admin 15.08.2022

Продолжение. Начало в № № 1-2, № № 3-4, № № 5-6 2022 г.

Джаксыбаев А. С. — докторант Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан

Научные консультанты: доктор юридических наук, доцент Бекишева С. Д. и доктор юридических наук, доцент Мукашева А. А.

Джаксыбаев А. С. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясының докторанты

Ғылыми кеңесшілері: заң ғылымдарының докторы, доцент Бекишева С. Д. және заң ғылымдарының докторы, доцент Мукашева А. А.

Dzhaksybaev A. S. — doctoral student of the Academy of law enforcement agen-cies at the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan

Scientific consultants: doctor of law, associate professor Bekisheva S. D. and doc-tor of law, associate professor Mukasheva A. A.

УДК 347.963, 349.414

ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ЖЕР ЗАҢНАМАСЫНЫҢ ҚОЛДАНЫЛУЫН ПРОКУРОРЛЫҚ ҚАДАҒАЛАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ

PROBLEMS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE APPLICATION OF LAND LEGISLATION

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования сформированы следующие выводы:

  1. Прокурорский надзор за применением земельного законодательства — часть системы по защите общественных интересов, направленная осуществление высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента и иных нормативных правовых актов в сфере землепользования, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и государства, законностью административного, исполнительного производства в части, касающейся земельных отношений.

Можно выделить несколько этапов, которые связаны с последовательным принятием нормативных правовых актов в области земельных отношений и прокурорского надзора:

  1. Первый этап (1992-1994гг.), который характеризуется возникновением системы прокурорского надзора. Надзор направлен на отстаивание права исключительной государственной собственности на землю. Прокуратура обладает функциями проведения досудебного расследования, в связи с чем проверки ориентированы на выявление нарушений, образующих состав преступления. В большинстве случаев они проводятся по поручениям вышестоящих структур.
  2. Второй этап (1994 г.). Введение института временного землепользования. Граждане и юридические лица начинают активно использовать нововведение. Задачей надзора является установление фактов незаконного предоставления в аренду государственной земли.
  3. Третий этап (1995-2017 гг.). Установление института частной собственности на землю и введение ее как объекта правоотношений в гражданско-правовой оборот, провозглашение принципов землепользования потребовали от прокуроров стратегического планирования своей деятельности, направленной на защиту обеих форм собственности на землю, выявление фактов уклонения землепользователями финансовых, налоговых и природоохранных обязанностей. Надзор приобретает конкретные очертания, формируются его участки и подучастки, приоритетные направления и конкретные задачи. Упразднение следственного аппарата в системе прокуратуры переориентирует ее деятельность на правозащитные функции, весомая доля проверок начинает проводиться по обращениям граждан. Возврат в 2009 году процессуальных полномочий не меняет правозащитного формата деятельности прокуратуры, который ориентирован на работу с обращениями граждан и взаимодействие с институтами общества.
  4. Четвертый этап (2017 г.-н. в.). Период оптимизации прокурорского надзора и разграничения сферы его действия от государственного контроля.

Проверки проводятся лишь в исключительных случаях и при соблюдении ряда условий. Характеризуются резким снижением количества рассмотренных обращений, концентрации усилий на задачах стратегического плана.

  1. Для целенаправленного сосредоточения усилий необходимо ясно определять базовые направления надзора за соблюдением земельного законодательства.

Как показывает анализ состояния законности, он имеет 6 актуальных участков (направлений):

1) надзор за законностью правовых актов;

2) надзор за законностью использования собственниками земель и землепользователями требований земельного законодательства;

3) надзор за законностью деятельности контролирующих органов;

4) надзор за законностью рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

5) надзор за исполнением требований в части обеспечения поступлений выплат за эксплуатацию и пользование землей;

6) надзор за законностью проведения торгов и аукционов по реализации земельных участков.

  1. Состояние законности в сфере землепользования является неудовлетворительным. В условиях реорганизации органов государственного земельного контроля, допущения им системных нарушений, прокурорский надзор видится наиболее действенной силой, обеспечивающей законность.

Разработанный комплекс теоретических основ и подходов к практическому решению вопросов методики проведения проверок может способствовать повышению эффективности надзора.

  1. Отсутствие правового регулирования отдельных процессов, прокурорской деятельности приводит к системным проблемам.

Частое реформирование структуры надзора в социально-экономической сфере («общего надзора») привело к тому, что некоторые его элементы и процедуры (указаны ниже), ранее находившиеся в условиях конкретной регламентации, выпали из сферы законодательной организации, что привело к нарушению принципа целостности, единообразия и системности деятельности.

В высшей степени это сказалось на надзоре за законностью соблюдения земельного законодательства ввиду его сложности, постоянной актуальности и многогранности.

Так, имеют место факты оставления без внимания нарушений по причине отсутствия нормативного закрепления зон ответственности территориальных и специализированных прокуроров; неэффективности проверок по причинам отсутствия нормативных требований к информационно-аналитической подготовке и определению приоритетов надзора; нерационального распределения обязанностей между сотрудниками — возложения на лиц, осуществляющих надзор за соблюдением земельного законодательства обязанностей по надзору по направлениям, не близким к основному (при наличии трех участков, смежных с надзором в сфере землепользования) .

Для их решения подготовлен проект специального приказа Генерального Прокурора «Об активизации надзора за соблюдением земельного законодательства», который нормативно закрепит ряд частных требований по организации процесса надзорной деятельности.

  1. Имеют место системные проблемы при подготовке актов прокурорского надзора, выраженные в их неединообразном составлении и применении.

Данное обстоятельство обусловлено отсутствием единых ведомственных критериев к актам прокурорского надзора.

Предложено ввести единые стандарты составления и оформления актов прокурорского надзора, для чего разработан авторский проект Приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения и составления отдельных актов прокурорского надзора».

  1. Нуждается в совершенствовании законодательная база и механизмы противодействия земельным нарушениям. Существующие позиции содержат оценочные категории, не раскрывают смысл некоторых понятий, предусматривают заранее невыполнимые процедуры при организации государственного контроля.
  2. Необходима централизация системы государственного земельного контроля. В настоящее время его органы не имеют единой структуры и входят в состав различных ведомств, что ставит его в полную зависимость от проверяемых органов и влияет на качество взаимодействия с другими контролирующими, правоохранительными органами.

