Продолжение. Начало в «Мир Закона» № 3-4 (215-216), 2020
№ 5-6 (217-218), 2020
№ 7-8 (219-220), 2020
№ 9-10 (221-222), 2020
№ 11-12 (223-224), 2020
Максименко Е. И. — доцент кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук Е.И. Максименко — Орынбор мемлекеттік университетінің сот және прокурорлық-тергеу қызметінұйымдастыру кафедрасының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты E.I. Maksimenko — associate Professor of the Department of Organization of Judicial and Prosecutorial Investigative Activities Orenburg State University, Candidate of Pedagogical Sciences
ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ НАЧАЛА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
САЛЫҚТЫҚ ӘКІМШІЛЕНДІРУДІҢ ЭТИКАЛЫҚ-ҚҰҚЫҚТЫҚ БАСТАУЛАРЫ
ETHICAL AND LEGAL PRINCIPLES OF TAX ADMINISTRATION
6. Правоприменительная практика формирования судами этических начал налогового администрирования
6.1. Контроль органов судебной власти
Судебная власть в Российской Федерации осуществляет судебный контроль в форме конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, обеспечиваемого федеральными судами: Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами; а также судами субъектов Российской Федерации: конституционными (уставными) судами и мировыми судьями.
Судебный контроль — один из способов обеспечения законности в государственном управлении, осуществляемый судами в специальной судебно-процессуальной форме.
Согласно федеральному конституционному закону от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 02 июня 2009 г.)[1], КС РФ имеет статус судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1). Конституционность законов — вот основной объект конституционного контроля.
Основанием к рассмотрению дела служит обнаружившаяся неопределенность «в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации <…>» (ст. 36 Закона).
Механизм конституционного контроля задействуется, как правило, когда вся остальная система государственной власти, включая правосудие, дает «сбой». Правотворческой деятельности КС РФ присущ охранительный характер «с целью контроля за конституционно-правовым качеством действующего права, защиты Конституции»[2]. КС РФ, рассматривая дела о проверке конституционности нормативных актов законодательства о налогах и сборах, толкует «экономический блок» норм Конституции РФ.
В решениях КС РФ содержится отражение основных начал (принципов) законодательства о налогах и сборах, выводы по вопросам соответствия нормативных правовых актов по налогам и сборам Конституции РФ; вырабатываются правовые позиции, без учета которых нельзя качественно рассмотреть налоговые споры. Решения КС РФ имеют определяющее значение для осуществления и развития практики налогообложения, обеспечения конституционных прав и обязанностей налогоплательщиков.
Решение КС РФ «окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения», «действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами». Юридическая сила постановления КС РФ «о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта». Акты либо отдельные их положения, «признанные неконституционными, утрачивают силу»; «признанные не соответствующими» КС РФ «не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях» (ст. 79 Закона). Решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением КС РФ.
Очевидно, что решения КС РФ, вынесенные в рамках правотворческой функции, следует рассматривать в качестве источников права (не только конституционного, но и других отраслей права). Решения КС РФ устанавливают правила, реально регулирующие общественные отношения, пусть это и расходится с положениями российской правовой доктрины. Термин «правовая позиция Конституционного Суда» основательно вошел в понятийный аппарат юридической науки и практику КС РФ. Так, судья Конституционного Суда РФ Г. А. Гаджиев полагает: «правовые позиции Конституционного Суда ближе всего находятся к прецеденту и в силу этого именно его правовые позиции следует считать источниками права»[3].
Понятие «правовая позиция» своему происхождению обязано конституционному праву, прежде всего, развитию института конституционного правосудия в Российской Федерации и соответственно деятельности КС РФ[4].
«Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда, — пишет Б. Страшун, — превышает юридическую силу любого закона (кроме, естественно, законов о поправках к Конституции, если они не противоречат положениям главы 1 Конституции), а, следовательно, практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и тем более вопреки этим решениям»[5].
В условиях нестабильности законодательства о налогах и сборах, его повышенной сложности, арбитражные суды и суды общей юрисдикции обеспечивают грамотное применение закона в форме судебного толкования правовых норм, составляющих предмет спора между частными и публичными участниками налогового администрирования. Участники налогово-правовых отношений (разновидности общественных отношений) ориентированы на судебную практику, складывающуюся в ходе осуществления судебного контроля. Данное обстоятельство «при определенных предпосылках обеспечивает единообразное <…> понимание, толкование и применение» права», обращает внимание Л. С. Явич[6]. Судебная практика, формируемая судами, дисциплинирует правоприменителей — участников налоговых правоотношений.
