admin 20.02.2021
Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и спе­циаль­ных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук Калыкбаев Р. А. — студент 2 курса дистанционного обучения кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета Г. Ж. Сулейманова — (Ақтөбе қ.) Ғылыми және арнайы зерттеулер орта­лы­ғының бас ғылыми қызметкері, заң ғылымдарының кандидаты Р. А. Қалықбаев — Баишев Университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының қашықтықтан оқытудың 2-курс студенті Suleymanova G. Zh. — Chief Researcher of the Center for Scientific and Special Research (Aktobe), Candidate of Law Kalykbayev R. A. — 2nd year distance learning student of the Department of «Law and General Education» of Baishev University УДК 342.924

ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ҚҰҚЫҚТЫҚ ТӘРТІПТІ ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ ЖӨНІНДЕГІ ӘКІМШІЛІК-ҚҰҚЫҚТЫҚ ТЕТІК ҰҒЫМЫ ЖӘНЕ ОНЫҢ ЭЛЕМЕНТТЕРІ

THE CONCEPT AND ELEMENTS OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM TO ENSURE LAW AND ORDER IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

АННОТАЦИЯ Авторами представлено понятие административно-правового механизма, ко­то­рое заключается в совокупности административно-правовых элементов, средств (в том числе государственные органы, учреждения, организации, общест­во, в том числе и гражданин) и способов, которые воздействуют на общественные отно­шения в рамках управления государством и организуют их деятельность в соот­ветствии с задачами общества и государства. В этом направлении государственными органами Республики Казахстан по укреплению нормативно-правовой базы административно-правового механизма по обеспечению правопорядка проделывается огромная работа. Но при этом возникает ряд проблем, которые требуют своего незамедлительного решения. ТҮЙІН Авторлар әкімшілік-құқықтық механизм ұғымын ұсынады, ол әкімшілік-құқықтық элементтердің, құралдардың (оның ішінде, мемлекеттік органдар, мекемелер, ұйымдар, қоғам, оның ішінде, азамат) және мемлекеттік басқару шеңберіндегі қоғамдық қатынастарға әсер ететін және олардың қызметін қоғам мен мемлекеттің міндеттеріне сәйкес ұйымдастыратын әдістердің жиынтығынан тұрады. Бұл бағытта Қазақстан Республикасының мемлекеттік органдары құқықтық тәртіпті қамтамасыз ету жөніндегі әкімшілік-құқықтық тетіктің нормативтік-құқықтық базасын нығайту жөнінде орасан зор жұмыс атқаруда. Алайда, оларды дереу шешуді қажет ететін бірқатар проблемалар бар. ANNOTATION The authors present the concept of an administrative-legal mechanism, which consists of a set of administrative-legal elements, means (including state bodies, institutions, organizations, society, including a citizen) and methods that affect public relations within the framework of government and organize their activities in accordance with the tasks of society and the state. In this direction, the state bodies of the Republic of Kazakhstan are doing a lot of work to strengthen the regulatory and legal framework of the administrative and legal mechanism to ensure law and order. But this raises a number of problems that require their immediate solution. Ключевые слова: административно-правовой механизм, обеспечение право­по­рядка, государственные органы, элементы, способы, причины, администра­тив­но-правовые отношения, изменения, нормативно-правовые акты Түйінді сөздер: әкімшілік-құқықтық тетік, құқықтық тәртіпті қамтамасыз ету, мемлекеттік органдар, элементтері, тәсілдері, себептері, әкімшілік-құқық­тық қатынастар, өзгерістер, нормативтік-құқықтық актілер. Keywords: administrative and legal mechanism, law enforcement, state bodies, elements, methods, reasons, administrative and legal relations, changes, regulatory legal acts. Прежде чем раскрыть характеристику всего административно-правового ме­ханизма по обеспечению правопорядка в Республике Казахстан, на наш взгляд, необходимо рассмотреть и уточнить что такое «механизм», его понятие. Так, в Большом словаре русского языка механизм определяется как «совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданное движение»[1]. Если применить к механизму государства, то можно сказать, что это совокупность всех частей, структур государственного аппарата, общества и граждан, которые сообща, вместе неразрывно прилагают свои усилия для прод­вижения и функционирования своей страны. Хотя понятие «механизм государства» используется в работах ученых с сере­дины 50-х годов прошлого столетия, но оно практически не поменялось и до сегодняшнего времени. Например, Н. И. Матузов и А. В. Малько определяют механизм государства как целостную иерархическую систему государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции го­су­дарства. «Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности госу­дарства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства»[2]. Н. А. Биекенов понятие «механизм государства» рассматривает как «процесс реализации государственной власти, процесс функционирования государства, его эффективность, адекватность органов, их