Джаксыбаев А. С. — докторант Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
Научные консультанты: доктор юридических наук, доцент Бекишева С.Д. и доктор юридических наук, доцент Мукашева А.А.
Джаксыбаев А. С. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясының докторанты
Ғылыми кеңесшілері: заң ғылымдарының докторы, доцент Бекишева С. Д. және заң ғылымдарының докторы, доцент Мукашева А. А.
Dzhaksybaev A. S. — doctoral student of the Academy of law enforcement agen-cies at the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan
Scientific consultants: doctor of law, associate professor Bekisheva S.D. and doc-tor of law, associate professor Mukasheva A.A.
УДК 347.963, 349.414
ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЖЕР ЗАҢНАМАСЫНЫҢ ҚОЛДАНЫЛУЫН ПРОКУРОРЛЫҚ ҚАДАҒАЛАУ МӘСЕЛЕЛЕРІ
PROBLEMS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE APPLI-CATION OF LAND LEGISLATION
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. В диссертационном исследовании рассмотрены вопросы реализации прокурорского надзора за применением земельного законодательства, произведена оценка деятельности органов прокуратуры в данной сфере, выявлены проблемы прокурорского надзора, вызванные спецификой его организации, а также особенностями земельных отношений. На основе анализа законодательства Республики Казахстан и зарубежных государств, научных разработок казахстанских и иностранных исследователей, эмпирического материала, социологического опроса подготовлены предложения по повышению эффективности прокурорского надзора за применением земельного законодательства, деятельности уполномоченных органов в сфере земельных отношений, совершенствованию республиканского законодательства.
Диссертация соответствует приоритетным направлениям развития науки «Рациональное использование природных ресурсов» и «Научные основы «Мəңгілік Ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук)», утвержденным Высшей научно-технической комиссией при Правительстве Республики Казахстан.
Актуальность исследования. Республика Казахстан — государство, занимающее девятое место в мире по площади территории.
Земельный фонд Казахстана составляет 272 490, 2 га[1] при численности населения 19 042, 1 тысяч человек (по состоянию на 01.09.2021 года)[2].
На каждого гражданина приходится около 6 квадратных километров земли, что является свидетельством колоссальных земельных ресурсов государства. От того, как используются эти ресурсы, зависят все аспекты развития страны, поэтому во многих стратегических документах нашего государства утверждается значимость земельного вопроса, охраны и защиты земельных прав граждан Казахстана.
Так, Президент Республики Казахстан К. К. Токаев подчеркивает необходимость соблюдения земельных норм при реализации стратегических проектов, социальных программ и при застройке территорий населенных пунктов[3].
В недавно принятой Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674, также отмечена важность принятия «мер, направленных на обеспечение прозрачности порядка предоставления права на государственные земельные участки, … в том числе посредством обеспечения общего доступа к соответствующим информационным системам, за исключением информации об индивидуальном жилищном строительстве и личном подсобном хозяйстве»[4].
Государственные органы, призванные обеспечивать целостность политики в сфере землепользования, должны строго придерживаться принципа законности, не допускать действий, которые могли бы пошатнуть незыблемость устоявшихся норм.
Такие задачи поставлены перед соответствующими государственными органами, и, особенно, перед органами прокуратуры, в новой Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. В частности, здесь отмечено, что «защита интересов и прав граждан будет гарантироваться не только деятельностью уполномоченных государственных органов, но и прокуратурой»[5], а правовая политика государства в сфере «борьбы с любыми формами правонарушений и их профилактики, обеспечения законности и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, неотвратимости наказания за любые правонарушения» «будет реализовываться при непосредственной координации прокуратуры как ядра правоохранительной системы страны с использованием всех ее конституционных функций»[6].
Aктуaльнocть выбранной темы диссертации определена не только стратегическими целями нашего государства, но и тем, чтo дaннaя сфера отношений oтнеcенa к чиcлу нaибoлее пoдвеpженных кoppупции.
Согласно Национальному докладу о противодействии коррупции за 2020 год, земельные отношения входят в категорию, часто подвергаемую коррупционным проявлениям[7].
В период с 2013 по 2021 год прокурорами выявлено более 50 тысяч нарушений земельного законодательства[8]. Проверки, показали, что уровень законности в данной сфере находится в неудовлетворительном состоянии. Требования земельного законодательства игнорировались как местными исполнительными, так и контролирующими органами.
Согласно Докладу Уполномоченного по защите прав предпринимателей, к числу основных проблем бизнеса в Казахстане относятся вопросы, связанные с получением земельных участков, обеспечением доступа к информации о градостроительной документации.
При этом в докладе отмечается, что часть проблем связана с коррупционным фактором. Из всех обращений, поступивших в адрес бизнес-омбудсмена в 2019-2020 годах, 13 % касаются темы земельных отношений, что ставит обращения данной категории на первое место в общей статистике жалоб[9].
Из года в год совершаются однотипные нарушения. При этом эффективно противодействовать им порой не представляется возможным ввиду наличия ряда проблем, которые требуют не локального, а системного решения.
Среди этих проблем следует выделить основные:
- наличие в законе оценочных категорий, которые приводят к двусмысленному толкованию закона. Так, понятие «освоение земельного участка» ввиду отсутствия законодательного определения привело к неоднозначной судебной практике.
- недостаточное разъяснение законом землеустроительного термина «проект детальной планировки», что создает тупиковые ситуации, при которых землепользователь не имеет возможности освоить земельный участок, а государство изъять его за неосвоение;
- нерациональность системы обеспечения законности, при которой явные нарушения остаются неустраненными, органы контроля находятся в фактической зависимости от проверяемых объектов, а предусмотренный статьями 7, 44 Закона «О прокуратуре» порядок проведения проверок становится невыполнимым;
- прямая несогласованность норм земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях, а также ряд других значимых вопросов.
Их проявление на базе конкретных примеров подробно освещено в рамках диссертационного исследования.
С 2016 по 2018 годы прокурорский надзор в социально-экономической сфере неоднократно претерпевал системные изменения, ввиду чего отдельные моменты, придававшие ему организованность и единообразие, в итоге остались вне поля нормативного регулирования.
В частности, были преданы забвению такие компоненты работы, как приоритетные участки надзора, информационно-аналитическая деятельность (подготовка и планирование проверки, владение текущей ситуацией, обобщение типичных нарушений), разграничение компетенций территориальных и специализированных прокуратур и ряд других вопросов.
Эти обстоятельства привели к негативным последствиям, а именно к безрезультативным проверкам, к оставлению явных нарушений вне зоны прокурорского внимания, к неэффективному реагированию на выявленные нарушения, к отсутствию единства подходов к надзору, что с указанием фактов раскрыто в настоящем исследовании.
Если рассматривать прокурорский надзор как форму, т.е. деятельность, выраженную в проведении проверочных и аналитических действий, то законодательство, за соблюдением которого он осуществляется, является содержанием этой деятельности, обуславливающим ее особенность.
Следовательно, прокурорский надзор за соблюдением конкретной отрасли законодательства нельзя рассматривать в отрыве от проблем самой отрасли законодательства.
По этой причине в работе исследуются проблемные вопросы как прокурорского надзора (форма обеспечения законности), так и земельного законодательства, нормами которого руководствуются прокуроры при осуществлении надзорной деятельности (содержание деятельности).
Не остался без внимания и институт государственного контроля по охране и использованию земли, посредством полномочий которого прокурорами устраняются нарушения.
