admin 04.05.2021

Рамазанов Д. К. — магистрант 1-го курса Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

Рамазанов Д. К. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясының 1-курс магистранты

Ramazanov D. K. — 1-st year master’s student of the Academy of law enforcement agencies under the General Prosecutor’s Office of the Republic of Kazakhstan

УДК 343.985.4

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАТЕРИАЛАМИ НЕГЛАСНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ҚЫЛМЫСТЫҚ-ПРОЦЕСТІК ЗАҢНАМАСЫ БОЙЫНША ЖАСЫРЫН ТЕРГЕУ ӘРЕКЕТТЕРІН ЖҮРГІЗУ ЖӘНЕ МАТЕРИАЛДАРЫМЕН ТАНЫСУ РӘСІМДЕРІН ДАМЫТУДЫ РЕТРОСПЕКТИВТІ ТАЛДАУ

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE PROCEDURE FOR CONDUCTING AND FAMILIARIZING WITH THE MATERIALS OF COVERT INVESTIGATIVE ACTIONS UNDER THE CRIMINAL PROCEDURAL LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

АННОТАЦИЯ

В данной работе автором проводится ретроспективный анализ развития процедуры проведения и ознакомления с материалами негласных следственных действий по уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан. Поднимаются вопросы процесса обеспечения направления лицу, в отношении которого проводилось НСД, уведомления с указанием вида проведенного НСД и времени его проведения, без ознакомления с результатами НСД.

ТҮЙІН

Берілген жұмыста автор Қазақстан Республикасының қылмыстық-процестік заңнамасы бойынша жасырын тергеу әрекеттерін жүргізу және материалдарымен танысу рәсімдерін дамытудың ретроспективті талдауын жүргізеді. Өзіне қатысты ЖТӘ жүргізілген адамға ЖТӘ нәтижелерімен таныспай, жүргізілген ЖТӘ түрін және оны жүргізу уақытын көрсете отырып, хабарлама жіберуді қамтамасыз ету процесі мәселелері көтеріледі.

ANNOTATION

In this work, the author conducts a retrospective analysis of the development of the procedure for conducting and familiarizing with the materials of covert investigative actions under the criminal procedure legislation of the Republic of Kazakhstan. The issues of the process of ensuring the direction of the person in respect of whom the UIA was carried out are raised, a notification indicating the type of the UIA and the time of its carrying out, without familiarization with the results of the UIA.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, уголовный процесс, неглас­ные следственные действия, уведомление и ознакомление лиц.

Түйінді сөздер: қылмыстық-процестік құқық, қылмыстық процесс, жасырын тер­геу әрекеттері, адамдарды хабардар ету және таныстыру.

Keywords: criminal procedural law, criminal procedure, covert investigative actions, notification and familiarization of persons.

Соблюдение конституционных прав граждан в уголовном процессе всегда ос­тается краеугольным камнем на протяжении всей истории существования уго­ловного нормотворчества.

В настоящее время многими учеными-процессуалистами освещены вопросы про­цедуры проведения негласных следственных действий (далее — НСД) в рам­ках досудебного производства, где поднимались вопросы соблюдения прав граж­дан при их проведении[i].

На сегодняшний день в отечественном уголовном процессе актуальным воп­росом в правилах проведении НСД остается таинство их проведения, и обес­печение направления лицу, в отношении которого проводилось НСД, уведомления с указанием вида проведенного НСД и времени его проведения, без ознакомления с результатами НСД[ii].

По мнению профессора А. Н. Ахпанова, новые способы собирания доказа­тельств в рамках НСД адекватны современным криминальным вызовам и угрозам, по­вышают безопасность участников процесса и обеспечивают надежность дока­зывания по глубоко законспирированным деяниям[iii].

Однако, профессор А. Я. Гинзбург, напротив, приводит доводы об исклю­че­нии института НСД, ссылаясь на наличие оперативно-розыскной деятельности и их дублирование между собой[iv].

Четкую правовую регламентацию уголовный процесс в истории Казахстана получил в середине XIX века, с принятием в 1864 г. Устава уголовного судо­произ­водства (далее — Устав), действовавшего на территории степного права Казахс­та­на с момента вхождения в состав Российской Империи[v]. В этот исторический период преступность изменилась не только количественно, но и качественно, взяв на вооружение новые для того времени средства техники, связи, сообщения. Более того, возникла также международная преступность[vi].

По мнению ученых-юристов, именно это и привело к возникновению методов раскрытия и расследования преступлений, отвечающих требованиям времени, осно­ванных на передовых достижениях научной и технической мысли. Борьбу с качественно изменившейся преступностью требовалось вести качественно новы­ми средствами и методами[vii].

Проведение оперативно-розыскных мероприятий имело более раннюю исто­рию, но его приобщение в качестве доказательств и отражение впервые нашло свое отражение в Уставе[viii].

В соответствии со ст. ст. 254, 312 Устава, тайные следственные действия реа­ли­зовывались посредством розысков, негласных наблюдений, опросов, приме­нения мер «негласного полицейского изыскания»[ix].

Результаты вышеназванных действий передавались судебному следователю, который скреплял их к материалам дела и далее без какого-либо ознакомления участников процесса передавал их прокурору (ст. 476 Устава)[x].

В данном аспекте можно отметить, что исторический анализ становлений и развитий негласных (тайных) следственных действий берет истоки от сыскных действий и тайных розыскных мероприятий царской полиции, где правовая рег­ламентация процедур уведомления и ознакомления (рассекречивания) также с ними взаимосвязана.

