admin 29.11.2021

Литвякова С.В. — преподаватель кафедры административного пра­ва и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России

Литвякова С.В. — Ресей ІІМ Омбы академиясының ІІО әкімшілік құқық және әкімшілік қызмет кафедрасының оқытушысы

Litvyakova S.V. — lecturer of the department of administrative law and administrative activities of IAB of the Omsk Academy of the MIA of Russia

УДК 342.9

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАР ЖАСАЙТЫН ӘКІМШІЛІК ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚ ЖӨНІНДЕГІ ІСТЕР БОЙЫНША ӨНДІРІСТІҢ ЖЕКЕЛЕГЕН МӘСЕЛЕЛЕРІ

INDIVIDUAL PROBLEMS OF CASE PROCEEDINGS ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENSES, COMMITTED BY MINORS

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает отдельные проблемы, связанные с привле­че­нием несовершеннолетних к административной ответственности. А именно — о снижении возраста привлечения к административной ответственности до 14 лет за умышленно совершенные административные правонарушения, о процессуальных особенностях задержания несовершеннолетнего, об участии педагогов, психоло­гов, законного представителя при опросе несовершеннолетнего и об установлении личности несовершеннолетнего правонарушителя.

ТҮЙІН

Мақалада автор кәмелетке толмағандарды әкімшілік жауапкершілікке тартуға байланысты жекелеген мәселелерді қарастырады. Атап айтқанда, қасақана жасал­ған әкімшілік құқық бұзушылықтар үшін әкімшілік жауапкершілікке тарту жасын 14 жасқа дейін төмендету туралы, кәмелетке толмағанды ұстаудың процестік ерек­ше­ліктері туралы, кәмелетке толмағаннан сұрау салу кезінде педагогтардың, пси­хо­логтардың, заңды өкілдің қатысуы туралы және кәмелетке толмаған құқық бұзу­шының жеке басын анықтау туралы.

ANNOTATION

In the article, the author examines some problems related to bringing minors to administrative responsibility. Namely, on reducing the age of bringing to administrative responsibility to 14 years for intentionally committed administrative offenses, on the procedural features of the detention of a minor, on the participation of teachers, psychologists, a legal representative when interviewing a minor and on establishing the identity of a minor offender.

Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, несовершеннолетний, правонарушитель, законный предста­витель, родители

Түйінді сөздер: әкімшілік құқық бұзушылық, әкімшілік жауапкершілік, кәмелетке толмаған, құқық бұзушы, заңды өкіл, ата-аналар

Keywords: administrative offenses, administrative responsibility, minor, offender, legal representative, parents

Применяемая к несовершеннолетним нарушителям закона административная ответ­ственность является формой государственного реагирования на администра­тив­ные деликты, совершаемые данной категорией субъектов, выраженной в при­ме­нении к ним конкретных административных наказаний, предусмотренных санк­циями нарушенных норм, и одновременно их специфической обязанностью нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных юридических мер[1].

Несовершеннолетие рассматриваются как признак особого субъекта, требую­щего повышенного по сравнению с обычными лицами контроля с позиции соблю­дения принципов законности и уважения прав и свобод человека. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, существующие гарантии защиты прав не­со­вершеннолетних, с одной стороны, позволяют обеспечить их соблюдение, с дру­гой, — слепое следование букве закона препятствует вообще привлечению к адми­нистративной ответственности, делая невозможным ее наступление (Summum jus — summa injuria — высшая законность есть высшее беззаконие — следование толь­ко букве закона является грубым нарушением духа закона). Чрезмерная регла­мен­тация правовых гарантий защиты прав и свобод несовершеннолетних препят­ствует неотвратимости наступления ответственности за совершенное деяние, тем самым не реализуются цели общей и индивидуальной профилактики правонару­шений[2].

На сегодняшний день в правоприменительной практике существует целый ком­плекс проблем, связанных с привлечением несовершеннолетних к администра­тивной ответственности. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, статья 2.3 КоАП РФ закрепляет, что административной ответст­вен­ности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетние, которые на момент со­вер­шения правонарушения не достигли возраста 16 лет, административной ответст­вен­ности не подлежат. За совершение правонарушения несовершеннолетним, связанным с потреблением им алкогольной и спиртосодержащей продукции, нар­котических средств или психотропных веществ, ответственность будут нести ро­дители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ. Кроме указанной статьи в законода­тельстве не закреплена административная ответственность родителей за другие правонарушения, совершенные их детьми, не достигшими возраста 16 лет, такие как: причинение телесных повреждений, употребление табака, мелкое хищение, мелкое хулиганство, уничтожение или повреждение чужого имущества и другие. Игнорирование со стороны правоохранительных органов фактов совершения лю­бых противоправных деяний недопустимо. Это способствует стремительному рос­ту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации[3]. В этой свя­зи следует упомянуть законодательство об административных правонаруше­ниях Республики Беларусь, согласно которому, за ряд административных правона­ру­шений ответственность наступает с 14 лет, а именно за умышленное причинение те­лесных повреждений (ст. 10.1 КоАП РБ); оскорбление (ст. 10.2 КоАП РБ); за мел­кое хищение (ст. 11.1 КоАП РБ); за умышленные уничтожение либо повреж­де­ние имущества (ст. 11.3 КоАП РБ); за жестокое обращение с животными (ст. 16.29 КоАП РБ); за мелкое хулиганство (ст. 19.1 КоАП РБ). Полагаем, что в четырнадца­ти­летнем возрасте подросток в полной мере осознает противоправность своих дей­ствий за совершение подобных правонарушений при полноценном психическом развитии, должном воспитании и внимании со стороны родителей или законных представителей. В последние годы вопрос о снижении возраста, по достижении ко­торого физическое лицо в России может быть привлечено к административной ответственности, неоднократно поднимался на всевозможных юридических фору­мах и в трудах видных отечественных административистов[4]. Однако, единого мне­ния на эту проблему нет. Все же, по нашему мнению, необходимо внести соответ­ст­вующие изменения в российское законодательство, и снизить возраст привле­чения к административной ответственности до 14 лет за умышленно совершенные административные правонарушения против здоровья населения, порядка управле­ния, общественного порядка и общественной безопасности.