Степень научной разработанности темы. Отдельные темы прокурорского надзора изучались такими отечественными учеными-практиками, как С. К. Шокатаев, И. А. Иманов, С. К. Журсимбаев, Э. Б. Курманалиева, И. Ж. Бахтыбаева, А. Б. Ахметова, С. Д. Бекишева и другими.
Вопросы обеспечения законности в сфере земельных отношений нашли отражение в трудах А. Х. Хаджиева, Б. Ж. Абдраимова, А. Е. Бектурганова, Ж. Х. Косанова, И. Ш. Борчашвили, Р. Т. Нуртаева, Л. К. Еркинбаевой, И. Г. Архипова, А. С. Стамкулова и Г. А. Стамкуловой, А. Б. Сопыхановой и других ученых.
Однако в отечественной научной литературе отсутствуют исследования на тему прокурорского надзора за применением земельного законодательства, в которых наблюдается комплексный подход к изучению проблем, здесь возникающих, с выработкой путей их решения.
Работа Э. Б. Курманалиевой «Прокурорский надзор за точным и единообразным применением земельного законодательства в Республике Казахстан» в большей степени содержит вопросы теоретического характера, связанные с правовыми основами деятельности прокуратуры и органов государственного контроля[10].
Из ученых ближнего зарубежья следует выделить труды А. Ю. Винокурова, Т. В. Ашитковой, О. В. Калугиной, А. А. Чертова, В. А. Алиева, И. С. Викторова, В. Б. Ястребова, которые фрагментарно затрагивают исследуемые нами вопросы.
В работе Т. В. Ашитковой раскрыты вопросы методики и тактики прокурорского надзора по проведению проверок по земельным вопросам, исследована информационная деятельность прокуроров[11].
Труд А. А. Чертова рассматривает аспекты надзора за соблюдением земельных прав граждан, оставляя без внимания области государственных и общественных интересов[12]; проблемы методики и тактики проверок рассмотрены в диссертациях В. А. Алиева[13], Н. Н. Земерова[14].
В отличие от вышеуказанных работ настоящее исследование характеризуется следующими моментами:
- проведен анализ развития прокурорского надзора за соблюдением земельного законодательства с приведением примеров и статистических данных о состоянии надзора;
- на примере конкретных фактов с 2013 по 2021 годы показаны проблемы надзорной деятельности, обусловленные наличием оценочных категорий в законе, недостаточным правовым регулированием прокурорского надзора, несовершенством механизмов по противодействию земельным нарушениям;
- разработан ряд документов по нормативному регулированию прокурорского надзора за законностью в сфере землепользования;
- разработан понятийный аппарат терминов «освоение земельного участка», «проект детальной планировки», которые являются концептуальными в вопросах обеспечения законности в сфере земельных отношений;
- предложены меры по обеспечению соответствия норм законодательства об административных правонарушениях нормам земельного законодательства (в Кодексе РК об административных правонарушениях отсутствует норма, предусматривающая ответственность за неосвоение земельного участка, тогда как, согласно Земельному кодексу, такое бездействие влечет административную ответственность);
- проведен сравнительный анализ отечественного и законодательства стран СНГ о прокурорском надзоре и земельных отношениях, итоги которого использованы при разработке мер по совершенствованию отечественного законодательства.
Цель исследования — выявление системных проблем прокурорского надзора, вызванных особенностями земельного законодательства и спецификой его организации; разработка предложений по совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением земельного законодательства.
Цель исследования предопределила задачи, которые должны быть разрешены для ее достижения. Этими задачами являются:
- анализ и оценка практики прокурорского надзора по противодействию земельным нарушениям, выявление проблемных вопросов для их устранения;
- исследование методики, тактики и организации прокурорского надзора по выявлению нарушений земельного законодательства;
- изучение вопроса качества составления и применения актов прокурорского надзора, используемых при выявлении нарушений в сфере земельных отношений;
- исследование вопроса взаимодействия прокуроров с уполномоченными органами по обеспечению законности в сфере земельных отношений, выявление причин неэффективности деятельности последних;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, теоретических, практических, методологических рекомендаций по повышению эффективности прокурорского надзора за применением земельного законодательства.
Объектом исследования являются правовые отношения, которые возникают в ходе надзорной деятельности прокурора за соблюдением земельного законодательства.
Предметом исследования выступают нормы земельного законодательства, обуславливающие специфику надзора за их соблюдением, положения нормативных правовых актов в сфере земельных отношений и прокурорского надзора, а также практика их применения.
В роли методологической основы выступили такие общенаучные методы, как: диалектический, исторический, системного анализа, логический, сравнения, обобщения.
Историко-правовой метод использовался при рассмотрении этапов формирования земельного законодательства и прокурорского надзора за его соблюдением; сравнительно-правовой — при изучении зарубежного опыта; логический, анализ и синтез — при изучении норм отечественной правовой системы, позиций ученых по освещаемой теме. Методы эмпирического наблюдения и статистический методы были использованы при раскрытии практики прокурорского надзора.
Теоретическую основу составили труды казахстанских и зарубежных ученых. Большая часть авторов и трудов перечислена при освещении степени научной разработанности темы. Здесь же весь объем исследованной литературы можно разделить на три категории.
В первую категорию вошли работы, в которых исследуются статус прокуратуры, теоретические основы, практика правоприменения и надзора.
К ранее упомянутым именам добавим ученых, таких как А. К. Котов, А. Р. Акпарова. Из зарубежных исследователей — В. Г. Бессарабов, Ю. Е. Винокуров, В. Г. Мелкумов, А. Я. Сухарев, В. П. Рябцева, В.И. Шинд.
Второй категорией выделяются труды, авторы которых перечислены выше, осветившие правовые основы системы земельных отношений. Данный список дополним работами таких исследователей, как А. Е. Еренов и Н. Э. Масанов.
В третью группу вошли диссертации казахстанских и зарубежных практиков. К списку авторов, указанному в степени научной разработанности темы, добавим Ж. А. Туякбаева, А. А. Маслова, В. В. Долежан, А. Х. Казарину, А. Д. Берензон, Н. Д. Бут, которые посвятили исследования различным аспектам прокурорского надзора, в том числе в сфере землепользования.
Нормативная база исследования состоит из следующих правовых актов:
- Конституции Республики Казахстан;
- Земельного Кодекса Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях;
- Законов Республики Казахстан «О прокуратуре», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О правовых актах»;
- приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан № 60 от 2 мая 2018 года «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора»;
- Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан № 6 от 16 июля 2007 года «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» (с изменениями от 19.01.2018 года).
Эмпирической базой исследования послужили:
- материалы прокурорских проверок по соблюдению земельного законодательства 2013-2021годов;
- информационные письма прокуроров Карагандинской, Костанайской, Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей, городов Нур-Султан и Алматы;
- аналитические справки Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
- данные интернет-ресурсов Администрации Президента, Генеральной прокуратуры, прокуратур областей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Казахстан, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции и других ресурсов;
- более 300 правовых актов прокуратуры, размещенных в базе данных актов прокурорского надзора;
- судебные акты о рассмотрении исков прокурора по делам, вытекающим их земельных правоотношений.
Важным источником эмпирической информации стали результаты анкетирования 108 сотрудников прокуратур и 73 сотрудников органов земельного контроля восьми регионов (Карагандинская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Западно-Казахстанская области, города Алматы и Нур-Султан — все сотрудники регионов) по следующим актуальным вопросам: эффективность действия норм земельного закона, проблемы правоприменительного плана, внутренняя организация и порядок работы, проблемы методических рекомендаций, приоритетные участки надзора, применение информационно-аналитических приемов и другим.
