МРНТИ 10.77.51
УДК 343.359.9
Власов Юрий Александрович — доцент кафедры уголовного права Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент (Российская Федерация, г. Омск)
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. Цель статьи: рассмотрение проблемы международной уголовно-правовой защиты несовершеннолетних в сфере миграционных отношений. Используемые методы: правила формальной логики, статистический, анализ материалов судебной практики российского и международного законодательства, изучения мнений ученых юристов, исследовавших ранее данную проблему. В выводах указывается необходимость внесения в уголовное законодательство Российской Федерации в качестве квалифицирующего признака в ст. 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции) отягчающее обстоятельство в отношении несовершеннолетних в целях вовлечения в совершение преступления на территории Российской Федерации или осуществления незаконных действий в отношении них. Также необходимо согласование международного уголовного законодательства в направлении уголовно-правовой защиты несовершеннолетних в сфере миграционных отношений.
Ключевые слова: несовершеннолетние, мигранты, незаконная миграция, уголовная ответственность, преступления, терроризм, эксплуатация, международное сотрудничество.
Власов Юрий Александрович — Ресей ІІМ Омбы академиясының қылмыстық құқық кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты, доцент (Ресей Федерациясы, Омбы қ.)
КӨШІ-ҚОН ҚАТЫНАСТАРЫ САЛАСЫНДА КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАРДЫҢ ҚҰҚЫҚТАРЫН ҚЫЛМЫСТЫҚ-ҚҰҚЫҚТЫҚ ҚОРҒАУ
Түйін. Мақаланың мақсаты: көші-қон қатынастары саласындағы кәмелетке толмағандарды халықаралық қылмыстық-құқықтық қорғау проблемасын қарау. Қолданылатын әдістер: формальды логика ережелері, статистикалық, ресейлік және халықаралық заңнаманың сот практикасының материалдарын талдау, бұрын осы мәселені зерттеген заңгер ғалымдардың пікірлерін зерттеу. Қорытындыларда Ресей Федерациясының Қылмыстық заңнамасына Ресей Федерациясының Қылмыстық кодексінің 322.1-бабында (Заңсыз көші-қонды ұйымдастыру) Ресей Федерациясының аумағында қылмыс жасауға тарту немесе оларға қатысты заңсыз әрекеттерді жүзеге асыру мақсатында кәмелетке толмағандарға қатысты ауырлататын жағдайды саралау белгісі ретінде енгізу қажеттілігін көрсетіледі. Сондай-ақ, көші-қон қатынастары саласындағы кәмелетке толмағандарды қылмыстық-құқықтық қорғау бағытында халықаралық қылмыстық заңнаманы келісу қажеттілігі айтылады.
Түйінді сөздер: кәмелетке толмағандар, мигранттар, заңсыз көші-қон, қылмыстық жауапкершілік, қылмыстар, терроризм, қанау, халықаралық ынтымақтастық.
Vlasov Yuriy Alexandrovich — associate professor of the department of criminal law of the Omsk academy of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of law, associate professor (Russian Federation, Omsk)
CRIMINAL LAW PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS IN THE FIELD OF MIGRATION RELATIONS
Annotation. The purpose of the article is to consider the problem of international criminal law protection of minors in the field of migration relations. The methods used are the rules of formal logic, statistical, analysis of materials of judicial practice of Russian and international legislation, studying the opinions of legal scholars who have previously studied this problem. The conclusions indicate the need to introduce into the criminal legislation of the Russian Federation as a qualifying feature in art. 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation (Organization of illegal migration) an aggravating circumstance in relation to minors to involve them in committing a crime on the territory of the Russian Federation or carrying out illegal actions against them. It is also necessary to coordinate international criminal legislation in the direction of criminal legal protection of minors in the field of migration relations.
Keywords: minors, migrants, illegal migration, criminal liability, crimes, terrorism, exploitation, international cooperation.