Для продуктивного решения задач предложено внести изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов: Земельный, Предпринимательский кодексы Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

Прикладная наука должна развиваться с акцентом на создание условий по обеспечению высокоэффективной юридической практики[1].

Выводы исследования подтверждают актуальность данного утверждения, свидетельствуют о ее теоретическом и практическом значении для развития земельного права и научных знаний о прокурорском надзоре.


Проект

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан

Об активизации прокурорского надзора за соблюдением земельного законодательства

____2021 года                                                                                      №_______

В целях усиления прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере земельных отношений, руководствуясь подпунктом 6 статьи 37 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре»,

Приказываю:

  1. В рамках прокурорского надзора за законностью деятельности государственных и иных органов, порядок осуществления которого урегулирован приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан № 60 от 2 мая 2018 года «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора», заместителям Генерального Прокурора Республики Казахстан, Главному военному прокурору, Главному транспортному прокурору, прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам — усилить меры по обеспечению законности в сфере земельных отношений.
  2. Особое внимание уделять следующим вопросам:

В сфере деятельности местных исполнительных органов:

1) законность предоставления земель в собственность и землепользование;

2) законность изменения целевых назначений земель;

3) законность проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков и права аренды на земельные участки

4) использование полномочий по контролю за выполнением покупателями и арендаторами своих обязанностей, предусмотренных договорами купли-продажи и аренды земель;

5) использование полномочий по контролю за выполнением собственниками земель и арендаторами обязанностей, предусмотренных земельным законодательством;

6) полнота и эффективность использования контрольных функций при организации противодействия земельным нарушениям;

7) своевременность направления в органы государственных доходов сведений о лицах, которым в соответствии с земельным законодательством были вручены предписания;

В сфере деятельности органов государственных доходов:

1) своевременность и полнота применения к недобросовестным собственниками и землепользователям десятикратной ставки базового земельного налога;

2) своевременность и полнота применения мер налогообложения за пользование земельными участками;

В сфере исполнения обязанностей собственниками и землепользователями:

1) выполнение требований, предусмотренных статьей 65 Земельного Кодекса Республики Казахстан.

В сфере защиты права государственной собственности на землю:

1) законность занятия государственных земель и размещения на них объектов.

  1. В соответствии с обстоятельствами социального, экономического и политического плана определять иные требующие внимания вопросы.
  2. Требовать от поднадзорных органов устранения нарушений, причин и обстоятельств, способствовавших их допущению, привлечения нарушителей к установленной законом форме ответственности.
  3. Каждый факт нарушения изучать через призму законодательства о противодействии коррупции.
  4. На постоянной основе проводить изучение правовых актов органов местного самоуправления в целях недопущения фактов создания административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства.
  5. Обеспечить должное взаимодействие с государственными органами, общественными организациями, представителями гражданского общества, для чего образовать соответствующие рабочие группы, результаты деятельности которых освещать в средствах массовой информации не менее одного раза в год.
  6. Итоги результативных проверок освещать в средствах массовой информации, социальных сетях, обсуждать на межведомственных совещаниях, и коллегиях органов прокуратуры.
  7. Уделять внимание информационно-аналитической деятельности, для чего:

Не менее чем раз в год:

1) обобщать практику прокурорского надзора по настоящему направлению деятельности;

2) обобщать практику судебного рассмотрения дел об изъятии земельных участков по искам уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель, а также практику обжалования и опротестования решений по делам данной категории;

3) обобщать практику судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях по фактам нарушения земельного законодательства, а также практику обжалования и опротестования решений по делам данной категории;

4) обобщать практику судебного обжалования действий уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель, связанных с осуществлением им контрольных функций, а также практику обжалования и опротестования решений по делам данной категории;

5) обобщать практику судебного обжалования действий местных исполнительных органов, связанных с осуществлением полномочий по предоставлению земель, изменению их целевых назначений и проведению торгов (конкурсов, аукционов).

Под обобщением понимать выведение системных нарушений, в связи с совершением которых принимались меры прокурорского реагирования, в пользу третьих лиц выносились судебные акты.

Выводы и результаты использовать для оценки состояния законности.

По мере необходимости:

1) в соответствии с приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан № 60 от 2 мая 2018 года проводить анализы состояния законности в рассматриваемой сфере правовых отношений.

На постоянной основе:

7) осуществлять мониторинг материалов средств массовой информации, социальных сетей;

8) взаимодействовать с населением, представителями гражданского общества.

  1. При определении сотрудников, ответственных за настоящее направление надзора, предпочтение отдавать лицам, имеющим стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет и в профильном подразделении — не менее одного года.
  2. На сотрудников, в обязанности которых входит осуществление надзора за соблюдением земельного законодательства, не возлагать каких-либо других обязанностей, не иначе как связанных с настоящим направлением надзора.
  3. Без наличия объективных причин не вносить изменений в распоряжения о распределении обязанностей между сотрудниками, осуществляющими надзор в сфере защиты общественных интересов.
  4. Определить следующие частные критерии разграничения полномочий по надзору за соблюдением земельного законодательства:

13.1. Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением поднадзорными органами правовых актов об использовании земли как экологического объекта.

13.2. Военные, транспортные прокуроры, прокуроры специальных объектов в полной мере осуществляют надзор за соблюдением земельного законодательства на поднадзорных военных, режимных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных предприятиях в пределах своей компетенции.

13.3. Территориальные прокуроры осуществляют надзор во всех остальных случаях.

13.4. Территориальным и специализированным прокурорам обеспечить должное взаимодействие при решении общих задач по укреплению законности в сфере землепользования на обсуживаемых территориях.

  1. Службе по защите общественных интересов обеспечить:

14.1. Государственную регистрацию настоящего приказа в уполномоченном органе.

14.2. Размещение настоящего приказа на ведомственном интернет-ресурсе.

  1. Приказ направить председателю Комитета правовой статистики и специальных учетов, руководителям служб центрального аппарата, организаций образования прокуратуры, Главному военному, Главному транспортному прокурорам, прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам.
  2. Настоящий приказ действует до особого распоряжения, контроль за его исполнением возложить на заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан ___.

