admin 29.11.2021

Акаева К. А. — преподаватель кафедры криминологии и уголовно-испол­нительного права Уральского юридического института МВД Рос­сии, лейтенант полиции

Акаева К. А. — Ресей ІІМ Орал заң институтының криминология және қылмыстық-атқару құқығы кафедрасының оқытушысы, полиция лейтенанты

Akaeva K. A. — lecturer of the department of criminology and criminal law of the Ural law institute of the MIA of Russia, police lieutenant

УДК 343.85

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ К СОВЕРШЕНИЮ САМОУБИЙСТВА ИЛИ СОДЕЙСТВИЯ СОВЕРШЕНИЮ САМОУБИЙСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

«ҒАЛАМТОР» ЖЕЛІСІНДЕ КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРДЫҢ ӨЗІНЕ-ӨЗІ ҚОЛ ЖҰМСАУҒА НЕМЕСЕ ӨЗ-ӨЗІНЕ ҚОЛ ЖҰМСАУҒА ЖӘРДЕМДЕСУГЕ КӨҢІЛ БӨЛУІНІҢ АЛДЫН АЛУДЫҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ

SOME ISSUES OF INDUCEMENT PREVENTION TO COMMIT SUICIDE OR TO FACILITATE THE SUICIDE OF MINORS ON THE INTERNET

АННОТАЦИЯ

Автором в статье поднимаются вопросы предупреждения склонения к совер­ше­нию самоубийства или содействия совершению самоубийства несовершен­но­лет­них в сети «Интернет», подпадающих под признаки преступления, предусмо­т­рен­ного ст. 110.1 УК РФ. А именно с массовым распространением суицидальной и агрессивной активности среди несовершеннолетних в социальных сетях, свя­занные с так называемыми «группами смерти». При этом основными субъектами предупреждения склонения к совершению самоубийства или содействия совер­шению самоубийства несовершеннолетних в сети «Интернет» выступают: органы внутренних дел; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые осуществляют предупредительную деятельность в этом направлении.

ТҮЙІН

Автор өз мақаласында Ресей Федерациясының Қылмыстық кодексінің 110.1.-бабы бойынша қылмыс белгілеріне ұшыраған кәмелетке толмағандардың өз-өзіне қол жұмсауға бейімділігінің алдын алу немесе интернетте өзін-өзі өлтіруге ықпал ету мәселелерін көтереді. Атап айтқанда, «өлім топтары» деп аталатын әлеуметтік же­лі­лерде кәмелетке толмағандар арасында суицидтік және агрессивті белсенді­лік­тің жаппай таралуы жөнінде мәселелерді қарастырады. Сонымен қатар, «Интер­нет» желісінде кәмелетке толмағандарды өз-өзіне қол жұмсауға бейімдеудің неме­се өз-өзіне қол жұмсауға жәрдемдесудің алдын алудың негізгі субъектілері ішкі істер органдары; байланыс, ақпараттық технологиялар және бұқаралық комму­ни­ка­циялар саласындағы қадағалау жөніндегі Федералдық қызмет; осы бағытта ес­кер­ту қызметін жүзеге асыратын тұтынушылардың құқықтарын қорғау және адам­ның әл-ауқаты саласындағы қадағалау жөніндегі Федералдық қызмет болып табы­лады.

ANNOTATION

The author raises the issues of preventing the inducement to commit suicide or facilitating the suicide of minors on the Internet who fall under the signs of a crime under Article 110.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. Namely, with the massive spread of suicidal and aggressive activity among minors in social networks associated with the so-called «death groups». At the same time, the main subjects of preventing the inducement to commit suicide or facilitating the suicide of minors on the Internet are: internal affairs bodies; the Federal service for supervision of communications, information technology and mass communications; the Federal Service for Supervision of consumer rights protection and human well-being, which carry out preventive activities in this direction.

