admin 05.02.2020
Черепова И. С. — старший преподаватель кафедры рекламы, связей с общественностью и прикладной политологии Оренбургского государственного университета И. С. Черепова — Орынбор мемлекеттік университетінің жарнама, қоғаммен байланыс және қолданбалы саясаттану кафедрасының аға оқытушысы Cherepova I. — senior lecturer, Department of advertising, public relations and applied political science, Orenburg state University УДК 347.7

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

БІЛІМ БЕРУДІҢ ИНСТИТУЦИОНАЛДЫҚ НЕГІЗІ ЖӘНЕ ОНЫҢ РЕСЕЙ ФЕДЕРАЦИЯСЫНДА ЖӘНЕ ШЕТ ЕЛДЕРДЕ ҚАРЖЫЛЫҚ  ҚҰҚЫҚТЫҢ ӘЛЕУМЕТТІК ФУНКЦИЯСЫН ІСКЕ АСЫРУҒА ӘСЕРІ

THE INSTITUTIONAL BASIS OF EDUCATION AND ITS IMPACT ON THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF FINANCIAL LAW  IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

АННОТАЦИЯ Актуальность изучения институциональной основы образования и ее влияние на реализацию социальной функции финансового права обусловлена тем, что институциональная основа образования определяет применимый инструментарий публичных финансов, т. е. комплекс всех допустимых для применения форм, методов, приемов и способов финансового обеспечения образовательного процесса. При рассмотрении истории отечественного образования и образовательных систем других стран в контексте их институциональной основы, ее трансформации, а также влияния на публичные финансы автор пришел к определенным выводам. ТҮЙІН Білім берудің институционалдық негізін зерделеудің өзектілігі және оның қаржылық құқықтың әлеуметтік функциясын іске асыруға әсері білім берудің институционалдық негізі жария қаржының қолданылатын құралдарын, яғни білім беру процесін қаржылық қамтамасыз етудің барлық нысандарын, әдістерін, тәсілдері мен тәсілдерін қолдануға рұқсат етілген кешенді анықтайтындығына байланысты. Отандық білім беру мен басқа елдердің білім беру жүйелерінің тарихын олардың институционалдық негізі, оның өзгеруі, сондай-ақ қоғамдық қаржыға әсері тұрғысынан қарастырған кезде автор белгілі бір тұжырымдарға келді. ANNOTATION The Relevance of studying the institutional framework of education and its impact on the implementation of the social function of financial law is due to the fact that the institutional framework of education determines the applicable tools of public Finance, i.e. the complex of all acceptable forms, methods, techniques and methods of financial support of the educational process.  When considering the history of domestic education and educational systems of other countries in the context of their institutional framework, its transformation, and its impact on public finances, the author came to certain conclusions. Ключевые слова: образование, финансы, инвестиции, высшее образование, образовательная реформа, Болонский процесс, онлайн-образование, рынок труда. Түйінді сөздер: білім беру, қаржы, инвестициялар, жоғары білім, білім беру реформасы, Болон процесі, онлайн білім беру, еңбек нарығы. Keywords: education, finance, investment, higher education, educational reform, Bologna process, online education, labor market. В связи с тем, что в основе финансового обеспечения образования лежит система связей, существующих между его субъектами, рассмотрение реализации социальной функции финансового права Российской Федерации в данной сфере невозможно без анализа институциональной основы образования. Именно институциональная основа образования отражает весь тот комплекс самых разнообразных связей и отношений, существующих между субъектами данной области общественных отношений. Указанные же связи и отношения могут иметь, в том числе, финансовую природу. Актуальность обозначенной выше задачи обусловлена тем, что институциональная основа образования определяет применимый инструментарий публичных финансов, т. е. комплекс всех допустимых для применения форм, методов, приемов и способов финансового обеспечения образовательного процесса. Здесь справедливо подчеркнуть, что в современном обществе ни у кого не вызовет возражения тезис о том, что открытое образование является фундаментом не только экономики знаний, но и всего современного общества. Так, в Европейской стратегии экономического развития «Европа 2020», принятой Еврокомиссией 3 марта 2010 году, развитие образования было признано одним из основных ее направлений реализации. При этом Еврокомиссия исходит из неразрывной связи образования и занятости населения, устанавливая, что к 2020 году последняя должна составлять не менее 75 %, при достижении определенных показателей в области образования. Приоритетными направлениями развития образования Еврокомиссия признала: создание привлекательной системы начального профессионального образования, отвечающей потребностям рынка труда; обеспечение доступности и разнообразия профессионального образования и подготовки с целью развития дополнительных компетенций и продвижения в карьере для представителей различных групп населения; обеспечение гибкости в признании результатов обучения на уровне сертификации и поддержки индивидуальных траекторий обучения; обеспечение доступности и поддержка гибкого перехода