Генеральный Прокурор Республики Казахстан

Проект

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан

О некоторых вопросах применения и составления отдельных актов прокурорского надзора

____2021 года                                                                                      №_______

Руководствуясь подпунктом 6 статьи 37 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», в целях единообразного применения и составления актов прокурорского надзора,

Заместителям Генерального Прокурора Республики Казахстан, Главному военному прокурору, Главному транспортному прокурору, прокурорам областей и приравненным к ним

Приказываю:

  1. Обеспечить меры по единообразному применению и составлению актов прокурорского надзора.
  2. Акты прокурорского надзора применять строго в соответствии с их предназначением.
  3. Внимание при их составлении уделять следующим вопросам:

1) стилистике изложения и целостности текста;

2) грамматике текста;

3) лаконичности и содержательности текста;

4) правильности применения норм закона;

  1. Придерживаться следующей структуры составления документа: вводная часть, описательно-мотивировочная, заключительная, резолютивная.
  2. Установить следующие требования по применению и составлению актов прокурорского надзора.

Протест на незаконные нормативные и иные правовые акты, действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц.

  1. Протест на незаконные нормативные и иные правовые акты, действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц применять исключительно в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре».
  2. Во вводной части указывать информацию об акте, на который он приносится.
  3. В описательно-мотивировочной части указывать нормы закона, подвергшиеся нарушению и сущность нарушения.
  4. В заключительной части указывать ссылки на нормы закона, регулирующие порядок принесения и рассмотрения протеста.
  5. В резолютивной части излагать:

1) требования по отмене или приведению в соответствие незаконного акта;

2) сроки рассмотрения протеста;

3) требование о необходимости уведомления прокурора о результатах рассмотрения протеста.

  1. В резолютивной части использовать формулировку «требую».

Представление об устранении нарушений законности.

  1. Представление об устранении нарушений законности применять в случаях:

1) когда в качестве мер реагирования на нарушения необходимо принятие комплекса мер различного характера;

2) необходимости привлечения лиц, виновных в нарушении закона, к административной ответственности;

3) по неединичным фактам нарушений.

  1. Не применять представление с целью отмены незаконных правовых актов.
  2. Во вводной части указывать следующую информацию:

1) о вопросе проведенной проверки или анализа состояния законности;

2) о типах выявленных нарушениях.

  1. В описательно-мотивировочной части указывать:

1) нормы закона, подвергшиеся нарушению и сущность нарушений;

При указании нарушений группировать их по типам в соответствии с информацией, отраженной во вводной части документа.

  1. В заключительной части отражать:

1) причины и условия, при которых нарушения имели место;

2) выводы о виновности лиц, совершивших нарушения;

3) выводы относительно действий (бездействии) лиц, создавших условия для совершения нарушений (в случае наличия оснований);

4) ссылки на нормы закона, регулирующие порядок принесения и рассмотрения представления

  1. В резолютивной части указывать:

1) требования об устранении причин, условий, способствовавших совершению нарушений;

2) требования о привлечении виновных лиц (с указанием фамилии инициалов, занимаемой должности) к установленной ответственности;

3) требования о привлечении лиц (с указанием фамилии инициалов, занимаемой должности), создавших условия для совершения нарушений, к установленной законом ответственности (в случае наличия оснований);

4) требования о проведении мероприятий по профилактике нарушений (в случае наличия оснований);

5) требования об устранении последствий нарушений;

6) сроки и условия рассмотрения представления;

7) требования о необходимости уведомления прокурора о результатах рассмотрения представления;

8) иные вопросы (в случае возникновения необходимости).

  1. В резолютивной части использовать формулировку «требую».
  2. Признать недопустимым использование в представлении формулировок, носящих неясный и поверхностный характер, не предписывающих выполнение конкретных действий.

Постановление о возбуждении дисциплинарного производства

  1. Постановление о возбуждении дисциплинарного производства применять в случае, когда достаточной мерой воздействия является привлечение лиц, совершивших нарушение, к дисциплинарной ответственности.
  2. Во вводной части указывать обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки или анализа состояния законности.
  3. В описательно-мотивировочной части указывать нормы закона, подвергшиеся нарушению и сущность нарушений;
  4. В заключительной части указывать данные лица (лиц), допустившего нарушения (фамилия, инициалы, должность); ссылки на нормы закона, регулирующие порядок вынесения постановления.
  5. В резолютивной части:

1) излагать решение о возбуждении дисциплинарного производства;

2) указывать данные лица, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство;

3) указывать сущность нарушения, за совершение которого возбуждено дисциплинарное производство;

4) указывать уполномоченный орган или должностное лицо, на исполнение которого направляется постановление;

5) указывать срок исполнения постановления.

  1. На регулярной основе проводить работу по повышению качества составления актов прокурорского надзора.
  2. Вопрос качества составления и подготовки актов прокурорского надзора взять под личный контроль.
  3. Руководителям служб центрального аппарата:

27.1. Не реже одного раза в квартал посредством электронных баз данных изучать акты надзора прокуроров по возглавляемым направлениям деятельности на предмет качества их составления, о чем в письменной форме докладывать заместителям Генерального Прокурора Республики Казахстан.

27.2. По результатам изучения актов прокурорского надзора производить отбор наиболее качественных актов с точки зрения требований, установленных пунктом 3 настоящего приказа, и направлять их прокурорам для сведения и использования в работе.

27.3. В случае выявления фактов внесения актов, не соответствующих требованиям настоящего приказа, вышестоящим прокурорам ставить вопрос об их отзыве в соответствии с положением статьи 34 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре».

  1. Службе по защите общественных интересов обеспечить:

28.1. Государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

28.2. Направление в течение десяти дней со дня государственной регистрации настоящего приказа его копии на бумажных и электронных носителях на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов.

28.3. Размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

28.4. Приказ направить председателю Комитета правовой статистики и специальных учетов, руководителям служб центрального аппарата, организаций образования прокуратуры, Главному военному, Главному транспортному прокурорам, прокурорам областей, городов республиканского значения, столицы, городов, районов и приравненным к ним специализированным прокурорам.

