admin 01.06.2022

Сагиева Г. К. — доцент кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета (г. Актобе), кандидат юридических наук;

Жанкулов Д. М., Кумаров А. М. — студенты выпускного курса ОП «Юриспруденция» Баишев Университета (г. Актобе)

Сагиева Ғ. К. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты (Ақтөбе қ.);

Жанкулов Д. М., Кумаров А. М. — Баишев университетінің «Құқықтану» білім беру бағдарламасының бітіруші курсының студенттері (Ақтөбе қ.)

Sagiуeva G. K. — associate professor of the department of «Law and general education disciplines» of Baishev University (Aktobe), candidate of legal sciences;

Zhankulov D.M., Kumarov A.M. — graduate students of the EP «Jurisprudence» of Baishev University (Aktobe)

УДК 340.1

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНСА

СЫБАЙЛАС ЖЕМҚОРЛЫҚҚА ҚАРСЫ КОМПЛАЕНСТІҢ ТҮСІНІГІ ЖӘНЕ ҚҰҚЫҚТЫҚ ТАБИҒАТЫ

CONCEPTS AND LEGAL NATURE OF ANTI-CORRUPTION COMPLIANCE

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются понятие и правовая природа антикорруп­цион­ного комплаенса. Правовая природа комплаенса и антикоррупционного ком­плаенса, как его разновидности, носит характер саморегулирования, основанного на четко обозначенных понятных критериях законодательства. Саморегулиро­ва­ние в организации деятельности хозяйствующих субъектов экономики имеет ряд пре­имуществ над прямым законодательным регулированием, так как оно поз­воляет гораздо гибче реагировать на потребности той или иной конкретной отрас­ли.

ТҮЙІН

Бұл мақалада сыбайлас жемқорлыққа қарсы комплаенстің түсінігі мен құқық­тық табиғаты қарастырылады. Комплаенс пен сыбайлас жемқорлыққа қарсы ком­плаенстің құқықтық табиғаты оның бір түрі ретінде заңнаманың нақты белгіленген түсінікті өлшемдеріне негізделген өзін-өзі реттеу сипатында болады. Экономика­ның шаруашылық жүргізуші субъектілерінің қызметін ұйымдастырудағы өзін-өзі реттеу тікелей заңнамалық реттеуден бірқатар артықшылықтарға ие, өйткені бұл белгілі бір саланың қажеттіліктеріне пайдалануда неғұрлым икемді келеді.

ANNOTATION

This article discusses the concept and legal nature of anti-corruption compliance. The legal nature of compliance and anti-corruption compliance, as its varieties, has the character of self-regulation based on clearly defined understandable criteria of legislation. Self-regulation in the organization of the activities of economic entities has a number of advantages over direct legislative regulation, since it allows much more flexibility to respond to the needs of a particular industry.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционный комплаенс, комплаенс, система, службы, антикоррупционная политика.

Түйінді сөздер: сыбайлас жемқорлық, сыбайлас жемқорлыққа қарсы комплаенс, комплаенс, жүйе, қызметтер, сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясат.

Keywords: corruption, anti-corruption compliance, compliance, system, services, anti-corruption policу.

Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года является документом системы государственного планирования, определяющим приори­тет­ные направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, а также пра­во­вого образования и правовой пропаганды. Объективная потребность общества в обеспечении правопорядка, способного гарантировать защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, и действенная антикоррупционная по­литика государства определяют важность обеспечения социально-правовой защи­щенности сотрудников правоохранительных органов. Существует необходимость в совершенствовании законодательства о государственно-частном партнерстве и государственных закупках, позволяющего уменьшить коррупционные риски. Восстановление качества юридического образования является принципиальным условием устойчивого развития правовой системы Казахстана. Профессия юриста — одна из немногих профессий, подготовку специалистов по которым могут осуществлять только отечественные высшие учебные заведения. Высокий спрос со стороны абитуриентов на образовательные услуги юридических факультетов в 90-х годах прошлого века при ослаблении государственного контроля и сравни­тель­но невысоком уровне оплаты труда в образовании породил высокую корруп­цию в высших учебных заведениях и значительное снижение качества высшего юридического образования[1].

