admin 05.11.2022

Ерохина Е. В. — доцент кафедры гражданского права и процесса Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент;

Максименко Е. И. — доцент кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук

Ерохина Е. В. — Орынбор мемлекеттік университетінің азаматтық құқық және процесс кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты, доцент;

Максименко Е. И. — Орынбор мемлекеттік университетінің сот және прокурорлық-тергеу қызметін ұйымдастыру кафедрасының доценті, педагогика ғылымдарының кандидаты

Erokhina E. V. — associate professor of the department of civil law and process, Orenburg state university, PhD legal sciences, associate professor;

Maksimenko E. I. — associate professor of the department of organization of judicial and prosecution and investigation activities, Orenburg state university, candidate of pedagogical sciences

УДК 314.74:349

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

КӨШІ-ҚОН ПРОЦЕСТЕРІН АҚПАРАТТЫҚ-ЦИФРЛЫҚ РЕТТЕУДІҢ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ

TOPICAL ISSUES OF INFORMATION AND DIGITAL REGULATION OF MIGRATION PROCESSES

АННОТАЦИЯ

Информационно-цифровое регулирование миграционных процессов — это раз­вивающаяся междисциплинарная область, ориентированная на изучение сфер влияния правового регулирования использования цифровых технологий при уп­рав­ле­нии миграционными процессами. В статье обращено внимание на отсутствие пра­вовой основы использования информационно-цифровых технологий в отно­ше­нии детей-мигрантов, предложены соответствующие рекомендации.

ТҮЙІН

Көші-қон процестерін ақпараттық-цифрлық реттеу-бұл көші-қон процестерін басқаруда цифрлық технологияларды пайдалануды құқықтық реттеудің ықпал ету салаларын зерттеуге бағытталған дамып келе жатқан пәнаралық сала. Мақалада мигрант балаларға қатысты ақпараттық-цифрлық технологияларды қолданудың құқық­тық негізінің жоқтығына назар аударылып, тиісті ұсыныстар ұсынылды.

ANNOTATION

Information and digital regulation of migration processes is a developing interdisciplinary field focused on the study of the spheres of influence of legal regulation of the use of digital technologies in the management of migration processes. The article draws attention to the lack of a legal basis for the use of information and digital technologies in relation to migrant children, and offers appropriate recommendations.

Ключевые слова: дети-мигранты, правовой статус, миграция, цифровые технологии, международная миграционная политика.

Түйінді сөздер: мигрант балалар, құқықтық мәртебе, көші-қон, цифрлық технологиялар, халықаралық көші-қон саясаты.

Keywords: migrant children, the legal status, migration, digital techniques, international migration policy.

Миграционные процессы имеют глубокие исторические корни. Причинами для возникновения миграции являются: стихийные бедствия, конфликты, терроризм или нарушения прав человека, поиск лучшей работы, образования, экономических благ или желание воссоединения с семьей.

Уровень миграции в современном мире беспрецедентный, более того, фик­сируется его постоянный рост: 2,3 % в 1980 году, 2,8 % в 2000 году, 3,4 % в 2017 году, и в 2000 году в мире число мигрантов составляло порядка 173 миллиона человек. В 2019 году число мигрантов достигло отметки в 272 миллионов. Сегодня в мире насчитывается 70 миллионов мигрантов, в том числе включая 26 миллионов беженцев, более 41 миллиона внутренних мигрантов, а также 3,5 миллиона лиц запросили убежища в иностранных государствах.