Ключевые слова: самоубийство, склонение, содействие к совершению самоубийства, несовершеннолетние, «группы смерти», Интернет, суицидальные действия

Түйінді сөздер: өзіне-өзі қол салу, итермелеу, өзін-өзі өлтіруге көмектесу, кәмелетке толмағандар, «өлім топтары», ғаламтор, суицидтік әрекеттер

Keywords: suicide, inducement, assistance in committing suicide, minors, «death groups», Internet, suicidal actions

За последнее десятилетие Интернет-пространство является неотъемлемой час­тью жизни многих подростков, поскольку стремительное развитие информацион­ных и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую очередь, смартфонов и планшетных компьютеров) открывают перед деть­ми практически безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства.

И, к сожалению, молодое поколение легко подвергается негативному влиянию в силу возрастных особенностей, внушаемости, неустойчивой психики, несформи­ро­ван­ности ценностей, побуждений и установок. Этим зачастую пользуются злоумышленники для осуществления своих преступных намерений.

Если говорить о склонении к совершению самоубийства или содействии со­вер­шению самоубийства в сети Интернет, то в первую очередь следует сказать, что несколько лет назад современное общество столкнулось с массовым распростра­не­нием суицидальной и агрессивной активности среди несовершеннолетних в со­циальных сетях, связанные с так называемыми «группами смерти».

«Группы смерти» — это закрытые сообщества в социальных сетях, деятель­ность которых прямо или косвенно направлена на склонение или содействие не­со­вершеннолетнего к суицидальным действиям[1]. Так, с 2013 года в Интернет-прост­ранстве было создано множество «групп смерти», однако наибольшую популяр­ность среди несовершеннолетних приобрел «Синий кит», который осуществляет свою противоправную деятельность в социальных сетях, мессенджерах («ВКон­такте», «Facebook», «Twitter», «Одноклассники», «Instagram», «TikTok», «Whats­App», «Viber» «Telegram» и т.д.).

Основной целью данных групп является привлечение в состав групп как мож­но большего количества несовершеннолетних для приведения их к совершению самоубийства[2].

Для того чтобы начать играть, подросток должен был опубликовать в сети определенную запись с «хэштэгом» «#хочувигру». После по данному «хэштэгу» с подростком связывался куратор, который в дальнейшем давал задания. Сначала вступающему в «смертельную игру» необходимо было заполнить анкету о себе: возраст, место рождения, информацию о семье, какие существуют у подростка проблемы, страхи. Еще кураторы «групп смерти» для того, чтобы узнать точный адрес несовершеннолетнего, отправляли ему ссылку на сервис, который определял геоданные или IP-адрес. Такая личная информация о несовершеннолетнем необхо­дима кураторам «групп смерти» для осуществления манипулирования, а также шантажа или угрозы физической расправой, в случае невыполнения подростком заданий или желания покинуть игру.

Длительность игры составляет 50 дней, в ходе которой ребенок ежедневно про­сыпается в 4:20 утра для выполнения заданий, назначенных куратором. Как правило, игра начинается с выполнения менее опасных заданий, например, нари­совать на руке кита, сфотографироваться на мосту, крыше, заброшенном здании. Затем задания становятся все сложнее и более опасны для несовершеннолетнего, поскольку носят исключительно негативный характер, который связан с просмот­ром фильмов ужаса, психоделических материалов, а также задания, связанные с угрозами насилия, самоистязания, страданием, которые приводили к совершению самоубийства.

Соответственно, одним из распространённых деяний, подпадающих под при­знаки преступления, предусмотренного ст. 110.1 УК РФ, является противоправная дея­тельность «групп смерти», подталкивающих несовершеннолетних к совер­шению суицидальных действий.

Важным направлением борьбы с противоправной деятельностью «групп смер­ти» является анализ основных показателей данного деяния, которые позволят вы­работать приоритеты предупредительного воздействия на преступления, преду­смотренные ст. 110.1 УК РФ.