Научная новизна выражается в нескольких позициях.
В первую очередь обеспечивается комплексным подходом к выявлению проблем надзора и разработкой конструктивных инициатив по их системному решению.
Помимо этого, она раскрыта в разработке законодательных мер по противодействию земельным нарушениям и устранению оценочных категорий в законе.
Еще один аспект новизны заключается в разработке авторского проекта методических рекомендаций по проведению проверок и анализов применения земельного законодательства, для создания которой были использованы конкретные факты, имевшие место в надзорной практике, материалы проверок 2013-2021 годов. Они подтвердили свою состоятельность и пользу в практической деятельности прокуратуры города Нур-Султан.
Каждое положение исследования является откликом на конкретную проблему и служит механизмом по ее устранению.
Положения, выносимые на защиту:
- Анализ земельного законодательства и практики прокурорского надзора показывает, что на пути противодействия некоторым земельным правонарушениям стоят проблемы, связанные с наличием в законе понятий оценочного характера либо с их недостаточным раскрытием. К таким понятиям следует отнести «освоение земельного участка» и «проект детальной планировки».
В целях исключения двусмысленного толкования норм закона, обеспечения единообразного подхода к пониманию указанных терминов, исключения фактов разработки нереализуемых градостроительных документов, защиты прав добросовестных землепользователей предлагается внести изменения:
- в часть 2 статьи 92 Земельного кодекса Республики Казахстан, дополнив ее абзацем 3:
«Земельный участок, предоставленный для строительства, считается освоенным, если на нем в соответствии с его целевым назначением построен заявленный объект, который введен в эксплуатацию и зарегистрирован в уполномоченном органе»;
- в часть 2 статьи 47-1 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», дополнив ее абзацем 3:
«Проект детальной планировки содержит информацию об объектах социального, культурного значения, а также об иных объектах, строящихся за счет бюджетных средств».
- В целях устранения системных проблем, влияющих на эффективность прокурорского надзора за применением земельного законодательства, разработан проект специального приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан «Об активизации надзора за соблюдением земельного законодательства».
Приказ призван нормативно закрепить положения, выполнение которых позволит решить системные вопросы – альтернативность надзора за деятельностью специализированных объектов, недостаточную осведомленность о состоянии законности, ограниченность временных и кадровых ресурсов.
- Повышенная ответственность органов прокуратуры перед обществом по вопросам правозащитной деятельности требует постоянного совершенствования тактики и методики прокурорского надзора, предопределяет необходимость оперативного реагирования на нарушения в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Для проведения продуктивных проверок необходимо иметь заранее проработанный порядок действий. Его отсутствие отрицательно влияет на качество и сроки проверок.
В этой связи для оказания методической помощи разработаны рекомендации по проведению проверок и анализов применения земельного законодательства. Данный документ составлен с учетом решения выявленных исследованием системных проблем, имеющих место в практике, с учетом мнений сотрудников прокуратуры.
- Для обеспечения единообразного составления и применения актов прокурорского надзора, повышения их качества разработан авторский проект Приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения и составления отдельных актов прокурорского надзора».
В целях достижения принципа единообразия приказ устанавливает общие требования по составлению и применению актов прокурорского надзора, вводит обязательные компоненты их содержания. Для повышения качества актов он предписывает вышестоящим прокурорам проводить мониторинг актов надзора нижестоящих прокуроров, в случае выявления нарушений обязывает использовать полномочие по отзыву некачественных актов.
- Обоснована необходимость изменения структуры и порядка действий контрольно-надзорных органов в сфере земельных отношений. Предложена авторская концепция их трансформации, изменения функционала и порядка осуществления проверок, которая включает следующее:
- перевод уполномоченного органа по контролю за использованием и охраной земель в систему центрального органа и наделение первого полномочиями по контролю за законностью актов местных исполнительных органов;
- отнесение государственного контроля за использованием и охраной земель к видам контроля, на которые не распространяются отдельные положения Предпринимательского кодекса, регулирующие порядок назначения проверок;
- наделение местных исполнительных органов полномочиями по освобождению самовольно занятых земель для решения проблем по защите права государственной собственности и более оперативному реагированию на случаи самозахвата земель.
В этих целях разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений».
- Анализ действующего законодательства показал, что имеется несогласованность норм земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Земельным кодексом предусмотрен порядок изъятия неосвоенных земель из частного владения, согласно которому первым действием государственных органов является привлечение собственника участка к административной ответственности. Однако административной ответственности за данный вид бездействия не предусмотрено.
Для обеспечения согласованности правовых норм из указанных отраслей права предложено внесение дополнения в часть 1 статьи 339 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях – подпункт 3 в следующей редакции:
«Статья 339. Невыполнение обязанностей собственниками земельных участков и землепользователями по использованию земельных участков
- Невыполнение обязанностей собственниками земельных участков и землепользователями по использованию земельных участков, проявившееся в:
…
3) неосвоении земельного участка, предоставленного для строительства, в случае, если обязанность по освоению такого земельного участка предусмотрена законом, –
(далее по тексту)».
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется рядом факторов. Теоретическая значимость сопряжена с освещением эволюции прокурорского надзора за соблюдением земельного законодательства, определением его понятия, характеристики и обязательных компонентов.
Результаты исследования можно расценивать как совершенствование научных знаний о прокурорском надзоре и земельном законодательстве.
Практическая значимость заключается в выявлении системных проблем, имевших место в контрольно-надзорной деятельности, предложении мер по их решению. Основой для решения этих задач послужило анкетирование работников управлений по контролю за использованием и охраной земель и сотрудников прокуратуры, осуществляющих надзор за применением земельного законодательства.
Прежде всего, диссертационное исследование играет роль в обеспечении научно-обоснованных подходов в организации процедуры надзора и контроля, использования кадровых ресурсов. Разработка предложений по устранению пробелов в системе противодействия нарушениям является еще одним фактором, подчеркивающим практическую значимость.
Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования изложены в 20 научных статьях, опубликованных в рецензируемых изданиях, рекомендованных Комитетом по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, и сборниках международных научных конференций.
Основные выводы диссертационного исследования были использованы в учебных процессах Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан и Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им Б. Бейсенова.
Разработанные методические рекомендации по проведению проверок и анализов применения земельного законодательства применены прокуратурой города Нур-Султан. Сформулированные модели взаимодействия с контролирующими органами были апробированы на базе деятельности Управления по контролю за использованием и охраной земель Карагандинской области. На диссертацию получено пять актов внедрения.
Структура обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация включает введение, три главы из 8 разделов, заключение, список литературы, семь приложений.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
1.1. История развития системы земельных отношений
Земля, будучи не просто природным ресурсом, во все времена играла важную роль в жизнедеятельности человечества. Отдельные ученые, рассматривая землю как объект общественных отношений, выделяли ее основные функции и предназначение.
К примеру, А. Х. Хаджиев полагал, что земля — это место жизни общественных групп, которое представляет базис для создания производственных сил[15]. По этой причине в любом обществе и при любом строе были актуальны вопросы регулирования отношений, связанных с землепользованием.
Современная история земельного права берет начало с обретения Казахстаном в 1991 году государственной независимости. Его характеристика, специфика, эволюция и особенности кратко освещены в разделах 1.2 и 1.3 настоящей главы. Но современному периоду предшествовала длинная история, которую позволительно разделить на 4 этапа, соответствующих стадиям возникновения и развития государственности на просторах Евразии[16]. Кратко опишем отдельные особенности каждого из исторических периодов.