Введение. Одной из причин социальной напряженности в современной России являются преступления, совершаемые мигрантами. По данным ГИАЦ МВД России за январь-июль 2024 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 23847 преступлений. Гражданами из стран СНГ совершено 20044. Количество преступлений в отношении данной категории лиц сократилось на 14,2 % и составило 6973 преступлений. Всего иностранных граждан и лиц без гражданства выявлено 18144, из них граждан стран СНГ 15467 лиц, что в удельном весе составило 84,1 %[1]. Глава СК Александр Бастрыкин при проведении совещания по вопросам противодействия преступности в сфере миграции отметил, что за 4 месяца 2024 года мигрантами совершено 14 070 преступлений. На 40 % увеличилось число изнасилований, на 13 % возросло количество тяжких деяний, совершенных иностранцами. Более чем втрое увеличилось число преступлений, совершенных лицами, незаконно находящимися на территории РФ. Несовершеннолетними мигрантами совершено на 70 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года[2]. Как сообщил начальник ГУ МВД по Новосибирской области А. Кульков, выступая в Заксобрании региона, сообщил, что в 2023 году отмечен двукратный рост числа преступлений, совершенных мигрантами младше 18 лет. 2023 году несовершеннолетние совершили в регионе 814 преступлений, из которых 72,9 % носят имущественный характер. Также он отметил, что, несмотря на невысокий удельный вес таких преступлений в общем массиве деяний, совершенных несовершеннолетними, они могут вызвать большой общественный резонанс и использоваться различными деструктивными силами в качестве пропаганды для разжигания межнациональной розни[3]. Так, вызвало волну возмущений жителей Нижнего Новгорода, где 2 ноября 2023 г. несовершеннолетний мигрант избил школьника. Результатом этого стало выявление сотрудниками миграционной службы нарушения миграционного учёта со стороны родителей участника конфликта в школе, вынесение штрафа и депортация из России[4].
Многие лица, проникающие в страну нелегальным путем, не имея возможности легализоваться, уходят в криминальные структуры, в своем большинстве носящие этнический характер. Наравне с взрослыми лицами в миграцию вовлекается значительное количество несовершеннолетних, которые являются наиболее уязвимыми в этой ситуации, поскольку, оказавшись в чужой стране, не зная языка и образа жизни, не могут защитить свои права. К основным группам несовершеннолетних мигрантов, пребывающих на территорию России, относятся: дети, мигрирующие с родителями, либо родственниками, либо дети, осуществляющие миграцию самостоятельным образом без сопровождения взрослых. По мнению Д. В. Полетаева, на территории азиатских стран в настоящее время сложилась практика целенаправленного введения детей в трудовую миграцию. Целью осуществления данной деятельности является трудоустройство несовершеннолетних мигрантов на территории России и снятие финансовой нагрузки со своей семьи, путем перечисления полученной заработной платы своим родственникам[5].
В то же время, несовершеннолетние мигранты не могут осуществлять свои трудовые функции официально, в силу их не достижения совершеннолетнего возраста. Подобная ситуация является причиной нелегальной трудовой деятельности несовершеннолетних иностранных граждан в теневом секторе экономики, не редко принимающей криминальный характер. Нахождение ребенка в чужом государстве, отсутствие поддержки родителей, языковой барьер — все эти факторы ставят несовершеннолетних мигрантов в зависимое положение, при котором ребенок не может самостоятельно защитить свои нарушаемые права[6].
В отношении таких лиц совершаются преступления, посягающие на свободу, половую неприкосновенность и другие виды посягательств. Кроме того, несовершеннолетние мигранты вовлекаются и в совершение преступлений. Как отметил в одном из интервью А. Бастрыкин, имеют место факты вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетних мигрантов. В текущем году расследовано уже около 100 преступлений данной категории. В основном это хищения, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, грабежи, разбои и иные насильственные преступления[7].
В связи с этим вопрос уголовно-правовой охраны несовершеннолетних в сфере миграционных отношений имеет международное значение.