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

Генеральный Прокурор Республики Казахстан


Проект

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений» Закон Республики Казахстан от _______года № ______ ЗРК.

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

  1. В Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст.99; 2005 г., № 9, ст.26; 2006 г., № 1, ст.5; № 3, ст.22; № 11, ст.55; № 12, ст.79, 83; № 16, ст.97; 2007 г., № 1, ст.4; № 2, ст.18; № 14, ст.105; № 15, ст.106, 109; № 16, ст.129; № 17, ст.139; № 18, ст.143; № 20, ст.152; № 24, ст.180; 2008 г., № 6-7, ст.27; № 15-16, ст.64; № 21, ст.95; № 23, ст.114; 2009 г., № 2-3, ст.18; № 13-14, ст.62; № 15-16, ст.76; № 17, ст.79; № 18, ст.84, 86; 2010 г., № 5, ст.23; № 24, ст. 146; 2011 г., № 1, ст.2; № 5, ст.43; № 6, ст.49, 50; № 11, ст.102; № 12, ст.111; № 13, ст.114; № 15, ст.120; 2012 г., № 1, ст.5; № 2, ст.9, 11; № 3, ст.27; № 4, ст.32; № 5, ст.35; № 8, ст.64; № 11, ст.80; № 14, ст.95; № 15, ст.97; № 21-22, ст.124; 2013 г., № 1, ст.3; № 9, ст.51; № 14, ст.72, 75; № 15, ст.77, 79, 81; 2014 г., № 2, ст.10; № 8, ст.44; № 11, ст.63, 64; № 12, ст.82; № 14, ст.84; № 19-І, 19-II, ст.96; № 21, ст.118, 122; № 23, ст.143; № 24, ст.145; 2015 г., № 8, ст.42; № 11, ст.57; № 19-І, ст.99, 101; № 19-II, ст.103; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.115, 117; № 21-І, ст.124, 126; № 22-II, ст.145; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 6, ст.45; № 7-II, ст.53, 56; № 8-II, ст.72; № 10, ст.79; 2017 г., № 3, ст.6; № 4, ст.7; № 12, ст.34; № 14, ст.51, 54; № 23-V, ст.113):

1) по всему тексту:

слова «уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель» заменить словами «территориальный орган по управлению земельными ресурсами»

2) подпункт 13-1) статьи 12 изложить в следующей редакции:

«13-1) территориальный орган по управлению земельными ресурсами — территориальное подразделение центрального органа по управлению земельными ресурсами, осуществляющее государственный контроль за использованием и охраной земель (далее — уполномоченный орган)».

3) в статье 92:

3-1) пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«Земельный участок, предоставленный для строительства, считается освоенным, если на нем в соответствии с его целевым назначением построен заявленный объект, который введен в эксплуатацию и зарегистрирован в уполномоченном органе».

3-2) в пункте 2 слова «не используется» заменить словами «не освоен».

4) из пункта 1 статьи 145 исключить слова «районные (кроме районов в городах) исполнительные органы, местные исполнительные органы городов областного значения, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов»

5) подпункт 1-1) пункта 2 статьи 147 после слов «местных исполнительных органов» дополнить словами «областей, городов республиканского значения, столицы, городов областного значения».

6) статью 164-1 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«Если в качестве самовольно размещенной постройки выступает некапитальное строение или иной объект, не привязанный к земельной площади и не расположенный на фундаментной основе, местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, на территории которого выявлен такой земельный участок, самостоятельно в течение десяти рабочих дней после поступления информации об отсутствии возможности назначить проверку из территориального органа по управлению земельными ресурсами принимает решение о его перемещении.

Такое решение принимается на основании предварительного акта обследования земельного участка, удостоверяющего факт наличия данной постройки (объекта).

Решение должно соответствовать принципам целесообразности и возможности его технического исполнения.

Обследование земельного участка проводится сотрудниками уполномоченного органа (в сфере земельных отношений — прим.) города республиканского значения, столицы, района, города областного значения в количестве не менее трех человек.

Акт обследования подписывается всеми лицами, участвовавшими в обследовании.

К акту обследования в обязательном порядке прилагаются фотоматериалы (в количестве не менее пяти штук).

Информация о запланированном перемещении самовольной постройки за десять суток до проведения процедуры размещается на доступном месте объекта.

Перемещение постройки (объекта) производится за счет средств государственного бюджета силами коммунальных служб либо привлеченных организаций.

На процедуре перемещения присутствуют ответственные сотрудники уполномоченного органа (в сфере земельных отношений — прим.) города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.

Процедура перемещения документально оформляется в виде акта, который подписывается лицами, непосредственно производившими перемещение, а также присутствовавшими на месте ответственными сотрудниками местных исполнительных органов.

К акту о перемещении самовольной постройки (объекта) в обязательном порядке прилагаются фото (в количестве не менее пяти штук) и видеоматериалы.

Перемещение объекта осуществляется на специальные площадки, создаваемые по решению местного исполнительного органа и являющиеся коммунальной собственностью.

В случае последующего установления личности лица, незаконно занявшего государственную землю, местный исполнительный орган обязан в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством, предъявить к нему иск о возмещении материальных средств, затраченных на перемещение размещенных данным лицом строений (объектов), а также информировать территориальный орган по управлению земельными ресурсами для последующего принятия им мер в соответствии с законодательством об административных правонарушениях».

  1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 18-I, 18-II, ст.92; № 21, ст.122; № 23, ст.143; № 24, ст.145, 146; 2015 г., № 1, ст.2; № 2, ст.6; № 7, ст.33; № 8, ст.44, 45; № 9, ст.46; № 10, ст.50; № 11, ст.52; № 14, ст.71; № 15, ст.78; № 16, ст.79; № 19-I, ст.101; № 19-II, ст.102, 103, 105; № 20-IV, ст.113; № 20-VII, ст.115; № 21-I, ст.124, 125; № 21-II, ст.130; № 21-III, ст.137; № 22-I, ст.140, 141, 143; № 22-II, ст.144, 145, 148; № 22-III, ст.149; № 22-V, ст.152, 156, 158; № 22-VI, ст.159; № 22-VII, ст.161; № 23-I, ст.166, 169; № 23-II, ст.172; 2016 г., № 1, ст.4; № 2, ст.9; № 6, ст.45; № 7-I, ст.49, 50; № 7-II, ст.53, 57; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.66, 67, 68, 70, 72; № 12, ст.87; № 22, cт.116; № 23, ст.118; № 24, ст.124, 126, 131; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 9, ст.17, 18, 21, 22; № 12, ст.34; № 14, ст.49, 50, 54; № 15, ст.55; № 16, ст.56; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.114, 115; 2018 г., № 1, ст.4:

1) часть первую статьи 339 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:

«3) неосвоении земельного участка, предоставленного для строительства, в случае если обязанность по освоению такого земельного участка предусмотрена законом».

