admin 23.04.2021

Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и специальных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук

Кенжегалиев А. Н. — студент 3 курса дистанционного обучения кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета

Козбаков М. А. — студент 3 курса дистанционного обучения кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета

Сейітмұхан А. Ғ. — студент 3 курса дистанционного обучения кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета

Сулейманова Г. Ж. — Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғылыми қызметкері (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты

Кенжегалиев А. Н. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының Қашықтықтан оқытудың 3-курс студенті

Козбаков М. А. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының Қашықтықтан оқытудың 3-курс студенті

Сейітмұхан А. Ғ. — Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының Қашықтықтан оқытудың 3-курс студенті

Suleymanova G. Zh. — chief researcher of the Center for scientific and special research (Aktobe), candidate of legal sciences

Kenzhegaliev A. N. — 3rd year student of distance learning at the department of law and general education of Baishev University

Kozbakov M. A. — 3rd year student of distance learning at the department of law and general education of Baishev University

Seyitmukhan A. G. — 3rd year student of distance learning at the department of law and general education of Baishev University

УДК 343.848.2

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ

СОТТАЛҒАНДАРДЫ ТҮЗЕУ ЖӨНІНДЕГІ МЕМЛЕКЕТТІК ОРГАНДАРДЫҢ ҚЫЗМЕТІ ТУРАЛЫ

ON THE ACTIVITIES OF STATE BODIES FOR THE REFORM CRIMINALS

АННОТАЦИЯ

Учреждения и органы, исполняющие наказания, также как и служба пробации являются частью системы правоохранительных органов, решающих задачу борь­бы с преступностью посредством предупреждения преступлений, а именно исправ­лением осужденных лиц. В этом направлении государством созданы усло­вия для дальнейшего совершенствования и внедрения механизмов социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации. Это проводится путем качественного улучшения дея­тель­ности государственных органов, привлечения к этой деятельности неправи­тельственных организаций, усиления института межведомственного взаимо­действия и взаимодействия государства и общества.

ТҮЙІН

Жазаны орындайтын мекемелер мен органдар, сондай-ақ пробация қызметі қылмыстың алдын алу, атап айтқанда сотталған адамдарды түзеу арқылы қыл­мысқа қарсы күрес міндетін шешетін құқық қорғау органдары жүйесінің бір бөлігі болып табылады, осы бағытта мемлекет бас бостандығынан айыру орындарынан босатылған және пробация қызметінде есепте тұрған азаматтарды әлеуметтік оңалту тетіктерін одан әрі жетілдіру және енгізу үшін жағдай жасады. Бұл мемлекеттік органдардың қызметін сапалы жақсарту, осы қызметке үкіметтік емес ұйымдарды тарту, ведомствоаралық өзара іс-қимыл институтын және мемлекет пен қоғамның өзара іс-қимылын күшейту жолымен жүргізіледі.

ANNOTATION

Institutions and bodies executing punishment, as well as the probation service, are part of the system of law enforcement agencies that solve the problem of combating crime through the prevention of crimes, namely the correction of convicted persons. In this direction, the state has created conditions for further improvement and implementation of mechanisms for the social rehabilitation of citizens released from prison and registered with the probation service. This is carried out by qualitatively improving the activities of state bodies, involving non-governmental organizations in this activity, strengthening the institution of interdepartmental interaction and interaction between the state and society.

Ключевые слова: правоохранительные органы, осужденные, освобожденные, лишение свободы, наказание, исправление, пробация, ресоциализация, социальная помощь.

Түйінді сөздер: құқық қорғау органдары, сотталғандар, босатылғандар, бас бос­тандығынан айыру, жазалау, түзеу, пробация, қайта әлеуметтендіру, әлеу­меттік көмек.

Keywords: law enforcement, convicted, released, imprisonment, punishment, correction, probation, resocialization, social assistance.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, являются частью системы правоохранительных органов, решающих задачу борьбы с преступностью. Пос­коль­ку в ее решении заинтересовано все общество, то оно через государственные и общественные институты устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов, в том числе за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Так, например, на основании Закона РК от 10 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Ка­захстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нор­мами права различных законодательных актов и норм, способствующих со­вершению коррупционных правонарушений» местными исполнительными орга­нами проводится социальная реабилитация лиц, освобожденных из мест лишения свободы[1].