полномочий, форм деятельности целям и задачам правового государства». Отмечая при этом три его компонента: 1) структурный — наличие, совокупность определенных органов; 2) функциональный — наличие, совокупность определенных функций, для реа­лизации которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов; 3) инструментальный — наличие, совокупность определенных полномочий, способов, методов, приемов и средств реализации указанных функций[3]. Как отмечает С. И. Игонькина, они являются взаимосвязанными и составляют механизм государства[4]. Что также поддерживает и Н. А. Биекенов, указывая госу­дарст­вен­ные органы и государство как единое, целостное, функционирующее во времени и в пространстве социальное явление. Нам же хотелось бы отметить, что в обеспечении государственной деятель­нос­ти страны работает несколько механизмов, и один из них административно-правовой. Поэтому учитывая общее понятие механизма государства, можно сказать, что административно-правовой механизм — это совокупность административно-пра­во­вых элементов, средств (в том числе государственные органы, учреждения, орга­ни­зации, общество, в том числе и гражданин) и способов, которые воздействуют на общественные отношения в рамках управления государством и организуют их деятельность в соответствии с задачами общества и государства. Таким образом, общая характеристика административно-правового механиз­ма состоит из совокупности юридических элементов административно-правового харак­тера, объекта воздействия — управленческих общественных отношений, направленных на решение задач общества и государства, субъектов (государст­вен­ные органы, учреждения, организации, общество, в том числе и гражданин) с повышенным уровнем правосознания, правовой культуры и средств, обеспе­чи­вающих принудительную силу государства. В административно-правовой механизм входят такие элементы админист­ра­тив­но-правового регулирования, как: 1) принципы административного права; 2) административно-правовые нормы; 3) акты официального толкования административно-правовых норм; 4) акты применения административно-правовых норм; 5) административно-правовые отношения. На наш взгляд, в элемент механизма можно включить и стадии, и способы админист­ративно-правового регулирования по обеспечению правопорядка. Так, к стадиям административно-правового регулирования по обеспечению пра­во­порядка относятся: издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права; возникновение субъективных прав и юриди­чес­ких обязанностей; конкретизация субъективных прав и юридических обязаннос­тей; реализация субъективных прав и юридических обязанностей; зашита субъек­тив­ных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве. Существуют также следующие способы воздействия административно-правового регулирования, в том числе и по обеспечению правопорядка: 1) императивный (категорический, властный) — не допускает отступле­ний от тре­бований правовых предписаний; 2) диспозитивный (автономный) — предоставляет субъектам управления воз­мож­ность урегулировать отношения между собой в определенных законом пре­делах; 3) рекомендательный — предлагает субъектам наиболее целесообразный ва­риант поведения с позиции действующего законодательства; 4) поощрительный — стимулирует активное поведение участников управ­лен­ческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги. Существование административно-правового механизма основывается на принципах административного права, это:
  1. Принцип демократии (народовластия), проявляется в сфере правотвор­чест­ва (участие населения, общественных объединений в непосредственном (референ­дум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права) и пра­во ­реализации (подконтрольность, подчиненность, открытость правопримени­тель­ных органов для общественного контроля).
  2. Принцип законности (точное и неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных пра­вовых актов, а также соответствие нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права).
  3. Принцип взаимной ответственности государства и личности (правоограни­че­ния в связи с применением мер юридической ответственности и других мер госу­дарственного принуждения — физические и юридические лица (органы — должностные лица) привлекаются к юридической ответственности).
  4. Принцип целостности (единство целей и задач государственных органов, взаимосвязанных между собой).
  5. Принцип гуманизма (юридическое признание приоритета общественных цен­ностей — права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки).
  6. Принцип справедливости (соответствие между поведением субъекта и последствиями, которые за это наступают).
  7. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем (все граж­да­не независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­вен­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обс­тоят­ельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятель­ности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по приз­накам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности).
