admin 26.04.2021

Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и специальных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук

Тлеуов Д. С. — заместитель акима Хромтауского района, студент 2 курса дистанционного обучения кафедры права и общеобразовательных дисциплин Баишев Университета

Сулейманова Г. Ж. — Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғылыми қызметкері (Ақтөбе қ.), заң ғылымдарының кандидаты

Тлеуов Д. С. — Хромтау ауданы әкімінің орынбасары, Баишев университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының Қашықтықтан оқытудың 2-курс студенті

Suleymanova G. Zh. — chief researcher of the Center for scientific and special research (Aktobe), candidate of legal sciences

Tleuov D. S. — deputy akim of Khromtau district, 2nd year student of distance learning of the department of law and general education of Baishev University

УДК 343/34.028.6

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ СЫБАЙЛАС ЖЕМҚОРЛЫҚҚА ҚАРСЫ САЯСАТ ЖӘНЕ ШЕКТЕУЛЕР

ANTI-CORRUPTION POLICY AND RESTRICTIONS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

АННОТАЦИЯ

Борьба с коррупцией — приоритетная задача современной государственной политики Республики Казахстан. Актуальность и значимость данной задачи на протяжении многих лет подтверждается наличием ряда нормативных правовых актов различного уровня, определяющих необходимость борьбы с коррупцией и методы противодействия ее распространению. В связи с этим авторами приведены отдельные нормативные правовые акты по годам их принятия, начиная с 1992 года и заканчивая 2020 годом.

ТҮЙІН

Сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес — Қазақстан Республикасының қазіргі мемлекеттік саясатының басым міндеті. Осы міндеттің өзектілігі мен маңыздылығы көптеген жылдар бойы сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрестің қажеттілігін және оның таралуына қарсы іс-қимыл әдістерін айқындайтын әртүрлі деңгейдегі бірқатар нормативтік құқықтық актілердің болуымен расталады. Осыған байланысты авторлар қабылданған жылдары бойынша 1992 жылдан бастап 2020 жылға дейінгі жеке нормативтік-құқықтық актілерді ұсынды.

ANNOTATION

The fight against corruption is a priority task of the modern state policy of the Republic of Kazakhstan. The relevance and significance of this task for many years is confirmed by the presence of a number of regulatory legal acts of various levels that determine the need to combat corruption and methods of countering its spread. In this regard, the authors provide individual normative legal acts by year of their adoption, from 1992 to 2020.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, борьба с кор­руп­цией, противодействие, нормативно-правовые акты, мероприятия, государст­венная программа, стратегия, модернизация.

Түйінді сөздер: сыбайлас жемқорлық, сыбайлас жемқорлыққа қарсы саясат, сыбайлас жемқорлыққа қарсы күрес, қарсы іс-қимыл, нормативтік-құқықтық актілер, іс-шаралар, мемлекеттік бағдарлама, стратегия, жаңғырту.

Keywords: corruption, anti-corruption policy, combating corruption, counteraction, regulations, events, state program, strategy, modernization.

Борьба с коррупцией — приоритетная задача современной государственной политики Республики Казахстан. Актуальность и значимость данной задачи на протяжении многих лет подтверждается наличием ряда нормативных правовых актов различного уровня, определяющих необходимость борьбы с коррупцией и методы противодействия ее распространению. В качестве примера приведем отдельные нормативные правовые акты по годам их принятия.

Проблемы борьбы с преступностью и коррупцией в нашей стране стали широко обсуждаться после Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией» от 17 марта 1992 года, где отмечалось, что: «… преступность приобретает органи­зован­ный характер, получают распространение международные связи преступных групп, происходит их сращивание с коррумпированными должностными лица­ми»[1].

Появление данного указа стало формальным признанием обострения пробле­мы коррумпированности государственного аппарата в условиях социального кризиса.

В дальнейшем был принят ряд Постановлений Правительства Республики Казахстан «О повышенной ответственности должностных лиц органов государст­вен­ного управления за состояние дисциплины, общественного порядка и безопас­ности» от 4 декабря 1992 года, «Об усилении борьбы с преступностью» от 11 фев­раля 1994 года, «О дополнительных мерах по обеспечению законности и право­порядка» от 9 июня 1994 года.