История развития земельных отношений в период первых государственных образований (VIII-V века до н. э.).
В этот период на территории Казахстана существовали государства саков, канглов, усуней, гуннов. Ввиду отдаленности исторической эпохи и малочисленности письменных источников данный период в отечественной науке практически не исследован[17]. Характерной особенностью периода является зарождение и функционирование в кочевой среде норм обычного права, которое складывалось под влиянием мировоззрения и культурных особенностей общества.
Народы, населявшие территорию Казахстана, были преимущественно кочевниками; в качестве их основного вида хозяйства служило кочевое и полукочевое скотоводство.
Н. Э. Масанов считает, что модель организации хозяйства по посезонному принципу есть проявление системы регулирования земельных отношений на уровне всего кочевого общества[18].
Специфика кочевого образа жизни обусловила необходимость возникновения совместной трудовой деятельности в рамках общинных структур. Таким образом, община в кочевой среде – это форма существования и ведения хозяйства, которая, по мнению Н. Э. Масанова, выражена в наличии права частной собственности на скот и общинной собственности на землю[19]. Х. Ч. Кудайбергенов отмечал особую специфику отношений в среде кочевников, обусловленную действием обычного права, которая выражалась в принципах добрососедства и взаимоуважения[20].
В связи с тем, что земля находилась в общей собственности, все вопросы и земельные споры рассматривались и разрешались коллективно представителями знатных кругов общества на основе обычаев, традиций и устоявшейся практики.
История земельного права в период ханской власти (V-XVIII века).
В этот период на исторической арене появляются такие государственные образования, как Тюркский Каганат, Золотая орда, Белая орда, Казахское ханство. В качестве источника права по-прежнему действуют нормы обычного права, однако они приобретают более организованную форму.
Полноправным собственником всех земель является хан, который в качестве даров предоставляет отдельные территории своим подданным из числа знати. Хан также выступал в качестве судьи при разрешении крупных земельных споров. Если по другим имущественным спорам данная роль была отведена биям или старшинам родов, то в вопросах землепользования в качестве гаранта закона выступал лично хан либо лицо, которому данное полномочие было делегировано.
Рядовые крестьяне использовали землю совместно с другими членами общины (рода). А. Е. Еренов в качестве субъекта права коллективного землепользования выделяет аульную общину[21]. Институт общинного землепользования был связан с принципами родового права, которое наделяло конкретный род правомочием владеть и пользоваться теми или иными зимними стойбищами и летними кочевьями.
И.А. Козлов в статье «Обычное право киргизов» от 1882 года отмечал, что земли распределялись в соответствии с количеством скота в каждой общине, для исключения фактов нарушения прав других землепользователей на границах участков устанавливались условные знаки[22]. Ведя хозяйственную деятельность по содержанию скота, общины, состоящие из крестьян, пользовались определенными пастбищами, на которые не могли претендовать другие субъекты землепользования.
Таким образом, можно сказать, что в естественных условиях ведения скотоводства, сложились определенные негласные правила, согласно которым аульные общины «учреждали» за собой право постоянного или временного пользования районами пастбищ, зимовок, джайляу и других угодий. Но это не означает, что в такой системе общественных отношений не было место спорам. Споры были и возникали они, когда на одно и то же пастбище претендовали две или несколько общин. Спор решался самими его участниками и, как правило, в пользу того, чей социальный статус или возраст выше. Подробно данный момент был исследован первым главой Тургайской области Л. Ф. Баллюзеком[23].
Позже Л. Ф. Баллюзек отмечал, что споры возникали ввиду того, что та или иная община своевременно не обозначила границы занимаемого ими пастбища или покинула его в поисках лучших земель, а затем, на найдя ничего, вернулась[24]. Обозначая границы, общины публично заявляли свои права на землю, чем заложили фундамент формирования понятия коллективной собственности, которое постепенно при последующем переходе на оседлый образ жизни должно было эволюционировать в явление, тождественное понятию индивидуальной собственности.
Дискуссионным является вопрос наличия земельной собственности как основы феодальных отношений у кочевников. По данной теме существуют две противоположные друг другу позиции. Согласно первой, принцип феодализма у кочевников был основан на праве собственности на пастбища.
По второй позиции, отношения в среде кочевых народов базируются на праве собственности на скот при отсутствии права феодальной собственности на землю[25]. Члены аульных общин имели в совместной собственности земли, но получали и распоряжались ими с дозволения представителей феодальной знати. Рядовые кочевники находились в зависимости от лиц, которым принадлежало право безраздельной монопольной собственности на землю[26].
С. Зиманов отмечал, что отдельные категории земель, такие, как зимние стоянки, застроенные участки, плодородные земли, принадлежали определенным семьям, при этом с разрешения данных семей эти земли заселялись аульными общинами для осуществления хозяйственной деятельности[27]. Ряд ученых полагает, что феодальная земельная собственность выражалась в том, что привилегированные классы общества оставляли за собой право по своему усмотрению распоряжаться землями, присваивать лучшие из них, при том, что форма пользования землей продолжала быть общинной[28].
Крупные кочевые государства, будучи преемниками первых родоплеменных образований, переняли у них модель административного управления, выстроив общественные отношения в целом и в сфере землепользования в частности, на базе норм обычного права.
С точки зрения истории права, по нашему мнению, период образования первых государственных образований и период господства ханской власти, составляют вместе единый этап развития правовых отношений, обусловленный действием норм обычного права и отсутствием писаного законодательства.
Переломным моментом для правовой системы явился следующий этап.
История земельного права в период нахождения в составе Российской империи.
Вхождение казахских земель в состав Российской империи в XVIII-XIX веках являлось закономерным историческим процессом, обусловленным совокупностью факторов географического, социально-культурного и экономического характера. По мере установления и укрепления власти российского государства на территории казахских земель стали постепенно упраздняться присущие кочевой среде институты, выполнявшие роль правовых норм и регулировавших сферы общественных отношений. Поэтапно были ликвидированы привычные казахскому обществу структуры государственной власти (власть ханов, султанов, биев).
На смену обычному праву постепенно пришли законы Российской империи. Так, в 1822 году принят «Устав о сибирских киргизах», согласно которому территория казахской степи вошла в административно-территориальный округ Западной Сибири. Политическая ставка находилась в городе Тобольске, а в 1839 году перенесена в Омск. В 1882 году российской администрацией образовано Степное генерал-губернаторство, в состав которого вошли три крупные области – Акмолинская, Семипалатинская, Семиреченская, а также введена новая схема территориального деления—– аул, волость, округ.
Стоит отметить, что в период пребывания Казахстана в составе российского государства фактически параллельно существовало две системы права: романо-германская и система обычного права, сложившееся в ходе внутриполитических исторических процессов[29]. Н. Э. Масанов указывал, что правительство не вмешивалось в межличностные отношения кочевников и позволяло им решать земельные вопросы в соответствии с теми нормами и обычаями, которые были приняты в их среде[30]. Власть царизма в вопросах землепользования ограничивалась строительством военных крепостей, редутов, пикетов и постов, которые заселялись казачьими и военным населением.
Таким образом, можно сказать, что участие государства в вопросах регулирования земельных отношений было минимальным и ограничивалось введением положений, регулирующих вопросы масштабного характера, не касаясь аспектов межличностных земельных отношений в среде кочевников, которые по-прежнему регламентировались правовыми обычаями.