В этих целях федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[7] от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ[8] наделил Пленум ВАС РФ полномочиями:
- по изучению и обобщению практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами;
- по даче разъяснений по вопросам судебной практики (п./п. 1 п. 1 ст. 13).
Аналогично, правовые позиции, вырабатываемые Пленумом ВС РФ, обеспечивают правильное и единообразное применение законов судами общей юрисдикции, в них содержится разъяснение и толкование норм права.
6.2. Практика Конституционного Суда Российской Федерации
О природе правосудия
КС РФ неоднократно отмечал, что факт неуплаты (неполной уплаты) налога сам по себе не является достаточным условием для применения мер налоговой ответственности. Так, в постановлении от 25 января 2001 года № 1-П[9] отмечено, «отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения; иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности, противоречила бы природе правосудия; суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться лишь формальной констатацией факта нарушения этих обязательств, не устанавливая иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась».
Об основах правопорядка и нравственности
При рассмотрении вопроса о соответствии Конституции РФ нормы, закрепленной в статье 169 ГК РФ («Недействительность сделки, совершенной с целью противной основам правопорядка и нравственности»), КС РФ разъяснил (в определении от 8 июня 2004 г. № 226-0)[10]. «Понятия «основы правопорядка» и «нравственность», как и всякие оценочные понятия, наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют участники гражданского оборота и правоприменительная практика, однако они не являются настолько неопределенными, что не обеспечивают единообразное понимание и применение соответствующих законоположений». В статье 169 ГК РФ указан квалифицирующий признак антисоциальной сделки — ее цель, «т.е. достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит — заведомо и очевидно для участников гражданского оборота — основам правопорядка и нравственности». Антисоциальность сделки, позволяющая суду применить данную норму ГК РФ, «выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий».
О справедливости налогообложения и равенстве налогового бремени
Принцип равенства налогообложения, предполагающий общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом, закреплен в статье 3 НК РФ и широко используется в практике КС РФ.
Постановление КС РФ от 21 марта 1997 года № 5-П[11]: «принцип равного налогового бремени, выводимый из положений статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований».
Из Конституции РФ и правовой позиции КС РФ «вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, закрепление которых в федеральном законе обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации», — констатируется в определении КС РФ от 9 апреля 2002 года № 69-0[12].
Постановление КС РФ от 22 июня 2009 года № 10-П: «в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 57 налогообложение должно быть основано на конституционном принципе равенства, который исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера и возможность их различного применения, в том числе в зависимости от формы собственности. В налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование»[13].
О юридическом равенстве
Общее содержание указанных принципов заложено и раскрыто во многих постановлениях КС РФ 90-х годов прошлого века. Из сформулированных в них общеобязательных правовых позиций следует недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель непременно должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, тогда, когда оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции РФ.
Определение КС РФ от 16 декабря 2008 года № 1069-О-О: «Законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации)»[14].
О добросовестности налогоплательщика
В пункте 7 ст. 3 НК РФ закреплена презумпция добросовестности налогоплательщиков. Из ее смысла следует: недобросовестный налогоплательщик не может пользоваться тем же режимом правовой защиты, что предоставлен добросовестному налогоплательщику, то есть он не может злоупотреблять правом.
В постановлении КС РФ от 12 октября 1998 года № 24-П[15] впервые был сформулирован и стал востребованным принцип добросовестности налогоплательщика (право на признание его поведения добросовестным). «Недопустимо такое истолкование оспариваемого положения, которое приводит к противоречащей принципу правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации) ответственности налогоплательщика за совершение им действий, правомерных и обязательных в силу императивных публично-правовых норм».
Впоследствии содержание данного принципа раскрывается в решениях КС РФ, например, в определениях от 25 июля 2001 № 138-О[16], от 16 октября 2003 г. № 329-0[17], и др., в постановлении от 14 июля 2005 № 9-П[18].
Признание КС РФ категории добросовестности налогоплательщика в системе налогового администрирования служит правовой основой для уменьшения чрезмерно высокого роста конфликтных ситуаций и построения доверительных отношений с налогоплательщиками.
С целью удержания публичного правоприменителя на уровне баланса государственных и частных интересов: «Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством» (см. названное выше определение КС РФ от 16 октября 2003 года № 329-О).