В октябре 1997 года в Послании Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу страны «Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» в качестве одного из семи основных приоритетов нашего государства названа решительная и беспощадная борьба с коррупцией. Развивая сущность этого приоритета, Президент отмечал: «необходимо беспощадно бороться с коррупцией, невзирая на лица и должности»[2].

И как следствие сказанного, Указом № 3731 «О мерах по укреплению нацио­нальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступ­ностью и коррупцией» от 5 ноября 1997 года Президент республики Упразднил Государственный следственный комитет Республики Казахстан с передачей его полномочий по борьбе с организованной преступностью, связанной с корруп­цией лиц, занимающих ответственные государственные должности, военнослу­жащих, сотрудников правоохранительных органов, специальных служб и судей, а также контрабандой и наркобизнесом, осуществляемыми преступными сооб­щест­вами, — Комитету национальной безопасности[3].

В обращении Первого Президента Казахстана Н. Назарбаева в 1998 году к граж­данам республики говорилось: «Коррупция все глубже проникает в различ­ные сферы нашей жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому и косвенному хищению государственного бюджета и госу­дарственной собственности. А значит, оказывает все более серьезное и нега­тивное влияние на социальную сферу, которая так нуждается сегодня в средствах. Коррупция сильно ослабляет и производственный сектор, где на многих пред­приятиях руководит нерадивый или вороватый менеджмент, который ухудшает инвестиционный климат и закрывает дорогу в страну добросовестным инвесторам. Более того, она несет и более глобальные угрозы, подрывая демократические устои общества, веру в закон, в справедливость. Она подрывает и нравственные цен­ности, которые, еще не успев принять форму цивилизованных, общечеловеческих, серьезно искажаются»[4].

Поэтому 2 июля 1998 года был принят Закон «О борьбе с коррупцией». В нем были сформулированы основные положения борьбы с коррупцией, ключевым из которых является допустимость ограничений в соответствии с Конституцией Республики Казахстан прав и свобод должностных лиц, уполномоченных на вы­пол­нение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним.

Также 12 ноября 1998 года специальным Указом была создана Государствен­ная комиссия по борьбе с коррупцией.

Дальнейшее совершенствование системы борьбы с коррупцией стал Указ «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией» от 20 апреля 2000 года. Указ был подписан по итогам состоявшегося 19 апреля 2000 года совещания по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией с участием членов Правительства и акимов, руководителей центральных и территориальных правоохранительных органов, председателей областных судов.

Указом предусматривалось усиление роли и ответственности Администрации Президента, в том числе ее государственно-правового отдела, на который была возложена задача мониторинга, координации и контроля деятельности правоох­рани­тельных органов. Результатом выполнения этих задач стали выработка и внесение на рассмотрение руководству страны предложений по усилению борьбы с преступностью, требующих принципиальных решений на уровне главы государства.

Этим же Указом была упразднена Государственная комиссия по борьбе с коррупцией как выполнившая свою задачу организатора первоначального этапа борьбы с коррупцией.

В связи с упразднением Государственной комиссии по борьбе с коррупцией на Агентство по делам государственной службы и его территориальные органы были возложены полномочия по рассмотрению дисциплинарных дел (за исключе­нием уголовных дел) государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения, наказуемые в дисциплинарном порядке.

В целях успешного осуществления борьбы с коррупцией Указом Президента Республики Казахстан 5 января 2001 года была утверждена Государственная прог­рам­ма борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы, организационно-практические и правовые меры которой нацелены на реализацию Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности до 2005 года и исполнение требований Закона «О борьбе с коррупцией».

Программа разрабатывалась с учетом мероприятий, осуществляемых госу­дарст­венными органами в рамках других программ борьбы с различными прояв­лениями преступности. Она предусматривала мероприятия, направленные в пер­вую очередь на дальнейшее повышение эффективности выявления и устранения условий, порождающих коррупцию прежде всего в экономической сфере. В качестве приоритетных целей в программе выделялось проведение эффективной единой государственной политики в области борьбы с коррупцией, снижение уровня коррупции, ее проявлений во всех сферах жизнедеятельности государства и личности, укрепление доверия общественности к государству и его институтам. Программа предусматривала обеспечение эффективной правовой базы борьбы с коррупцией, совершенствование государственной службы для сужения условий, порождающих коррупцию, сокращение вмешательства государственных органов в экономику, обеспечение максимальной прозрачности механизмов государствен­ной экономической политики, решительные меры по противодействию «теневой» экономике, усиление социального партнерства с институтами гражданского общест­ва, международными организациями в борьбе с коррупцией. Предусмат­ривалась также разработка региональных программ и ведомственных планов, являющихся механизмом реализации единой государственной политики в госу­дарственных органах и регионах.