Материалы и методы. Поставленная задача решалась посредством правил формальной логики, статистики, анализа материалов судебной практики российского и международного законодательства, изучения мнений ученых юристов, исследовавших ранее данную проблему. Объектом исследования выступают отношения в сфере миграции.
Результаты и их обсуждение. На международном уровне права несовершеннолетних мигрантов закрепляются в различных документах. Верховный Суд РФ предписывает, при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних наряду с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.) и другие официальные документы, например Рекомендации № Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних[8].
Одной из детерминант преступности несовершеннолетних мигрантов и преступлений в отношении них является нелегальная миграция. Российская Федерация, как и другие страны, решает проблемы миграции, правовыми мерами в различных отраслях законодательства. На данный момент, нормы, регулирующие миграционные отношения, не объединены в единую правовую систему, но их совокупность позволяет говорить, что в России имеется миграционное право. Основные вопросы миграции регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Существует и ряд других нормативных актов, затрагивающих различные аспекты миграции, в том числе в административном и уголовном законодательстве, которые направлены на пресечение правонарушений в данной сфере.
Следует отметить, что ни в одном из вышеуказанных нормативных документов российского законодательства, несовершеннолетний иностранный граждан не выделяется в качестве самостоятельного субъекта миграционных отношений, что не позволяет отразить особенности его правового положения. По действующему законодательству, дети, прибывшие с родителями или иными законными представителями, рассматриваются как члены их семей. Это обстоятельство указывает на то, в российском законодательстве защита прав и интересов несовершеннолетних иностранных граждан не регламентирована в достаточной степени, хотя нельзя вести речь о том, что она не осуществляется. Так, при возникновении необходимости депортации несовершеннолетних иностранных граждан, с территории РФ правоохранительные органы руководствуются Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 07.10.2002 года[9].
Однако проблема защиты прав несовершеннолетних при незаконной миграции не самая острая, поскольку они в достаточной степени обеспечиваются международным и российским правом. Гораздо более актуальным является то, что в результате незаконного перемещения несовершеннолетних, подростки сами становятся объектами преступных посягательств и вовлекаются в совершение преступлений. Так, по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики, число совершенных преступлений в отношении несовершеннолетних составило 90 374 зарегистрированных случая. К основным группам несовершеннолетних потерпевших, наиболее часто подвергающимся преступным посягательствам, стоит относить: детей из неблагополучных семей, детей, чьи родители страдают проблемами с алкоголем, безнадзорные подростки. Кроме того, одной из групп несовершеннолетних, находящихся в повышенной зоне риска, являются несовершеннолетние мигранты6.
Нередко перемещение несовершеннолетних в другую страну происходит с целью участия в совершении преступлений или использования несовершеннолетних как объекта продажи, сексуальной эксплуатации или для трансплантации органов. Как отмечает В. С. Соков несовершеннолетние мигранты являются частыми жертвами преступной деятельности, связанной с торговлей детьми. Обычно дети становятся жертвами торговцев людьми путём использования силы, угроз и обмана. Формы эксплуатации часто включают в себя унижения, избиение, сексуальное насилие, угрозы ребёнку или его близким, а также применение наркотических средств[10]. В международной судебной практике имеются случаи вовлечения детей в совершение террористических актов, экстремизм, незаконное производство и распространение наркотических и психотропных веществ, незаконную торговлю оружием. Несовершеннолетних не только привлекают к участию в боевых действиях в составе запрещенных террористических организаций, но и используют как смертников-шахидов. Подобная практика известна в Израиле, Алжире, Перу, Турции, Франции. Дети используются в качестве живых контейнеров для перевозки наркотиков, оружия и взрывчатых веществ[11]. Очень выгодно для террористов использовать подростков при совершении теракта, поскольку сложно выстрелить в ребенка при задержании и обезвреживании. Для подготовки подростков-смертников террористы отрывают их от семей, нередко незаконно перемещают в другие государства, где подсаживают на наркотики и также используют возрастную склонность некоторых несовершеннолетних к суициду. Безусловно, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права[12]. На международном уровне следует осуществлять противодействие и незаконной миграции, которая связана не только с терроризмом, но и с другими транснациональными преступлениями, одним из которых, выступает незаконный оборот наркотиков. Несовершеннолетние не только вовлекаются в незаконное потребление наркотиков, но и в нелегальную перевозку через границу.