В начале этого года Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил уси­лить профилактическую работу по противодействию коррупции. При этом, одной из превентивных мер, показавших свою эффективность во многих странах мира, является практика внедрения комплаенс-служб. Современная антикоррупционная политика «делает ставку» на превенцию, основываясь на партнерских отношениях с гражданским обществом, в том числе добропорядочным бизнесом. В условиях рыночной экономики развитие корпоративного сектора является важнейшим усло­вием повышения благосостояния граждан. Государство оказывает всестороннюю поддержку данному сектору. Либерализируется законодательство, проводится зна­чительная работа по дерегулированию бизнеса и активному использованию антикоррупционной политики в корпоративном секторе. Антикоррупционная транс­формация и добропорядочность при ведении дел должны стать незыблемым стандартом. Об этом говорит ряд рекомендаций международных организаций. Одной из них является наличие комплаенс-службы, практика применения которых широко развита в корпоративном секторе международного уровня. С учетом лучших международных практик в октябре 2020 года в Закон «О противодействии коррупции» были внесены поправки в части регламентации института комплаенс. Так, согласно внесенным поправкам в субъектах квазигоссектора определяются структурные подразделения, исполняющие функции антикоррупционных компла­енс-служб. Хотелось бы отметить, что создание данных структур для субъектов квазигоссектора является обязательством, а для частных компаний — правом. Антикоррупционные комплаенс-службы представляют из себя независимые под­раз­деления в организации, имеющие официальный статус, право доступа на полу­чение всей необходимой информации, право на проведение внутренних рассле­дований по потенциальным нарушениям с привлечением необходимых экспертов в сфере комплаенс-контроля. Более того, сотрудники антикоррупционных компла­енс-служб должны иметь прямой доступ к коллегиальному органу по выражению своего мнения и передачи сведений в отношении нарушений, полученных в про­цес­се контроля самих рисков. Вместе с тем, антикоррупционные комплаенс-служ­бы — это, так сказать, комиссары Агентства на местах, которые взаимодействуют со всеми категориями регулирующих и надзорных органов, обеспечивая успеш­ную реализацию многоуровневой системы противодействия коррупции. Основная миссия антикоррупционных комплаенс-служб — обеспечение соблюдения орга­низацией и ее работниками законодательства о противодействии коррупции. В це­лях обеспечения методологической помощи, а также эффективного внедрения дан­ного института, Агентством разработаны методические рекомендации, способст­вую­щие формированию единого подхода в реализации антикоррупционной по­литики. В методических рекомендациях определен ряд задач, обязательных для применения антикоррупционными комплаенс-службами, в том числе: разработка документов по противодействию коррупции; проведение антикоррупционного мо­ни­торинга и выявление коррупционных рисков в деятельности организаций; про­ве­дение антикоррупционных разъяснительных встреч с коллективом; выявление и урегулирование конфликта интересов; развитие корпоративных этических ценнос­тей и др. Для обеспечения независимости при проведении вышеперечисленных ме­роприятий рекомендуется обеспечить подотчетность комплаенс-служб коллеги­аль­ному органу организации, например, совету директоров или правлению. Важно помнить, что эффективность антикоррупционного комплаенса зависит от выстро­ен­ной внутриведомственной системы противодействия коррупции. В этом аспекте значим антикоррупционный стандарт ISО 37001 «Система менеджмента проти­водействия коррупции». Он содержит в себе ряд рекомендаций, направленных на вооружение антикоррупционной комплаенс-службы и комплаенс-офицеров. В том числе, назначение менеджера по соблюдению требований для надзора за анти­кор­рупционной программой, обеспечение процесса обучения персонала по вопросам борьбы со взяточничеством, а также оценка коррупционных рисков, включая про­ведение комплексной проверки и др.