В 1906 году царским правительством была принята политика аграрной реформы, которая преследовала цель передачи надельных земель в собственность крестьян, постепенного упразднения сельской общины как коллективного собственника земель. Ее автором был государственный деятель Российской империи П.А. Столыпин.
Первым правовым актом проводимой политики был Указ от 9 ноября 1906 года «О новом, льготном порядке выдела из общины», явившийся основой принятого Государственной думой Закона от 14 июня 1910 года.
Базовые положения реформы заключались в следующем: на место общинного вида землепользования пришел подворный, по которому любой хозяин строения мог получить в частную собственность землю под этим строением, требовать объединения всех предоставленных ему земель в единый массив; право собственности принадлежало не крестьянскому двору, а лично крестьянину. Столыпинские реформы дали импульс для выхода крестьян из общин.
В этот исторический момент царское правительство решило осуществить массовое переселение малоземельных крестьян из густонаселенных губерний центральной России в степные районы с целью решить земельный вопрос.
В период с XIX по начало XX века в Казахстане прибыло около 2000 тысяч переселенцев. Глобальные масштабы переселение приняло в период с 1906 по 1914 годы. Если за десять лет с 1896 года в северные области Казахстана прибыло 300 тысяч переселенцев и ходоков, то с 1906 по 1914 годы в эти регионы прибыло уже более одного миллиона человек. В этот же период за счет переселенцев произошло пополнение населения в северо-восточных областях[31]. Наряду с крестьянами в казахские земли стал пребывать и государственный аппарат для реализации политики царского правительства.
Естественно, указанные миграционные процессы и идущие за ними последствия оказали колоссальное влияние на все аспекты общественной жизни и вопросы регулирования социальных отношений.
Поэтапное включение казахских земель в состав Российской империи стало переломным событием в истории Казахстана, которое определило цивилизационный вектор развития политической и правовой системы. Несмотря на то, что нормы действовавшего обычного права преследовали своей целью идеи гуманизма и уважения заветов предков, все-таки они не были универсальными и не могли служить в качестве основы правовой системы для государства в строгом смысле этого слова. Процесс вхождения казахских земель в состав России упразднил старые социально-культурные, правовые и политические институты, дал толчок для последующего формирования новой системы общественных отношений[32].
История земельного права Казахской ССР (1917-1991 годы).
Социалистический строй на территории Российской империи, куда входили казахские земли, был установлен после Октябрьской революции 1917 года. По Декрету «О земле» от 26 октября 1917 года, все земли зажиточных слоев населения переходили в собственность земельных комитетов и Советов крестьянских депутатов. Земли представителей рабочего класса оставались за ними в постоянном трудовом пользовании и конфискации не подлежали. Такое положение было установлено Декретом «О социализации земли» от 27 января 1918 года.
В Казахстане конфискованные большевистским правительством байские земли распределялись между трудовыми земледельческими и скотоводческими хозяйствами, целью чего было организация процесса по стимулированию перехода казахского общества к оседлому образу жизни.
В 1922 году принят Земельный кодекс РСФСР, в составе которой находились земли Казахстана. Он содержал правовые нормы, необходимые для укрепления крестьянских хозяйств, для их перехода к коллективным видам производства, для борьбы с зажиточными классами путем ограничения их прав по владению и пользованию землей. Введение Земельного кодекса в действие в Казахстане осуществлялось в соответствии с учетом специфики менталитета местного населения.
В дополнение к Земельному кодексу был принят пакет документов, целью которых были упразднение элементов общинно-родовой формы собственности, стимулирование перехода кочевников к оседлому образу жизни и проведение социалистических реформ в кочевой среде.
15 марта 1928 года земельный фонд Казахской АССР был передан на баланс Народного Земельного Комиссариата, который в силу своих обязанностей осуществлял охрану земельных ресурсов. В этот период в республике запущена программа по созданию зерновых и скотоводческих хозяйств.
Молодая советская власть старалась использовать малозаселенные и неосвоенные степные пространства для развития сельского хозяйства, для чего на их территории создавались населенные пункты и объекты инфраструктуры. К 30-м годам Казахстан был однозначно определен как регион сельскохозяйственного назначения.
Полноформатное развитие аграрного производства происходило в 1935-1941 годы. В феврале 1935 года Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников принял Примерный устав сельхозартели, где было определено, что земля, занимаемая сельскохозяйственной артелью, закрепляется за ней в бесплатное и бессрочное пользование. Юридическим документом на право пользования землей стал государственный акт, выдаваемый каждой сельскохозяйственной артели исполнительным комитетом районного Совета депутатов трудящихся[33].
В годы войны Казахская республика активно развивала животноводство, для чего под пастбища осваивались большие территории. После ее окончания все силы были направлены на восстановление экономики и сельского хозяйства, происходило объединение коллективных хозяйств[34]. В 1953 году начата всесоюзная программа по освоению целинных и залежных земель, где степным областям была отведена крупнейшая роль. Тогда же Казахстан стал ведущим регионом, выдававшим союзные показатели по сельскому хозяйству, животноводству и добыче полезных ископаемых. Земельная политика была направлена на поддержку аграрного и промышленного статусов республики.
С 1955 по 1958 годы в республике создано более трехсот новых коллективных хозяйств и более двухсот совместных хозяйств на базе отдельных колхозов. С 1955 по 1966 годы всего образовано около полутора тысяч новых сельскохозяйственных производств[35].
21 июля 1971 года принят Земельный кодекс Казахской СССР, а 16 ноября 1990 года принята его новая редакция, в соответствии с которой земля находилась в государственной собственности[36]. При этом были предусмотрены такие институты, как арендное (временное) землепользование, платность использования земли, пожизненное наследуемое владение.
Он также предусмотрел положения, которые изменили земельный строй
- гражданам дано право получать участки в пожизненное наследуемое владение для аграрных целей;
- расширены пределы земельных участков, предоставляемых для сельскохозяйственных нужд;
- введен запрет на вмешательство в деятельность землепользователей со стороны администраций колхозов и совхозов;
- предусмотрено право граждан на самостоятельное управление земельным участком и свободное распоряжение создаваемой продукцией;
- введено понятие платности использования земли;
- укреплены полномочия суда в разрешении земельных споров.
28 июня 1991 года в Казахстане начата земельная реформа, направленная на развитие мелкого и среднего аграрного хозяйства[37]. В частности, была введена возможность приватизировать сельскохозяйственные угодья, пастбища и другие имущественные объекты.
Проведенные реформы дали свои результаты. Только по состоянию на 31 декабря 1995 года, создано более тридцати тысяч новых крестьянских хозяйств, более двухсот сельских кооперативов, семисот аграрных предприятий, более двух тысяч полукоммерческих крестьянских организаций[38].
Земельное законодательство на пути своего становления прошло длинный путь. На каждом этапе развития оно отражало условия правовой и культурной среды эпохи, политические, экономические и экологические аспекты развития государства, предъявляло обществу свои, соответствующие времени, требования и императивы[39].
1.2. Развитие правового регулирования земельных отношений в Республике Казахстан
Безусловно, современный этап развития земельных отношений стоит связывать с обретением Казахстаном независимости 16 декабря 1991 года, при этом стоит учитывать и ряд других обстоятельств и фактов, послуживших началом, а также придавшим импульс всем преобразованиям в сфере земельного законодательства[40].
Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» установил, что суверенность республики основывается на праве собственности на землю[41].
Данное утверждение получило закрепление в первой Конституции Республики от 28 января 1993 года, где был продекларирован принцип исключительной государственной собственности на землю[42].
