Ахметов А. Т. — старший научный сотрудник Центра координации исследований и изучения проблем правоохранительной деятельности Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, младший советник юстиции;
Авенов Т. К. — старший научный сотрудник Центра координации исследований и изучения проблем правоохранительной деятельности Межведомственного научно-исследовательского института Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, советник юстиции
Ахметов А. Т. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясы Ведомствоаралық ғылыми-зерттеу институты Зерттеулерді үйлестіру және құқық қорғау жүйесі проблемаларын зерделеу орталығының аға ғылыми қызметкері;
Авенов Т. К. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясы Ведомствоаралық ғылыми-зерттеу институты Зерттеулерді үйлестіру және құқық қорғау жүйесі проблемаларын зерделеу орталығының аға ғылыми қызметкері
Akhmetov A. T. — senior researcher at the Center for coordination of research and study of law enforcement problems of the Interdepartmental research Institute of the Academy of Law enforcement agencies under the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan, junior justice adviser;
Avenov T. K. — senior researcher at the Center for coordination of research and study of law enforcement problems of the Interdepartmental research Institute of the Academy of law enforcement agencies under the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan, justice adviser
УДК 343.163
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКТОВ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ СТРАН СНГ
ТМД ЕЛДЕРІНІҢ ПРОКУРОРЛЫҚ ДЕН ҚОЮ АКТІЛЕРІН САЛЫСТЫРМАЛЫ ТАЛДАУ
COMPARATIVE ANALYSIS OF ACTS OF THE PROSECUTOR’S RESPONSE IN THE CIS COUNTRIES
АННОТАЦИЯ
В данной статье авторами проведен сравнительный анализ актов прокурорского реагирования стран Содружества независимых государств. После обретения независимости каждая из стран СНГ пошла по своему пути развития, в том числе юридической науки и законодательства. Приняты новые законы о прокуратуре, которые в основном сохранили общие понятия, но имеются некоторые особенности.
ТҮЙІН
Бұл мақалада авторлар Тәуелсіз мемлекеттер достастығы елдерінің прокурорлық ден қою актілеріне салыстырмалы талдау жүргізді. Тәуелсіздік алғаннан кейін ТМД елдерінің әрқайсысы өзінің даму жолымен жүрді, оның ішінде заң ғылымы мен заңнама. Прокуратура туралы жаңа заңдар қабылданды, олар негізінен жалпы ұғымдарды сақтап қалды, бірақ кейбір ерекшеліктері бар.
ANNOTATION
In this article, the authors conducted a comparative analysis of the acts of prosecutorial response of the Commonwealth of Independent States. After gaining independence, each of the CIS countries followed its own path of development, including legal science and legislation. New laws on the prosecutor’s office have been adopted, which have mostly retained general concepts, but there are some peculiarities.
Ключевые слова: прокуратура, акты прокурорского реагирования, акты надзора, статус прокуратуры, Содружество независимых государств, должностное лицо.
Түйінді сөздер: прокуратура, прокурорлық ден қою актілері, қадағалау актілері, прокуратура мәртебесі, Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы, лауазымды тұлға.
Keywords: prosecutor’s office, acts of prosecutorial response, acts of supervision, the status of the prosecutor’s office, the Commonwealth of Independent States, executive.
Законы о прокуратуре стран СНГ дают прокурору достаточно обширные полномочия для устранения выявленных нарушений законности. В большинстве законов о прокуратуре государств-участников СНГ формам прокурорского реагирования посвящены специальные разделы (главы).
Правовой акт (англ. juridical act, law) — письменный официальный документ установленной формы, содержащий нормы права или индивидуальные властные правовые предписания, принятый на республиканском референдуме либо уполномоченными органами. Правовой акт — понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются центральными государственными и местными органами.
Под актами прокурора понимаются письменные акты, обращенные к органам или должностным лицам, в связи с выявленными нарушениями законности, с целью устранения данных нарушений закона.
В Республике Молдова и Украине отсутствуют нормы закона, содержащие систему актов прокурора.
Законами большинства стран СНГ не определено содержание и структура актов прокурорского реагирования. Однако в Конституционном законе о прокуратуре РК (ст. 32) дополнительно предусмотрена ответственность за неисполнение актов прокурорского надзора: нерассмотрение, неисполнение актов прокурорского надзора, внесенных на основании, в порядке и пределах, установленных законом, либо невыполнение законных требований прокурора влекут ответственность, установленную законом.
Ответственность за неисполнение актов прокурора также установлена в Республике Таджикистан.