6.3. Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Арбитражные суды при разрешении споров между налогоплательщиками — юридическими лицами и налоговыми органами исходят из необходимости применения правовых позиций, выраженных в постановлениях и определениях КС РФ по налоговым спорам.
При изложении данного параграфа, как видно из его названия, мы ориентируемся на судебную практику ВАС РФ, уполномоченного пересматривать в порядке судебного надзора «вступившие в законную силу «судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации» (пункт 1 ст. 292 АПК РФ) по экономическим и другим спорам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» установил, что Президиум ВАС РФ «рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации» (ст. 16).
Об основах правопорядка и нравственности
Пленум ВАС РФ в постановлении от 10 апреля 2008 г. № 22[19] дал арбитражным судам практические рекомендации для обеспечения единого подхода по вопросам применения положений ст. 169 ГК РФ, привел примерный перечень заведомо антисоциальных сделок, частично ограничивающих сферу применения судами указанной статьи ГК РФ.
Арбитражные суды: вправе квалифицировать реально совершаемую антисоциальную сделку и прикрывающую ее формально правомерную сделку по совокупности статей 169 и 170 ГК РФ; должны применять в полном объеме специальные последствия недействительности антисоциальных сделок к обеим провинившимся сторонам.
Разъяснен гражданско-правовой характер санкций за совершение ничтожных сделок при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений. Обращено внимание на то, что в предмет доказывания по гражданско-правовому спору о признании сделки недействительной не входят факты уклонения ответчика от уплаты налогов, нарушения им положений законодательства о налогах и сборах и в целом оценка налоговых последствий финансово-хозяйственных операций.
Право налоговых органов требовать в суде признания сделок недействительными и взыскания всего полученного по ним в доход государства лимитировано объемом их специальной компетенции и строго обусловлено контрольными задачами, а не обеспечением поступления в бюджет налогов.
Пленум ВАС РФ также дал разъяснение о переквалификации сделок налоговыми органами. Установив материалами налоговой проверки факт занижения налоговой базы ввиду неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения, налоговый орган правомочен самостоятельно изменить юридическую квалификацию сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика; обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов). «Если суд на основании оценки доказательств, представленных налоговым органом и налогоплательщиком, придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения не учел операции либо учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания данной операции или совокупности операций в их взаимосвязи».
Законодательство Российской Федерации в области налогов и сборов нацелено на установление баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения (Постановление Президиума ВАС РФ № 11484/06 от 27 февраля 2007 г.).
О добросовестности налогоплательщика
Помимо норм материального права (пункт 7 ст. 3 НК РФ), указанный принцип закреплен и в нормах процессуального права (пункт 2 ст. 65 АПК РФ).
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства»[20] определило основные правовые критерии понятия «неправомерное уменьшение налогового бремени» и установило конкретные обстоятельства, наличие которых вызывает сомнение в «добросовестности» налогоплательщика (отсутствие объективных условий для осуществления деятельности, отсутствие экономического смысла операции и др.).
Пленум ВАС России в своем Постановлении от 12 октября 2006 г. № 53[21] прямо указал: «Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны». <…> «Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы».
В Постановлении приведены ситуации, при наличии которых налоговая выгода может быть признана необоснованной: «в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера)».
В то же время налоговая выгода «не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной».
ВАС РФ неоднократно указывает, что для решения вопроса об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога требуется учитывать его добросовестность[22].
Оценка другой ситуации дана в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2010 г. № ВАС 18162/09: «Недостоверность счетов-фактур, подписанных лицами, не указанными в учредительных документах контрагентов в качестве руководителей этих обществ, в отсутствие иных фактов и обстоятельств не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания налоговой выгоды необоснованной».
Налоговая инспекция посчитала, что налогоплательщик не подтвердил затраты в целях налогообложения прибыли, так как в представленных обществом документах содержались недостоверные сведения (подписаны неустановленными лицами). Такой вывод налоговым органом сделан на основании допросов контрагентов налогоплательщика и экспертизах подписей на договорах, счетах-фактурах и других документах. Однако данный довод налогового органа не принят во внимание судом апелляционной инстанции, признавшим реальное осуществление операций и несение расходов, что подтверждалось приходными ордерами, лимитно-заборными картами, первичными документами (товарными накладными, командировочными удостоверениями, путевыми листами) и выпиской по банковским счетам.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики, напоминает ВАС РФ. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности, налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны. Предоставление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных НК РФ, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы[23].