А контроль за поведением осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, и за осужденными, отбывающими наказание в виде ограничения свобо­ды, осужденными условно, освобожденными условно-досрочно от отбывания на­ка­зания в виде лишения свободы, оказание им содействия в получении социально-правовой помощи (трудоустройство, получение образования и профессии, оказа­ние медицинских услуг, юридической, психологической и иной социальной помо­щи) возложены на службу пробации согласно положениям Концепции правовой политики в 2012 году.

Поэтому 30 декабря 2016 года был издан Закон Республики Казахстан № 38-VI «О пробации». Он регулирует общественные отношения в сфере организации и функционирования пробации и устанавливает понятие, цель, задачи, принципы, виды и формы осуществления пробации, а также правовой статус лиц, в отно­шении которых применяется пробация, и субъектов, ее осуществляющих[2].

Также с введением в действие с 1 января 2015 года Уголовно-исполнительного кодекса предусмотрены нормы, регламентирующие процесс ресоциализации о сужденных, освобождающихся из мест лишения свободы. Ведущая роль отводится совершенствованию и дальнейшему развитию комплексной реализации возмож­нос­тей государственных органов, общественных объединений и граждан в ока­зании лицам, освободившимся из мест лишения свободы и находящимся на учете службы пробации, необходимого объема социально-правовых услуг. Особенно на повышении эффективности взаимодействия всех субъектов правоотношений.

Комплексная стратегия социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, в Республике Казахстан на 2017-2019 годы (далее — Комплексная стратегия) ориентирована на устранение предпосылок социальной дезадаптации и депривации гражданина после освобождения из мест лишения свободы и в период нахождения на учете службы пробации.

Согласно проведенному реформированию и гуманизации уголовной политики ежегодно происходит снижение тюремного населения. Так, в 2019 г. в республике насчитывалось 29913 человек, в 2018 г. — 35351 человек, в 2017 г. — 36343. В 2016 г. численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, составила 36241 человек, в 2015 году — 39945, 2014 году — 47939, 2013 году — 49821. Это более наглядно видно на представленной диаграмме 1.

Диаграмма 1 — Динамика снижения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Но как мы уже говорили и указали в ведении работы в 2017 г. количество лиц, находящихся на учете службы пробации, увеличилось и стало насчитывать около 51000 человек, в 2018 г. уже более 53000 и в 2019 г. уже более 55000. В 2016 г. их было 50447 граждан, в 2015 году — 47862, 2014 году — 39530, 2013 году — 34309 (диаграмма 2).

Если сопаставить эти две диаграммы, то получается, что проявляется гумани­за­ция законодательства по снижению почти вдвое лиц к которым применяется наказание и которые содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной систе­мы. Однако на службе пробации в 1,5 раза идет увеличение количества нахо­дящихся у них на учете лиц.

Диаграмма 2 — Количество лиц, находящихся на учете службы пробации

Но нельзя забывать и об осужденных, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Так как их насчитывается 66 исправительных учреж­де­ний, из них 49 исправительных колоний, 15 колоний-поселений, одна воспи­та­тельная колония для несовершеннолетних в Алматы, одна тюрьма в Аркалыке. Также работает 16 следственных изоляторов в каждой области по одному, кроме Туркестанской области.

Например, в г. Алматы работает только один следственный изолятор, колония-поселение и воспитательная колония для несовершеннолетних, и нет ни одного предприятия, занимающегося бизнесом в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС).

В нашей стране производством в учреждениях УИС занимаются два респуб­ли­канских государственных предприятия —  РГП «Еңбек» (19 филиалов) и «Еңбек Өскемен» (2 филиала) и относятся они к Комитету уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РК (КУИС МВД РК).

Также по рес­публике в таких учреждениях работают 242 субъекта частного предпринимательства. Больше всего 64 в Восточно-Казахстанской области, в Жамбылской — 28 и в Карагандинской — 22 предприятия (см. таблица 1).