Таким образом, данная программа стала политическим продолжением преды­дущей и с ее реализацией борьба с коррупцией приобрела конкретный, реальный характер.

Также в этом время были приняты Закон РК «О внесении изменений и допол­нений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией»[5] и Нормативное постановление Верховного Суда РК «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией»[6].

Далее, 2 апреля 2002 года Указом Президента Республики Казахстан была соз­дана комиссия при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с кор­рупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими, Предсе­дателем которой был назначен Государственный секретарь Республики Казахстан Абдыкаримов О. А.

В рамках борьбы с коррупцией 20 июня 2003 года было заслушано на сов­местном заседании палат Парламента Республики Казахстан Послание Конс­ти­туционного совета РК «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан», согласно которому «Президент отметил, что задача на ближайшие годы заключается в максимальном использовании ресурса действующей Консти­туции таким образом, чтобы это реально способствовало росту и дебюрокра­ти­зации экономики, обеспечению прав граждан, согласия и стабильности в обществе, а также усилению борьбы с коррупцией»[7]. В результате 25 сентября 2003 года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законода­тель­ные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией»[8], а уже 11 мая 2004 года в Закон РК «О борьбе с коррупцией» были внесены изменения и дополнения.

В целях повышения авторитета государственной власти и оказания со стороны населения доверия возникла необходимость установления конкретных норм нравственности, этики, демонстрации морального облика, а также поведения лиц, наделенных функциями представителей государственной власти. Именно поэтому Главой государства было поручено Правительству Республики Казахстан разра­бо­тать и ввести в действие Кодекс чести государственного служащего, как свиде­тельство того, что необходимо не только бороться с коррупционными проявле­ниями, но и в первую очередь соответствовать статусу государственного служа­щего. Это требование Главы государства было выполнено. Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года вступил в законную силу «Кодекс чести госу­дарственных служащих (Правила служебной этики государственных слу­жа­щих)».

А ранее 14 апреля 2005 года было утверждено Положение об Агентстве Рес­пуб­лики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)[9].

23 декабря 2005 года Указом Президента Республики Казахстан Н. Назар­бае­вым была утверждена Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, целью которой является снижение уровня коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества путем повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества.

А 9 февраля 2006 года был разработан План мероприятий по реализации Госу­дарственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы. В программе отмечено, что «… имеет место недостаточная эффективность в управлении человеческими ресурсами. Анализ судебной практики административных корруп­цион­ных правонарушений показывает, что основная масса виновных представлена государственными служащими низовых звеньев. Уровень их заработной платы и социальная незащищенность создают экономические предпосылки коррупции»[10]. Также в 2006 году был разработан проект Закона Республики Казахстан «О вне­се­нии изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией»[11].

В феврале 2007 года Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в выступлении на Совете безопасности РК заявил, что серьезного перелома в ситуации в борьбе с кор­рупцией так и не произошло, борьба ведется формально.

Поэтому в 2007 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совер­шенст­вования борьбы с коррупцией»[12].

В апреле 2008 года депутаты приняли Закон «О ратификации Концепции Организации Объединенных наций против коррупции». В 2009 году Президент подписал Указ «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и кор­руп­цией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятель­ности в РК»[13].

В 2010-2011 годах также была принята Отраслевая программа по проти­во­действию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы[14].

В 2011 году было принято 15 законов, направленных на борьбу с коррупцией, среди них Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахс­тан», который направлен на создание единой правовой основы по осуществлению контрольно-надзорной деятельности государственных органов[15].

Также был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия лега­лиза­ции (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансиро­ванию терроризма и обналичиванию денег»[16].

В закон РК «О национальной безопасности» от 6 января 2012 года наряду с терроризмом и экстремизмом была добавлена коррупция.

21 декабря 2012 года также был принят закон «О внесении изменений и допол­нений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы» как часть административной реформы в стране.