На сегодняшний день миграция является одной из «нелинейных» и масштаб­ных проблем всего международного сообщества и, в частности, в приграничных регионах Российской Федерации. Активный поток мигрантов из стран централь­но­азиатского региона, таких как Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргыз­стан, Казахстан, Туркменистан формирует у принимающего государства ряд про­блем, требующих своего решения. Механизм решения данных проблем лежит не только в рамках правого поля, но и во взаимодействии институтов гражданского общества в целях избегания ксенофобии. Е. Н. Васильев отмечает, что субъектами международных миграционных процессов являются граждане сопредельных го­сударств, которые целеустремленно иммигрируют на территорию Российской Фе­де­рации по причинам низкого уровня жизни в республиках, невозможности сво­бод­но осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность, низкой оплаты труда и т. п.[1]

Международная миграция как многоаспектное явление затрагивает многие сфе­ры и процессы, связанные не только с индустриализацией формальных и не­фор­мальных секторов экономики, но и непосредственным выполнением государ­ством международных обязательств по обеспечению прав и законных интересов человека-мигранта в силу принятых обязательств в рамках ратифицированных меж­дународно-правовых актов. Особо уязвимой категорией субъектов междуна­родных миграционных процессов являются дети-мигранты.

В настоящее время практически отсутствуют комплексные исследования роли цифровых технологий в миграционных процессах, при этом возникший мигра­ционный кризис в странах Европейского союза, а также в государствах Евразий­ско­го экономического союза инициировал ряд исследований таких ученых, как К. Лерс, С. Понзанези[2], М. Уолл, Д. Джанбек[3], А. Аленкар[4], Н. Тримиклиниотис, Д. Парсаноглу, В. Цианос[5].

1.1. Цифровые технологии миграционных процессах

Международное сообщество в рамках реализации программы устойчивого развития на период до 2030 года[6] закрепило индикаторы, применяемые к миграции и мобильности. В соответствии принятыми индикаторами формируется новое направление исследований, направленных на понимание взаимосвязи между миграцией и технологиями цифровых медиа и необходимостью разработки новой рефлексивно-инновационной политики в сфере цифровой миграции.

Однако следует отметить, что цифровые технологии – это не «панацея», ко­то­рая ликвидирует современный миграционный кризис. Используя новые цифровые технологии в миграционных процессах, государство в определенной степени при­обретает инструментарий, гарантирующий защиту прав и законных интересов мигран­тов при регулировании миграционных процессов.

Исследования вопроса информационно-цифрового регулирования миграци­он­ных процессов успешно объединяют медиа и миграционные исследования, од­нако они в основном направлены на внутренние национальные перемещения либо на миграцию высокообразованных мигрантов, а не на международную миграцию вынужденных мигрантов.

Следует отметить, что использование цифровых технологий в миграционных пр­оцессах не укладывается в узкие рамки специализированных дисциплинарных исследований. Можно утверждать, что исследование информационно-цифрового регулирования миграционных процессов – это междисциплинарное исследование, вклю­чающее в себя исследования в области медиа, культурных и коммуни­катив­ных областей науки, Интернет-исследования, информационные исследования, ис­сле­дования миграции, этнические, диаспорские и расовые исследования, иссле­до­вания мобильности и транснационализма, гендерные и постколониальные иссле­до­вания, антропологические, географические, социологические и урбанисти­чес­кие исследования, исследования взаимодействие человека и компьютера, иссле­до­вания науки и технологий, а также исследования в области юриспруденции и прав человека.

Можно выделить следующие направления деятельности в рамках помощи де­тям-мигрантам, в реализации которых необходимы цифровые технологии: регист­ра­ция и ведение дел, дистанционное зондирование, цифровая связь, прогнос­ти­ческая аналитика, образовательные технологии. Нельзя говорить о том, что данные технологии в полном мире апробированы и не имеют недостатков.