Таблица 1

Развитие частного предпринимательства в учреждениях УИС

Регион

Количество учреждений уголовно-исполнительной системы Количество предприятий
Следственный изолятор Исправительная колония Колония-поселение Воспитательная колония для несовершеннолетних Тюрьма
Актюбинская область 1 1 1     7
Акмолинская область 1 4 1     10
Алматинская область 1 4 1     13
Г. Нур-Султан 1 1 1     12
Атырауская область 1 2     9
Восточно-Казахстанская область 1 9 2     64
Жамбылская область 1 3 1     28
Западно-Казахстанская область 1 2     12
Карагандинская область 1 8 1     22
Кызылординская область 1 1 1     8
Костанайская область 1 3 1   1 10
Павлодарская область 1 3 1     9
Северо-Казахстанская область 1 3 1     10
Туркестанская область 1     10
Г. Шымкент 1 3 1     11
Мангистауская область 1 1 1     7
Г. Алматы 1 1 1   0
Итого 16 49 15 1 1 242

В рамках государственных программ «Производительность-2020», «Экс­портер-2020», «Дорожная карта бизнеса 2020» в 2020 г. привлекались к сотруд­ничеству субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Видами их деятельности в основном были производство строительных материалов, товаров народного потребления, швейных изделий, изготовление изделий из металла, разведение животноводства и многое другое.

Также на сайте Комитета УИС создан блог «Занятость в колониях» с разде­лами: проект занятости, история успехов заключенных, 100 дел для заключенных, виртуальная ярмарка-выставка товаров и услуг заключенных, 1000 бизнес-идей, список профессионалов по специальностям и др.

В социальной помощи нуждаются все лица, освободившиеся из мест лишения свободы, которым в первое время после освобождения необходимо адапти­ро­ваться к условиям жизни на свободе, нужны средства для проживания и поиска ра­боты. Только в 2019 году было трудоустроено 11,3 тыс. осужденных, из них на предприятиях УИС — 4,4 тыс., на работах по хозяйственному обслуживанию учреж­дений — почти 3 тыс., на других оплачиваемых работах — 3,9 тыс. осужденных[3].

Также в учреждениях УИС работает 57 общеобразовательных школ и 47 профес­сиональных колледжей, в которых ежегодно учится более 3500 человек. Особое внимание обращается на их профессиональное обучение. Так как многие не имеют ни профессии и ни специальности.

Например, в г. Актобе 3 декабря 2019 года по проекту «Бастау-Бизнес» обу­ча­лось шесть человек, состоящих на учете службы пробации района Алматы города Актобе. Они обучались в Казахско-Русском международном университете. Они прошли тестирование по курсам обучения и защитили свой бизнес-проект. Получив сертификаты, они смогут кредитоваться в приоритетном порядке на льгот­ных условиях, чтобы открыть собственный бизнес. Региональная палата предпринимателей «Атамекен» взяла их под опеку[4].

Также хотелось бы отметить, что в Актюбинской области находится четыре пенитенциарных учреждения (КА-168/1, КА-168/2, КА-168/3, КА-168/5) со 1958 осужденными. Но в плане построить еще одно учреждение по международным стандартам содержания приговоренных к отбыванию наказания в виде лишения свободы. В нем будут следственный изолятор для 500 подследственных, с общим режимом для 750 осужденных, колония-поселение для 150 осужденных, арестный дом на 100 мест. В нем будут предусмотрены блок медицинского обслуживания, школа общеобразовательного и профессионального обучения, складские поме­ще­ния, автопарк, спортивные и культурные объекты и др.

Отдельно хотелось бы сказать о том, что эффективным инструментом в исп­рав­лении осужденных является институт пробации. Как уже было отмечено выше, с 2012 г. в Казахстане работает служба пробации (2 модели пробации — условно-приговорная и постпенитенциарная) по контролю за осужденными и содействию в получении социально-правовой и иной помощи.

Динамика развития службы пробации показывает, что на протяжении 3-х лет выросло количество лиц, которым оказана социально-правовая помощь.

Например, в отношении осужденного, отбывающего наказание в виде лише­ния свободы, которому до отбытия срока наказания остался один год, ресоциа­лизация осуществляется службой пробации совместно с администрацией учреж­дения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы в форме оказания социально-правовой помощи в виде индивидуальной программы.

Индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи содержит (cт. 16 Закона РК о пробации):

  1. данные досудебного доклада (при его наличии), разработанного службой пробации на этапе досудебной пробации;
  2. материалы, характеризующие поведение осужденного в период пребывания в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы;
  3. сведения о возмещении и (или) невозмещении исковых требований лицом, подготавливаемым к освобождению;
  4. сведения о социальных связях осужденного, подготавливаемого к освобож­дению, состоянии его здоровья, уровне образования, трудовых навыках, осведом­лен­ности о правовых механизмах реализации прав и свобод, а также иные необхо­димые сведения для коррекции социального поведения и успешной социальной адаптации осужденного;
  5. конкретные мероприятия, направленные на оказание социально-правовой помощи осужденному, подготавливаемому к освобождению;
  6. планируемые мероприятия по оказанию социально-правовой помощи, тру­до­вому и бытовому устройству осужденного после его освобождения[5].