  1. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 20-II, 20-III, cт.112; 2016 г., № 1, ст.4; № 6, ст.45; № 7-II, ст.55; № 8-I, ст.62, 65; № 8-II, ст.72; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.124, 126; 2017 г., № 9, ст.21; № 14, ст.50, 51; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 23-V, ст.113; № 24, ст.115):

1) пункт 3 статьи 140 дополнить подпунктом 27) следующего содержания:

«защитой права государственной собственности на землю и соблюдением требований статьи 65 Земельного кодекса Республики Казахстан»

  1. В Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 17-18, ст. 243; 2004 г., № 23, ст. 142; 2005 г., № 6, ст. 10; № 7-8, ст. 19; 2006 г., № 1, ст. 5;№ 3, ст. 22; № 15, ст. 95) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 47-1 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«Проект детальной планировки содержит информацию об объектах социального, культурного значения, а также об иных объектах, строящихся за счет бюджетных средств».

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие с __ __ года.

Президент Республики Казахстан


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению проверок и анализов применения земельного законодательства

ВВЕДЕНИЕ

Формами надзора в сфере защиты общественных интересов являются проверка и анализ состояния законности.

Методические рекомендации направлены на оказание сотрудникам практической помощи при их поведении.

Наличие плана пошаговых действий позволит проверяющему рационализировать усилия и временные ресурсы.

При составлении рекомендаций детально изучен опыт результативных проверок ряда прокуратур.

Данные проверки были исследованы на предмет определения порядка действии проверяющих, результаты чего были положены в основу методики выявления нарушений.

В рекомендациях описан порядок проведения проверок и анализов состояния законности по конкретным актуальным вопросам.

Проверки:

1) проверка деятельности местных исполнительных органов на предмет законности предоставления земель для строительства коммерческих объектов в черте населенных пунктов;

2) проверка органов по контролю за использованием за охраной земель на предмет законности принятия мер по выявлению неосвоенных земель.

Анализы:

1) анализ деятельности отделов земельных отношений по контролю за своевременным поступлением в бюджет обязательных выплат по земельным участкам;

2) анализ законности соблюдения требований земельного законодательства в части недопущения самовольного занятия государственных земель;

3) анализ законности при соблюдении собственниками земель, предоставленных для строительства коммерческих объектов, обязанностей по их использованию;

4) анализ законности при отказе в предоставлении местным исполнительным органом земель физическим и юридическим лицам;

5) анализ законности деятельности органов государственных доходов при применении увеличенной ставки налога к лицам, не использующим земли, предназначенные для строительства, либо использующим их с нарушением законодательства.

I. ПРОВЕРКИ

1. Проверка деятельности местных исполнительных органов на предмет законности предоставления земель для строительства коммерческих объектов в черте населенных пунктов.

Подготовка к проверке
Действие Примечание
1 Изучить положения Земельного кодекса, регулирующие порядок предоставления земель

Статьи 44-1, 48, которые определяют вопросы, порядок и условия предоставления земель для строительства объектов в черте населенных пунктов. Статья 44-1 регулирует вопросы предоставления земель для строительства в черте населенных пунктов.

Статья 48 содержит нормы о проведении торгов и аукционов по продаже земель.

2 Запросить список земель, предоставленный для строительства

Запрос в местный исполнительный орган.

В запросе указать отразить список предоставленных земель со следующими данными:

  • место расположения земельного участка,
  • кадастровый номер,
  • целевое назначение,
  • дата и номер постановления акимата, которым был предоставлен участок
Проведение проверки
1 Изучить журнал регистрации актов акима Журнал регистрации изучается для проведения сверки количества постановлений, предоставленных органом, фактическому наличию.
2

Изучить постановления на предмет их законности

 

1) Земельный участок, предназначенный для строительства, согласно статьи 44-1 Земельного кодекса, не может быть сразу предоставлен в частную собственность (лишь во временное землепользование).

Поэтому необходимо обратить внимание на формулировку слов в постановлениях. В случае выявления постановлений, в которые предоставляют право частной собственности, а не право аренды, принять меры по их опротестованию.

2) Установить, во всех ли случаях предоставления земель на территорию, на которых они расположены, утверждены проекты детальных планировок.

В случае выявления фактов предоставления земельных участков без наличия на эту территорию утвержденного проекта детальной планировки принять меры по опротестованию постановлений, которыми эти земли предоставлены.

3) Провести сверку целевых назначений предоставленных земель с генеральным планом населенного пункта и проектами детальных планировок районов города, в которых расположены эти земли, на предмет наличия несоответствий, то есть фактов, когда, условно, проектом детальной планировки предусмотрено размещение одного объекта, а земельный участок предоставляется для строительства другого.

Электронные версии генеральных планов и проектов детальных планировок содержатся в соответствующих базах органов архитектуры и градостроительства.

В случае выявления фактов предоставления земель в нарушение градостроительной документации принимать меры по отмене постановлений, которыми они предоставлены.

4) Установить, во всех ли случаях, когда это необходимо, проводились торги, аукционы при предоставлении земель, для чего следует исследовать данные открытых информационных систем местного исполнительного органа. Если да, то выяснить, проводились ли они в соответствии с Правилами организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права аренды земельного участка, в том числе в электронном виде (утверждены приказом Министра национальной экономики РК от 31 марта 2015 года № 290).

5) Установить, определены ли границы земельного участка, целевое назначение, кадастровая стоимость, имелось ли сообщение о проведении торгов в периодическом печатном издании, официальном интернет-ресурсе, государственной информационной системе разрешений и уведомлений перед продажей земельного участка.

