Черепова И. С. — старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и прикладной политологии Оренбургского государственного университета
И. С. Черепова — Орынбор мемлекеттік университетінің жарнама, қоғаммен байланыс және қолданбалы саясаттану кафедрасының аға оқытушысы
Cherepova I. — senior lecturer, Department of advertising, public relations and applied political science, Orenburg state University
УДК 347.7
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
БІЛІМ БЕРУДІҢ ИНСТИТУЦИОНАЛДЫҚ НЕГІЗІ ЖӘНЕ ОНЫҢ РЕСЕЙ ФЕДЕРАЦИЯСЫНДА ЖӘНЕ ШЕТ ЕЛДЕРДЕ ҚАРЖЫЛЫҚ ҚҰҚЫҚТЫҢ ӘЛЕУМЕТТІК ФУНКЦИЯСЫН ІСКЕ АСЫРУҒА ӘСЕРІ
THE INSTITUTIONAL BASIS OF EDUCATION AND ITS IMPACT ON THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF FINANCIAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES
АННОТАЦИЯ Актуальность изучения институциональной основы образования и ее влияние на реализацию социальной функции финансового права обусловлена тем, что институциональная основа образования определяет применимый инструментарий публичных финансов, т. е. комплекс всех допустимых для применения форм, методов, приемов и способов финансового обеспечения образовательного процесса. При рассмотрении истории отечественного образования и образовательных систем других стран в контексте их институциональной основы, ее трансформации, а также влияния на публичные финансы автор пришел к определенным выводам. ТҮЙІН Білім берудің институционалдық негізін зерделеудің өзектілігі және оның қаржылық құқықтың әлеуметтік функциясын іске асыруға әсері білім берудің институционалдық негізі жария қаржының қолданылатын құралдарын, яғни білім беру процесін қаржылық қамтамасыз етудің барлық нысандарын, әдістерін, тәсілдері мен тәсілдерін қолдануға рұқсат етілген кешенді анықтайтындығына байланысты. Отандық білім беру мен басқа елдердің білім беру жүйелерінің тарихын олардың институционалдық негізі, оның өзгеруі, сондай-ақ қоғамдық қаржыға әсері тұрғысынан қарастырған кезде автор белгілі бір тұжырымдарға келді. ANNOTATION The Relevance of studying the institutional framework of education and its impact on the implementation of the social function of financial law is due to the fact that the institutional framework of education determines the applicable tools of public Finance, i.e. the complex of all acceptable forms, methods, techniques and methods of financial support of the educational process. When considering the history of domestic education and educational systems of other countries in the context of their institutional framework, its transformation, and its impact on public finances, the author came to certain conclusions. Ключевые слова: образование, финансы, инвестиции, высшее образование, образовательная реформа, Болонский процесс, онлайн-образование, рынок труда. Түйінді сөздер: білім беру, қаржы, инвестициялар, жоғары білім, білім беру реформасы, Болон процесі, онлайн білім беру, еңбек нарығы. Keywords: education, finance, investment, higher education, educational reform, Bologna process, online education, labor market. В связи с тем, что в основе финансового обеспечения образования лежит система связей, существующих между его субъектами, рассмотрение реализации социальной функции финансового права Российской Федерации в данной сфере невозможно без анализа институциональной основы образования. Именно институциональная основа образования отражает весь тот комплекс самых разнообразных связей и отношений, существующих между субъектами данной области общественных отношений. Указанные же связи и отношения могут иметь, в том числе, финансовую природу. Актуальность обозначенной выше задачи обусловлена тем, что институциональная основа образования определяет применимый инструментарий публичных финансов, т. е. комплекс всех допустимых для применения форм, методов, приемов и способов финансового обеспечения образовательного процесса. Здесь справедливо подчеркнуть, что в современном обществе ни у кого не вызовет возражения тезис о том, что открытое образование является фундаментом не только экономики знаний, но и всего современного общества. Так, в Европейской стратегии экономического развития «Европа 2020», принятой Еврокомиссией 3 марта 2010 году, развитие образования было признано одним из основных ее направлений реализации. При этом Еврокомиссия исходит из неразрывной связи образования и занятости населения, устанавливая, что к 2020 году последняя должна составлять не менее 75 %, при достижении определенных показателей в области образования. Приоритетными направлениями развития образования Еврокомиссия признала: создание привлекательной системы начального профессионального образования, отвечающей потребностям