Создание комплаенс-служб в субъектах квазигоссектора является обязате­ль­ст­вом. Так, в соответствии со статьей 3 «Бюджетного кодекса», субъектами ква­зи­гос­сектора являются государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляю­щие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юри­дические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с зако­но­дательными актами Республики Казахстан[2]. Вместе с тем, что касаемо частных компаний, внедрение и развитие института комплаенса служит индикатором оцен­ки соответствия отечественного бизнеса общепринятым международным цен­нос­тям. В этой связи, создание комплаенс-службы в казахстанских компаниях обеспе­чи­вает эффективное международное сотрудничество, успешный выход на миро­вой рынок, развитие франчайзинговой сети, а также привлечение иностранного ка­пи­тала. Таким образом, комплаенс-контролем, обеспечивающим превентивные функ­ции противодействия коррупции в организациях охвачено большинство сфер жизнедеятельности в Казахстане. По состоянию на 2 августа текущего года в Ка­зах­стане создано 1790 антикоррупционных комплаенс служб. Для формирования единой политики противодействия коррупции Агентством уделяется важное зна­чение непрерывному обучению и развитию сотрудников антикоррупционных ком­плаенс-служб. На системной основе совместно с Академией государственного уп­рав­ления проводятся обучающие семинары для управленческого состава субъек­тов квазигоссектора и офицеров комплаенс-служб. Правильно составленная про­грам­ма обучения, с примерами, тестами и этическими дилеммами не только при­вле­кает внимание сотрудников, но и способствует профилактике и предот­вра­щению возникновения случаев неэтичного поведения и коррупции. Совместными результатами работы Агентства и субъектов квазигоссектора является создание каналов связей, горячих линий для своевременного выявления и предотвращения нарушений законодательства, мошенничества, коррупции, неэтического поведе­ния и иных нарушений, относящихся к деятельности компании. Представители ор­га­низаций поделились опытом, что благодаря выстроенной системе противо­дей­ствия коррупции, созданной комплаенс-офицерами, снижено количество аноним­ных обращений. Таким образом, комплаенс-офицеры гарантируют конфиден­ци­аль­ность, анонимность, регистрацию и обработку 100% обращений. Вместе с тем, институт антикоррупционного комплаенса является новым для нашей страны, дос­ти­жение и оценка результатов работы подобных служб будет дана на основании от­четной информации по количеству зарегистрированных коррупционных право­на­рушений по итогам года. Изменение акцентов в подходах противодействия кор­рупции предполагает активную системную превентивную работу по выявлению и минимизации коррупционных рисков в деятельности государственных органов и субъектов квазигоссектора. Для этого имеется ряд превентивных инструментов.

Серьезная роль в превенции коррупции отведена институту внутреннего ана­ли­за. Агентством приняты системные меры по пересмотру подходов в государ­ст­венных органах и субъектах квазигоссектора к его осуществлению. Так, введена прак­тика утверждения антикоррупционного плана и графика внутренних анализов с участием представителей общественности. Еще одним инструментом выявления коррупционных рисков является научная антикоррупционная экспертиза проектов НПА, в ходе которой проверяется наличие коррупционных факторов. Так, за пери­од с ноября 2020 года по май 2021 года антикоррупционной экспертизой 6 тысяч проектов НПА выявлено свыше 18 тысяч коррупционных факторов. Выработано порядка 6 тысяч рекомендаций по совершенствованию НПА и бизнес-процессов с целью минимизации коррупциогенных факторов. Кроме того, на законодательном уровне действует персональная ответственность руководителей за коррупционные правонарушения своих подчиненных. Руководитель, являющийся политическим слу­жащим, обязан подать в отставку в случае, если по истечению трех месяцев со дня его назначения подчиненным совершено коррупционное правонарушение. В отношении руководителей, являющихся административными государственными служащими корпуса «А» и «Б», законом введена дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного пре­ступления. В целом, с момента введения указанной нормы к ответственности за кор­рупцию подчиненных привлечены 137 руководителей (20 — политические служащие, 117 — руководители госорганов и организаций), из которых 20 уво­ле­ны (7 — политические служащие, 13 — руководители госорганов и организаций). Все эти инструменты направлены, в первую очередь на то, чтобы сформировать антикоррупционную культуру и создать благоприятную среду для продвижения ценностей добропорядочности, как среди госструктур, так и среди населения[3].