И в этом же 2012 году была проведена внеочередная аттестация государст­венных служащих, а именно сотрудников правоохранительных органов. В резуль­тате более 1200 сотрудников органов внутренних дел были уволены, а также 136 сотрудников финансовой полиции и 439 сотрудников Агентства по борьбе с эко­номической и коррупционной преступностью не прошли аттестацию.

В январе 2013 года была презентована электронная антикоррупционная прог­рам­ма «Сараптама», которая была разработана в Молдове. Однако о переходе на электронное правительство говорилось еще ранее. И поэтому с 1 января 2010 года все государственные закупки были переведены в электронный формат.

Также 23 августа 2012 года было принято Постановление № 1077 «Об утверж­дении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правона­рушения или иным образом, оказывающим содействие в борьбе с коррупцией». Было выделено из бюджета 32 миллиона тенге.

В целях обеспечения поэтапной реализации Стратегии постановлением Пра­вительства от 14 апреля 2015 года за № 234 был утвержден План мероприятий на 2015-2017 годы, который включал помимо 64 собственно антикоррупционных ме­ро­приятий также 65 мероприятий в области противодействия теневой экономике.

Во исполнении Стратегии (и Плана) всеми центральными государственными органами утверждены ведомственные планы, а местными исполнительными органами — региональные планы по реализации Стратегии. Также среди прочих был утвержден Межведомственный план профилактических мероприятий по пре­дупреждению коррупции в судах и правоохранительных органах на 2016 год.

Принят ряд новых законодательных актов и внесены поправки в действующие законы (например, «О государственной службе», «Об общественных советах», «О доступе к информации», «О всеобщем декларировании», «О государственных закуп­ках», «О государственном аудите и финансовом контроле», «Об инфор­ма­тизации», а также Предпринимательский кодекс). Реформирован Уголовный ко­декс — к предмету взятки стали относиться не только имущественные, но и неимущественные блага и преимущества, в том числе в отношении третьих лиц.

Также 16 ноября 2015 года был принят Закон «О доступе к информации». За­ко­ном расширен перечень сведений, доступ к которым не подлежит ограничению.

Согласно новому Закону «О противодействии коррупции», вступившему в силу 1 января 2016 года, был расширен круг субъектов противодействия кор­руп­ции. К ним отнесены, помимо государственных органов, субъекты квазигосу­дарст­венного сектора, общественные объединения, а также физические и юридические лица. Также в 2016 году была начата реализация проекта государственного социального заказа «Гражданский контроль» и был принят ряд поправок к Закону «Об общественных советах».

Казахстан провел несколько институциональных реорганизаций антикорруп­ционного органа. В ходе последней, в 2016 году было образовано Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, в рамках которого действует Национальное бюро по противодействию коррупции, мониторинга. В компетенцию Агентства, как и рекомендовалось, входят формирование и координация реализации антикоррупционной политики. Отсутствует прогресс в исполнении рекомендации в части обеспечения независимости специали­зиро­ванного антикоррупционного органа.

И уже Первый Национальный доклад о противодействии коррупции был опубликован в апреле 2017 года.

Однако, начало 2017 года в РК было отмечено арестами высокопоставленных чиновников (были задержаны или арестованы незадолго до этого уволенные зам­главы администрации Президента республики, Министр экономики и руково­ди­тель Единого национального пенсионного фонда), а также был дан старт консти­туционной реформы. Цель последней, утвержденной в марте 2017 года (уже после мониторингового визита), усилить роль парламента в государственных делах, в том числе при формировании правительства и управлении экономикой. Состав пра­вительства теперь формируется при участии парламента. При этом Премьер-Министр слагает полномочия не перед избранным президентом, как ранее, а перед вновь избранным Мажилисом (нижней палатой парламента). Лично президент может назначать только трех министров — иностранных дел, внутренних дел и обороны. Правительству же переданы полномочия по утверждению госпрограмм и системы финансирования и оплаты труда бюджетников. Президент лишился права отменять или приостанавливать действия актов правительства и Премьер-Министра. Тем самым всю полноту ответственности за свои акты теперь стало нести само правительство.

Также по инициативе Агентства 2 марта 2017 года в Астане стартовал проект «В будущее без вяток. Вместе!». В состав антикоррупционной мобильной группы вошли видные общественные деятели, депутаты маслихата, лидеры обществен­ного мнения, актеры, спортсмены. Члены мобильной группы на специальном автобусе осуществляли прием граждан, трудовых коллективов в местах оказания государственных услуг (ЦОНы, налоговые и миграционные службы).