Главной целью политики в первые годы независимости являлось создание новой экономической модели, основанной на свободных финансовых отношениях и наличии рыночной конкуренции. Земля, в соответствии с новыми преобразованиями, должна была стать объектом рыночных отношений. Но в этот период еще не до конца был сформирован рынок недвижимого имущества, не была создано правовое поле, в рамках которого должна была функционировать экономика.
24 января 1994 года был издан Указ Президента «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», а 5 апреля 1994 года — «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений», которые создали необходимую правовую среду для реализации экономических преобразований. Данные указы действовали в условиях все еще исключительного права собственности государства на землю[43]. Указы преследовали цель приспособить земельные отношения к экономическим и политическим изменениям и установили положения, среди которых следует отметить следующие:
- временное землепользование (до пяти лет — краткосрочное землепользование, до 99 лет — долгосрочное);
- право постоянного наследуемого владения может быть продано, передано, сдано в аренду и залог другим лицам. Эта же возможность распространяется на право аренды и права пользования;
- право наследуемого владения, право пользования либо аренды может быть использовано в виде взноса в фонды финансовых предприятий.
Таким образом, право на землевладение и землепользование впервые в законодательной практике Казахстана было признано объектом гражданско-правовых сделок.
Дальнейшие преобразования в сфере земельного законодательства были отражены в Указе Президента «О земле», который явился первым самостоятельным законодательным актом в области земельных отношений суверенного Казахстана и с принятием которого, как указано выше, прекратил свое действие Земельный Кодекс от 16 ноября 1990 года[44]. Указ в определенной степени явился следствием принятия Конституции от 30 августа 1995 года и воплотил в себе предусмотренные ей новые институты, согласно которым, впервые в истории отечественного права была провозглашена возможность нахождения земли в частной собственности[45].
В указе возникли совершенно новые и считавшиеся чуждыми до этого момента институты: частная собственность на землю; постоянное землепользование; сервитут; кондоминиум; гражданско-правовой оборот земель и другие.
В законодательстве западноевропейских стран принцип свободного оборота земель был впервые введен нормами Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта (1804 год). В соответствии с данным кодексом, «собственность это возможность пользоваться вещами любым законным способом»[46]. Наличие такого права является главным условием для развития капиталистических отношений[47]. Данный принцип был отражен в отечественном законодательстве не в полном объеме.
Так, положения Указа «О земле» предусмотрели возможность предоставления гражданам в частную собственность земельных участков лишь для определенных целей: ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства жилых домов, юридическим лицам — для технологических нужд, строительства объектов производственно-хозяйственного назначения. Для других целей земельные участки предоставлялись лишь на правах аренды, собственность сохранялась за государством.
На основе Указа «О земле» был принят целый пласт нормативных правовых актов, которые явились основой рыночных земельных отношений. Всего было разработано около 100 различных документов, действие которых направлялось на развитие и укрепление нововведенных институтов.
24 января 2001 года парламентом принят Закон Республики Казахстан «О земле», который и отменил действовавший более пяти лет Указ «О земле». Он разделил весь земельный фонд на категории, которые актуальны по настоящий день.
Деление земель по соответствующим категориям осуществлено на принципах их целевого использования. К примеру, земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены лишь для ведения сельскохозяйственной деятельности, земли особо охраняемых природных территорий – для создания заповедников, заказников, национальных парков, охраны памятников природы, земли лесного и водного фондов – для размещения на их территории лесов и водоемов естественного и искусственного происхождения и т. д.
Информация о категориях земель выглядит следующим образом (по состоянию на 01.09.2021 года) (Диаграмма 1, Таблица 1)[48]:
Дальнейшие развитие земельного законодательства происходило с учетом следующих тенденций: увеличение пределов частной собственности на землю; совершенствование процессуальных институтов; защита земельных прав граждан; развитие природоохранных норм; ужесточение гражданско-правовой ответственности за причинение вреда земле и окружающей среде.
Земельное право любого государства традиционно концентрирует внимание на охране и рациональном использовании земельных ресурсов, защите природоохранной функции земли, регламентации ее влияния на состояние экологии. Требования экологической и природоохранной направленности в последующем стали доминирующими в земельном праве.
Все проводимые реформы в сфере регулирования земельных отношений привели к принятию 20 июня 2003 года Земельного кодекса, который открыл совершенно новую страницу в истории правового регулирования земельных отношений в нашей стране.
Таблица 1.
Распределение земель по категориям в разрезе областей, тыс.га
Наименование областей | Категории земель | Итого земель | ||||||
сельскохозяйственного назначения | населенных пунктов | Промышленности, транспорта, связи и иного не с/х назначения | особо охраняемых природных территорий | лесного фонда | водного фонда | запаса | ||
Акмолинская | 10782.2 | 1325.4 | 144.9 | 472.2 | 573.8 | 199.4 | 1122.8 | 14620.7 |
Актюбинская | 10115.5 | 3825.3 | 183.5 | 800.3 | 213.2 | 6.6 | 14119.0 | 29263.4 |
Алматинская | 8697.3 | 803.5 | 310.1 | 1190.6 | 4037.2 | 193.4 | 7126.2 | 22358.3 |
Атырауская | 2516.6 | 1349.9 | 672.4 | 156.5 | 53.0 | 18.8 | 6346.3 | 11113.5 |
ВКО | 10557.5 | 2946.8 | 187.2 | 1542.1 | 2152.5 | 571.2 | 10389.5 | 28346.8 |
Жамбылская | 4615.4 | 462.1 | 146.0 | 12.0 | 4429.5 | 335.9 | 1936.2 | 11937.1 |
ЗКО | 6225.4 | 2323.7 | 39.9 | 12.4 | 216.7 | 75.5 | 4775.2 | 13668.8 |
Карагандинская | 14021.5 | 3913.8 | 234.9 | 550.0 | 204.3 | 55.6 | 16664.3 | 35644.4 |
Кызылординская | 2456.7 | 658.3 | 173.3 | 161.0 | 6506.7 | 2239.7 | 11845.7 | 24041.4 |
Костанайская | 10787.9 | 1553.2 | 200.3 | 658.0 | 540.9 | 66.7 | 5793.1 | 19600.1 |
Мангистауская | 5338.1 | 985.5 | 267.5 | 223.7 | 241.6 | 4.5 | 9503.3 | 16564.2 |
Павлодарская | 5497.7 | 1753.2 | 129.1 | 357.9 | 127.5 | 78.9 | 4526.2 | 12470.5 |
СКО | 6917.0 | 947.3 | 73.5 | 134.7 | 549.6 | 142.4 | 1039.8 | 9804.3 |
Туркестанская | 4050.3 | 811.5 | 103.5 | 431.1 | 3014.9 | 134.9 | 3179.6 | 11725.8 |
г. Шымкент | 7.2. | 28.1 | 3.3 | 15.6 | 8.4 | 3.2. | 1.0 | 65.1 |
г. Алматы | 9.1 | 30.1 | 5.7 | 21.8 | — | 0.6 | 1.0 | 68.3 |
г. Нур-Султан | 12.7 | 36.2 | 3.6 | 0.3 | 15.0 | 4.4 | — | 72.2 |
Всего | 102600.9 | 23725.8 | 2875.4 | 6724.6 | 22876.4 | 4128.5 | 98368.2 | 261299.8 |
На фоне ухудшения общей экологической ситуации в мире, продиктованным возросшим влиянием антропогенного характера, природоохранному аспекту уделяется все большее внимание. Так, несмотря на уменьшение роли государственного аппарата в регулировании общественных отношений, он сохраняет за собой функции по регулированию вопросов рационального использования и охране земель.