Существует два способа закрепления принципов административного права в законодательстве — текстовой, который закреплен в конкретной статье норматив­ного правового акта, и смысловой — происходит из анализа содержания норма­тив­ного правового акта. Если перейти к актам административно-правовых норм, регламентирую­щих обеспечение правопорядка и их применение, то необходимо прежде всего опре­делить категории «правопорядок», «общественный порядок», «законность», «ре­жим законности», «обеспечение правопорядка», «охрана правопорядка», которые являются основными в правоприменительной науке и практике. Исследованию этих терминов посвящено довольно огромное количество публикаций и на сегод­няшний день их список составляет довольно огромное количество в виде диссер­тационных и магистерских работ, монографий, учебных пособий, статей в журналах и различных сборниках. Но, к сожалению, в юридической науке пока нет четкой определенности ни в дефинициях правопорядка и законности, ни в их содержательном разграничении. Обычно во многих работах рассматриваются такие понятия как «общественный порядок» и «общественная безопасность». При этом переплетаются понятия пра­вового порядка, обеспечения правопорядка, национальной безопасности с общест­венной, а также понятия субъектов — правоохранительные органы, государст­венные органы и силы обеспечения безопасности. В связи с тем, что основным субъектом обеспечения правопорядка все же являются органы внутренних дел, то в качестве примера выделим некоторые адми­нист­ративно-правовые отношения, выполняемые ими и указывающие на внут­реннее (функциональное) взаимодействие. Например, организация безопасности дорожного движения — это одно из непременных условий поддержания правопорядка, нарушение которого влечет совершение правонарушений, посягающее на жизнь граждан. Прежде всего, регламентируется Законом Республики Казахстан от 15 июля 1996 года № 29-I «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.). Данный закон устанавливает основ­ные принципы организации государственной системы управления, регулирует общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного дви­же­ния. Также и Закон Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.01.2021 г.) устанав­ли­вает правовые основы и общие условия функционирования дорожного движения и обеспечения его безопасности в Республике Казахстан. Однако недавним нововведением является Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 мая 2020 года № 306 «О некоторых вопросах ввоза в Республику Казахстан и эксплуатации гражданами Республики Казахстан отдель­ных транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения» изме­не­ниями от 02.09.2020 г.). В данном документе Министерствам внутренних дел, финан­сов, индустрии и инфраструктурного развития, экологии, геологии и при­род­ных ресурсов, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промыш­ленности Республики Казахстан до 1 марта 2021 года, а также Генеральной проку­ратуре (по согласованию) и Комитету национальной безопасности Республики Казахстан(по согласованию) до 1 декабря 2021 года необходимо принять меры по транспортным средствам с иностранными номерами данного государства. На наш взгляд, нужно было указывать не отдельно взятую страну (Республика Армения), а указать «зарегистрированных в иных государствах», т.к. в нашей Республике очень много автомашин с номерами других государств (самое большое количество эксплуатируемых автомашин с российскими номерами). Хотя в этом направлении уже существовал приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862 «О государственной регист­рации и учета отдельных видов транспортных средств по иденти­фика­ционному номеру транспортного средства» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.08.2020 г.). В данный нормативный документ были внесены изменения следующим Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 ап­реля 2018 года № 310 «О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы Министра внутренних дел Республики Казахстан». Изменения касались также и введения обязательной временной регистрации транспортных средств с иностран­ными номерами. Так как водителями иностранных автомобильных средств с номерами Российской Федерации, Армении и др. часто совершаются правона­руше­ния. Поэтому процесс привлечения нарушителей к ответственности очень сложен, а порой и невозможен. Причина — отсутствие базы данных транспортных средств данных государств. Согласно законодательству, срок привлечения к ответственности составляет два месяца с момента совершения правонарушения, по истечению которого невозможно привлечь его к ответственности[5]. Строгое соблюдение установленных правил поведения людей при прове­де­нии массовых мероприятий, а также при иных массовых скоплениях на ограниченной территории обеспечивает не только правопорядок, но и служит целям предотвращения опасности для жизни, здоровья людей и сохранности их имущества. В этом направлении в феврале 2020 г. в Казахстане на обсуждение была представлена Концепция проекта Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Разработка данного законопроекта последовала после Послания Президента К.-Ж.К.