В феврале 2017 года была запущена в пилотном режиме программа «От двери к двери». Суть ее заключалась в том, что в общественных местах размещаются информационные памятки и плакаты, а также к уведомлениям об оплате за услуги коммунальных служб прикрепляются буклеты на антикоррупционную тематику. Такая практика внедрена по всей республики и по сей день.

28 февраля 2017 года стартовал организованный Агентством совместно с Альянсом блогеров Казахстана интернет-флэшмоб «Антивзятка», который нашел активную поддержку среди общественных деятелей, спортсменов, актеров. Каж­дый участник флэш-моба выставлял свое фото с написанными хэштегами «#АНТИВЗЯТКА, #ДЕТИПРОТИВВЗЯТОК, #ЯНЕБЕРУВЗЯТОК». Такие мероприятия проводятся и до сих пор.

Также 15 марта 2017 года был проведен Первый Конгресс гражданских ини­циа­тив по вопросам противодействия коррупции, определившего пять приори­тетных направлений совместной работы и обсуждавший вопросы всеобщего неприятия коррупции.

Власти считают, что в результате, проводимой антикоррупционной политики значительно улучшился уровень грамотности населения в сфере антикор­руп­ционного законодательства и программ по противодействию коррупции.

В 2017 году Верховным Судом был разработан проект Административного процессуального кодекса, который был опубликован на сайте Верховного Суда РК для публичного обсуждения.

Данный проект наконец был утвержден и принят 29 июня 2020 года как Административный процедурный кодекс.

31 мая 2018 года Постановлением Правительства Республики Казахстан № 309 был утвержден План мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Антикор­рупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы.

Однако самым значимым в 2018 году стало Послание Президента Республики Казахстан «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января. В результате было поставлено 10 основных задач:

  1. Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий.
  2. Дальнейшее развитие ресурсного потенциала.
  3. «Умные технологии» — шанс для рывка в развитии агропромышленного комплекса.
  4. Повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры.
  5. Внедрение современных технологий в строительстве и коммунальном секторе.
  6. «Перезагрузка» финансового сектора.
  7. Человеческий капитал – основа модернизации.
  8. Эффективное государственное управление.
  9. Борьба с коррупцией и верховенство закона.
  10. «Умные города» для «умной нации»[17].

29 декабря 2018 года было принято Постановление Правительства Республики Казахстан № 921 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию тене­вой экономике на 2019-2021 годы и внесении изменений в постановление Прави­тельства Республики Казахстан от 31 мая 2018 года № 309 «Об утверждении Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Антикоррупционной стратегии Рес­пуб­лики Казахстан на 2015-2025 годы и противодействию теневой экономике»».

Все изменения в антикоррупционной политике государства сводятся в реа­ли­зации антикоррупционной стратегии Республики на 2015-2025 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986[18].

За последние три года, в соответствии с Антикоррупционной стратегией 2015-2025 годы, Казахстан провел серьезную работу по модернизации и повышению доверия к судебной системе. Среди прочего, принята новая редакция законов «О судебной системе и статусе судей РК», «О высшем судебном совете РК», новый Кодекс судейской этики, утверждено Положение о судебном жюри в новой редакции, введены нормы об оценке профессиональной деятельности судьи, пе­рес­мотрены основания и процедуры привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Академия Правосудия стала подчиняться Верховному Суду и теперь является высшим учебным заведением с особым статусом, предостав­ляю­щим право самостоятельно определять содержание и организацию научной и образовательной деятельности. Предпринимаются меры по упрощению судо­произ­водства, повышению его оперативности, автоматизации деятельности судов с тем, чтобы повысить доступ к правосудию и прозрачность судебной системы. Несмотря на то, что в РК достигнут определенный прогресс в сферах, охваты­ваемых рекомендацией, отдельные ее части остаются выполненными частично или невыполненными. В этом плане, а также для прозрачности и открытости введено Единое окно для доступа к электронным сервисам судебных органов Республики Казахстан (мобильное приложение «Судебный кабинет»).

Также утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 мая 2020 года за № 174 Антикоррупционный стандарт по обес­пе­чению открытости и прозрачности в организациях высшего и (или) после­ву­зовского образования.