от одного уровня образования и подготовки к другим; расширение транснациональной мобильности как важного компонента образования; развитие компетенций; расширение языковой подготовки; обеспечение гарантий качества образования; поддержка инвестиций в образование; внедрение инвестиций и развития предпринимательства в сфере образования. Если обратиться к стратегическому планированию Российской Федерации, то мы увидим аналогичные примеры, подтверждающие объявленный выше тезис. В государственной программе «Развития образования», рассчитанной на 2018-2025 годы, предполагается достижение следующих целей: повышение качества образования; обеспечение доступности образования; развитие онлайн-образования; на что предполагается израсходовать 31 658 304 046 700 рублей. Интересно то, что Правительство РФ устанавливает целевые показатели по трудоустройству выпускников только в отношении среднего профессионального образования. Данный контрольный показатель должен возрасти с 51 % в 2018 году до 59 % в 2025 году1. Обращаясь к зарубежному опыту организации национальных систем образования и их взаимодействия со сферой публичных финансов, представляется обоснованным остановиться на США, европейских странах и КНР. Во всех указанных странах, как собственно и в Российской Федерации, в основе национальных образовательных систем лежит выделение среднего (общего и профессионального), высшего и послевузовского образования. Присутствуют в них и иные уровни и виды образования (дошкольное, начальное, дополнительное и т.п.), а также различные формы профессионального обучения, но их выделение не может считаться системообразующим. В США образовательные организации делятся на государственные (public) и частные (private). Последние образуются на основе частной собственности и преследуют в качестве основной цели получение прибыли. Следует обратить внимание, что высшее образование в США исключительно платное, вне зависимости от того осуществляется оно государственным или частным вузом. Его оплата может осуществляться за счет собственных средств обучающегося (его законных представителей, работодателя и т.п.), средств, полученных в качестве гранта, или средств образовательного кредита. Обязательства обучающегося по последнему обеспечиваются гарантией Федерального правительства. Среднее общее образование в США, как правило, двенадцати летнее. Оно включает в себя четыре цикла:
  1. К-3 — первые три класса начальной школы;
  2. К-6 — заключительный класс (классы) начальной школы;
  3. К-9 — неполное среднее образование;
  4. К-12 — полное среднее образование.
Соответственно, общеобразовательные учреждения делятся на три категории: «elementary» или «primary» school для детей до 13 лет; «juniorsecondaryschool» для детей от 12 до 15 лет; «seniorsecondaryschool» для детей от 14 до 17 лет. Среди общеобразовательных учреждений соотношение между public и private составляет 90 % и 10 % соответственно. При этом обучение в частных школах более престижно. Публичные школы функционируют в рамках определенных школьных округов, образованных для организации их деятельности и финансирования. Институционально такие округа могут быть признаны местными территориальными общинами. Частные школы осуществляют свою деятельность вне рамок школьных округов. Законодательная регламентация образовательной деятельности в США осуществляется преимущественно на уровне штатов. В некоторых из них (например, Калифорния, Техас и др.) действуют специальные образовательные кодексы2. При рассмотрении современного состояния европейской системы образования в контексте настоящего исследования наибольший интерес вызывает Болонский процесс, что обусловлено вхождением в него и Российской Федерации. Цель данного процесса состоит в образовании единого европейского пространства высшего образования. Принято выделять три его этапа:
  1. от 1988 года до 1999 года — начало данного этапа связано с принятие Великой хартии университетов, а окончание — с Болонской декларации;
  2. 1999 года — собственно принятие Болонской декларации;
  3. развитие европейского сотрудничества в области высшего образования на основе Болонской декларации. В ней провозглашено шесть основных целей европейского интеграционного процесса в области высшего образования: формирование легко понимаемых и сопоставимых систем степеней, а также внедрение общеевропейского приложения к диплому; система степеней должна предполагать прохождение двух циклов обучения — достепенного (Udergraduate) и послестепенного (Graduate); при этом выпускник, получивший степень, должен быть востребованным на европейском рынке труда; внедрение системы образовательных кредитов (по типу ECTS), обеспечивающих, в том числе, академическую мобильность; содействие академической мобильности; содействие европейскому сотрудничеству в целях обеспечения качества образования на основе сопоставимых критериев и методик; содействие формированию единства подходов к образованию, в том числе в части учебных планов, межвузовского сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической составляющей в обучении и проведении научных исследований3.