Нелегальная миграция несовершеннолетних может преследовать различные цели: торговля детьми для незаконного усыновления, их сексуальная эксплуатация; рабский труд на подпольных производствах, в домашнем хозяйстве; использование детей и детей-инвалидов «профессиональными нищими»; трансплантация органов; использование в вооруженных формированиях и т.д.[13]. Как отмечалось в международном документе, незаконная миграция несовершеннолетних может осуществляться не только с целью сексуальной эксплуатации, но и для использования детей в изготовлении порнографической продукции[14]. Несовершеннолетние все чаще становятся объектами похищения и перепродажи в притоны. Угрожающий характер носит принудительная проституция, признанная одной из форм рабства девушек. Секс-туризм и детская порнография приводят к тому, что дети становятся обычным товаром на рынке сексиндустрии. В некоторых государствах Азии, особенно Таиланде, в странах Латинской Америки — Бразилии, Мексике — возраст «товара» не превышает 15 лет, а сам рынок можно назвать международным[15].
Незаконная торговли детьми, рабство, похищения, контрабандный провоз, а также проблемы в области злоупотребления, эксплуатации и коммерческого использования здоровья детей являются актуальными проблемами во всех регионах мира. Именно поэтому в ноябре 2000 г. 55 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в г. Палермо (Италия) приняла Конвенцию против транснациональной организованной преступности и дополняющий протокол о предупреждении, пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее[16]. В число десяти наиболее неблагополучных в этом отношении стран мира входят: Россия, Колумбия, Мексика, Бразилия, Филиппины, Венесуэла, Эквадор, Нигерия, Индия и ЮАР[17]. Статья 35 Конвенции о правах ребенка предписывает государствам-участникам принимать на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговле детьми или контрабанды в любых целях и любой форме. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка в силу его физической и умственной незрелости потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление.
Российское законодательство, в том числе и уголовное, следует данному направлению. В Уголовном кодексе Российской Федерации существуют нормы, прямо направленные на защиту прав несовершеннолетних в данной сфере. Так, п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ предусматривает ответственность за похищение заведомо несовершеннолетнего; п. «д» ч. 2 ст. 127 УК РФ за незаконное лишение свободы несовершеннолетнего; п. «б» ч. 2 ст. 1271 УК РФ за торговлю несовершеннолетними; п. «б» ч. 2 ст. 1272 УК РФ содержит ответственность за использование рабского труда в отношении несовершеннолетнего. Половая неприкосновенность несовершеннолетних охраняется п. «а» ч. 3 ст. ст. 131 и 132 УК РФ, а также ст. 134-135 УК РФ. Ответственность за сбыт наркотиков несовершеннолетним предусмотрена п. «в» ч. 4 ст. 2281 УК РФ. Кроме того, несовершеннолетние, незаконно проникшие в страну, становятся объектом сексуальной эксплуатации. Такие действия предусмотрены ч. 3 ст. 240 УК РФ (Вовлечение в занятие проституцией) и п. «в» 241 УК РФ (Организация занятия проституцией с использованием несовершеннолетних). Учитывая развитие цифровых технологий, в сети Интернет появилось огромное количество порнографических материалов, содержащих изображения несовершеннолетних. Российский законодатель отреагировал введением комплекса норм, предусматривающих ответственность за подобные действия. К ним относятся ч. 2 ст. 2421 УК РФ (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних) и ст. 2422 УК РФ (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов). Существует глава 20 охраняющая права семьи и несовершеннолетних. Рассмотренные нормы уголовного закона предусматривают специальный признак объекта охраны (несовершеннолетнего потерпевшего), указывающего на повышенную общественную опасность посягательства.