Таким образом можно и дальше перечислять всю ту огромную деятельность, которую проводит Правительство Казахстана под руководством нашего Прези­дента. Особо хотелось бы отметить Послание Президента РК народу Казахстана К.-Ж.Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года[19].

Поэтому анализ приведенных выше документов позволяет констатировать, что принятие означенных нормативных правовых актов направлено на:

  • дальнейшее укрепление социальной и политической стабильности в стране;
  • оптимизацию разрешительных и административных полномочий органов государственного управления;
  • рост доверия гражданского общества к государственной власти;
  • повышение уровня защищенности граждан от коррупции;
  • обязательное оперативное реагирование органов власти и должностных лиц на информацию о фактах коррупции;
  • дальнейшее развитие антикоррупционного мировоззрения в обществе и активизацию антикоррупционной деятельности;
  • формирование отечественного аникоррупционного законодательства в соот­ветствии с международными стандартами.

Отдельно хотелось бы отметить, что согласно исследованиям международных организаций, на основе которых рассчитывается Индекс восприятия коррупции (ИВК) по Казахстану, в 2019 году Казахстан занял 113 место. В 2018 году — 124 место, в 2017 году — 122 место, в 2016 году — 131 место.

Благодаря комплексным антикоррупционным мерам Казахстан впервые наб­рал 34 балла в индексе восприятия коррупции и повысил позицию в рейтинге на 11 пунктов (с 124 на 113).

В рамках ежегодного исследования Всемирного банка «Индикаторы госу­дарст­венного управления» (Worldwide Governance Indicators), оценивающего 214 стран, Казахстан достиг значительного прогресса по индикатору «Контроль коррупции».

С момента начала замеров (индекса контроля коррупции) ИКК в 1996 году значительное повышение и лучший результат за все время нахождения Казахстана в данном рейтинге достигнут лишь в 2019 году.

Процентильный ранг составил 36,06%, что почти вдвое лучше предыдущего показателя.

Казахстан поднялся в мировом рейтинге конкурентоспособности IMD (World Competitiveness Ranking) на 4 позиции и занял 34 место среди 63 стран.

Во многом это стало возможным благодаря значительному улучшению пози­ции страны по индикатору «Взяточничество и коррупция» — 29 место и плюс 10 позиций вверх по сравнению с 2018 годом (4,28 баллов из 10 в сравнении с 3,43 в 2018 году).

  1. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению борьбы с организованными формами преступности и коррупцией» от 17 марта 1992 г. // https://online.zakon.kz.
  2. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана октября 1997 года // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/.
  3. О мерах по укреплению национальной безопасности, дальнейшему усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Указ Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1997 г. № 3731 // http://adilet.libgateway.psu.kz/rus.
  4. Обращение Президента Казахстана Н. Назарбаева к гражданам республики 14 июля 1998 года // https://www.akorda.kz/ru.
  5. Закон РК № 163-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 16 марта 2001 года // https://online.zakon.kz.
  6. Нормативное постановление Верховного суда РК № 18 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией» от 13 декабря 2001 года // https://online.zakon.kz.
  7. Послание Конституционного Совета РК «О состоянии конституционной законности в РК» (заслушано на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан 20 июня 2003 года) // https://online.zakon.kz.
  8. Закон РК № 484-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам борьбы с коррупцией» от 25 сентября 2003 года // https://online.zakon.kz.
  9. Указ Президента РК № 1557 «Вопросы агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)» от 14 апреля 2005 года // https://online.zakon.kz.
  10. Постановление Правительства Республики Казахстан № 96 «О плане мероприятий по реализации государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы» от 9 февраля 2006 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 июня 2006 г.) // https://online.zakon.kz.
  11. Постановление Правительства РК № 930 О проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией» от 28 сентября 2006 г. //. https://online.zakon.kz.
  12. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 308-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30114681.
  13. О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 года № 793 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000793_/links.
  14. Об утверждении отраслевой Программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 308. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 234 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000308.
  15. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.) (утратил силу) // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30914758.
  16. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег: Закон Республики Казахстан от 21 июня 2012 года № 19-V // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000019.
  17. Послание Президента Республики Казахстан «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g.
  18. Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 «Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.05.2020 г.) // Казахстанская правда. 2014. 30 декабря. № 254 (27875).
  19. Послание народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*