admin 01.08.2022

Усенко М. С. — преподаватель кафедры правовых дисциплин Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова (г. Уральск), магистр бизнеса и управления

Усенко М. С. — М. Өтемісов атындағы Батыс Қазақстан университетінің (Орал қ.), құқықтық пәндер кафедрасының оқытушысы. бизнес және басқару магистрі

Usenko M. S. — lecturer of the department of legal disciplines of the West-Kazakhstan University named after M. Utemisov (Uralsk), master of business and management

УДК 347.78

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В КАЗАХСТАНЕ

ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ АВТОРЛЫҚ ҚҰҚЫҚТЫҢ ДАМУ ТАРИХЫ

HISTORY OF COPYRIGHT DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается история развития авторского права в Казахстане с 1828 года до девяностых годов прошлого века. Это время является наиболее сложным, но не менее интересным для изучения истоков авторского права и понимания его сущности. На основе изучения нормативных исторических и правовых актов автор отмечает, что история развития современного законодательства Казахстана в сфере авторского права тесно взаимосвязана с историей права России (с 1731 года вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия до распада Советского Союза).

ТҮЙІН

Мақалада Қазақстандағы авторлық құқықтың 1828 жылдан бастап өткен ғасырдың тоқсаныншы жылдарына дейінгі даму тарихы қарастырылған. Бұл уақыт авторлық құқықтың шығу тегін зерттеу және оның мәнін түсіну үшін ең қиын, бірақ қызықты кезең болып табылады. Нормативтік тарихи және құқықтық акті­лер­ді зерделеу негізінде автор Қазақстанның авторлық құқық саласындағы қазіргі заманғы заңнамасының даму тарихы Ресейдің құқық тарихымен (1731 жылдан бастап өткен ғасырдың 90-жылдарының басына — Кеңес Одағы ыдырағанға дейін­гі) тығыз байланысты екенін атап өтті.

ANNOTATION

The article examines the history of copyright development in Kazakhstan from 1828 to the nineties of the last century. This time is the most difficult, but no less interesting for studying the origins of copyright and understanding its essence. Based on the study of normative historical and legal acts, the author notes that the history of the development of modern legislation of Kazakhstan in the field of copyright is closely interrelated with the history of Russian law (from 1731 until the early 90s of the last century until the collapse of the Soviet Union).

Ключевые слова: авторское право, закон, история, развитие, Россия, интеллектуальная собственность, декрет.

Түйінді сөздер:  авторлық құқық, заң, тарих, даму, Ресей, зияткерлік меншік, жарлық.

Key words: copyright, law, history, development, Russia, intellectual property, decree.

В современных реалиях, когда интернет-ресурсы становятся все более доступными, появляется значительное количество различных интернет-платформ для предоставления обучения, электронных библиотек, онлайн кинотеатров остро встает вопрос о развитии института защиты авторских, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. И это обосновано, так как авторское право прямо связано с правом собственности на различные интеллектуальные и художественные произведения. Эти обстоятельства в полной мере затронули и Казахстан. Рассматривать возникновение авторского права, как категории, следует с 1828 года.

В связи с тем, что Казахстан во главе Абулхаир ханом в 1731 году вместе со старшинами младшего жуза присягнул на подданство Российской империи то история развития современного законодательства Казахстана в сфере авторского права тесно взаимосвязана с историей права России. Началом послужил Устав о цензуре 22 апреля 1828 года и «Положения о правах Сочинителей», измененного и расширенного в 1830 году в «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей»[1]. Положение о правах сочинителей можно считать первым правовым актом, как в России, так в Казахстане, поскольку он в то время проходил активную интеграцию в правовую систему России. На тот момент в него входили:

  1. Срок охраны произведения (в течении всей жизни автора 25 лет после его смерти).
  2. Введен термин «Конрофакторы» — лица, продавшие свою рукопись или право на ее издание двум ил более лицам без взаимного согласия[2].

После Положения в Российской империи был выпущен еще ряд законода­тельных актов, направленных на сохранение авторских прав, увеличился срок охраны произведения после смерти автора в сторону увеличения и стал 35 лет.

