admin 05.09.2022

Кадацкий С. Н. — заместитель начальника кафедры уголовного процесса и криминалистики Костанайской академии МВД РК им. Ш. Кабылбаева, кандидат юридических наук, полковник полиции

Кадацкий С. Н. — ҚР ІІМ Ш. Қабылбаев атындағы Қостанай Акаде­миясы­ның қылмыстық процесс және криминалистика кафедрасы бастығының орынбасары, заң ғылымдарының кандидаты, полиция полковнигі

Kadatskiy S. N. — deputy head of the department of criminal procedure and criminalistics of the Kostanay academy of the MIA of the Republic of Kazakhstan named after Sh. Kabylbaev, candidate of law, police colonel

УДК 378.147

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРЛЫҚ ЖӘНЕ ТӘЖІРИБЕЛІК САБАҚТАРДЫ ӨТКІЗУ ӘДІСТЕМЕСІ

METHODOLOGY OF CONDUCTING SEMINARS AND PRACTICAL CLASSES

АННОТАЦИЯ

Одной из основных задач учебных заведений системы Министерства внутрен­них дел Республики Казахстан является подготовка высоко профессиональных специалистов. Обучение и воспитание курсантов с момента их поступления в высшее учебное заведение и до их выпуска является реализацией государственной кадровой политики.

Уровень их подготовленности зависит от многих факторов, в том числе от мето­дики проведения занятий, которая рассматривается в научной статье, а именно методы проведения семинарских и практических занятий. Автором указано, что семинар является одной из форм обучения, заключающейся в групповом обсуждении вопросов раздела или темы. Внимание уделено на то, что преподаватель при проведении занятий выполняет ряд функций это: познавательную, развивающую, воспитательную и контрольно-методическую. После проведении семинарского занятия и изучения теоретического материала, курсанты переходят к практическим занятиям, в которых приобретают альтернативные навыки и логическое мышление в решении тех или иных ситуаций.

Автором закреплено, что методика проведения практических занятий также как и семинарских зависит от творческого подхода преподавателя.

 ТҮЙІН

Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігі жүйесінің оқу орындарының негізгі міндеттерінің бірі — жоғары кәсіби мамандарды даярлау. Курсанттар жоға­ры оқу орнына түскен сәттен бастап, бітіргенге дейін оларды оқыту және тәрбие­леу мемлекеттік кадр саясатын іске асыру болып табылады.

Олардың дайындық деңгейі көптеген факторларға, соның ішінде ғылыми ма­қа­лада қарастырылатын сабақтарды өткізу әдістемесіне, атап айтқанда семинар­лық және тәжірибелік сабақтарды өткізу әдістеріне байланысты. Автор өз мақала­сын­да семинардың бөлім немесе тақырып мәселелерін топтық талқылауға арнал­ған оқыту нысандарының бірі екенін түсіндірген. Оқытушының сабақ өткізу бары­сында танымдық, дамытушылық, тәрбиелік және бақылау-әдістемелік сияқты бір­қа­тар функцияларды орындайтынына назар аударылады. Семинарлық сабақты өтіп, теориялық материалды игергеннен кейін курсанттар белгілі бір жағдайларды шешуде балама дағдылар мен логикалық ойлауды меңгеретін тәжірибелік сабақ­тар­ға көшеді.

Автор тәжірибелік, сондай-ақ семинарлық сабақтарды өткізу әдістемесі оқы­ту­шының шығармашылық тәсіліне байланысты екеніне тоқталған.

 ANNOTATION

One of the main tasks of educational institutions of the Ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan is the training of highly professional specialists. Training and education of cadets from the moment of their admission to a higher educational institution until their graduation is the implementation of the state personnel policy.

The level of their preparedness depends on many factors, including the methods of conducting classes, which is considered in the scientific article, namely the methods of conducting seminars and practical classes. The author states that the seminar is one of the forms of training, consisting in a group discussion of the issues of a section or topic. Attention is paid to the fact that the teacher performs a number of functions during classes: cognitive, developmental, educational and control methodical. After conducting a seminar and studying theoretical material, the cadets move on to practical classes in which they acquire alternative skills and logical thinking in solving certain situations.

The author states that the methodology of conducting practical classes as well as seminars depends on the creative approach of the teacher.

Ключевые слова: методика, семинарское занятие, практическое занятие, знания, преподаватель, дисциплина, проблемные вопросы, форма обучения, обучающийся.

Түйінді сөздер: әдістеме, семинарлық сабақ, тәжірибелік сабақ, білім, оқытушы, тәртіп, проблемалық мәселелер, оқыту нысаны, білім алушы.

