приложений, позволяющие определить геолокационные данные потерянного несовершеннолетнего мигранта в ряде случаев являются инструментами его выживания.
- Цифровая связь: использование растущего спроса и пользования мобильными телефонами и интернетом во всем мире для улучшения охвата и предоставления услуг перемещенным группам населения. Для этого необходимо разработать и внедрить инструменты измерения возможности установления связи между перемещенными детьми и их семьями. Данные, полученные в результате такой оценки, позволят собрать полную информацию о проблемах детской и семейной миграции и разработать на их основе комплекс мероприятий, направленных на оказание им помощи; заключать договоры о сотрудничестве с другими государствами, частными и государственными агентствами в сфере совершенствования адаптационных программ детей-мигрантов (включая те, которые связаны с программами психического и психосоциального здоровья).
- Прогностическая аналитика — общее использование статистических моделей и алгоритмов для извлечения тенденций и закономерностей из существующих наборов данных для прогнозирования вероятного поведения и явлений в будущем. Прогнозная аналитика в миграции: анализ данных и моделирование ситуаций в целях предупреждения миграционных процессов и развертывание прогнозирующей аналитики для конкретных решений, разработка иных передовых информационных подходов с особым упором на поддержку программ миграции, а также стратегического планирования в отношении перемещения детей.
- Образовательные технологии: программное и аппаратное обеспечение, разработанное специально для использования детьми, учителями, родителями или законными представителями для предоставления образования труднодоступным группам населения. Необходимо уделять особое внимание внедрению и интеграции дистанционного образовательного программного обеспечения, ориентированного на детей. Так, программа «Улучшение обучения и образования вместе» (ILET) содержит веб-платформу управления данными для сбора данных в режиме реального времени, обработки визуализации и предоставления автоматизированных отчетов, которые помогают сообществам создавать планы улучшения школ на основе фактических данных для своих сообществ[10].
Рассмотрим на примерах.
- Приложение «Управление информацией, связанной с защитой» (Primero) – это система управления информацией (IMS), направленная на упрощение обработки данных и позволяющая сохранить конфиденциальность. Данное приложение соответствует Минимальным стандартам защиты детей. Программное обеспечение с открытым исходным кодом Primero помогает безопасно собирать, хранить, управлять и обмениваться данными для мониторинга инцидентов, связанных с защитой, управлением миграционных процессов, отслеживанием и воссоединением семей, программированием национальной, региональной и международной миграционной политики. Primero поддерживает несколько модулей: CPIMS, CPIMS + и GBVIMS +. Технологический дизайн и механизмы управления Primero отвечают всем инновационным достижениям в области делопроизводства и технологии ведения миграционных процессов, а дизайн интуитивно понятный для людей. Специализированный доступ и детальная безопасность гарантируют, что к данным будут иметь только уполномоченные лица.
Говоря о детях мигрантах, отметим, что Primero может быть настроен для поддержки широкого спектра программ защиты, включая гендерное насилие, несопровождаемых и разлученных детей, а также программ социального обеспечения. Однако, несмотря на ряд сложных технологий, в нормативно-правовой и этической базе остается нерешенным ряд вопросов. Так, авторы не смогли разработать и принять ни одного общедоступного руководства, в котором оговаривается, когда BIMS не может использоваться для регистрации несовершеннолетнего.
- Биометрическая регистрация — государственная платформа для обеспечения удаленной биометрической идентификации. Биометрические данные — это уникальные биологические и физиологические характеристики, которые позволяют установить личность человека. Биометрическая регистрация у ряда мигрантов вызывает сопротивление, особенно у тех из них, которые были не единожды зарегистрированы различными государственными и общественными структурами для реализации одних и тех же целей. Протесты в ноябре 2018 года в Кокс-Базаре (Бангладеш) беженцев-рохинджа, разочарованных избыточной регистрацией и опасений по поводу нарушения конфиденциальности и безопасности при сборе их биометрической информации, являются наиболее ярким примером этого явления. (Ислам 2018).
- Технологии распределенного реестра (DLT) и блокчейнов в управление данными регистрации мигрантов, которые позволяют предоставить мигрантам постоянную цифровую идентичность, с помощью которой они могут перемещаться по всему миру, а также общаться (теоретически) безопасным, анонимным и доступным образом. DLT относится к технологиям, которые позволяют обмениваться синхронизированными данными между несколькими географическими регионами и участниками. Технологии блокчейн, одна из форм DLT, используют зашифрованные «блоки» в неизменяемой цепочке записей транзакций с меткой времени. DLT занимает центральное место в развивающейся дискуссии об инновациях в сфере доставки наличных, предлагая новые возможности для передачи цифровых денежных активов, что позволяет мигрантам иметь, хранить и распоряжаться своими денежными активами без посредников, таких как НПО, банк или правительство. Однако использование DLT все еще находится на начальной стадии, поскольку остается не решенным в полном объеме ряд серьезных технических проблем (безопасность, конфиденциальность), не разработаны механизмы разрешения юридических и этических рисков.