Так, согласно аналитическим данным МВД России в период 2017-2020 гг. было зарегистрировано 85 преступлений, предусмотренные ст. 110.1 УК РФ. Так, в 2020 году всего выявлено 18 (+20,0%) случаев склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства; в 2019 году — 15
(–50%); в 2018 году — 30 (+26,7%); в 2017 году — 22[3].

Исходя из приведенной статистики, следует сказать, что состояние преступ­лений, предусмотренных УК РФ в период с 2017-2019 гг., имеет тенденцию снижения. Однако в 2020 году количество зарегистрированных преступлений по ст. 110.1 УК РФ увеличилось. Это может быть обусловлено тем, что в 2020 году пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 значительно изменила жиз­недеятельность общества, а также имеется высокий уровень латентности осу­ще­ст­вления противоправной деятельности кураторов-администраторов «групп смер­ти», что позволяет им оставаться безнаказанными и дистанционно реализовывать свою деятельность, не осознавая в должной мере общественно-опасного характера своих действий.

Несомненно, правоохранительными органами выявляются «группы смерти», но кураторы-администраторы для осуществления своей противоправной деятель­ности используют зашифрованные названия сообществ, новых «хэштэгов», ино­странные технические площадки («Instagram», «TikTok», «WhatsApp», «Viber»), что создает существенные проблемы по выявлению кураторов-администраторов данных групп.

В связи с этим, необходимо проанализировать и рассмотреть меры преду­преждения склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства несовершеннолетних в сети «Интернет».

Основными субъектами предупреждения склонения к совершению само­убий­ст­ва или содействия совершению самоубийства несовершеннолетних в сети «Ин­тер­нет» выступают: органы внутренних дел; Федеральная служба по надзору в сфе­ре связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Рос­ком­надзор); Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потре­бителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор).

Особую значимость в предупреждении противоправной деятельности «групп смерти» является Интернет-мониторинг, а также блокировка их сайтов и сооб­ществ в социальных сетях.

Постоянный Интернет-мониторинг на предмет выявления противоправной дея­тельности «групп смерти» необходимо осуществлять ежедневно силами со­трудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов вну­тренних дел, что позволит минимизировать возможность вовлечения детей в «смер­тельные игры». Интернет-мониторинг заключается в следующем:

  1. Анализ с помощью поисковых систем («Google», «Yandex», «Mail.ru», «Yahoo», «Bing» и другие) соответствующих ключевых слов, которые могут быть связаны с противоправной деятельностью «групп смерти».
  2. Мониторинг социальных сетей («ВКонтакте», «Одноклассники», «Face­book», «Instagram», «TikTok», «Twitter» и другие), а также мессенджеров («Tele­gram», «Viber», «WhatsApp» и другие) в целях установления групп, которые под­талкивают несовершеннолетних к совершению суицидальных действий.
  3. Просмотр молодежных форумов, подростковых сайтов, где вероятно про­исходит обсуждение информации, носящей суицидальный характер.

В случае установления наличия в группах информации, характеризующие суицидальные призывы, органы внутренних дел готовят обращение в Роском­над­зор, для того чтобы данное сообщество было заблокировано.

Процедура блокировки запрещенной информации регламентирована законо­да­тель­ством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 15.1 Федерального  закона «Об информации, информацион­ных технологиях и защите информации»[4], существует Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяю­щих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, рас­пространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — Реестр), ко­торая ведется в целях ограничения доступа к сайтам сети «Интернет», содержащим запрещенную информацию.

К запрещенной информации в соответствии с Реестром относится пропаганда самоубийств (информация о способах совершения самоубийства, а также призы­вах к их совершению). Сайты и сообщества социальных сетей, содержащие в себе указанную запрещенную информацию, вносятся в Реестр.

Основанием для включения в Реестр информации, которая содержит запре­щенные сведения о способах совершения самоубийства, а также призывов к со­вершению самоубийства, является решение Роспотребнадзора.

Решение о внесении в Реестр сайтов и сообществ, содержащих запрещенную информацию, принимается Роскомнадзором.