6) Находились ли лица, которым предоставлены земли, в списках участников торгов, аукционов.

7) В случае, если земельные участки предоставлялись в порядке исключений без проведения торгов, обратить внимание на обстоятельства, послужившие основанием для такого предоставления.

К примеру, земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов в случае реализации лицом, которому он предоставлен, инвестиционного проекта.

При проверке необходимо выяснить, имелся ли на момент предоставления инвестиционный проект, что он из себя представляет и соответствует ли характеристике, указанной в статье 284 Предпринимательского кодекса.

Во всех случаях выявления нарушений необходимо фиксировать их путем отбора пояснений у ответственных лиц проверяемого органа, сбора копий документов и материалов.

Также по этим же вопросам требуется опросить лиц, которым были предоставлены эти земли, посредством базы СИО ПСО выяснить, состоят ли они в родственных или близких отношениях с сотрудниками проверяемого органа, предоставляли ли они кому-нибудь материальные или иные блага за получение земельного участка.

Систематизация и анализ собранных данных
1 Классифицировать выявленные нарушения по общим признакам их совершения

Незаконность предоставления земельного участка выражается одним действием — принятием незаконного постановления, но основания для признания этого постановления незаконным могут быт разные.

Допустим, в одном случае постановление о предоставлении земли принято в нарушение проекта детальной планировки, в другом случае — без его наличия, в третьем случае — без проведения торгов, когда их проведение обязательно и т. д.

Подведение итогов и составление справки
1 Отразить нарушения с учетом их систематизации  
2 Подвести заключение о причинах допущения нарушений Необходимо установить всех лиц, по вине которых были допущены нарушения, дать оценку действиям (бездействиям) каждого из них.
3 Внесение предложений по мерам реагирования Обозначить меры, которые необходимо принять для устранения нарушений и их последствий, внести предложения по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, а также предусмотреть инициативы профилактического характера.
4 Утвердить справку

Справку предоставить руководителю прокуратуры и после ее утверждения последним направить руководителю проверяемого органа для ознакомления.

Рекомендуется предоставить проверяемому органу один-два дня для внимательного ознакомления со справкой и дачи возражений.

Реагирование на выявленные нарушения
1  

Вносить акт надзора или реагирования следует в случае, если будет исключен вопрос наличия состава уголовного и (или) административного правонарушения в действиях лиц проверяемого органа.

Для этого наиболее приемлемым вариантом будет направление материалов проверки в органы уголовного преследования для принятия официального процессуального решения по фактам выявленных нарушений.

Данная рекомендация не относится к случаям протестов, которые могут вноситься по ходу проведения проверки.

2 Определение акта надзора

Если в процессе проверки приносились протесты на незаконные решения о предоставлении земель, то после ее завершения наиболее оптимальным вариантом является внесение представлений об устранении нарушений законности, которые будут адресованы руководителю проверяемого органа либо вышестоящему должностному лицу, а также руководителю управления по контролю за использованием и охраной земель для привлечения виновных лиц к административной ответственности по статье 137 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение земельного законодательства Республики Казахстан при предоставлении права на земельный участок и при изменении целевого назначения земельного участка).

Текст представления, направляемого в орган, в котором была проведена проверка либо в вышестоящий орган, не должен повторять текст внесенных до него протестов, а должен на основании справки о результатах проверки обобщенно отразить выявленные нарушения, пути их устранения, осветить причины, условия, факторы и обстоятельства, способствовавшие их совершению, меры по их устранению, требования о принятии мер дисциплинарного характера в отношении всех лиц, причастных к совершению нарушений.

В целях устранения последствий нарушений ставить перед руководителем органа вопрос принятия мер по отмене соответствующих гражданско-правовых сделок, заключенных на основании принятия незаконных решений по предоставлению земель и отмене регистрации права собственности (инициировать подачу искового заявления).

Одной из причин нарушений может быть низкий профессиональный уровень сотрудников, обстоятельством в данном случае будет служить отсутствие ведомственного контроля со стороны руководителей, ненадлежащая организация ответственными лицами работы по проведению обучения, повышению профессионального уровня сотрудников этого органа.

При таких обстоятельствах указать руководителю органа организовать сотрудникам изучение нарушенных норм, ужесточить контроль за их деятельностью, провести служебную проверку и дисциплинарно наказать всех виновных лиц.

Если представление внесено на имя руководителя вышестоящего органа, то в нем необходимо предусмотреть требование о привлечении к дисциплинарной ответственности первого руководителя проверяемого органа.

При внесении представления в адрес управления по контролю за использованием и охраной земель также осветить все выявленные нарушения, отметить лиц, по вине которых они были допущены и поставить вопрос о привлечении их к административной ответственности.

Каждый пункт отражать отдельно и нумеровать, требовать подтверждать их исполнение конкретными документами и материалами.

Проверка исполнения актов надзора
1 Получение ответа

Ответ на представление должен содержать исчерпывающую информацию о проделанной работе по каждому указанному в этом представлении требованию прокурора с приложением доказательств.

Получая ответ, необходимо дать оценку его полноте и изучить подтверждающие документы.

К примеру, информация о принятых мерах дисциплинарного характера должна подтверждаться приложенными приказами, информация о расторжении договоров аренды, купли-продажи должна подтверждаться копиями соответствующих писем в адрес сторон и судебных исков соответственно.

В случае получения неполного ответа следует вернуть его обратно и потребовать вернуться к рассмотрению акта надзора.

Максимальный срок рассмотрения представления составляет тридцать дней, однако его фактическое исполнение может занять более длительное время.

К примеру, требование об устранении правовых последствий незаконных предоставлений земель может затянуться на несколько месяцев.

Поэтому необходимо держать на контроле отдельные вопросы до момента их логического завершения.

В случае оставления представления без рассмотрения ставится вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности по статье 664 Кодекса об административных правонарушениях.

2. Проверка органов по контролю за использованием за охраной земель на предмет законности принятия мер по выявлению неосвоенных земель

Подготовка к проверке
Действие Примечание
1 Изучить нормы Земельного кодека о функциях и полномочиях проверяемого органа

Статья 147, которая определяет функции, полномочия и обязанности органов земельного контроля.