Keywords: methodology, seminar lesson, practical lesson, knowledge, teacher, discipline, problematic issues, form of education, student.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая 18 августа 2022 г. на пленарном заседании конференции «Образованная нация: Стремление к знаниям, трудолюбие и патриотизм», указал, что: «Система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям. Ведущие школы мира всецело занимаются развитием креативного потенциала, обучают цифровым технологиям и точным наукам. Педагоги меняют методики обучения в сторону игровых форматов, находятся в постоянном поиске. Все мы едины в своем стремлении сделать Казахстан процветающей, развитой страной»[1].

Одной из основных задач учебных заведений правоохранительных органов Казахстана является подготовка высоко профессиональных специалистов, в том числе работников полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

Обучение и воспитание курсантов с момента их поступления в высшее заведение правоохранительных органов и до выпуска специалистов, отвечающим всем предъявляемым требованиям, является реализацией государственной кадровой политики.

Уровень их подготовленности зависит от многих факторов, в том числе от методики проведения занятий. Поэтому одна из задач преподавателя совершенствовать методику преподавания, чтобы максимально добиться целей семинарских и практических занятий.

Семинар является одним из методов обучения или одной из форм организации обучения, заключающаяся в групповом обсуждении курсантами (обучающимися) узловых вопросов раздела или темы определенной учебной дисциплины или курса под руководством и с помощью преподавателя. Сущность семинара состоит в такой организации преподавателем работы группы курсантов, при которой знания, усвоенные на лекции, и результаты индивидуальной самостоятельной подготовки каждого курсанта интегрируются в коллективном обсуждении основных вопросов темы, согласно учебно-методическим материалам, непосредственно на самом семинарском занятии, а затем дифференцируются индивидуальным восприятием каждого участника семинара.

Семинар генетически произведен от лекции и представляет собой как бы ее продолжение, которое призвано расширять и углублять, развивать дидактическое содержание лекции. Но семинар — это самостоятельная форма обучения. В силу этого он не должен дублировать лекцию ни по названию, ни тем более по кругу рассматриваемых вопросов. Семинар имеет свои задачи, выполняет свои функции и преследует собственные цели.

Как один из методов обучения семинар выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, воспитательную и контрольно-методическую.

Познавательная функция семинарских занятий реализуется в приобретении знаний путем самостоятельного и коллективного изучения сложных понятий, в преобразовании приобретенных знаний в основы интеллектуальных умений.

Развивающаяся функция семинаров состоит в расширении кругозора курсантов, пополнений их интеллектуального потенциала, как в сфере знаний, так и в области умений.

В воспитательном аспекте семинар направлен, прежде всего, на интеллектуальное становление личности, выработку у курсантов на основе общеобразовательного уровня таких профессионально значимых качеств, которые, в конечном счете, позволят ему трансформировать полученные знания в убеждение.

Семинар подготавливается, организуется, ведется и контролируется преподавателем. Таким образом, для преподавателя семинар является не только одним из методов обучения, но и средством, позволяющим контролировать степень усвоения учебного материала курсантами. В информационном аспекте семинар следует рассматривать как специфический канал обратной связи между обучающим и обучаемым, канал, который позволяет оперативно контролировать степень достижения целей и реализации функций семинарского занятия.

Педагогическая сущность семинара реализуется в некотором множестве его функций, из которых в первую очередь следует выделить познавательно-дидактическую, контрольно-методическую и воспитательную. При этом дидактическая функция будет выражать содержательную сторону обучения, методическая функция — формы реализации содержания обучения и воспитательная функция — программируемые результаты воздействия учебного процесса на личность обучаемого.

Естественно, что такая множественность функций семинара не может не порождать адекватную множественность видов семинарских занятий, которая характерна для современного высшего образования.

В публикациях по современным проблемам методики обучения в высших учебных заведениях, в том числе и в вузах специализированной формы обучения, описывается более двадцати разновидностей семинарских занятий[2]. При этом называются семинар-беседа, тематический, реферативный, докладной, проблемный, монографический, научно-теоретический, научно-практический, учебно-исследовательский семинары, а также семинар-диспут, спецсеминар, инструктивно-показательный семинар, семинар-конференция и т. д.[3]

Из перечисленных разновидностей семинарских занятий необходимо остановится на тех, которые систематически используются в учебном процессе, которые связаны с лекцией, производны от неё, обусловлены ею. Например, когда курсант берет определенную тему, которая становится предметом обсуждения на семинарских занятиях. Особенность этого вида семинарских занятий состоит в том, что еще на стадии подготовки к семинару в каждой учебной группе преподавателем назначаются один-два курсанта, которым вменяется в обязанность подготовить тексты или расширенные тезисы докладов по узловым вопросам темы семинара. Как правило, это делается на предшествующей семинару групповой консультации, где уточняются задачи группы по подготовке к семинару. Иногда преподаватель только называет темы докладов, предлагая курсантам добровольно выбрать для доклада ту или иную тему, но он может и назначить докладчиков по своему усмотрению.