Кодекс содержит более 150 норм и будет нецелесообразным раскрывать смысл каждого положения, однако позволительно сказать, что он, будучи основным нормативным правовым актом в сфере регулирования земельных отношений, регламентирует все базовые моменты, связанные с вопросами землепользования.
В качестве приоритета проведения земельной политики Земельный кодекс определил ряд принципов, в числе которых защита частной собственности, бережное отношение к земле и использование ее по целевому назначению, которые, по нашему мнению, в полной мере раскрывают позицию государства в данной сфере[49]. Правительством принято около двух десятков правовых актов, раскрывающих и детализирующих отдельные положения кодекса. Однако практика показывает, что ни один нормативный правовой акт не в состоянии регулировать все вопросы, возникающие в правоприменительной деятельности. По этой причине в Земельный кодекс с момента его принятия внесено более 80 изменений.
Проблемные вопросы действия и использования отдельных норм земельного законодательства и прокурорского надзора за их правильным применением также будут рассмотрены в следующих главах настоящей работы.
Подводя итог историко-правовому аспекту, разделим процесс развития земельных отношений в Республике Казахстан на несколько этапов.
Первый этап (1990-1993 гг.), связанный с началом формирования земельного строя Республики Казахстан, определением вектора дальнейшего развития земельного законодательства.
Характерные явления:
- установление платы за землю;
- возможность аренды земельных участков;
- введение института пожизненного наследуемого землевладения, зарождение негосударственных форм пользования землей.
В этот период приняты Закон «О собственности СССР», «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле» от 1990 года, Земельный Кодекс республики от 16 ноября 1990 года, Закон «О земельной реформе в Казахской ССР» от 28.06.1991 года, Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан».
Второй этап (1994 г.), отличительной особенностью которого является признание права на землевладение и землепользование объектом гражданско-правовых отношений.
Характерные явления:
- признание государством права граждан и юридических лиц на приобретение права пользования либо аренды земельного участка (в случае приватизации недвижимого объекта несельскохозяйственного назначения);
- наделение местных исполнительных органов полномочиями по продаже физическим лицам права на пожизненно наследуемое владение землей, юридическим лицам — права пользования земельным участком;
- граждане и юридические лица наделены правом продавать, сдавать в аренду или в залог соответственно право пожизненно наследуемого владения землей, право пользования или право аренды земельного участка, а также продавать указанные права в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранным участием.
Принятые нормативные правовые акты: Указ Президента РК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» № 1516 от 24 января 1994 года, Указ Президента РК «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» № 1639 от 5 апреля 1994 года.
Третий этап (1995-2002 гг.), в период которого земельные отношения получили наиболее динамичное развитие.
Характерные явления:
- признание государством частной собственности;
- провозглашение государством принципа защиты всех форм собственности;
- возникновение новых положений и институтов в земельном законодательстве (право частной собственности, право постоянного землепользования, право на ограниченное целевое пользование чужим земельным участком — сервитут, кондоминиум).
- начало активного процесса вовлечения земельных участков в рыночный оборот;
- приобретение гражданско-правовым договором статуса основного документа, регулирующего правовые отношения между субъектами земельного рынка.
Принятые нормативные правовые акты: Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, Указ Президента РК от 22 декабря 1995 года «О земле», Закон «О земле» от 24 января 2001 года.
Четвертый этап (2003 г. по настоящее время), характеризующийся развитием земельного законодательства в условиях свободного рынка, минимального вмешательства государства в сферу частного капитала.
Все процессы, протекающие в период четвертого этапа, являются прямым результатом тех преобразований, которые были совершены в предшествующем периоде. В данный период был принят первый Земельный кодекс республики (20 июня 2003 года).
Земельный кодекс в статье 5 определяет общие задачи земельного законодательства, посредством достижения которых реализуется политика в области управления земельными ресурсами[50]. Те отношения, которые с момента своего зарождения преследуют эти задачи, приобретают статус земельных правоотношений. Из указанного следует, что земельные правоотношения в Республике Казахстан – это правовые отношения между субъектами земельного права, возникающие по поводу реализации земельных прав, благ и интересов, сопряженные с исполнением определенных обязанностей и преследующие цели, установленные земельным законодательством Республики Казахстан[51]].
В статье 12 (п. 15) Земельного кодекса Республики Казахстан указано, что земельные правоотношения – правоотношения по использованию и охране земли, связанные с управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности и иных прав на землю[52].
В связи с тем, что основу формирования земельного права составляют правовые институты, представляющие определенную совокупность и систему закрепленных прав и обязанностей, то можно говорить о классификации по основным институтам земельного права. При проведении такой классификации выделяются следующие основные виды земельных правоотношений[53]:
- собственности на землю;
- постоянного и временного землепользования;
- государственного управления земельным фондом;
- использования земель в соответствии с целевым назначением;
- реализации и защиты земельных прав;
- юридической ответственности за правонарушения в сфере применения земельного законодательства.
Земельные правоотношения возникают при наличии правовой нормы, регулирующей действия субъектов земельного права и объекта земельного правоотношения, по этой причине это сложное с правовой точки зрения явление, что обусловлено множественностью функции земли, спецификой ее природных свойств и качеств. Не углубляясь в теоретические подробности, можно кратко описать данные основания классификации земельных правоотношений:
- по субъекту земельных правоотношений (государственные или негосударственные землепользователи; национальные или иностранные; первичные или вторичные и т. д.);
- по правовым нормам (материальные — выражают права и сопряженные с ними обязанности субъектов земельных правоотношений; процессуальные — регламентируют вопросы возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений);
- по функциональному назначению (регулятивные — направлены на реализацию и соблюдение субъектами земельных правоотношений прав и обязанностей; охранительные — направлены на защиту принципов земельного законодательства от неправомерных действий субъектов земельных правоотношений);
- по срокам действия (постоянные и временные);
- по характеру взаимодействия сторон земельного правоотношения (равноправные — возникают при рыночном обороте земель; субординационные — выражают административный способ управления в сфере земельных правоотношений).
Рассматривая тему земельных правоотношений, необходимо иметь представление об их субъекте, объекте и содержании. В статье 12 (пункт 16) Земельного кодекса Республики Казахстан указано, что субъекты земельных правоотношений — физические и юридические лица, а также государства, являющиеся участниками земельных правоотношений и в силу этого имеющие права и несущие обязанности в данном правоотношении[54].
Законодательством произведена их классификация на основе объекта регулирования земельных правоотношений:
- субъект земельного фонда страны — государство, которое обеспечивает целостность территории;
- субъект регулирования земельных правоотношений в сфере управления — Правительство, органы по управлению земельными ресурсами, исполнительные и представительные органы;
- субъект земельных правоотношений в сфере землепользования;
- субъекты государственного регулирования в сфере охраны земель.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за применением субъектами земельных отношений норм законодательства, а именно[55]:
- за соблюдением земельного законодательства всеми землепользователями и собственниками земель — в части соответствия использования земельных участков установленным требованиям;
- за государственными органами на предмет соблюдения ими норм законодательства при реализации ведомственных функций.
Объектом земельных отношений, в соответствии с пунктом 14 ст. 12 Земельного кодекса, является вся земля в пределах территории государства, отдельные земельные участки независимо от форм собственности, а также права на земельные участки и земельные доли[56].