Статьи 92—94, которые регулируют порядок действий в случае выявления нарушений.

2 Изучить иные правовые акты

Правила выявления земельных участков, не используемых в соответствующих целях или используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан (утверждены приказом Министра сельского хозяйства от 5 мая 2018 года № 194)

Положение о проверяемом управлении (размещено на интернет-ресурсе управления)

3 Запросить:

  • списки земель, предо­ставленных для строи­тель­ства;
  • списки, предоставлен­ных для строительства земель, которые для проведения по ним проверок направлялись в управление по контролю за использованием и охраной земель
Запрос в местный исполнительный орган
4 Запросить:

  • список жалоб граждан, поступивших по вопросу неосвоения земель;
  • сведения о внесенных предписаниях с требованием использовать участок по назначению (приступить к освоению земельного участка)
  • сведения о проведенных проверках с отражением сведений об их количестве, проверяемых объектах, месте их расположения, внесенных предписаниях, поданных судебных исках и результатах их рассмотрения.
Запрос в Управление по контролю за использованием и охраной земель
Проведение проверки
1 Выяснить, по всем ли землям, указанным акиматами в информациях, направленных в Управление, проводились проверки или принимались какие-либо иные меры  Изучить юридическую судьбу каждого факта, информация по которому направлялась местным исполнительным органом в Управление.
2 Изучить обращения, выяснить по всем ли из них проводились проверки

Предоставленный Управлением список обращений граждан сверить с журналом учета обращений физических и юридических лиц и отчетом формы-ОЛ.

Изучить юридическую судьбу каждого обращения: открывались ли по ним соответствующие проверки, какие нарушения выявлялись и принимались ли по ним меры, предусмотренные статьями 92—94 Земельного кодекса

3 Изучить материалы проверок Выяснить, по всем ли фактам неосвоения земель в адрес нарушителей в порядке статьи 94 Земельного кодекса вносились предписания, для чего проверить фактическое наличие копий внесенных предписаний, обратив внимание на исходные данные документов; произвести сверку с журналами исходящей корреспонденции и (или) журналом учета предписаний — по исходным данным (регистрационные номера).
4 Проверить эффективность действия предписаний Выяснить, по всем ли предписаниям, сроки исполнения которых истекли, в случае их неисполнения в порядке статьи 94 Земельного кодекса поданы судебные иски о принудительном изъятии земель и виновные лица привлекались к административной ответственности по статье 462 Кодекса об административных правонарушениях (невыполнение предписаний органов государственного контроля и надзора), для чего:

  • истребовать из Управления копии исков о принудительном изъятии земель;
  • истребовать копии административных производств по статье 462 КоАП, начатых Управлением;

 

5 Проверить меры по недопущению продажи неосвоенных земель третьим лицам Выяснить, направлялись ли в порядке статьи 94 Земельного кодекса в органы юстиции уведомления о наложении обременений на земельные участки, в адрес собственников которых вносились предписания, для чего направить запрос в органы юстиции.
6 Проверить меры по применению налогового ужесточения к лицам, допустившим факты неосвоения земель Выяснить, направлялись ли в порядке статьи 509 Кодекса о налогах и других обязательных платежей в бюджет в органы государственных доходов уведомления о применении в отношении собственников земель, в адрес которых вносились предписания, десятикратной ставки базового налога, для чего направить запрос в органы государственных доходов.
7  

В связи с тем, что нарушения, выраженные в непринятии мер к недобросовестным собственникам, могут быть допущены сознательно, то при их наличии следует подробно опросить сотрудников проверяемого органа по поводу нарушений, выяснить, было ли им заведомо о них известно, по какой причине они были совершены.

Кроме того, следует опросить лиц, в отношении которых Управлением не были приняты те или иные меры, установить, состоят ли эти лица в родственных или близких отношениях с кем-либо из сотрудников Управления, предоставляли ли они кому-нибудь материальные или иные блага за уход из-под санкций.

Систематизация и анализ собранных данных
1 Разделить выявленные нарушения по общим признакам их совершения Например, первый блок — непринятие мер по информации местных исполнительных органов о неосвоении земель, второй блок — непринятие мер по рассмотрению обращений граждан по аналогичному вопросу, третий вопрос — непринятие мер по внесению предписаний в случае выявления нарушений и т.д.
Подведение итогов и составление справки
    Справка составляется по тем же правилам, которые обозначены в первой проверке.
Реагирование на выявленные нарушения
1  

Вопрос внесения актов надзора так же, как и в первой проверке, надлежит рассматривать после того, как был исключен состав административного или уголовного правонарушения в действиях лиц проверяемого органа.

Так как управления по контролю за использованием и охраной земель находятся в составе местных исполнительных органов, подходящим вариантом будет внесение представления на имя акима области (городов республиканского значения, столицы).

2 Внесение акта надзора

В представлении не является обязательным подробно отражать все выявленные факты (если их выявлено большое количество), достаточно отметить их в справке, которую в последующем приложить к представлению.

Важным аспектом является правильная формулировка требований.

Необходимо поставить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

По каждому блоку нарушений вырабатываются методы по их устранению.

К примеру, в случае выявления фактов непроведения проверок по информации акиматов требовать провести эти проверки; в случае обнаружения фактов невнесения предписаний предлагать внести их; при выявлении случаев бездействия по неисполненным предписания настаивать привлекать лиц, которым были адресованы данные предписания, к административной ответственности и обязывать инициировать иски по изъятию принадлежащих им земель.

В каждом случае непривлечения собственников земель, не исполнивших предписания Управления, к административной ответственности, следует рассматривать действия сотрудников Управления сквозь призму статьи 660 Кодекса об административных правонарушениях (укрытие административного правонарушения и фальсификация доказательств по делам об административных правонарушениях).

В качестве принятия мер в данном случае будет служить возбуждение производства по делу об административном правонарушении и направлении его в суд самим прокурором либо внесение представления в органы антикоррупционной службы для составления протокола и направления его по подсудности.

Проверка исполнения акта надзора
1 Получение ответа Проверка исполнения представления проводится по тому же принципу, что и в первой проверке.