На официальном сайте Роскомнадзора имеется вкладка «Общественная электронная приемная», которая осуществляет прием обращений органов власти, физических и юридических лиц, общественных объединений и иных организаций о наличии в социальных сетях, сайтах сети «Интернет» запрещенной информации. Для подачи электронного обращения необходимо выбрать тематику обращения «выявлена противоправная информация», вид данной информации «признаки при­зыва к самоубийству», а также заполнить личную информацию о заявителе.

После поступления обращения в Роскомнадзор и (или) оператору Реестра в течение суток запрос с указанием указателя страницы сайта в сети «Интернет» о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации в виде призывов к суицидальным действиям направляется в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) Роспотребнадзору.

Роспотребнадзор осуществляет экспертную оценку материалов сайтов в отно­шении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, по ко­то­рым должностными лицами Роспотребнадзора выносятся решения о нали­чии/отсутствии на странице сайта информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

После обработки и проверки сведений Роспотребнадзор предоставляет инфор­мацию о принятом решении в Роскомнадзор и (или) оператору Реестра в элект­рон­ном виде (в рамках системы взаимодействия) в течение суток после получения такого запроса, а при необходимости проведения экспертизы — в течение 7 суток после получения такого запроса.

Особенности процедуры блокировки сайтов и сообществ, содержащих запре­щенную информацию, определяются в ст. 15.1 Федерального закона «Об инфор­мации, информационных технологиях и защите информации». Решение о внесе­нии в Реестр сайтов и сообществ, содержащих запрещенную информацию, прини­мается Роскомнадзором. Процедура блокировки сайтов следующая[5]:

  1. Оператор реестра (организация, привлекаемая Роскомнадзором к ведению Реестра) уведомляет провайдер хостинга о намерении включить доменное имя и (или) указателя страницы сайта в Реестр.
  2. Провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта и уведомить о необходимости незамедлительно удалить интернет-страницу с запрещенной информацией.
  3. Владелец сайта в течение суток обязан удалить интернет-страницу, в про­тивном случае провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту.

Таким образом, одним из направлений предупредительной деятельности МВД России, Роспотребнадзора и Роскомнадзора является Интернет-мониторинг, бло­ки­ровка сайтов и сообществ в сети «Интернет», содержащих запрещенную инфор­мацию в виде пропаганды самоубийства. Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия Роспотребнадзор и Роскомнадзор активно сотрудничают с орга­на­ми внутренних дел по оперативному обмену информацией о сообществах и груп­пах, пропагандирующих самоубийство среди несовершеннолетних в информа­ци­он­но-коммуникационной сети «Интернет», что позволяет минимизировать факты вовлечения подростков в «смертельные игры».

На основе вышесказанного следует сказать о том, что предупреждение скло­не­ния к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства не­со­вершеннолетних в сети Интернет является сложным и трудоемким процессом, которое требует определенных знаний, умений и навыков, а также консолидации дея­тельности всех субъектов профилактики.

Соответственно, для эффективного предупреждения данного вида преступ­ления субъектам профилактики необходимо должным образом организовать свою деятельность.

  1. Акаева К. А., Западнова Ю. А. К вопросу о противоправной деятельности «групп смерти» // Научный журнал «Эпомен». — 2020. — № 41. — С. 213-223.
  2. Романюк К. А. Склонение к самоубийству: криминалистический портрет личности преступника и потерпевшего // Современность в творчестве начинающего иссле­дователя: Мат-лы науч.-практ. конф. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2018. Вып. 19. — С. 65-69.
  3. Гончарова М. В., Афанасьева О. Р., Бабаев М. М., Невский С. А., Коимшиди Г. Ф., Смирнов В. Г., Бицадзе Г. Э. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2020 г. и ожидаемые тенденции ее развития: Аналитический обзор. — М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2021. — 94 с.
  4. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // [Электронный ресурс]: доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». – режим доступа: https://www.consultant.ru.
  5. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // [Электронный ресурс]: доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». – режим доступа: https://www.consultant.ru.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*