В субъектах квазигосударственного сектора определяются структурные под­раз­деления, исполняющие функции антикоррупционных комплаенс-служб, ос­нов­ной задачей которых является обеспечение соблюдения соответствующей органи­за­цией и ее работниками законодательства Республики Казахстан о проти­во­дей­ст­вии коррупции.

Антикоррупционная комплаенс-служба осуществляет свои полномочия неза­ви­симо от исполнительного органа, должностных лиц субъекта квазигосудар­ст­венного сектора, подотчетна совету директоров, наблюдательному совету (при его наличии) или иному независимому органу управления и является независимой при обеспечении соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции. Компетенция, организация и порядок деятельности антикоррупционной комплаенс-службы определяются внутренним актом субъекта квазигосударственного сектора.

Субъекты предпринимательства, не являющиеся субъектами квазиго­судар­ст­венного сектора, вправе создавать антикоррупционные комплаенс-службы[4].

Антикоррупционный комплаенс — это разновидность общего явления «ком­пла­енс». Общепринятое терминологическое понимание «комплаенса» отсутст­ву­ет. Однако на международном уровне существует определение комплаенс-риска, сформулированного Базельским комитетом по банковскому контролю: комплаенс — независимая функция, которая выявляет, оценивает, дает соответствующие со­ве­ты, отслеживает и готовит отчеты в отношении риска комплаенс, определяемого как риск юридических или регулятивных санкций, финансовых убытков, урона ре­путации, которые могут быть обращены на банк в результате несоблюдения им за­конодательства, регулирования, кодекса поведения и стандартов хорошей прак­ти­ки. Существуют иные подходы к понятию «комплаенс». Международной Орга­ни­зацией по комплаенс регулированию дается следующее определение: комплаенс — это способность действовать в соответствии с порядком, набором правил или запросом.

Более детальным является следующее определение комплаенса — это обес­пе­чение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее ка­захстанским и зарубежным законодательством, иными обязательными для испол­нения регулирующими документами, а также создание в организации механизма анализа, выявления и оценки рисков нарушения законодательства, как в целом, так и антикоррупционного законодательства в частности, а также обеспечение ком­плексной защиты организации[5].

Таким образом, в действующих определениях происходит смешение внутрен­него и внешнего комплаенса.

На основании вышеизложенного, комплаенс можно определить как тесно свя­занное с этикой обособленное многозначное экономико-правовое явление, пред­став­ляющее собой функцию, процедуру, состоящую из 2 элементов:

  1. Внутренний: систему внутренних корпоративных документов и построения системы контроля в организации, имеющее своей целью обеспечения соответствия деятельности организации на всех уровнях требованиям международного и нацио­нального законодательства, а также иным обязательным предписаниям регули­рую­щих органов посредством создания механизма анализа, выявления, оценки рисков и построение системы их предупреждения.
  2. Внешний: оценки деятельности организации на соответствие требованиям международного и национального законодательства, а также иным обязательным предписаниям регулирующих органов с помощью привлечения аудиторов или го­сударственных органов в качестве экспертов.

Правовое закрепление термина «антикоррупционный комплаенс» отсутст­ву­ет. Несмотря на наличие единого международного правового акта — Конвенции ООН против коррупции — понятие «коррупция» и набор составов коррупционных правонарушений отличаются в каждой стране. Соответственно закрепление обще­при­нятого понятия «антикоррупционный комплаенс» затруднительно.

Таким образом, на основании выше сформулированного термина «комплаенс» мож­но сконструировать понятие «антикоррупционный комплаенс»: тесно связан­ное с этикой обособленное многозначное экономико-правовое явление, представ­ляю­щее собой функцию, процедуру, систему внутренних корпоративных докумен­тов и построения системы контроля в организации, имеющее своей целью обеспе­чения соответствия деятельности организации на всех уровнях требованиям меж­ду­народного и национального законодательства в области противодействия кор­рупциям, а также иным обязательным предписаниям регулирующих органов по­сред­ством создания механизма анализа, выявления, оценки коррупционных рис­ков и построение системы их предупреждения. При этом антикоррупционный ком­плаенс-контроль включает в себя систему законодательных и локальных норм двух уровней:

1) нормы, адресованные исполнительному органу юридического лица;

2) нормы, адресованные юридическому лицу.