Совершение же нескольких однородных правонарушений несовершеннолет­ними, повторность деяний свидетельствует, на наш взгляд, о попустительском от­ношении к содеянным поступкам со стороны родителей или законных представи­телей несовершеннолетнего и следует рассматривать как ненадлежащее выполне­ние ими обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

В связи с этим, следует предусмотреть административную ответственность ро­ди­телей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несо­вер­шеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, если противоправные деяния совер­ше­ны им два и более раза, то есть систематически, и совершены они умышленно и осо­знанно, а также ранее с ребенком проводились профилактические беседы ад­ми­нистрацией учебного учреждения или сотрудниками полиции. Система­ти­ческое совершение несовершеннолетним противоправных деяний также говорит о безразличном, попустительском отношении к нему со стороны родителей.

Следующей проблемой следует назвать процессуальные особенности задер­жа­ния несовершеннолетнего. О любом случае задержания несовершеннолетнего в возможно короткий срок обязательно уведомляются законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). Как именно уведомить законного представителя и в какой срок, законом не установлено. Но в законодательстве четко сказано, что срок задержа­ния правонарушителя не может превышать трех часов. Следуя этому правилу, со­трудник полиции о факте задержания несовершеннолетнего обязан уведомить все­ми возможными способами законного представителя, пригласить в служебное по­мещение, в его присутствии составить протокол об административном правонару­ше­нии, при этом время не должно превышать трех часов. Как поступить сотруд­ни­ку полиции, если о факте задержания несовершеннолетнего родитель уведом­лен, но в силу занятости на работе прибыть в служебное помещение территори­ального органа он в ближайшее время не может? Кому, и в каком порядке в таких слу­чаях передавать несовершеннолетнего правонарушителя? Эти вопросы оста­ют­ся неурегулированными в действующем законодательстве. В связи с этим считаем не­обходимым законодательно закрепить возможность передачи несовершеннолет­него правонарушителя иному родственнику, например, бабушке, дедушке, дядям и тетям, а также совершеннолетним братьям и сестрам, по просьбе родителя или иного законного представителя, который по объективным причинам не может лично присутствовать.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четыр­над­цати лет, обязательно присутствие педагога или психолога (ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ). На практике весьма проблематично обеспечить явку педагога или психолога, особенно в нерабочее время и праздничные дни. В таких исключительных случаях, на наш взгляд, можно рассмотреть вопрос об участии штатного психолога ОВД.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершен­ным лицом в возрасте до 18 лет, присутствие законного представителя может быть признано обязательным (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ). Однако речь идет про стадию рас­смотрения дела, а не про стадию возбуждение дела об административном правона­ру­ше­нии. На наш взгляд, опрос лица, не достигшего возраста 18 лет, на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях возможен только лишь с согласия, ведома и в присутствии законного представителя, а при не­возможности присутствия законного представителя, например, в связи с бо­лезнью, опрос производить в присутствии педагога или психолога, а также штат­ного психолога ОВД. Участие указанных лиц при опросе несовершеннолетнего должно быть зафиксировано в протоколе, а также в объяснении правонарушителя и заверено подписями.

Кроме того, на практике сотрудники правоохранительных органов могут стол­к­нуться еще с одной проблемой — установление личности несовершеннолетнего правонарушителя. В соответствии с пунктом 13 статьи 12 ФЗ № 3-ФЗ «О поли­ции», сотрудники могут доставлять граждан в служебное помещение с целью ре­ше­ния вопроса о задержании лица, установлении его личности и обеспечения без­опасности жизни и здоровья. Установить личность несовершеннолетнего в крат­чай­ший срок, не превышающий трех часов, возможно только со-слов несовершен­но­летнего правонарушителя. А как быть в тех случаях, когда несовершеннолетний отказывается называть свои данные? Полагаем, можно было бы использовать био­метрические персональные данные, а именно ввести обязательное дактилоскопи­рование детей. Это существенно облегчит работу правоохранительным органам и ускорит процесс установления личности несовершеннолетнего, при чем не только правонарушителя, но и подкинутых, заблудившихся, детей, которые не могут в силу умственного развития назвать свои данные.

В заключение хотелось бы отметить, что несовершеннолетние обладают осо­бым административно-процессуальным статусом. Однако, отсутствие четко регла­ментированного статуса несовершеннолетнего при производстве по делу об адми­нистративном правонарушении затрудняет обеспечение их законных прав и инте­ресов.

  1. Лобанов К. Н., Москаленко С. А. К вопросу об административной ответст­венности несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятель­ности. — 2015. — № 1. — С. 48-53.
  2. Ляшук А. В. Административная ответственность несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии опьянения // Актуальные проблемы современ­ного российского государства и права: Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. (18 мая 2018 года). — Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2018. — С. 173-178.
  3. Баранов А. Д., Дорофеева Ж. П., Меняйло Д. В. Особенности администра­тивной ответственности несовершеннолетних // Философия права. — 2015. — № 4(71). — С. 80-83.
  4. Долгих И. П., Черняев Г. М., Шебанов Д. В. Административная ответствен­ность несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Наука и образование: проблемы и перспективы: Сб. ст. Международ. научн.-практ. конф. (13 марта 2014 г.) / Отв. ред. А. А. Сукиасян. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 178-180.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*