  1. Пилотным инновационным проектам не хватает разработанной программы для эффективного определения и измерения предполагаемых воздействий, в том числе с потенциально непредвиденными негативными последствиями.
  2. Использование цифровых технологий при оказании помощи сопровож­да­ется этическими рисками, такими как вмешательство в частную жизнь, вопросы кон­фиденциальности и использование личных данных во вред.
  3. Отсутствие централизованного потенциала по координации инноваций в рамках федеративной структуры государственных организаций, включая специа­ль­ную поддержку соответствующих технологических инновационных процессов, имеющих непосредственное отношение к программированию миграционного пе­ремещения мигрантов.
  4. Недостаточный технический потенциал в ключевых технологических навы­ках (например, наука о данных, информатика), и необходимость более эффек­тив­ного использования существующего организационного потенциала (на уровне чле­нов, региона и страны) и создания / углубления партнерских отношений с соот­ветствующими внешними заинтересованными сторонами
  5. Отсутствие или пробелы в нормативно-правовой базе государств при ис­поль­зовании цифровых технологий в миграционных процессах детей. При работе с данными о детях-мигрантах операторами требуется особая осторожность: дан­ные о миграции с разбивкой по возрасту должны собираться и обрабатываться в со­от­ветствии с правовыми инструментами по защите данных, чтобы гаранти­ро­вать конфиденциальность, достоинство и наилучшие интересы детей-мигрантов.

1.2. Особенности использования цифровых технологий в отношении детей-мигрантов

Исследования миграционных процессов с участием детей-мигрантов, направ­ленные на анализ интересов и потребностей в сфере защиты прав, а также во вза­имосвязи между миграцией и технологиями цифровых медиа и необходимости раз­работки новой рефлексивно-инновационной политике в сфере цифровой мигра­ции. Можно констатировать, что исследования не направлены на изучение вопро­сов цифровизации миграционных процессов с участием детей-мигрантов.

Правовой статус детей-мигрантов определяется международно-правовыми актами, закрепляющими базовые принципы и гарантии для данной категории субъектов миграционных отношений. К таким правовым актам относятся:

Конвенция ООН о правах ребенка[7] в статье 19 закрепляет обязанность госу­дарства защищать детей от насилия, эксплуатации и жестокого обращения.

Всеобщая декларация прав человека (статья 14) закрепляет право каждого человека искать и получать убежище от преследования в других странах.

Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 года регламентирует гарантии и механизмы защиты беженцев от возвращения в страны, где они рискуют подверг­нуться преследованиям.

Также на современном этапе развития миграционных процессов особое значе­ние приобретает стратегия Совета Европы по правам ребенка (2016-2021 гг.), вы­пол­нение которой контролируется Руководящим комитетом по правам ребенка (CDENF). Комитет по правам ребенка в пределах своих полномочий рассмотрел во­прос о необходимости усиления и расширения мер по прекращению насилия в от­но­шении несовершеннолетних в целях предотвращения практики, которая ста­вит под угрозу развитие детей и делает невозможным реализацию ненасиль­ст­вен­ных путей разрешения конфликтов с участием детей-мигрантов[8].

Совет Европы по защите детей-беженцев и детей-мигрантов в Европе ориен­ти­рует государства на реализацию правового механизма по обеспечению прав и за­кон­ных интересов детей-мигрантов, а также доступ к правосудию, учиты­ваю­щего интересы детей.

Указанные ранее цифровые технологии миграционных процессов приме­ни­тельно к детям-мигрантам имеют ряд особенностей:

  1. Регистрация и ведение дел (поддержка ответственной адаптации ИКТ для трансграничного ведения дел, включая технологии регистрации и использование биометрии для управления идентификацией перемещенных лиц и групп населе­ния, а также различные программные платформы для поиска и воссоединение се­мей). Например, цели в области устойчивого развития Организации Объеди­нен­ных Наций включают задачу «обеспечить к 2030 году юридическую иденти­фи­кацию для всех, включая регистрацию рождений», которая «ключ к обеспечению того, чтобы дети не были забыты, лишены своих прав». Согласно отчету ООН о расследовании за 2018 год более 10 000 детей-мигрантов исчезли после прибытия в Европу. Считается, что некоторые из них могли путешествовать по Европе, не сообщая о своем местонахождении, другие могли стать жертвами торговли людь­ми[9]. Полагаем, что обязательная регистрация ребенка в цифровой форме, осно­ван­ной на биометрических данных, позволит нивелировать ситуацию с потерянными детьми-мигрантами.
  2. Дистанционное зондирование: использование географических информаци­он­ных систем (ГИС), использующих данные со спутников и самолетов, включая дроны, для наблюдения за мигрантами. Возможности приложений, позволяющие определить геолокационные данные потерянного несовершеннолетнего мигранта в ряде случаев являются инструментами его выживания.
  3. Цифровая связь: использование растущего спроса и пользования мобиль­ны­ми телефонами и интернетом во всем мире для улучшения охвата и предостав­ле­ния услуг перемещенным группам населения. Для этого необходимо разработать и внедрить инструменты измерения возможности установления связи между пе­ре­мещенными детьми и их семьями. Данные, полученные в результате такой оценки, позволят собрать полную информацию о проблемах детской и семейной миграции и разработать на их основе комплекс мероприятий, направленных на оказание им помощи; заключать договоры о сотрудничестве с другими государствами, част­ны­ми и государственными агентствами в сфере совершенствования адаптационных программ детей-мигрантов (включая те, которые связаны с программами психи­чес­кого и психосоциального здоровья).
  4. Прогностическая аналитика — общее использование статистических моде­лей и алгоритмов для извлечения тенденций и закономерностей из существующих наборов данных для прогнозирования вероятного поведения и явлений в будущем. Прогнозная аналитика в миграции: анализ данных и моделирование ситуаций в це­лях предупреждения миграционных процессов и развертывание прогнозирующей аналитики для конкретных решений, разработка иных передовых информа­цион­ных подходов с особым упором на поддержку программ миграции, а также страте­ги­ческого планирования в отношении перемещения детей.
  5. Образовательные технологии: программное и аппаратное обеспечение, раз­ра­бо­тан­ное специально для использования детьми, учителями, родителями или законными представителями для предоставления образования труднодоступным группам населения. Необходимо уделять особое внимание внедрению и интегра­ции дистанционного образовательного программного обеспечения, ориентирован­ного на детей. Так, программа «Улучшение обучения и образования вместе» (ILET) содержит веб-платформу управления данными для сбора данных в режиме реального времени, обработки визуализации и предоставления автоматизи­ро­ван­ных отчетов, которые помогают сообществам создавать планы улучшения школ на основе фактических данных для своих сообществ[10].

Рассмотрим на примерах.

  1. Приложение «Управление информацией, связанной с защитой» (Primero) – это система управления информацией (IMS), направленная на упрощение обра­бот­ки данных и позволяющая сохранить конфиденциальность. Данное приложение соот­ветствует Минимальным стандартам защиты детей. Программное обеспече­ние с открытым исходным кодом Primero помогает безопасно собирать, хранить, уп­равлять и обмениваться данными для мониторинга инцидентов, связанных с за­щи­той, управлением миграционных процессов, отслеживанием и воссоединением семей, программированием национальной, региональной и международной мигра­ционной политики. Primero поддерживает несколько модулей: CPIMS, CPIMS + и GBVIMS +. Технологический дизайн и механизмы управления Primero отвечают всем инновационным достижениям в области делопроизводства и технологии ведения миграционных процессов, а дизайн интуитивно понятный для людей. Спе­циализированный доступ и детальная безопасность гарантируют, что к данным будут иметь только уполномоченные лица.

Говоря о детях мигрантах, отметим, что Primero может быть настроен для под­держки широкого спектра программ защиты, включая гендерное насилие, несо­про­вождаемых и разлученных детей, а также программ социального обеспечения. Однако, несмотря на ряд сложных технологий, в нормативно-правовой и эти­чес­кой базе остается нерешенным ряд вопросов. Так, авторы не смогли разработать и принять ни одного общедоступного руководства, в котором оговаривается, когда BIMS не может использоваться для регистрации несовершеннолетнего.