- Цифровая связь — подключение к Интернету и мобильной телефонной связи, позволяющая совершеннолетним и несовершеннолетним лицам получать доступ к информации о своей новой среде проживания, к услугам и поддержке (включая денежные переводы, цифровое образование и возможности трудоустройства). Хотя пока на данный момент нет исчерпывающих статистических данных о владении мигрантами мобильными телефонами, этой области уделяется все больше внимания. Данные ООН показывают, что в 2016 году 90 % беженцев активно ищут доступ к точкам доступа к сети 3G, Wi-Fi, принимая решения о направлении своего перемещения. (УВКБ ООН, 2016 г.). Одним из недавних примеров является инновационный проект ИКТ Save the Children’s Kolorob, направленный на устранение пробелов в информации поставщиками общественных услуг, с которыми сталкивается городская молодежь Бангладеш путем предоставления им надежной информации об основных услугах в области здравоохранения, образования и защиты детей. Через бесплатное мобильное приложение для Android 6-летняя Ребекка и ее 5-летняя сестра Аби воссоединились со своей матерью[11].
Выводы. Обеспечение при помощи цифровых технологий доступа к надежной и актуальной, достоверной и своевременной информации остается ключом к информационной и миграционной безопасности, стабилизации общества и миграционных процессов в государстве.
Проблемы, связанные с отсутствием комплексного мультидисциплинарного исследования цифровых технологий миграционных процессов и разработанные на их основе программы прогнозирования, планирования и защиты прав мигрантов, будут негативно влиять на права беженцев, их здоровье и жизнь, их участие в «медиатизированном» обществе, что в свою очередь повлечет серьезные риски для государства, в которые приезжают мигранты.
Такое мультидисциплинарное исследование должно включать в себя исследования, указанные в настоящей статье. Однако внимание должно быть уделено исследованиям в области юриспруденции. Поскольку, как показано в научной работе, мало разработать цифровые технологии с учетом достижений в области антропологических, географических, социологических, урбанистических и иных исследований, их практическое применение невозможно без четкой регламентации в международном и национальном законодательстве.
Защита детей-мигрантов требует интегрированного и стратегического подхода. Каждая область миграционных процессов в отношении детей-мигрантов потребует конкретных специализированных технических возможностей, расширенных возможностей управления инновациями, а также этического и нормативного обзора и надзора с учетом конкретных мер вмешательства.
- Необходимо создать координационный центр, в функции которого будут входить: обеспечение доступа к правовой информации, к национальным миграционным стратегиям; обеспечение работы платформы по поддержке мигрантов, сбору и анализу данных по детям-мигрантов на национальном, региональном и местном уровне.
- Разработать рекомендации на основе юридических, политических и институциональных положений для интегрирования в культуру станы пребывания, соблюдения прав ребенка, создания механизмов и услуг, адаптированных для детей-мигрантов, и принятия национальной программы по предупреждению, борьбе и реагированию на все формы насилия в отношении детей-мигрантов.
- Разработать национальную нормативно-правовую базу, регулирующую механизм использования цифровых технологий в миграционных процессах детей. При работе с данными о детях-мигрантах операторами требуется особая осторожность: данные о миграции с разбивкой по возрасту должны собираться и обрабатываться в соответствии с правовыми инструментами по защите данных, чтобы гарантировать конфиденциальность, достоинство и наилучшие интересы детей-мигрантов.
- Осуществлять пропаганду лояльного отношения к детям-мигрантам и взаимообмен знаниями и опытом о механизме организации эффективной опеки над несопровождаемыми и разлученными детьми-мигрантами.
- Васильев Е. Н. Миграция как мобильная практика цифрового мира // Человек в цифровой реальности: технологические риски: Сб. мат-лов V Международ. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. — Тверь, 2020. — С. 295-299.
- Лерс К., Понзанези С. Подключенные мигранты: инкапсуляция и космополитизация // Популярное общение. — 2018. С. 16.
- Уолл М., Кэмпбелл, Миссури Джанбек, Д. Сирийские беженцы и информационная нестабильность // Новые СМИ и общество. 2017. С. 253.
- Аленкар А. Интеграция беженцев и социальные сети: местная и практическая перспектива // Информация, коммуникация и общество. Предварительная онлайн-публикация. 2017. DOI : 10.1080 / 1369118X.2017.1340500.
- Trimikliniotis, N., Parsanoglou, D., Tsianos, V. Mobile Commons // Migrant Digitalities and the Right to the City. 2005. Р. 121.
- Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года // Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/70/
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Собрание международных документов СССР. — М., 1993. Вып. XLVI.
- Замечание общего порядка № 13 (2011) право ребенка на свободу от всех форм насилия // Режим доступа: http://docstore.ohchr.org/selfservices/fileshandler.ashx?enc =6qkg1d%2fppricaqhkb7yhsqikirkqzlk2m58rf%2f5f0vfktny3rfbx0evorgevyuim7qjfa4xdyqqg%2faua8pvgcrk8ktbqkk%2fwkn0pyrs31kyrp4f7cpn3xxnkje9il9lx
- «Затерянный в Европе». по состоянию на 26 января 2019 г. // https://verspers.atavist.com/lost-in-europe.
- Перемещенные дети и новые технологии: сохраните возможности детей для будущего: исследование Стюарта Кампо и Натаниэлея Раймонда от имени Организации по перемещению мигрантов «Спасите детей» и организации «Спасите детей Дании» // Режим доступа http://cohum.giresun.edu.tr/Files/ckFiles/cohum-giresun-edu-tr/stc_tech_innovation_study_v7_digital%20(1)%20(1).pdf
- Там же.