После становления советской власти развитие авторского права продолжило свое развитие, но уже с учетом советской и большевистской идеологии. Первым декретом, касающимся авторского права, стал Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издании». В связи с тем, что целью Советской власти после Революции 1917 г. стал Всеобуч, т. е. преодоление массовой неграмотности населения было необходимо развивать массовое и дешевое издательство различных книг и учебников. В связи с этим появилось понятие государственной монополии сроком на 5 лет. Закон об авторском праве был изменен, чтобы в большей степени соответствовать социалистической идеологии и экономике. Срок действия авторского права был сокращен сначала до 25 лет с момента первой публикации произведения

Немедленная организация и развитие государственной издательской деятель­ности — это основная цель декрета. «В первую очередь должно при этом быть поставлено дешевое народное издание русских классиков», — говорилось в декрете. Советская власть решила вместе с тем сочинения некоторых авторов, срок авторского права которых уже истек, перевести «из области частной собственности в область общественности»[3].

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» закрепил тему о национализации авторского права.

Декрет регламентировал право автора на созданное им произведение, запре­тил всякое нарушение авторского права (контрафакцию), урегулировал вопрос о вознаграждении авторов и в соответствии с декретом «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 года отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству[4].

Отмену права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях регламентировал последующий Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 июля 1919 года. Для государства были отменены все условия, по которым была передана частная собственность (рукописи, переписки и т. д.) почивших композиторов, художников и писателей, а также ученых.

Архивы стали доступны советским исследователям, и за Народным комиссариатом по просвещению было закреплено право первого издания всяких публикаций из этих архивов[5].

Последующий Декрет Совета Народных Комиссаров «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» от 10 октября 1919 года принял решение признать недействительными договора издательств с авторами, вследствие чего литературные, музыкальные или художественные произведения были переведены в полную собственность издателей.

В статье 2 Декрета от 10 октября 1919 года был регламентирован неизменный принцип: «Если полистная плата, условленная в договоре, ниже нормы тарифа, то такой договор считается недействительным»[6].

Следующим этапом в развитии авторского права является принятие Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 года «Об основах авторского права».

Особенность Постановления 1925 года заключается в том, что данный документ запустил регулирование социалистического авторского права в общесоюзном масштабе в условиях строившегося социализма в период НЭПа.

Основное положение постановления от 30 января 1925 г.: «Авторское право на произведение как появившееся в свет … на территории Союза СCP, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками, независимо от их гражданства», дословно воспроизведено в действующем Законе 1928 года[7].

Вышеуказанное изложение показывает, что законодательство Советского Союза допускало разные формы объективизации авторского права. Необходимо также выделить признание перевода любого произведения на иностранные языки как разновидность объекта авторского права.

16 мая 1928 года на смену Постановлению 1925 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР. Одной из особенностей Основ 1928 года являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР[8].

Законодательство 1928-1929 годов конструировало отношения авторского права независимо от трудовых отношений.

Хотя в Основах авторского права в Советском Союзе и в законах об авторском праве союзных республик авторское вознаграждение рассматривалось как вид вознаграждения, право на вознаграждение, основанное на работе по договору, и право на вознаграждение, основанное на издательском договоре, независимы друг от друга. Последующее законодательство и прецедентное право значительно приблизили права лиц, работающих по трудовым договорам, к правам на авторское вознаграждение.

С момента обнародования Основ авторского права и законов союзных республик об авторском праве постоянно возникала потребность в дополнении и совершенствовании советского авторского права.

Система законодательства Советского Союза была изменена в 1961 году. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановил принять и ввести в действие с 1 мая 1962 года Закон «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик».

Раздел IV этих «Основ» был посвящен авторскому праву. Закон 1961 года признал два различных класса авторских прав, предоставляемых автору, названных «личными правами» и «имущественными правами» в советской юридической доктрине.

Охрана авторского права распространялась на научные, литературные или художественные произведения независимо от их формы, цели или достоинства или способа их воспроизведения. Выделить стоит и то, что авторское право распространялось на опубликованные или неопубликованные работы, если они выражены в любой материальной форме, которая позволяет воспроизводить результаты творческой деятельности автора (рукопись, дизайн, картина, публичная доставка или исполнение, фильм или механическая или магнитная запись и т. д.).