  1. Биометрическая регистрация — государственная платформа для обеспе­че­ния удаленной биометрической идентификации. Биометрические данные — это уни­кальные биологические и физиологические характеристики, которые позво­ля­ют установить личность человека. Биометрическая регистрация у ряда мигрантов вы­зывает сопротивление, особенно у тех из них, которые были не единожды заре­гистрированы различными государственными и общественными структурами для реализации одних и тех же целей. Протесты в ноябре 2018 года в Кокс-Базаре (Банг­ладеш) беженцев-рохинджа, разочарованных избыточной регистрацией и опасений по поводу нарушения конфиденциальности и безопасности при сборе их биометрической информации, являются наиболее ярким примером этого явления. (Ислам 2018).
  2. Технологии распределенного реестра (DLT) и блокчейнов в управление дан­ными регистрации мигрантов, которые позволяют предоставить мигрантам пос­тоян­ную цифровую идентичность, с помощью которой они могут перемещаться по всему миру, а также общаться (теоретически) безопасным, анонимным и дос­туп­ным образом. DLT относится к технологиям, которые позволяют обмениваться синхронизированными данными между несколькими географическими регионами и участниками. Технологии блокчейн, одна из форм DLT, используют зашиф­ро­ванные «блоки» в неизменяемой цепочке записей транзакций с меткой времени. DLT занимает центральное место в развивающейся дискуссии об инновациях в сфе­ре доставки наличных, предлагая новые возможности для передачи цифровых денежных активов, что позволяет мигрантам иметь, хранить и распоряжаться свои­ми денежными активами без посредников, таких как НПО, банк или прави­тель­ство. Однако использование DLT все еще находится на начальной стадии, посколь­ку остается не решенным в полном объеме ряд серьезных технических проблем (безопасность, конфиденциальность), не разработаны механизмы разрешения юридических и этических рисков.
  3. Цифровая связь — подключение к Интернету и мобильной телефонной свя­зи, позволяющая совершеннолетним и несовершеннолетним лицам получать дос­туп к информации о своей новой среде проживания, к услугам и поддержке (вклю­чая денежные переводы, цифровое образование и возможности трудоустройства). Хотя пока на данный момент нет исчерпывающих статистических данных о вла­де­нии мигрантами мобильными телефонами, этой области уделяется все больше вни­мания. Данные ООН показывают, что в 2016 году 90 % беженцев активно ищут доступ к точкам доступа к сети 3G, Wi-Fi, принимая решения о направлении своего перемещения. (УВКБ ООН, 2016 г.). Одним из недавних примеров является инно­вационный проект ИКТ Save the Children’s Kolorob, направленный на устранение пробелов в информации поставщиками общественных услуг, с которыми сталки­ва­ется городская молодежь Бангладеш путем предоставления им надежной инфор­мации об основных услугах в области здравоохранения, образования и защиты детей. Через бесплатное мобильное приложение для Android 6-летняя Ребекка и ее 5-летняя сестра Аби воссоединились со своей матерью[11].

Выводы. Обеспечение при помощи цифровых технологий доступа к надеж­ной и актуальной, достоверной и своевременной информации остается ключом к информационной и миграционной безопасности, стабилизации общества и мигра­ционных процессов в государстве.

Проблемы, связанные с отсутствием комплексного мультидисциплинарного исследования цифровых технологий миграционных процессов и разработанные на их основе программы прогнозирования, планирования и защиты прав мигрантов, будут негативно влиять на права беженцев, их здоровье и жизнь, их участие в «ме­диатизированном» обществе, что в свою очередь повлечет серьезные риски для го­сударства, в которые приезжают мигранты.

Такое мультидисциплинарное исследование должно включать в себя исследо­ва­ния, указанные в настоящей статье. Однако внимание должно быть уделено ис­сле­дованиям в области юриспруденции. Поскольку, как показано в научной рабо­те, мало разработать цифровые технологии с учетом достижений в области антро­по­логических, географических, социологических, урбанистических и иных иссле­до­ваний, их практическое применение невозможно без четкой регламентации в международном и национальном законодательстве.