Например, тематический семинар, проводимый опросно-ответным методом. Тематический семинар представляет собой заранее доведенный до курсантов план семинара, как правило состоящий из трех-четырех вопросов, развивающих и углубляющих тему лекции. Тематический семинар предполагает равную подготовленность всех курсантов, причем наряду с добровольными ответами предусматривается и возможность принуждения слушателей к ответу по выбору преподавателя. Отказ от ответа расценивается как свидетельство неподготовленности слушателей к занятию и влечет за собой неудовлетворительную оценку.

Хотелось бы обратить ваше внимание на так называемый монографический семинар. Основное его отличие от традиционного тематического семинара состоит в том, что темой такого семинара являются не вопросы учебно-методического материала, а монографическая работа в формате рассматриваемой темы. Представляется, что монографический семинар может проводится как в виде тематического, так и виде докладного.

Также, при проведении семинарских занятий необходимо использовать элементы деловой игры. Проведение таких занятий проходит не в обычной традиционной форме, как тематический семинар или проводимый по докладной системе, а в форме деловой игры со всеми его элементами. На наш взгляд, элементы деловой игры имеют большие потенциальные возможности, которые способны еще более углубить и закрепить теоретические знания слушателям, а также задействовать максимальное число слушателей.

Таким образом, выбор семинара и методики его проведения — вопрос творческий, который зависит прежде всего как от организаторских и профессиональных возможностей преподавателя, так и от подготовленности слушателей. На наш взгляд, самая главная задача преподавателя заключается в том, чтобы пробудить интерес слушателя к своему предмету и этот интерес проявлялся в собственной инициативе слушателя к стремлению творческой самостоятельной подготовки к семинарским занятиям.

Другим видом проведения занятий являются практические, сущность которых состоит в выработке умения, а в некоторых случаях и навыка выполнения определенных действий для решения той или иной следственной ситуации[4]. Иными словами, сущность практических занятий состоит в выработке умений для реализации знаний в практической деятельности.

При решении задания необходимо исходить не только из условия упражнения, но не выходить за ее рамки, т. е. выполнить то задание, которое предусмотрено данным упражнением, аргументировать свои ответы, а в последствии дать подробный анализ своего решения, в зависимости от изменения условий. При этом, одним из требований, предъявляемой кафедрой, является обоснование своего решения и выполнение этого решения в письменной форме, т.е. составление соответствующего процессуального документа.

Методика проведения практических занятий также как и семинарских зависит от творческого подхода преподавателя, следовательно, одним из важных первоначальных этапов является подготовка преподавателя к семинарским или практическим занятиям. Для этого целесообразно начать подготовку с посещения лекции по данной теме, т. к. у лектора и у преподавателя ведущих семинарские и практические занятия имелась единая кафедральная точка зрения по тем или иным концептуальным и проблемным вопросам, это поможет преподавателю лучше сориентироваться в содержании его работы на семинарских и практических занятий, уяснить для себя, что из предусмотренного программой курса по данной теме учебного материала, в каком объеме и на каком уровне изложено лектором в устном тексте лекции, а что оставлено курсантам для самостоятельного усвоения по рекомендованной подготовки к семинару.

Прослушивание лекции позволяет также установить в ее содержании основные опорные пункты, узловые моменты, обращение к которым на семинаре поможет активизировать цепи ассоциативных связей в памяти курсантов, облегчить вспоминание содержания лекции. Перед семинаром необходимо просмотреть все литературные источники и нормативные материалы, которые рекомендованы курсантам для самостоятельной проработки. В связи с изменениями в законодательстве необходимо использовать всю новейшую юридическую литературу. Кроме того, при подготовке к практическим занятиям необходимо самостоятельно проанализировать все вопросы для контрольного опроса, что предусмотрены учебно-методическими материалами.

Перед занятиями полезно посетить кабинет-тренажер. В качестве взаимопосещения поприсутствовать на занятиях преподавателей кафедры, а со своей стороны пригласить преподавателей на свои занятия. Выслушать замечания по поводу методики проведения занятия и другим важным вопросам и сделать соответствующие для себя выводы.

Таким образом, в методике проведения семинарских и практических занятий нет предела совершенства. Каждый преподаватель должен использовать все свои потенциальные возможности и стремиться получить максимум удовлетворения от проведенных им занятий.

  1. Система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям // https://www.inform.kz/ru/kasym-zhomart-tokaev-sistema-obrazovaniya-nuzhdaetsya-v-bystroy-adaptacii-k-novym-realiyam_a3556979
  2. Лисовская Н. В. Особенности подготовки и проведения семинарских занятий в высших учебных заведениях // Вестник ВолГУ. Серия 6. — 2007. — Вып. 10.
  3. Формы организации обучения // https://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/ metodicheskoe_posobie-oktjabr.pdf
  4. Дидактические особенности организации практических занятий в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. — Челябинск, 2008. № 1. С. 49.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*