Токаева народу Казахстана от 2 сентября 2019 года, где глава государства поставил перед Правительством конкретную задачу по совершенствованию зако­но­дательства о митингах[6]. Но все же впервые Президент заявил о необходи­мости принятия нового закона по проведению митингов ранее, а именно 13 июня 2019 года, когда давал свое интервью каналу Euronews. В свою очередь Правительство Республики Казахстан включило разработку данного законопроекта в Общенациональный план мероприятий, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2019 года № 152 по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процве­та­ния Казахстана». Проект Закона представлен с целью усовершенствовать правовой механизм, обеспечивающий регулирование порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Казахстан, а также для эффективного решения актуальных вопросов посредством устранения правовых пробелов с учетом международного опыта[7]. Организация безопасности при соблюдении правил приобретения, хране­ния, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и некоторых других опасных веществ и материалов является непременным условием поддержания правопорядка. Из-за нарушения условий безопасности при обраще­нии с указанными предметами и веществами может возникнуть дезорганизация общественного порядка. В этом направлении 30 декабря 1998 года был принят Закон Республики Ка­захстан № 339-I «О государственном контроле за оборотом отдельных видов ору­жия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020г.). Он регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, слу­жеб­ного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Республики Казахстан, и направленна защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану объектов окружающей среды, ресурсов, развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Его положения распространяются также на оборот боеприпасов (патронов). Далее, последовало утверждение Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 июля 2019 года № 602. В соответствии с вышеназванным Законом РК данные Правила регулируют оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему, включая производство, реализацию (торговлю) передачу, даре­ние, награждение, наследование, приобретение, коллекционирование, экспони­рова­ние, учет, хранение, ношение, перевозку, использование, изъятие, уничто­жение, ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан. Также 7 ноября 2011 года было утверждено Постановление Правительства Республики Казахстан № 1302 «Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, перевозки, ввоза и вывоза взрывчатых материалов». Однако оно утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2016 года № 53. А нового нормативного документа так и не принято. В этом отношении в Уголовном кодексе в главе 10 «Уголовные правона­ру­шения против общественной безопасности и общественного порядка» предус­мотрена ответственность за незаконное обращение с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, ядерными материалами (ст. 283 УК РК), хищение либо вымогательство радиоактивных веществ, радиоактивных отходов или ядерных материалов (ст. 284), нарушение правил обращения с радиоактивными вещест­вами, радиоактивными отходами, ядерными материалами (ст. 285), незаконные приоб­ре­тение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боепри­пасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 287), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 289), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 290). Но ни в одном из законов нет ни понятий опасных веществ и материалов, ни разъяснений, ни привлечений к ответственности за их применение, хранение или перевозку. Например, химических веществ или сделанных из них материалов, кото­рые являются частью нашей повседневной жизни. Вся одушевленная и неодушевленная материя состоит из химических веществ, а изготовление прак­тически каждого промышленного товара предполагает использование химических веществ. Полиция и другие правоохранительные органы оказывали содействие в рамках исполнения своих должностных обязанностей во время проведения карантинных мероприятий, поэтому укрепление общественного порядка в этот период стало необходимым условием обеспечения общественной безопасности и правопорядка. В этом отношении еще 5 февраля 2004 года было издано Постановление Правительства Республики Казахстан № 139 «Об утверждении Правил осуществ­ле­ния ограничительных мероприятий, в том числе карантина, и перечня инфек­ционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия, в том числе карантин». Но оно утратило силу Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2270. Далее, было утверждено Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2270 «Об утверждении Правил осуществления ограни­чительных мероприятий, в том числе карантина, на территории Республики Казахстан, а также особых условий и режимов проживания населения и ведения предпринимательской и (или) иной деятельности». Оно также утратило силу Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 2015 года № 754. Но в связи с мировой пандемией коронавируса в Республике Казахстан приняты такие правовые акты по COVID-19, которые касаются: 1. Порядка пересечения Государственной границы Республики Казахстан на период карантинных ограничений и ЧП:
  • Порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан на период действия на территории страны чрезвычайного положения (утвержден Пред­се­да­телем Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычай­ного положения при Президенте Республики Казахстан– Премьер-Министром Республики Казахстан27 марта 2020 года № 12-12/11-21).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 59 «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией в пунктах пропуска на государственной границе Республики Казахстан» (с изменениями дополнениями по состоянию на 04.02.2021 г.).
  • Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 ноября 2020 года № 749 «Об утверждении списка научных организаций в области здравоох­ра­не­ния, выдающих в период карантинных ограничений письменные приглашения иностранным гражданам (лицам без гражданства) на оперативные методы лечения».
  • Порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан на период карантинных ограничений (утвержден решением Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории Республики Казахстан от 13 мая 2020 года № 21-3/05-2411) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2.02.2021 г.).
