Жаканов Н.К. — магистрант 2-го курса Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
Жақанов Н.К. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары Академиясының 2-курс магистранты
Zhakanov N.K. — 2nd year Master’s student of the Academy of law enforcement agencies at the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan
УДК 343.13
СИСТЕМА ТИПИЧНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ВЕРСИЙ, ВЫДВИГАЮЩИХСЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
АВИАЦИЯЛЫҚ ОҚИҒАЛАРДЫ ТЕРГЕУ КЕЗІНДЕ ҰСЫНЫЛАТЫН ТИПТІК ТЕРГЕУ НҰСҚАЛАРЫНЫҢ ЖҮЙЕСІ
THE SYSTEM OF TYPICAL INVESTIGATIVE VERSIONS, COMING FORWARD DURING THE INVESTIGATION AVIATION ACCIDENTS
АННОТАЦИЯ
Существенную роль при расследовании авиационных происшествий играет система типичных версий обо всех обстоятельствах авиационного происшествия. Она позволяет в конкретной следственной ситуации выдвинуть наиболее полные версии. В данную систему входит пять основных типичных следственных версий.
При этом выдвигая определенные версии, должностное лицо конкретизирует задачи расследования, намечает вопросы, которые необходимо выяснить для установления искомых фактов и причинной связи между ними. Тем самым версия выполняет эвристическую, т. е. поисковую функцию в процессе расследования.
ТҮЙІН
Авиациялық оқиғаларды тергеуде авиациялық оқиғаның барлық жағдайлары туралы типтік нұсқалар жүйесі маңызды рөл атқарады. Бұл нақты тергеу жағдайында ең толық нұсқаларды ұсынуға мүмкіндік береді. Бұл жүйеге бес негізгі типтік тергеу нұсқалары кіреді.
Сонымен қатар, белгілі бір нұсқаларды ұсына отырып, лауазымды тұлға тергеудің міндеттерін нақтылайды, қажетті фактілерді және олардың арасындағы себептік байланысты анықтау үшін анықталуы керек мәселелерді анықтайды. Осылайша, нұсқа эвристикалық, яғни тергеу процесінде іздеу функциясын орындайды.
ANNOTATION
An essential role in the investigation of aviation accidents is played by a system of typical versions about all the circumstances of an aviation accident. It allows you to put forward the most complete versions in a specific investigative situation. This system includes five main typical investigative versions.
At the same time, putting forward certain versions, the official specifies the tasks of the investigation, outlines the issues that need to be clarified in order to establish the desired facts and the causal relationship between them. Thus, the version performs a heuristic, i.e. a search function in the investigation process.
Ключевые слова: расследование, раскрытие, авиационные происшествия, качество проведения, следственное действие, воздушное судно, версия, недостатки
Түйінді сөздер: тергеу, ашу, авиациялық оқиғалар, жүргізу сапасы, тергеу әрекеті, әуе кемесі, нұсқа, кемшіліктер.
Keywords: investigation, disclosure, aviation accidents, quality of conduct, investigative action, aircraft, version, shortcomings
«Любая версия, в том числе и неправильная, если при ее проверке соблюдалось требование всесторонности, приведет следователя к правильным последующим выводам».
Мальцев Е. Г.
Успешное расследование и раскрытие уголовного правонарушения об авиационном происшествии, как и любого другого, обеспечивается оперативностью и качеством проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Соблюдение последовательности следственных действий и полнота использования тактических приемов при их производстве обеспечивается определением направления досудебного расследования и тщательным его планированием. В основе планирования досудебного расследования по уголовным правонарушениям лежит выдвижение и проверка версий.
Исходными данными для выдвижения следственных версий по делам об авиационном происшествии являются как материалы досудебного расследования и технического расследования, проводимого уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, так и личное восприятие сотрудниками, проводящими досудебное расследование обстановки происшествия.
Одним из приемлемых для сотрудников органа уголовного преследования источников сведений об обстоятельствах авиационного происшествия является система типичных версий, в основе которой лежит анализ закономерных связей между элементами криминалистической характеристики.
Анализ этих связей дает возможность не только составить системы типичных версий, но и ранжировать их по степени вероятности.
Криминалистическое учение о версии — одно их самых разработанных в криминалистике, о чем свидетельствуют труды российских ученых: Р. С. Белкина, И. А. Возгрина, В. П. Лаврова, А. М. Ларина.
Так, например, Р. С. Белкин отмечал, что следственная версия, являясь разновидностью рабочей гипотезы, представляет собой «предположение относительно отдельного факта или группы фактов, имеющих значение для дела, объясняющее происхождение этих фактов, их связь между собой, содержание, значение для дела»[1].
При построении версии особенно в сложной проблемной ситуации лицу, осуществляющему досудебное расследование, могут оказать существенную помощь научно обоснованные типичные версии.
Они разрабатываются на основе обобщения опыта расследования определенного вида или категории преступлений и оказывают существенную помощь в планировании расследования дел такой же категории.
Их значение для расследования конкретных преступлений состоит в том, что они тесно взаимосвязаны с конкретными версиями исследуемого деяния и знание сотрудником правоохранительного органа типичных версий расширяет возможности построения следственных версий по аналогии.