На интеграцию в международную образовательную систему нацелена и внутренняя политика КНР в области высшего образования. До 1949 года все 223 вуза Китая были частными. После своей победы китайские коммунисты национализировали первоначально 93 из них, а к 1982 году ликвидировали частное образование в стране вообще. В первые годы существования Китайской Народной Республики (1950-1960 годы) в основу построения ее образовательной системы был положен советский опыт.  В это время более 10 тыс. китайских учителей и преподавателей высшей школы прошли обучение в СССР4. В результате политики «Большого скачка» и «Культурной революции» развитие национального образования в КНР в значительной степени затормозилось. Восстановление образовательной системы началось только в 1978 году, когда было на уровне руководства КПК признано, что «Культурная революция» привела систему образования в состояние глубокого кризиса и дезориентировала все научное сообщество. В это время увеличивается срок обучения в средней школе (до 10 лет) и в вузах (до 4-5 лет). Значительно возросло финансирование образования. В 1980-е годы обучение в средней школе было продлено до 12 лет. В целях развития национального образования в 1983 году был образован Комитет по координации педагогических исследований. В это время в целях централизации государственного управления в области образования восстанавливается Министерство просвещения КНР. С 1978 года действует Единый государственный экзамен, а прием в вузы осуществляется по государственному плану, по заявкам государственных организаций, за счет обучающихся. На рубеже 1980-х -1990-х годов в Китае начинается образовательная реформа, в качестве основных направлений которой следует отметить: интеграция образования, науки и производства; постепенная замена системы распределения самостоятельным выбором выпускника будущего места работы; внутренняя перестройка вузов в зависимости от уровня и категории; повышение идейно-нравственного уровня и качества образования студентов и выпускников. Одним из результатов указанной реформы стало принятие на сентябрьском 1998 года Пленуме Постоянного комитета ВСПН закона о высшем образовании, вступившего в силу с 1 января 1999 года. В настоящее время в КНР насчитывается более 2200 вузов, 70 % из которых управляются централизовано, находясь в ведении Министерства просвещения, а остальные считаются ведомственными. Высшее образование стало трех уровневым: курсы по специальным учебным программам; бакалавриат; магистратура. Общий срок обучения может превышать 6-7 лет5. Рассмотрение истории отечественного образования и образовательных систем других стран в контексте их институциональной основы, ее трансформации, а также влияния на публичные финансы позволило прийти к следующим выводам. Понятие институциональной основы образования предполагает рассмотрение с одной стороны моделей поведения, сложившихся в этой сфере, а с другой — форм их закрепления, а также организационно-правовых форм осуществления образовательной деятельности. Исторический опыт развития системы образования позволяет выделить несколько типов институциональных основ данной сферы: территориальнообщинный; профессионально-общинный; религиозно-общинный; государственный; корпоративный; общественный. В основе первых трех лежит община, образованная по территориальному, профессиональному или конфессиональному признаку. Соответственно четвертый предполагает доминирование в образовательной сфере государства, пятый — крупных компаний (главным образом транснациональных корпораций), шестой — гражданского общества. В современных условиях ни один из названных типов в чистом виде не существует. В каждой отдельно взятой стране существующий тип институциональной основы образования должен быть признан смешанным. При этом в отдельных случаях имеет место трансформация одного типа в другой. Так, европейские университеты возникали как профессиональные общины ученых, ведущие современные европейские и американские университеты в большей степени отвечают признакам корпораций, а не профессиональной общины. Сложившийся в настоящее время российский тип институциональной основы образования также должен быть признан смешенным с преобладанием государственного элемента. Существующий в конкретной культурно-исторической общности (обществе) тип институциональной основы образования непосредственно влияет на реализацию социальной функции финансового права, обуславливая применяемый в данной сфере инструментарий публичных финансов.
  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Российской Федерации 2017 г. № 1642 (ред. от 04.04.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 1 (Часть II). — Ст. 375.
  2. Корф Д. В. Правовые основы финансирования образования в США: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 42.
  3. Там же. С. 43.
  4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М., 1993. Т.1. С. 555.
  5. Тарасюк Л. Н. Развитие системы образования в КНР. — М., 1989. С. 67.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*