Правовая природа комплаенса и антикоррупционного комплаенса как его раз­новидности носит характер саморегулирования, основанного на четко обозна­чен­ных понятных критериях законодательства. Саморегулирование в организации дея­тельности хозяйствующих субъектов экономики имеет ряд преимуществ над прямым законодательным регулированием, так как оно позволяет гораздо гибче реагировать на потребности той или иной конкретной отрасли. К преимуществам можно отнести:

  1. Учет специфики отраслевого регулирования и построения бизнес-процес­сов конкретной организации. В каждой из отраслей экономики могут быть выде­лены как общие коррупционные риски, так и специфические, основанные на осо­бенностях бизнес-процессов. Иными словами, частные организации способны го­раз­до быстрее и лучше отвечать на изменения рынка в их сфере, осознавая всю спе­цифику. Поэтому необходимо установление конкретных правовых рамок на уровне государственного регулирования, в соответствии с которыми частный сек­тор будет организовывать антикоррупционный комплаенс на базе своих пред­прия­тий и бизнес-процессов с учетом их особенностей.
  2. Эффективная оценка рисков в рамках организации. При наличии конкрет­ных законодательных критериев, организации будет гораздо легче внедрить ком­плаенс-политики для соблюдения требования законодательства.

Саморегулирование в этом смысле представляется примером нормативного под­хода, который является «чувствительным, гибким, вызывающим большее соблюдение законов и в то же время стимулирует и базируется на внутренней морали сектора или организации, являющейся объектом регулирования»[6].

Таким образом, комплаенс и антикоррупционный комплаенс имеет дву­еди­ную правовую природу — это система саморегулирования организации как стра­те­гия государственной политики. Саморегулирование представляет собой не стрем­ление государства к де-регулированию экономического сектора, а напротив качественное и количественное улучшение процесса регламентации деятельности хозяйствующих субъектов экономики в форме законодательно закрепленных кри­те­риев добросовестного поведения организации, организации комплаенс-проце­дур и формированию системы посредничества, контроля и надзора в части их со­б­людения. Это своеобразный диалог государства и частного сектора с целью дос­тижения общих интересов, где государство в том числе выступает консультантом по сложным вопрос внедрения антикоррупционного комплаенса в организации и принятии стратегических решений для бизнеса в сфере комплаенс.

Можно сделать вывод о том, что новизна понятия «комплаенс» и «анти­кор­рупционный комплаенс» как его разновидности, их правовой природы связана с выработкой критериев их оптимальной реализации как результата компромисса и сотрудничества государственного и частного сектора с целью поддержания и уп­рочения экономического благополучия обеих сторон. Это способствует развитию корпоративной и правовой культуры, которая помогает масштабировать бизнес-процессы и как следствие усиливает экономику государства.

  1. Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, Указ Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674#z305
  2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2022 г.) // https://adilet.zan.kz/rus/docs
  3. Кто такие комплаенс-офицеры и как они могут помочь в борьбе с коррупцией 16 августа 2021 httрs://www.nur.kz/nеzаvisimоst/1927370-ktо-tаkiе-kоmрlаеns-оfitsеry-i-kаk-оni-mоgut-роmосh-v-bоrbе-s-kоrruрtsiеy/
  4. Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2021 г.) // https://adilet.zan.kz/rus/docs
  5. Партнерство против коррупции — принципы противодействия взяточничеству // [Электронный ресурс]. URL: httр://www.iblfrussiа.оrg/filеs/РАСI%20Russiаn%20Finаl.рdf.
  6. Терешкова В. В. Организация системы антикоррупционного комплаенса в произ­водственной организации: от зарубежной практики к российской // Диверсификация и экономическая безопасность организаций оборонно-промышленного комплекса, организаций с государственным участием: Практ. конф. (4 марта 2020 г.). — Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, 2020.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*