В сфере регулирования незаконной миграции Уголовный кодекс РФ содержит ст. 322.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконной миграции, где в п. «б» ч. 2 имеется отягчающее обстоятельство в виде цели совершения преступления на территории России. Но норма не конкретизирует, у кого должна быть цель, у субъекта данной нормы или у нелегальных мигрантов. Аналогичное название имеет ст. 394 УК Республики Казахстан, которая отличается по формулировке от российской нормы, но, по сути, предусматривают ответственность за аналогичные действия. Однако в данной норме не выделяется специальный объект охраны — несовершеннолетние мигранты.
Уголовно-правовая охрана несовершеннолетнего осуществляется на всей территории Российской Федерации, независимо от гражданства и других обстоятельств. Однако несовершеннолетние мигранты, ввезенные нелегально или самостоятельно въехавшие в Россию, выпадают из правового поля данных норм, поскольку дети боятся обращаться в полицию, опасаясь насилия со стороны взрослых соотечественников или депортации в свою страну.
Заключение. На основании изложенного, следует отметить, что уголовное законодательство России, регулирующее вопросы миграции содержит пробел в установлении правового статуса детей с иностранным гражданством, которые нелегально ввозятся на территорию России или следуют транзитом в другое государство с целью совершения преступления в отношении них или с использованием их. Для его устранения М. Д. Шагина предлагает для сокращения преступных посягательств, осуществляемых в отношении несовершеннолетних мигрантов, дополнить ч. 2 ст. 322.1 УК РФ пунктом «г»: «в отношении лиц, не достигших совершеннолетия»6, что повысит уголовную ответственность за осуществление организации незаконной миграции с участием несовершеннолетних.
Учитывая современные тенденции миграции и транснациональной преступности, российскому законодателю следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части уголовно-правовой охраны прав несовершеннолетних мигрантов и ввести в качестве квалифицирующего признака в ст. 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции) отягчающее обстоятельство, предусматривающее ответственность за действия в отношении несовершеннолетних, совершенные в целях их вовлечения в совершение преступления на территории Российской Федерации или осуществления незаконных действий в отношении них.
Таким образом, проблема вовлечения несовершеннолетних в преступление и незаконные действия в отношении них при осуществлении незаконной миграции является актуальной не только на российском, но и на международном уровне, прежде всего стран СНГ. Это требует объединения усилий в сфере охраны прав несовершеннолетних и унификации уголовного законодательства на международном уровне.
Список литературы
- Состояние преступности в России за январь-июль 2024 года // URL http://МВД РФ/reports/item/ (Дата обращения 20.09.2024).
- URL http://vk.com (Дата обращения 20.09.2024).
- URL http:// Pikabu.ru. (Дата обращения 20.09.2024).
- URL http:// «РИА Новости» regnum.ru. (Дата обращения 20.09.2024).
- Полетаев Д. В. Женщины-мигранты и дети мигрантов в России. Семинары проекта «Я-думаю» // URL: http://www.liberal.ru/articles/cat/6106. (Дата обращения: 25.08.2024).
- Шагина М. Д. Криминальная статистика преступности в отношении лиц, не достигших совершеннолетия и большая виктимологическая уязвимость малолетних несовершеннолетних мигрантов // Юридические науки. — 2022. — № 37. С. 43.
- URL http:// rg.ru. (Дата обращения 20.09.2024).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Вместе с «Перечнем транзитных учреждений, через которые устанавливается межгосударственная перевозка…»). Заключено в г. Кишиневе 07.10.2002. // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 43. — Ст. 4418.
- Соков В. С. Об организации незаконной миграции несовершеннолетних иностранных граждан как квалифицирующем признаке ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 601-603.
- URL http://www. megapolis. org. (Дата обращения 20.09.2024).
- Лукашук И. И. Терроризм и международное право // Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум. 2006 // URL http://www. waaf. ru. (Дата обращения 20.09.2024).