Рассматривая вопрос о типичных версиях, вообще, и, в частности, при расследовании авиационных происшествий мы согласимся с существующей точкой зрения В. П. Антипова о целесообразности сведения типичных версий в единую систему.
По его мнению, подобную систему необходимо разрабатывать применительно к потребностям начального этапа расследования по сложным уголовным делам при минимальной исходной информации. Такая система должна включать в себя типичные общие и частные версии, применительно к определенной следственной ситуации, исходя из основных первоочередных задач расследования.
При этом В. П. Антипов рекомендует систему типичных версий располагать в порядке обычного мыслительного процесса при выдвижении версий, а именно: от простых исходных данных расследуемого события в определенной ситуации к наиболее общим суждениям о вероятной сущности такого события, а затем от них к частным версиям о содержании обстоятельств, которые подлежат исследованию в первую очередь[2].
Существенную роль при расследовании авиационных происшествий играет система типичных версий обо всех обстоятельствах авиационного происшествия. Она позволяет в конкретной следственной ситуации выдвинуть наиболее полные версии.
В данной ситуации при выдвижении следственных версий необходимо стремиться наиболее полно охватить все возможные обстоятельства, повлекшие или способствующие авиационному происшествию.
Это позволит с самого начало расследования не упустить из рассмотрения какой-либо факт и проводить расследование параллельно по всем направлениям.
При расследовании авиационных происшествий, исходя из задач, стоящих перед органом уголовного преследования, выдвигаются следующие типичные следственные версии:
- Версия, связанная с ошибочными действиями членов экипажа, нарушением наставления по производству полетов и руководства по летной эксплуатации воздушного судна, а также недисциплинированностью последних.
Это связано с нарушениями и ошибками, допускаемыми в полете членами экипажа. Среди них выделяют ошибки летчиков в технике пилотирования и использовании функциональных систем при возникновении опасных или аварийных ситуаций; нарушение требований руководящих документов; недисциплинированность, нарушение режима труда и предполетного отдыха, снижение работоспособности в связи с заболеванием и др.
- Версия, связанная с технической неисправностью воздушного судна.
Включает в себя нарушения и ошибки, допущенные инженерно-техническим составом, приводящие к отказам авиационной техники. Эти нарушения и ошибки в большинстве случаев связаны с нарушением действующих руководящих документов, низким качеством выполнения работ при техническом обслуживании и подготовке летательных аппаратов к полету, недостатками в организации контроля выполняемых работ, низкой квалификацией отдельных исполнителей.
Сюда также необходимо включить конструктивно-производственные недостатки летательного аппарата, его двигателя, приборов, систем и агрегатов, обусловливающие возникновение авиационного происшествия.
- Версия, связанная с недостатками организации полетов, управления воздушным движением, а также работы наземных служб.
К ним относятся: недостатки в организации предварительной и предполетной подготовки экипажей; неудовлетворительная организация контроля работы экипажей при выполнении полетов; выпуск в полет экипажей в условиях, не соответствующих уровню их подготовки; неподготовленность руководителей полетов; незнание метеорологических условий по трассе или пренебрежение ими; допуск к полетам при неудовлетворительном состоянии взлетно-посадочной полосы и неподготовленности радиотехнических средств для обеспечения полета аэродрома; неудовлетворительный медицинский контроль экипажей перед вылетом.
- Версия, связанная с воздействием внешних факторов.
Примером этому служат факты столкновения в воздухе или при передвижении по земной поверхности между летательным аппаратом и птицей, попадания ракеты в самолет и т. д.
- Версия, связанная с воздействием личностного и человеческого фактора.
Это связано с профессиональной подготовкой авиационного персонала, а именно с принятием верного решения при сложившейся нестандартной, стрессовой ситуации или динамично развивающейся обстановки, а также рассогласованием действий между индивидуальными особенностями.
По мере восстановления обстоятельств авиационного происшествия и проведения следственных действий по каждой из этих версий выдвигается более конкретная версия, при построении которой необходимо проконсультироваться с авиационными специалистами, которые носят самый разнообразный характер.
Выдвижение версий продолжается до достижения уровня исходной причины, которая, возможно, повлияла на непосредственную причину авиационного происшествия. Окончательным итогом данной детализации является схема причинно-следственных связей.
В результате получается разветвленная схема взаимосвязанных явлений (событий), которые должны быть всесторонне изучены в процессе расследования. По мере изучения в ходе расследования каждой из причин происходит накопление фактов, которые либо подтверждают, либо исключают влияние ее на основное следствие.
Таким образом, выдвигая определенные версии, должностное лицо конкретизирует задачи расследования, намечает вопросы, которые необходимо выяснить для установления искомых фактов и причинной связи между ними. Тем самым версия выполняет эвристическую, т. е. поисковую функцию в процессе расследования.
Использование систем типичных версий вносит в расследование точность, полноту исследования, помогает сотруднику, проводящему досудебное расследование проанализировать известные ему обстоятельства и точнее определить финальные пути и направления расследования.