Протест прокурора — это акт прокурорского надзора на противоречащий закону акт органа или должностного лица (Кыргызстан, Россия), либо на незаконное действие должностного лица (Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
Цель опротестования — устранение имеющихся противоречий, приведение акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмена. Протест приносится в письменной форме. Прокурор должен контролировать сроки рассмотрения протестов, вести учет результатов их разрешения и полученные данные использовать для анализа состояния законности в регионе, производственном объединении, предприятии, организации, а также совершенствования своей деятельности[1].
Национальные законы придают этому правовому акту прокурора особое значение и поэтому в большинстве стран СНГ установлен предельный срок его рассмотрения — не более 10 дней (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан (10 рабочих дней), Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, в Беларуси, России, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
В Азербайджане и Армении прокурор приносит протест только на решение суда, в Молдове под протестом понимается жалоба, подаваемая прокурором в вышестоящий суд на решение суда по делу, в котором он принимал участие, и приравниваемая по своему правовому статусу и правовым результатам к жалобе противоположной стороны.
В соответствии с Законом «О прокуратуре Республики Беларусь», принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения (действия) (п. 4 ст. 39). Аналогичные последствия возникают в Кыргызстане и Таджикистане. В Казахстане и Туркменистане прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного правового акта.
Аналогичные нормы предусмотрены только в законах Беларуси, Таджикистана и Узбекистана.
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» последствия принесения протеста не предусмотрены, соответственно, отсутствует и нормативное положение о приостановке действия опротестованного акта.
Законы о прокуратуре большинства государств-участников СНГ не определяют форму, содержание и структуру протеста, лишь в законах Казахстана и Таджикистана установлено, что в протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведения его в соответствие с законодательством, а также прекращения незаконного действия (бездействия) должностного лица и восстановления нарушенного права.
В законодательствах всех государств-участников СНГ предусмотрено, что в случаях, если нарушения закона носят распространенный характер, то прокурор вносит представление об их устранении.
Представление — это акт прокурорского надзора на нарушения закона, имеющих целью устранение этих нарушений, причин и условий им способствующих. Представление вносится в орган или должностному лицу, которое правомочно устранить допущенные нарушения закона[2].
Представление является самым распространенным актом прокурорского надзора среди стран СНГ (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан).
В Армении, Молдове и Украине представление как акт надзора в законе отсутствует.
Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению в Беларуси, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане. В большинстве стран СНГ в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
В Конституционном законе Казахстана закреплено право прокурора на участие в рассмотрении представления. При этом в других странах СНГ прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления коллегиальным органом. Таким образом, учитывая главную цель вносимого представления — добиться устранения выявленных нарушений закона, причин и условий, этому способствовавших, основной акцент, вероятно, следует сделать именно на своевременности и полноте исполнения законных требований прокурора.
Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре Азербайджана, прокуратура в предусмотренных законом случаях и порядке выносит постановление о возбуждении производства по делу об административном проступке в соответствии с Кодексом Азербайджанской Республики об административных проступках.
В Армении прокурор при осуществлении своих полномочий, установленных профильным законом, а также в случаях и порядке, предусмотренных процессуальными кодексами, принимает соответствующие постановления (ст. 30 Закона).
В Кыргызской Республике прокурор, исходя из характера выявленных нарушений нормативного правового акта, выносит постановление о возбуждении уголовного дела (или об отказе в возбуждении уголовного дела), производства о дисциплинарном правонарушении и по делу о правонарушении против порядка управления (ст. 24 Закона).
Аналогичная формулировка данной нормы установлена в законе Узбекистана.
В Республике Таджикистан прокурор, его первый заместитель и заместитель, исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, выносят мотивированное постановление о привлечении к дисциплинарной, материальной, административной ответственности либо возбуждении уголовного дела.
На территории Беларуси, Таджикистана, Туркменистана, Украины постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного или административного производства подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в десятидневный срок после его поступления и о результатах сообщается прокурору, в Кыргызстане — в срок не более 10 рабочих дней со дня получения постановления, в Узбекистане — в течение 15 дней.
В Казахстане постановление прокурора подлежит обязательному исполнению уполномоченным органом или должностным лицом. Обжалование постановления не приостанавливает его исполнения.
Постановление в качестве акта прокурорского реагирования целесообразно выносить в тех случаях, когда есть необходимость создать прецедент ввиду бездействия соответствующих должностных лиц. Если наряду с необходимостью привлечения к административной ответственности прокурор выявил иные нарушения, подлежащие устранению, то правильнее будет внести представление, в котором поставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в бездействии.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 25.1) наделил прокуроров полномочием объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Предостережение, как акт прокурора, предусмотрено также законами о прокуратуре Узбекистана и Кыргызстана. В законодательстве Азербайджана и Беларуси такой акт именуется «предупреждением», в Казахстане — разъяснением закона. В отличие от РФ в этих странах названный акт может объявляться как должностному лицу, так и физическому лицу. Согласно законодательству Казахстана и Узбекистана прокурор разъясняет об установленной законом ответственности за совершение правонарушения.