С учетом подходов ВАС РФ, выработанных в последнее время (см. постановления Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 № 18162/09[24], от 8 июня 2010 № 17684/09[25]) опечаток и различных неточностей-ошибок в счете-фактуре недостаточно для признания выгоды, полученной налогоплательщиком (в виде вычета НДС) необоснованной.
«Но «если мы обратимся к налоговому Кодексу, то», — считает С. Филатов, — увидим, что в нарушение принципа презумпции невиновности он дает возможность налоговой инспекции без суда и следствия арестовывать счета, снимать со счетов деньги. В случае же несогласия пострадавший теперь должен обращаться в суд. И это может делать не только налоговая инспекция, но и структуры МВД, которым в экономике находиться просто вредно, — именно от их вмешательства терпят крах предприятия, и развивается коррупция»[26].
Об учете фактической способности налогоплательщика к уплате налога
При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате законно установленного налога и сбора. На практике возникают ситуации, когда налог законно установлен, но налогоплательщик не имеет фактической способности к его уплате. Возникшее видимое противоречие подлежит разрешению судами.
Приведем, заслуживающий внимания правовой подход ВАС РФ, выраженный в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 июля 2009 г. № 3703/09 по делу № 37-1921/2007-16/2[27].
Суть дела. Индивидуальный предприниматель осуществлял деятельность по размещению наружной рекламы и уплачивал налоги исходя из фактически полученной прибыли. После того как законом представительного органа местной власти данный вид деятельности был переведен на уплату ЕНВД, предпринимателю вменялась сумма, значительно превышающая реально полученный доход, что привело к доначислению сумм налога в размере, превышающем полученный доход.
ВАС РФ пришел к следующему выводу. Поскольку ЕНВД есть специальный налоговый режим в сфере малого и среднего предпринимательства, при котором уплата большинства федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется единым платежом; такое законодательное регулирование не направлено на ухудшение положения налогоплательщиков и не должно приводить к этому, поскольку при установлении и исчислении единого налога обеспечивается такой принцип налогового законодательства, как учет фактической способности налогоплательщика к уплате налога. Установленный региональным органом представительной власти коэффициент базовой доходности К2 не выполняет свое корректирующее назначение, следовательно, исчисленный таким образом ЕНВД не отвечает требованиям ст. 3 НК РФ.
6.4. Практика Верховного Суда Российской Федерации
Дела о взыскании с граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, недоимок по налогам (сборам) и пени в соответствии с требованиями НК РФ, относятся к иным делам, возникающим из публичных правоотношений, подлежащим рассмотрению и разрешению в судах общей юрисдикции.
Об основах правопорядка и нравственности
При разрешении споров следует иметь в виду, что отказ в защите права со стороны суда допускается лишь в случаях, когда материалы дела свидетельствуют о совершении гражданином или юридическим лицом действий, которые могут быть квалифицированы как злоупотребление правом, в частности действий, имеющих своей целью причинить вред другим лицам (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996г.)[28].
В то же время, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 1 июля 1996 г.)[29].
О соразмерности наказания содеянному правонарушению
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более, чем в два раза (Постановление Пленума ВАС РФ № 41, Пленума ВС РФ № 9 от 11 июня 1999 г.)[30].
О добросовестности налогоплательщика
Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» напоминает, что уголовная ответственность возникает не при любой недоимке, а лишь образованной вследствие прямого умысла на уклонение от уплаты налога. В иных случаях говорить о преступлении не приходится.
Только факты (вместо заключения)
Наименее важным россияне считают преподавание обществоведения, труда, экономики, этики и культурологи (по 1 %). В свою очередь, 12 % считают, что изучать нужно все предметы, еще 1 % уверены, что все зависит от индивидуальных интересов[31].
Министр образования Андрей Фурсенко заявил в интервью «Новой газете», что только 15-20 российских студентов на самом деле заинтересованы в учебе, а остальные тусуются. Большинство лишь имитирует учебу, работу и не знает, чем себя занять. Одна из основных задач, которая стоит перед Министерством — сделать процесс обучения востребованным[32].
В год возбуждается несколько десятков существенных дел о коррупции в налоговых органах, сообщил представитель департамента экономической безопасности МВД. По его словам, в них фигурируют и крупные чиновники <…>[33].