В общей сложности индивидуальная программа оказания социально-правовой помощи оформляется согласно Приложения № 1 к Правилам оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учёте службы пробации[6].

Также в целях улучшения порядка оказания социально-правовой помощи ли­цам, освободившимся из мест лишения свободы и состоящим на учете службы про­бации, по стране внедрен принцип одного окна. Он уже работает в г.Нур-Сул­тан, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Караган­динс­кой областях.

В г. Актобе 10 марта 2017 года был запущен пилотный проект «Дом проба­ции», в г.Караганде 26 апреля 2017 года «Кризисный центр», в г.Нур-Султан 4 июля 2017 г. открыто рабочее место сотрудника пробации в ЦОНе.

Проведенный нами анализ показывает, что созданные условия для ресоциали­зации осужденных имеют положительные тенденции как при исполнении нака­заний в виде лишения свободы, так и при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. В учреждениях республики отмечается снижение количества нарушений среди осужденных в расчете на 1000 человек.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» от 6 апреля 2016 года № 482-V  (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.01.2021 г.) лица, освобожденные из мест лишения свободы и со стоящие на учете службы пробации, пользуются приоритетным правом трудоустройства на со­циальные рабочие места, прохождения профессионального о бучения. Также местные исполнительные органы должны создать квоты мест для трудоустройства данных лиц[7].

Это реализуется через участие в мероприятиях Программы «Дорожная карта занятости 2020-2021»[8]. В рамках Программы этим лицам в приоритетном порядке предоставляется государственная поддержка в виде профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства, содействия развитию предпринимательства пу­тем предоставления микрокредита на открытие или расширение собственного дела в сельской местности, а также организации добровольного переезда из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста в рамках потребностей работодателя.

Для более эффективной работы по трудоустройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы, территориальными органами УИС совместно с центрами заня­тости населения осуществляется обмен информацией об освобожденных лицах с указанием их возраста, даты освобождения, места жительства, образования и специальности.

А Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 мая 2016 года № 412 утверждены Правила квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан из числа молодежи, потерявших или о став­ших­ся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся вы­пуск­никами организаций образования, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц, состоящих на учете службы пробации[9].

Граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и находящиеся на учете службы пробации, Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 г. могут признаваться лицами, находящимися в труд­ной жизненной ситуации, что предоставляет им право на получение комплекса специальных социальных услуг в области социальной защиты населения[10].

В деятельность службы пробации также должна будет внедрена система преду­преждения рисков (Risk-needs-responsibility (RNR), основанная на анализе оценки рисков рецидива преступлений и возможностей реабилитации освобож­даемого о сужденного, а также лица, находящегося на учете службы пробации, ко­торая также входит в систему оценки исправления осужденного. Однако на сегод­няшний день пока такая система еще не работает. Нами не было найдено ни одного материала или информации о данной системе.

Таким образом, анализ текущей ситуации показал, что государством созданы условия для дальнейшего совершенствования и внедрения механизмов социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации, путем качественного улучшения деятельности госу­дарст­венных органов, привлечения к это й деятельности неправительственных организаций, усиления института межведомственного взаимодействия и взаимо­действия государства и общества.

  1. Закон Республики Казахстан от 10 января 2011 года № 383-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30915711.
  2. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 № 38-VI «О пробации» (с изменениями от 27.12.2019 г.) // https://online.zakon.kz/document.
  3. https://kursiv.kz/news/tendencii-i-issledovaniya/2019-08/kak-sdelat-biznes-na-ugolovnikakh-v-kazakhstane.
  4. http://duisaktobe.kz/.
  5. Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 № 38-VI «О пробации» (с изменениями от 27.12.2019 г.) // https://online.zakon.kz/document.
  6. Об утверждении Правил оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации: Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2014 года № 1131 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P140000113.
  7. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V «О занятости населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.01.2021 г.) // http://adilet.zan.kz/rus.
  8. Об утверждении Дорожной карты занятости на 2020 — 2021 годы: Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 55-р // http://adilet.zan.kz/rus/docs/R2000000055.
  9. Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц, состоящих на учете службы пробации: Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 26 мая 2016 года № 412 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600013898/.
  10. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2020 г.) // http://adilet.zan.kz/rus.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*