Автор приобретает авторские права на весь срок своей жизни. Законодательством союзных республик могут быть установлены более короткие сроки авторского права на отдельные классы произведений.

Авторское право переходит к наследникам автора в порядке и пределах, установленных законодательством СССР и союзных республик. Если срок действия авторского права является фиксированным сроком, наследники забирают авторское право за не истекшую часть срока.

В соответствии законом, в некоторых случаях авторское право могло признаваться не только за физическими, но и за юридическими лицами[9].

В период с 1963 по 1964 года всеми союзными республиками были приняты свои гражданские кодексы. Так, 28 декабря 1963 года Верховным Советом Казахской Советской Социалистической Республики был принят Гражданский кодекс Казахской ССР, который вступил в силу с 1 июля 1964 года.

Гражданский Кодекс Казахской ССР 1963 года содержал в себе V раздел, посвященный сфере авторского права.

Советские юристы придерживались позиции, что авторское право предоставляет автору соответствующего произведения: право считаться автором произведения, право на опубликование произведения, а также право на воспроизведение и распространение произведения. Кроме того, по советскому законодательству автор произведения, охраняемого авторским правом, имеет право запрещать изменение своего произведения и получать гонорар за его использование в соответствии с системой вознаграждения, предусмотренной законом об авторском праве.

27 мая 1973 года СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве, действовавшей с 6 сентября 1952 года, что повлекло не только усиление защиты авторского права, но и ряд ограничений — в частности, ранее разрешался свободный перевод любых работ и их публикации за рубежом, но в дальнейшем перевод стал возможен только с разрешения владельца оригинала. Авторские права на сам перевод сохранял за собой переводчик. Появился новый вид свободно распространяющихся лицензий с целью упростить договорный процесс с издателями за границей. Право на опубликование работы стало в этих лицензиях передаваемым[10].

Конституция СССР, принятая Верховным Советом СССР и введенная в действие Законом СССР от 7 октября 1977 года, провозгласила, что вся власть в СССР принадлежит народу, осуществляющему государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В последующий период времени, с 1989 по 1991 года, в законодательстве СССР в сфере авторского права обеспечивали права на авторство произведений, право на название и неприкосновенность, а также право публиковать и (или) использовать произведение в интересах творца соответствующей работы. Государство предоставляло права на получение вознаграждения за использование материала или предоставлять разрешение на публикацию третьим лицам[11].

Когда Советский Союз был распущен, Казахстан провозгласил независимость 16 декабря 1991 года. Принятие независимости в стране запустил этап формирования и развития законодательства во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере авторского права.

К началу 90-х гг. в Казахстане, как и во всех бывших республиках СССР, начинается постепенная смена законодательства, которая требует новых подходов и новых решений.

Подводя итог можно сказать, что в период существования СССР формирование авторского права проходило медленно и начало изменений в данной сфере пришлось к смене государственного режима, в последствии — распаду страны. Приняв независимость, Казахстан начал новый этап в формировании целостного государства, развивая все сферы законодательства.

  1. Полянская Е. М., Кадовбенко В. Д. История возникновения и развития авторского права в российской федерации и в зарубежных странах // Юридический вестник Самарского университета. — 2018. — Т4. №4.
  2. Россия. Законы и постановления. Устав о цензуре. — СПб.: Тип. Деп. нар. прос., 1829. — 101 с.
  3. История советского авторского права // https://www.sinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/150_lekcii_gos_regulir_04/130.htm дата обращения 28.06.2022.
  4. Там же.
  5. Там же.
  6. Там же.
  7. Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А. Авторское право. — М.: Юридическая литература, 1957. — 280 с.
  8. История развития авторского права в Российской Федерации // https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/avtorskie_prava/istoriya_avtorskogo_prava/.
  9. История авторского права в России // https://www.copytrust.ru/articles/Istoriya-avtorskogo-prava-v-Rossii
  10. Там же.
  11. Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*