- URL http://www. undp. ru/index. phtml?iso=RU&lid;=2&cmd;=publications1&id;=52. (Дата обращения 20.09.2024).
- Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г. // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
- Рубина И. Е. Проблема торговли женщинами в современном международном праве // Международное право. — 2001. — № 5. — С. 178-182.
- Жавзандолгор Баттогтох. Международно-правовая защита прав детей (международно-правовые аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004. С. 14.
- Лисукова К. В. Международно-правовое сотрудничество государств по защите прав несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность // Адвокат. — 2008.— № 10. С. 21.
References
- Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar’-iyul’ 2024 goda // URL http://MVD RF/reports/item/ (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- URL http://vk.com (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- URL http:// Pikabu.ru. (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- URL http:// «RIA Novosti» regnum.ru. (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- Poletayev D. V. Zhenshchiny-migranty i deti migrantov v Rossii. Seminary proyekta «YA-dumayu» // URL: http://www.liberal.ru/articles/cat/6106. (Data obrashcheniya: 25.08.2024).
- Shagina M. D. Kriminal’naya statistika prestupnosti v otnoshenii lits, ne do-stigshikh sovershennoletiya i bol’shaya viktimologicheskaya uyazvimost’ malolet¬nikh nesovershennoletnikh migrantov // Yuridicheskiye nauki. — 2022. — № 37. S. 43.
- URL http:// rg.ru. (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- Postanovleniye Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 01.02.2011 № 1 (red. ot 28.10.2021) «O sudebnoy praktike primeneniya zakonodatel’stva, reglamen¬ti-ruyu¬shchego osobennosti ugolovnoy otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnikh». // Dostup iz SPS Konsul’tantPlyus.
- Soglasheniye o sotrudnichestve gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavi¬si-mykh Gosudarstv v voprosakh vozvrashcheniya nesovershennoletnikh v gosudarstva ikh postoyannogo prozhivaniya (Vmeste s «Perechnem tranzitnykh uchrezhdeniy, cherez ko¬to¬ryye ustanavlivayetsya mezhgosudarstvennaya perevozka…»). Zaklyucheno v g. Ki-shi¬ne¬ve 07.10.2002. // Sobraniye zakonodatel’stva RF. — 2006. — № 43. — St. 4418.
- Sokov V. S. Ob organizatsii nezakonnoy migratsii nesovershennoletnikh ino-strannykh grazhdan kak kvalifitsiruyushchem priznake st. 322.1 UK RF «Organi¬za-tsiya nezakonnoy migratsii» // Molodoy uchenyy. — 2014. — № 2 (61). — S. 601-603.
- URL http://www. megapolis. org. (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- Lukashuk I. I. Terrorizm i mezhdunarodnoye pravo // Vsemirnyy antikri¬mi-nal’nyy i antiterroristicheskiy forum. 2006 // URL http://www. waaf. ru. (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- URL http://www. undp. ru/index. phtml?iso=RU&lid;=2&cmd;=publica¬ti-ons1&id;=52. (Data obrashcheniya 20.09.2024).
- Fakul’tativnyy protokol k Konventsii o pravakh rebenka, kasayushchiysya tor¬govli det’mi, detskoy prostitutsii i detskoy pornografii, 2000 g. // Dostup iz SPS Konsul’tantPlyus.
- Rubina I. Ye. Problema torgovli zhenshchinami v sovremennom mezhdunarod¬nom prave // Mezhdunarodnoye pravo. — 2001. — № 5. — S. 178-182.
- Zhavzandolgor Battogtokh. Mezhdunarodno-pravovaya zashchita prav detey (mezhdunarodno-pravovyye aspekty): Dis. … kand. yurid. nauk. — M., 2004. S. 14.
- Lisukova K. V. Mezhdunarodno-pravovoye sotrudnichestvo gosudarstv po zashchite prav nesovershennoletnikh, vovlechennykh v prestupnuyu deyatel’nost’ // Advokat. — 2008.— № 10. S. 21.