Существенный толчок по соблюдению конституционных прав граждан при производстве сыскных или же негласных (тайных) следственных действий прои­зошел в советский период, где с середины 1950-х годов начался так называемый процесс обновления законодательства. Были приняты Основы уголовного произ­водства Союза ССР и союзных республик (1958 г.) и УПК КазССР (1959 г.)[xi].

Именно в ст. 63-1 УПК КазССР 1959 г. законодатель закрепил результаты оперативно-розыскных или же тайных по своей натуре следственных действий ста­тусом доказательств и их дальнейшее приобщение, а также возможность озна­комиться участникам процесса по окончанию расследования дела (ст. 183 УПК КазССР 1959 г.)[xii].

Однако вопрос об уведомлении лица, в отношении которого производились оперативно-розыскные мероприятия, при принятии итогового решения по уголов­ному делу законодателем не были освещены и не отрегулированы. Положения УПК КазССР перешли и остались практически в том же в виде в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан 1995 г. и 1997 г.

Параллельно с этим в уголовно-процессуальном законодательстве постсо­ветс­кого пространства появляются нормы, регламентирующие проведение тайных, негласных (розыскных) следственных действий в рамках расследования, но с обя­зательным уведомлением заинтересованных граждан по их окончанию.

Так, например, положение о порядке производства и уведомления участников уголовного процесса в Уголовно-процессуальном кодексе Грузии (далее — УПК Грузии) закреплено в ст. 143-9, согласно которой лишь с согласия прокурора и в последующем с санкции судьи лицо, в отношении которого производились тайные следственные действия, может быть уведомлено о их производстве с пос­ле­дую­щим ознакомлением.

Примечательной особенностью в законодательных процедурах УПК Грузии является то, что хранение и учет материалов тайных следственных действий воз­ложен на судебные органы (ст. 143-10 УПК Грузии)[xiii].

Аналогичным образом обстоят дела в Уголовно-процессуальном кодексе Украи­ны (далее — УПК Украины), где в ст. 253 закреплено уведомление лиц, конституционные права которых были временно ограничены при проведении нег­ласных следственных (розыскных) действий[xiv]. В данном контексте законодатель Украи­ны прямо указывает на проводимые ограничения прав граждан при произ­водстве НСД и их обязательному уведомлению. Процедура уведомления произ­водится под контролем прокурора[xv].

Необходимо отметить, что сроки уведомления в УПК Украины и УПК Грузии составляют 12 месяцев.

На основании изложенного необходимо отметить, что с момента получения независимости нашей страны одним из основных направлений государственной политики является соблюдение конституционных прав граждан на личную непри­кос­новенность и свободу частной жизни, при вовлечении граждан в орбиту уго­ловного судопроизводства. Принятый в 2014 году Уголовно-процессуальный ко­декс Республики Казахстан обеспечил данные положения с введением главы 30 НСД.

Казахстанский законодатель в дальнейшей реализации данных норм в 2017 г. в действующий УПК Республики Казахстан внес изменения, согласно которым ст. 240 УПК Республики Казахстан дополнена ч. 1-1, где закреплена обязанность ор­гана уголовного преследования уведомлять лиц, в отношении которых про­во­дились НСД в, течении шести месяцев[xvi].

Ретроспективный анализ постсоветских стран, таких как Грузия и Украина, по сравнению с отечественным УПК показывает, что обязанность по уведомлению лиц, в отношении которых были проведены НСД, возложена на лицо, непос­редст­венно осуществляющее расследование у

  1. Медиев Р. А. К вопросу об определении понятия «негласные следственные действия» по новому Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан» // Вестник Карагандинского университета. — 2014. — № 4. — С. 92-97 // https://rep.ksu.kz/bitstream/handle/data/6745/%d0%9f%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%be%204-92-97.pdf?sequence=1&isAllowed=y (Дата обращения 13 июля 2021.).
  2. Совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения негласных следственных действий» от 12 декабря 2014 года № 892 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V14C0010027.
  3. Ахпанов А. Н. Конструктивно-критический подход к  проекту новой редакции УПК Республики Казахстан // Право и государство. — 2013. — № 3(60). — С. 51-55 // http://km.kazguu.kz/uploads/files/11%20Ахпанов%2051-55.pdf (Дата обращения 13 июля 2021.).
  4. Гинзбург А. Я. О так называемых «негласных следственных действиях // ЮРИСТ. — 2013. — № 5 // https://journal.zakon.kz/4568011-o-tak-nazyvaemykh-neglasnykh.html (Дата обращения 13 июля, 2021.).
  5. Устав уголовного судопроизводства 1864 года Российской Империи // https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3137 (Дата обращения 17 июля 2021.).
  6. Маркушин А. Г. История становления оперативно-розыскной деятельности: Учеб­ник // https://studme.org/62149/pravo/istoriya_stanovleniya_razvitiya_operativno-rozysknoy_sysknoy_deyatelnosti (Дата обращения 17 июля 2021.).
  7. Там же.
  8. Там же.
  9. Устав уголовного судопроизводства 1864 года Российской Империи // https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3137 (Дата обращения 17 июля 2021.).
  10. Там же.
  11. Уголовно-процессуальный Кодекс Казахской ССР 1959 года https://adilet.zan.kz/rus/docs/K590001000_ (Дата обращения 18 июля 2021.).
  12. Там же.
  13. Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Грузия // https://www.matsne.gov.ge/ka/document/view/90034? publication=136 (Дата обращения 19 июля 2021.).
  14. Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Украина // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31197178#pos =2779;-39 (Дата обращения 19 июля 2021.).
  15. Там же.
  16. О внесении изменений в совместный приказ № 371 Министра внутренних дел Республики Казахстан от 4 мая 2020 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2000020640#z50.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*