2. Блокпостов. 3. Ввоза-вывоза товаров. ВЭД. Мер, принимаемых на уровне ЕАЭС. 4. Доплат, выплат работникам здравоохранения. 5. Дорожной карты занятости в период действия ЧП. 6. Изоляции на дому (домашний карантин). 7. Мер по стабилизации экономики. 8. Международного сотрудничества по борьбе с коронавирусной инфекцией. 9. Налоговых вопросов. 10. Обеспечения продуктово-бытовым набором отдельных категорий населения. 11. Организации процесса обучения в организациях образования на период ЧП и карантина. 12. Поддержки населения и предпринимателей по займам. 13. Предельных цен. 14. Регламента работы государственных органов на период ЧП. 15. Социальных выплат на период ЧП и карантина. 16. Специального порядка государственных закупок. 17. Трудовых вопросов. 18. Функционирования объектов торговли на период ЧП. 19. Медицинских, санитарно-гигиенических мероприятий. 20. Ношения, применения, производство масок их реализация, продажа, обо­рот и цены. 21. Мероприятия в г. Алматы, в г. Нур-Султан и иных регионах по наблюде­нию за больными с бессимптомной формой коронавируса, предупреждение расп­рост­ра­нения при проведении выборов, по нарушениям санитарно-эпидемио­логических требований, рекомендаций руководства ВОЗ. Как одним из нововведений в элементах административно-правового меха­низ­ма в стране по обеспечению правопорядка хотелось бы отметить вновь при­ня­тый Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахс­тан от 29 июня 2020г. № 350-VI. Он регулирует отношения, связанные с осуществ­лением внутренних административных процедур государственных органов, адми­нистративных процедур, а также порядок административного судопроизводства. Участниками являются государственные органы, административные органы, должностные лица, а также физические и юридические лица. Порядок осуществления внутренних административных процедур государст­вен­ных органов в части, не урегулированной нормативными правовыми актами Республики Казахстан, применяется в деятельности: 1) Президента Республики Казахстан, государственных органов и должност­ных лиц, обеспечивающих деятельность главы государства, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан; 2) Канцелярии Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы; 3) аппаратов Палат Парламента и Центральной избирательной комиссии Рес­публики Казахстан; 4) аппаратов Конституционного Совета, Высшего Судебного Совета, Совета Бе­зо­пасности, Верховного Суда и канцелярий судов Республики Казахстан; 5) Правительства, Канцелярии Премьер-Министра, центральных исполни­тель­ных органов Республики Казахстан и их структурных и территориальных подразделений; 6) аппаратов местных представительных органов Республики Казахстан; 7) местных исполнительных органов Республики Казахстан[8]. Задачами административных процедур и административного судопроиз­водства являются:
  • полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юри­дических лиц;
  • достижение баланса частных и общественных интересов в публично-пра­вовых отношениях;
  • обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений;
  • укрепление законности в публично-правовой сфере.
  • справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение администра­тивных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Естественным является и факт появления Правил ведения Единого реестра административных производств, который был разработан и утвержден приказом и.о. Генерального Прокурора Республики Казахстан Е. Кененбаева от 10 июля 2020 года № 85. Но он должен был заработать с 1 января 2021 г. Однако, доступа на сегодняшний день по техническим причинам пока к нему нет. По нашему мнению, Единый реестр административных производств (далее ЕРАП) нужно было давно ввести, так как отслеживать регистрацию, количество, и большой объем статистических данных административных правонарушений не представляется возможным, и давало повод и возможность совершения коррупционных составляющих в этом направлении. Также хотелось бы отметить и другие нормативно-правовые акты по обеспечению правопорядка: 1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. По нему можно писать очень много, так как данное законодательство претер­певало постоянные изменения и дополнения, в которых санкции за некоторые административные правонарушения в последнее время были ужесточены. И, на наш взгляд, он требует отдельного более тщательного анализа. 2. Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по сос­тоянию на 02.01.2021 г.). Он регулирует общественные отношения в сфере деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан, которые являются правоохранительным органом, предназначенным для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В отличие от данного Закона ранний Закон Об ОВД 1995 г. определял статус, структуру, полномочия и организацию деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан. При этом органы внутренних дел Республики Казахстан были государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распоря­дитель­ные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной бе­зо­пасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противо­правных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. Также в данных нормативно-правовых актах прослеживается довольно много изменений. Поэтому практически Закон об ОВД от 2014 г. стал новым нормативно-правовым актом. 3. Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 года № 32-III «Об органах военной полиции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2020 г.) устанавливает правовые основы, принципы, задачи и систему органов военной полиции Вооруженных сил, органов национальной безопасности и внутренних дел Республики Казахстан(далее — органы военной полиции), которые осуществляют функции по обеспечению правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан 4. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 590-II «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) регулирует общественные отношения, возникаю­щие в связи с добровольным участием граждан Республики Казахстан в обеспе­чении общественного порядка. Согласно ст. 2 данного закона, участие граждан в обеспечении общественного порядка осуществляется на добровольных началах по оказанию содействия орга­нам внутренних дел на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. 5. На наш взгляд, необходимо отметить и Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2021 г.). Он регулирует общественные отно­ше­ния, связанные с поступлением на правоохранительную службу Республики Казахстан, ее прохождением и прекращением, а также определяет правовое поло­жение (статус), материальное обеспечение и социальную защиту сотрудников правоохранительных органов Республики Казахстан. Он хоть и не регулирует конкретно общественные отношения по обеспечению правопорядка, но касается субъектов данной деятельности, которые осуществляют данный правопорядок. 6. Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI «О проку­ра­туре» определяет статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан. Так как согласно ст. 4 данного закона, прокуратура осуществляет следующие задачи: 1) защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства; 2) выявление и устранение нарушений законности, причини условий, им способствующих, а также их последствий; 3) координацию деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью; 4) иные задачи, определяемые законом и актами Президента Республики Казахстан 7. Положение о Координационном совете Республики Казахстан по обеспе­че­нию законности, правопорядка и борьбы с преступностью, утверждено Указом Пре­зидента Республики Казахстан от 2 мая 2011 года № 68 и разработано на осно­вании ст. 20 Закона Республики Казахстан от 30 июня 2017 года «О прокуратуре». Можно назвать ряд других подзаконных актов, положений, приказов и иных документов по обеспечению правопорядка. Например, также можно назвать — Правила организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденные Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 1098. Так как де­ти наше будущее, а работа с несовершеннолетними в рамках обеспечения право­по­рядка должна касаться каждого. Они определяют порядок организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, их взаимо­дейст­вие с другими службами ОВД по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Также хотелось бы отметить и Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 года № 2184 «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018 г.). Этот нормативно-правовой документ к сожалению утратил силу в соответствии с Кодексом РК от 7 июля 2020 года № 360-VI. Однако взамен до сих пор другого закона его заменяющего не разработано. А проблема остается, и она довольна актуальна, так как больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией не убавляется. Можно привести пример из проведенного научного исследования, разрабо­тан­ного Центром научных и специальных исследований г. Актобе. Так отмечено, что «за последние 5 лет (2015-2019 гг.) в Мартукском районе Актюбинской отмечается рост совершения мелкого хулиганства, привлекаемого по ст. 434 КР КобАП, а также распитие алкогольных напитков по ст. 440 КРКобАП, которые в дальнейшем создают условия для совершения уголовного правонарушения и влекут более тяжкие последствия»[9]. Также в данном исследовании говорится и о росте бытовых правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, приходим к заключению, что все вышесказанное подтверж­дает о том, что административно-правовой механизм — это совокуп­ность адми­нистративно-правовых элементов, средств (в том числе государст­венные органы, учреждения, организации, общество, в том числе и гражданин) и способов, кото­рые воздействуют на общественные отношения в рамках управления госу­дарством и организуют их деятельность в соответствии с задачами общества и государства. И также это показывает огромную работу, проделанную в этом направлении государственными органами Республики Казахстан по укреплению нормативно-правовой базы административно-правового механизма по обеспе­чению право­порядка в стране. Но при этом возникает ряд проблем, которые требует своего незамедлительного решения.
  1. Большой словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1984. Т. 2. С. 262.
  2. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государств и права. Курс лекций. / Отв. ред. Матузов Н.И., Малько А.В.: 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. С. 64.
  3. Биекенов Н. А. Национальная полиция Казахстана: конституционно-правовые основы организации и деятельности: Монография. — Астана, 2010. С. 11.
  4. Игонькина С. И. Милиция в механизме современного российского государства: дис. … канд. юрид. наук. — М.: Академия МВД России, 1996. С. 25.
  5. https://primeminister.kz/ru/news/press/registraciya-inostrannyh-avtomobiley-v-mvd-rk-razyasnili-planiruemye-izmeneniya
  6. Токаев К.-Ж. Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана: Послание главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana
  7. Концепция проекта Закона РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» // https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=3074507&fbclid
  8. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 г. № 350-VI // https://online.zakon.kz.
  9. Сулейманова Г. Ж. Криминологический анализ преступности в Мартукском районе Актюбинской области // Мир Закона. — 2020. — № 5-6. С. 28.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*