В 2010 году Россия в международном рейтинге противостояния коррупции получила 154-е место из 178 возможных, набрав 2,1 балла (максимально коррумпированная страна — 0 баллов, наименее — 10). В прошлом году мы занимали 146-е место с аналогичным количеством баллов[34].
С налоговыми органами стали меньше судиться. ФНС России в 2010 году принимались меры по повышению эффективности досудебного урегулирования налоговых споров. Главной задачей являлось сокращение числа споров, решаемых в судебном порядке с участием налоговых органов и смещение нагрузки с судебной системы на подразделения налогового аудита.
Результаты этих мер привели к снижению количества налоговых споров в 2010 году по сравнению с 2009 на 11 %. Рассмотрение дел в судах по инициативе налогоплательщиков уменьшилось на 13 %. Такую статистику приводит ФНС России на своем сайте.
К изложенному следует добавить, что согласно отчету ВАС РФ «О статистике работы арбитражных судов за 2010 год» уменьшилось на 17 % количество дел о возврате из бюджета средств, излишне взысканных налоговыми органами или излишне уплаченных налогоплательщиками. Более чем в два раза сократилось количество дел об оспаривании налоговых решений о привлечении правонарушителей к административной ответственности[35].
- Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 13. — Ст. 1447.
- Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. — М.: Формула права, 2006. С. 50-51.
- Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ как источник конституционного права / Конституционное право: восточно-европейское обозрение. — 1999. — № 3. С. 82.
- Кряжкова О.Н. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: теоретические основы и практика реализации судами. — М., 2006. С. 6-48.
- Страшун Б. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник права // Конституционное правосудие. — 2002. — № 1.15. С. 57.
- Явич Л.С. Общая теория права. — Л.: ЛГУ, 1976. С. 251.
- Здесь и далее мы называем первый источник опубликования нормативных правовых актов.
- Сборник законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 18. — Ст. 1589.
- «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 1070 ГК Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант».
- Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Уфимский нефтеперерабатывающий завод» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 169 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем третьим пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант».
- «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант».
- «По жалобе гражданина Игнатьичева Максима Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона «О налоге на игорный бизнес», Законом Нижегородской области «О ставках на игорный бизнес» и Законом Ивановской области «О ставках налога на игорный бизнес» // Информационно-правовая система «Гарант».
- «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)» // Информационно-правовая система «Гарант»
- «Об отказе в принятии жалобы гражданина Тарасова Юрия Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант».
- «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 42. — ст. 5211.
- «По ходатайству Министерства РФ по налогам и сборам о разъяснении постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». — 2001. — № 32. — ст. 3419.
- «Об отказе в принятии жалобы общества с ограниченной ответственностью «Экспорт-Сервис» на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был.
- «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Даниловой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 30 (ч. II). — ст. 3200 (опубликован без Особого мнения).
- «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система Гарант.
- Об оценке обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности налогоплательщика при разрешении налоговых споров в арбитражных судах // Информационно-правовая система «Гарант».
- «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Информационно-правовая система «Гарант».
- Постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2001 г. № 9408/00 «Дело по иску о совершении действий по списанию недоимки по налогу на добавленную стоимость и пеней в части обязанности по уплате этого налога, исполненной путем предъявления в банк платежного поручения, направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела»; Решение ВАС РФ от 20 мая 2004 г.№ 4719/04 «О признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 5 письма МНС РФ от 11.06.2003 № СА-6-22/657 «О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант».
- «О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.taxpravo.ru/sudebnie_dela/statya-85451-opredelenie_vas_rf_ot_12_marta_2010_g_N_vas-18162_09
- По заявлению открытого акционерного общества «Муромский стрелочный завод» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.afga.ru
- По заявлению индивидуального предпринимателя Котова Вячеслава Викторовича [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://buhmobil.ru/useful/arbitrpraktika/17684/
- Филатов С. Живет ли Россия по Конституции? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.informprostranstvo.ru/N09_2008/vzgld.html
- Определение ВАС России от 13.04.2009 г. № ВАС-648/09 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/doc/3290
- О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=11279.
- О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=23586
- Страница в Интернете: http// www.vsegda.ru/page2 Источник: ВЦИОМ.
- Фурсенко А. «80 % студентов не хотят учиться» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://5ballov.qip.ru/news/events/2010/12/21/65975
- Налоговики сообщат о взятках. Источник: сами http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=1520471
- Меры по борьбе с коррупцией // ЛДПР. — 2011. — № 1 (248). С. 1.
- Источник: http://www.referent.ru/catalogue/1332.