Очевидно, что по своему назначению и сущности предостережение является эффективным средством индивидуального профилактического воздействия на граждан и должностных лиц, склонных к совершению противоправных, но не влекущих уголовной ответственности деяний, которые могут причинить вред правам и свободам человека и гражданина, а также государственным или общественным интересам. В тоже время предостережение — это способ индивидуального разъяснения законодательства и ответственности субъекта за неисполнение требований прокурора. Практический опыт показывает, что прокурор должен принимать решение о применении этого акта только с учетом правовой оценки имеющихся у него данных, свидетельствующих о возможном совершении правонарушения тем или иным гражданином либо должностным лицом в каждом конкретном случае.
Таким образом, совершение должностным или физическим лицом противоправного деяния, вопреки объявленному предостережению, является основанием для решения вопроса об их ответственности[3].
В законах о прокуратуре Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана предусмотрен такой акт прокурорского реагирования как предписание.
Предписание вносится прокурором в тех случаях, когда нарушения имеют явный характер и могут причинить существенный вред правам и интересам граждан, государства, предприятия, учреждения, организации, если они не будут незамедлительно устранены.
Согласно ст. 41 Закона Республики Беларусь и ст. 28 Закона Республики Таджикистан орган, должностное лицо или физическое лицо могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение десяти дней[4].
Тогда как в Кыргызстане и Туркменистане возможность обжалования данного акта прокурора в соответствующих статьях не оговаривается (ст. ст. 23 и 55, соответственно). При этом в Кыргызстане предписание подлежит исполнению в срок не более 10 рабочих дней, в других странах — немедленно, незамедлительно.
Предписание, как акт прокурорского надзора, ранее также было закреплено в Законе РК (утратил силу Законом РК от 30.06.2017 года).
Основной особенностью предписания являлось то, что оно подлежало обязательному исполнению в срок, установленный прокурором. Об исполнении предписания незамедлительно сообщалось прокурору. В законах о прокуратуре Азербайджана, Армении, Казахстана и Кыргызстана в разделе правовых актов прокурора отдельно выделено указание (письменное), которое прокурор имеет право дать органам дознания или органам предварительного следствия. Исполнение письменного указания прокурора по вопросам дознания и предварительного следствия обязательно.
Вместе с тем, в законах о прокуратуре Беларуси, России, Таджикистана, Туркменистана Узбекистана и Украины отмечено, что указания прокурора по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Только в Законе о прокуратуре Молдовы под указанием понимаются отношения организации и координации деятельности прокуратуры и нормативно-методические инструкции вышестоящих прокуроров и являются обязательными для подчиненных им прокуроров.
В законах о прокуратуре Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана к актам прокурорского реагирования отнесено исковое заявление, с которым прокурор имеет право обратиться в суд для защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.
Отличительная черта системы актов прокуратуры Казахстана состоит в том, что законодатель разделил их на три вида:
- прокурорского надзора;
- прокурорского реагирования;
- регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры.
Анализ законодательства стран СНГ и практики его применения позволяет сделать вывод о том, что акты прокурора на нарушение законности должны быть обоснованными, юридически безупречно составлены, написаны грамотным, общепонятным языком. В актах прокурора излагается сущность нарушений с обязательной ссылкой на нормы законодательных актов, указываются негативные последствия несоблюдения закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставится вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Только при соблюдении этих условий такие меры будут наиболее результативными.
При выборе правового средства реагирования необходимо учитывать характер и степень распространенности выявленных нарушений законов, а также пути их реального устранения.
В связи с чем, авторами предлагается вернуть такой акт прокурорского надзора как предписание. Предписание позволит оперативно реагировать на нарушения закона. Также следует предусмотреть нормы о том, что обжалование предписания не приостанавливает его исполнения, неисполнение предписания прокурора влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Сравнительно-правовой анализ национального законодательства о прокуратуре показал, что во всех странах СНГ основными актами прокурорского реагирования на нарушения законности являются: протест, представление, постановление, которые позволяют эффективно реализовывать правозащитные функции прокуратуры стран-участников СНГ.
- Журсимбаев С. К. Прокурорский надзор в Республике Казахстан. — Алматы, 2019. С. 57.
- Тогизбаев К. Система актов органов прокуратуры Республики Казахстан // Вестник университета им. Д.А. Кунаева. — 2006. — № 1. — С. 220-224.
- Щерба С. П., Решетникова Т. А., Зайцев О. А. Прокуратура в странах СНГ: правовой статус функции, полномочия. — М., 2007. С. 153-155.
- Алексеев А. И. Должна ли прокуратура заниматься предупреждением преступлений? // Законность. — 2002. — №1. С. 9.