Защита детей-мигрантов требует интегрированного и стратегического под­хо­да. Каждая область миграционных процессов в отношении детей-мигрантов потре­бует конкретных специализированных технических возможностей, расширенных возможностей управления инновациями, а также этического и нормативного обзо­ра и надзора с учетом конкретных мер вмешательства.

  1. Необходимо создать координационный центр, в функции которого будут вхо­дить: обеспечение доступа к правовой информации, к национальным мигра­ци­онным стратегиям; обеспечение работы платформы по поддержке мигрантов, сбо­ру и анализу данных по детям-мигрантов на национальном, региональном и мест­ном уровне.
  2. Разработать рекомендации на основе юридических, политических и инсти­ту­циональных положений для интегрирования в культуру станы пребывания, соб­людения прав ребенка, создания механизмов и услуг, адаптированных для детей-мигрантов, и принятия национальной программы по предупреждению, борьбе и реагированию на все формы насилия в отношении детей-мигрантов.
  3. Разработать национальную нормативно-правовую базу, регулирующую ме­ха­низм использования цифровых технологий в миграционных процессах детей. При работе с данными о детях-мигрантах операторами требуется особая осторож­ность: данные о миграции с разбивкой по возрасту должны собираться и обраба­ты­ваться в соответствии с правовыми инструментами по защите данных, чтобы га­рантировать конфиденциальность, достоинство и наилучшие интересы детей-мигрантов.
  4. Осуществлять пропаганду лояльного отношения к детям-мигрантам и взаи­мо­обмен знаниями и опытом о механизме организации эффективной опеки над несопровождаемыми и разлученными детьми-мигрантами.

 

  1. Васильев Е. Н. Миграция как мобильная практика цифрового мира // Человек в циф­ро­вой реальности: технологические риски: Сб. мат-лов V Международ. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. — Тверь, 2020. — С. 295-299.
  2. Лерс К., Понзанези С. Подключенные мигранты: инкапсуляция и космополитизация // Популярное общение. — 2018. С. 16.
  3. Уолл М., Кэмпбелл, Миссури Джанбек, Д. Сирийские беженцы и информационная нестабильность // Новые СМИ и общество. 2017. С. 253.
  4. Аленкар А. Интеграция беженцев и социальные сети: местная и практическая перс­пек­тива // Информация, коммуникация и общество. Предварительная онлайн-пуб­ли­кация. 2017. DOI : 10.1080 / 1369118X.2017.1340500.
  5. Trimikliniotis, N., Parsanoglou, D., Tsianos, V. Mobile Commons // Migrant Digitalities and the Right to the City. 2005. Р. 121.
  6. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на пе­риод до 2030 года: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года // Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/70/
  7. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Собрание международных документов СССР. — М., 1993. Вып. XLVI.
  8. Замечание общего порядка № 13 (2011) право ребенка на свободу от всех форм насилия // Режим доступа: http://docstore.ohchr.org/selfservices/fileshandler.ashx?enc =6qkg1d%2fppricaqhkb7yhsqikirkqzlk2m58rf%2f5f0vfktny3rfbx0evorgevyuim7qjfa4xdyqqg%2faua8pvgcrk8ktbqkk%2fwkn0pyrs31kyrp4f7cpn3xxnkje9il9lx
  9. «Затерянный в Европе». по состоянию на 26 января 2019 г. // https://verspers.atavist.com/lost-in-europe.
  10. Перемещенные дети и новые технологии: сохраните возможности детей для буду­щего: исследование Стюарта Кампо и Натаниэлея Раймонда от имени Организации по перемещению мигрантов «Спасите детей» и организации «Спасите детей Дании» // Режим доступа http://cohum.giresun.edu.tr/Files/ckFiles/cohum-giresun-edu-tr/stc_tech_innovation_study_v7_digital%20(1)%20(1).pdf
  11. Там же.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*