рынка труда; обеспечение доступности и разнообразия профессионального образования и подготовки с целью развития дополнительных компетенций и продвижения в карьере для представителей различных групп населения; обеспечение гибкости в признании результатов обучения на уровне сертификации и поддержки индивидуальных траекторий обучения; обеспечение доступности и поддержка гибкого перехода от одного уровня образования и подготовки к другим; расширение транснациональной мобильности как важного компонента образования; развитие компетенций; расширение языковой подготовки; обеспечение гарантий качества образования; поддержка инвестиций в образование; внедрение инвестиций и развития предпринимательства в сфере образования. Если обратиться к стратегическому планированию Российской Федерации, то мы увидим аналогичные примеры, подтверждающие объявленный выше тезис. В государственной программе «Развития образования», рассчитанной на 2018-2025 годы, предполагается достижение следующих целей: повышение качества образования; обеспечение доступности образования; развитие онлайн-образования; на что предполагается израсходовать 31 658 304 046 700 рублей. Интересно то, что Правительство РФ устанавливает целевые показатели по трудоустройству выпускников только в отношении среднего профессионального образования. Данный контрольный показатель должен возрасти с 51 % в 2018 году до 59 % в 2025 году1. Обращаясь к зарубежному опыту организации национальных систем образования и их взаимодействия со сферой публичных финансов, представляется обоснованным остановиться на США, европейских странах и КНР. Во всех указанных странах, как собственно и в Российской Федерации, в основе национальных образовательных систем лежит выделение среднего (общего и профессионального), высшего и послевузовского образования. Присутствуют в них и иные уровни и виды образования (дошкольное, начальное, дополнительное и т.п.), а также различные формы профессионального обучения, но их выделение не может считаться системообразующим. В США образовательные организации делятся на государственные (public) и частные (private). Последние образуются на основе частной собственности и преследуют в качестве основной цели получение прибыли. Следует обратить внимание, что высшее образование в США исключительно платное, вне зависимости от того осуществляется оно государственным или частным вузом. Его оплата может осуществляться за счет собственных средств обучающегося (его законных представителей, работодателя и т.п.), средств, полученных в качестве гранта, или средств образовательного кредита. Обязательства обучающегося по последнему обеспечиваются гарантией Федерального правительства. Среднее общее образование в США, как правило, двенадцати летнее. Оно включает в себя четыре цикла:- К-3 — первые три класса начальной школы;
- К-6 — заключительный класс (классы) начальной школы;
- К-9 — неполное среднее образование;
- К-12 — полное среднее образование.
- от 1988 года до 1999 года — начало данного этапа связано с принятие Великой хартии университетов, а окончание — с Болонской декларации;
- 1999 года — собственно принятие Болонской декларации;
- развитие европейского сотрудничества в области высшего образования на основе Болонской декларации. В ней провозглашено шесть основных целей европейского интеграционного процесса в области высшего образования: формирование легко понимаемых и сопоставимых систем степеней, а также внедрение общеевропейского приложения к диплому; система степеней должна предполагать прохождение двух циклов обучения — достепенного (Udergraduate) и послестепенного (Graduate); при этом выпускник, получивший степень, должен быть востребованным на европейском рынке труда; внедрение системы образовательных кредитов (по типу ECTS), обеспечивающих, в том числе, академическую мобильность; содействие академической мобильности; содействие европейскому сотрудничеству в целях обеспечения качества образования на основе сопоставимых критериев и методик; содействие формированию единства подходов к образованию, в том числе в части учебных планов, межвузовского сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической составляющей в обучении и проведении научных исследований3.
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Российской Федерации 2017 г. № 1642 (ред. от 04.04.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 1 (Часть II). — Ст. 375.
- Корф Д. В. Правовые основы финансирования образования в США: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 42.
- Там же. С. 43.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М., 1993. Т.1. С. 555.
- Тарасюк Л. Н. Развитие системы образования в КНР. — М., 1989. С. 67.