II. Анализы состояния законности

1. Анализ законности деятельности отделов земельных отношений по контролю за своевременным поступлением в бюджет средств по договорам аренды и купли-продажи земельных участков (статьи 9, 4 Земельного кодекса).

Действие Примечание
1 Запросить сведения о земельных участках, предоставленных в частную собственность и во временное землепользование

Местный исполнительный орган.

С указанием даты предоставления, кадастрового номера, места расположения, даты заключения договора и срока и условия его действия, личности лица, которому предоставлен участок, включая индивидуальный идентификационный номер

2 Запросить копии договоров купли-продажи и договоров аренды земель Местный исполнительный орган.
3 Запросить информацию о количестве зарегистрированных договоров купли-продажи и аренды земель Органы юстиции
4 Проверить достоверность количества предоставленных местным исполнительным органом договоров Провести сверку с данными органов юстиции
5 Запросить информацию о поступлении налоговых платежей в бюджет по каждому предоставленному акиматом договору

Органы государственных доходов

С указанием личности платежника, вид и дата платежа, земельный участок, по которому производится платеж

6 Сопоставить финансовые требования договоров и их фактическое исполнение На основании имеющихся сведений органов государственных доходов проверить фактическое исполнение финансовых требований по каждому договору.
7 Подвести итоги анализа В случае выявления договоров, финансовые обязанности по которым не исполнялись, отразить их в справке.
8 Предлагаемые меры Назначение в органах государственных доходов проверки для отбора письменных пояснений по каждому факту нарушения.

2. Анализ состояния законности при соблюдении физическими и юридическими лицами требований земельного законодательства в части недопущения самовольного занятия государственных земель (статьи 42, 43 Земельного кодекса)

Действие Примечание
1 Провести объезд и осмотр поднадзорной территории

Обратить внимание на возведенные строения и сооружения.

В ходе осмотра составляется акт произвольной формы, в котором фиксируются результаты с приложением соответствующих фотоматериалов.

В случае отсутствия возможности провести объезд осмотр нужных зон проводится с помощью системы дистанционного зондирования АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары».

Порядок использования данной системы указан на официальном сайте организации — http://gharysh.kz/space-pictures/orders/.

2 Запросить сведения о предоставленных для строительства в пределах осмотренной территории земельных участках Местный исполнительный орган.
3 Сопоставить данные, полученные в ходе объезда и осмотра территории со сведениями, предоставленными местным исполнительным органом По каждому участку, на котором находится строение или сооружение, проводится сверка с информацией местного исполнительного органа о предоставлении земли. Таким образом проводится проверка легитимности занятия государственной земли.
4 Составить справку с приложением фотоматериалов. В случае выявления сооружений на землях, которые не предоставлялись местным исполнительным органом в соответствующих целях, расценивать такие земли, как зоны, подвергшиеся самовольному занятию государственной земли.
5 Принять меры по устранению нарушений Внести акт прокурорского надзора в адрес уполномоченного органа по контролю за охраной и использованием земель

3. Анализ состояния законности при соблюдении собственниками земель, предоставленных для строительства коммерческих объектов, обязанностей по их использованию проводится по такому же принципу.

4. Анализ состояния законности при отказе в предоставлении местным исполнительным органом земель физическим и юридическим лицам (статьи 43-44 Земельного кодекса).

Действие Примечание
1 Изучить практику судебного обжалования решений местных исполнительных органов об отказе в предоставлении земель Судебные акты находятся в базе данных Верховного суда Республики Казахстан, а также в подразделениях по представительству интересов государства в суде по гражданским и административным делам органов прокуратуры
2

Отобрать акты, которыми требования истцов были удовлетворены, то есть решения акимов признавались незаконными.

 

 
3 Классифицировать нарушения, допущенные местным исполнительным органом, по общим признакам совершения, т. е. по общим по признакам удовлетворения исковых требований.  
4 Составить справку с указанием нарушений В справке с учетом классификации нарушений указать их общее количество с отражением судебных актов и конкретных примеров.
5 Принять меры реагирования

По итогам анализа в качестве одной из мер допустимо направить представление на имя акима с отражением всех фактов, послужившими основаниями для признания судом решений местного исполнительного органа незаконными.

В качестве альтернативы допускается назначить проверку в местном исполнительном органе и установить причины, по которым были приняты отказные постановления, по существу вопроса отобрать объяснения от сотрудников акимата, выяснить юридическую судьбу земель, по которым принимались отрицательные решения в предоставлении.

Возможно, они в последствии были предоставлены другим лицам без каких-либо препятствий.

5. Анализ законности деятельности органов государственных доходов при применении увеличенной ставки налога к лицам, не использующим земли, предназначенные для строительства, либо использующим их с нарушением законодательства (статья 509 Кодекса о налогах и других обязательных платежей в бюджет)

Действие Примечание
1 Запросить сведения о количестве предписаний по фактам использования земель с нарушением законодательства, а также направленных по ним сведениях в органы государственных доходов.

Уполномоченный орган по контролю за использованием и охраной земель.

С указанием вопросов содержания предписания, даты внесения, адресата, месте расположения земельного участка

2 Запросить сведения о базовых ставках земельного налога

Органы государственных доходов

Необходимо потребовать от органа указать в ответе размер базовой налоговой ставки на конкретные земельные участки до внесения предписания и после.

3 Провести сверку информации, направленной в органы государственных доходов с данными о применении к землям, используемым с нарушением закона, десятикратной базовой ставки налога

 о каждому земельному участку, информация по которому направлялась уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель в органы государственных доходов необходимо обратить внимание на размер налога до и после внесения предписания.

Органы государственных доходов после получения информации от уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель обязаны в порядке применить к земельному участку увеличенную ставку базового налога.

4 Составить справку с указанием нарушений В справке указываются земельные участки, по которым органом государственных доходов после получения информации от уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель не принято налогового ужесточения.
5 Принять решение по анализу Назначить проверку органе государственных доходов и установить причины, по которым были допущены нарушения, по существу вопроса опросить сотрудников проверяемого органа
  1. Нуртаев Р. Т. Актуальные проблемы правопонимания под углом зрения современной методологии // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. — 2011. — № 4 (24). С. 15 // https://cyberleninka.ru.

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*