Теоретически можно провести классификацию видов объектов земельных правоотношений в соответствии с типами правовых режимов земли:
- земельный фонд Республики Казахстан, который является объектом зонирования, то есть определения территорий земель с установлением их назначения и режима;
- право собственности на землю;
- право временного землепользования (право аренды земли);
- государственное управление в сфере земельных отношений;
- сервитут.
Рассуждая о содержании земельных правоотношений, необходимо обратиться к общему определению этого понятия в теории права. О. С. Иоффе под содержанием правоотношения понимал субъективные юридические права и обязанности его участников[57], которые определяют последующие правовые условия этих правоотношений[58].
Для понимания содержания земельных правоотношений в условиях действующего законодательства необходимо рассматривать основные правомочия субъектов земельных правоотношений, которые содержатся в статьях 64, 65 Земельного кодекса. Они реализуются путем осуществления полномочий по распоряжению правом собственности или правом временного землепользования земельным участком.
Каждое лицо, владея, пользуясь и распоряжаясь земельным участком, имеет определенные права и несет соответствующие им обязанности. К примеру, право самостоятельно хозяйствовать на земле и связанная с ним обязанность по освоению земельного участка. В данном случае просматривается прямая взаимосвязь прав и обязанностей, о чем было указано в определении понятия содержания земельных правоотношений.
Как видно, содержание земельных правоотношений является частным случаем содержания правоотношений в целом, полностью соответствуя отечественной юридической системе и фундаментальным основам общей теории права.
Подводя итог вопросу земельных правоотношений, резюмируем, что земельные правоотношения в Республике Казахстан — самостоятельный вид правовых отношений, которые имеют свою классификацию, субъектов и объект, историю изучения и исследования, а также нормативное закрепление в законодательстве[59]. Кроме того, они обладают специфическим содержанием, так как возникают по поводу природного объекта, не созданного руками человека, поэтому ряд норм, регулирующих правовой режим обычного имущества, в некоторых случаях к землям неприменим.
Особенности правового регулирования земельных отношений в некоторой степени влияют на характер осуществления контроля и надзора, осуществляемого государственными органами. С развитием земельных отношений и их нормативного регулирования меняется степень и пределы воздействия со стороны государственных органов, в том числе и прокуратуры. Так, после установления права частной собственности на землю, развития предпринимательства сократилось число проверочных действий, сужен объем прокурорского надзора в сфере земельных отношений.
- Статистические сведения о земельном фонде Республики Казахстан // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, http://mgov.kz. Дата обращения 20.09.2021 года.
- Статистические данные о количестве населения Казахстана // Официальный сайт Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан // http://www.stat.gov.kz. Дата обращения 11.09.2021 года.
- Послание Президента Республики Казахстан народу «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 02.09.2019 г. // http://www.akorda.kz/ru. Дата обращения 11.10.2019 г.; Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 01.09.2020 г. // http://www.akorda.kz/ru. Дата обращения 07.10.2020 г.; Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны» от 01.09.2021 г. // http://www.akorda.kz/ru. Дата обращения 14.11.2021 г.
- Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года: утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000674. Дата обращения 09.12.2021 г.
- Там же.
- Там же.
- Национальный доклад о противодействии коррупции // официальный сайт Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции // https://www.gov.kz/ Дата обращения 01.02.2021 года.
- Отчеты формы № 1 «О работе прокурора по надзору за законностью в социально-экономической сфере» //официальный сайт Комитета правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан // http://qamqor.gov.kz. Дата обращения 20.09.2021 года.
- Официальный сайт Уполномоченного по защите прав предпринимателей Республики Казахстан //http://ombudsma№biz.kz. Дата обращения 01.02.2021 года.
- Курманалиева Э. Б. Прокурорский надзор за точным и единообразным применением земельного законодательства в Республике Казахстан: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.2011. — Алматы, 2010. — 207 с.
- Ашиткова Т. В. Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. — М., 2008. — 215 с.
- Чертов А. А. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на землю: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. — Екатеринбург, 2011. — 218 с.
- Алиев В. А. Проблемы совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства в системе агропромышленного комплекса России: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. — М., 2004. — 178с.
- Земеров Н. Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере градостроительной деятельности: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. — М., 2009. — 194 с.
- Хаджиев А. Х. Земельное право Республики Казахстан. — Алматы: Юрист, 2002. С. 3.
- Джаксыбаев А. С. История развития и становления земельных отношений в Казахстане до присоединения к России // Наука и жизнь Казахстана. — 2017. — № 5 (49). С. 137.
- Стамкулов А. С., Стамкулова Г. А. Земельное право Республики Казахстан. — Алматы, 2004. С. 37.
- Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов. — Алматы, 1995. С. 87.
- Там же. С. 140.
- Кудайбергенов К. Ч. История государства и права Республики Казахстан. — Астана: Азамат, 2003. С. 51.
- Еренов А. Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. — Алма-Ата: Наука, 1963. С. 29.
- Козлов И. А. Памятная книжка Западной Сибири. Обычное право киргизов. — Омск, 1882 / Культелеев Т. М., Масевич М. Г., Шакаев Г. Б. Материалы по Казахскому обычному праву. — Алматы: Жалынбаспасы, 1998. С. 318.
- Баллюзек Л. Ф. Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющие в Малой Киргизской Орде силу закона. Bыпуск 2. 1871 / Культелеев Т. М., Масевич М. Г., Шакаев Г. Б. Материалы по Казахскому обычному праву. — Алматы: Жалынбаспасы, 1998. С. 287.
- Там же.
- Еренов A. E. Очерки по истории феодальных земельных отношений у казахов. — Алма-ата, 1961. С. 6.
- Там же. С. 112.
- Зиманов C. Политический строй Казахстана конца VXIII и первой половины XIX веков. — Алма-Ата,1960. С. 37.
- Баишев С. Б. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней: в 5 т. — Алма-ата: Наука, 1977-1980. Т. 1. С. 18.
- Джаксыбаев А.С. Историческое понятие и значение земельных споров в Республике Казахстан // Ключевые проблемы и передовые разработки в современной науке: Сб. научных трудов по мат-лам I Международ. научно-практ. конф. — Смоленск, 2017. С. 224.
- Масанов Н. Э. Указ. раб. С. 231.
- Архипов И. Г. Земельное право Республики Казахстан. — Алматы: БОРКИ, 1997. С. 29.
- Джаксыбаев А. С. История земельного права в период нахождения в составе Российской империи // Наука и жизнь Казахстана. — 2017. — № 6 (50). С. 149.
- Архипов И. Г. Указ. раб. С. 33.
- Там же. С. 34.
- Там же.
- Земельный кодекс Казахской СССР от 16 ноября 1990 года № 332-XII Утратил силу Указом Президента РК от 22.12.95 № 2717.
- Закон Казахской ССР «О земельной реформе в Казахской ССР» от 28 июня 1991 года № 729-XII. Утратил силу Законом РК от 14 июля 1997 года № 158-1.
- Архипов И. Г. Указ. раб. С. 37.
- Джаксыбаев А. С. История земельного права Казахской ССР в период нахождения в составе СССР // Совершенствование деятельности правоохранительных органов с учетом современных реалий: Мат-лы международ. научно-практ. конф. в свете изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательства от 17 ноября 2017 года. — Актобе: АЮИ МВД РК им. М. Букенбаева, 2017. С. 98.
- Jaxybayev A. S. Land Regulation Following Indepedence in the Republic of Kazakhstan / Правовое регулирование земельных отношений после обретения Республикой Казахстан государственной независимости // Journal of Advanced Research in Law and Economics (ISS№2068696X-Roma№ia-Scopus). — 2018. — Vol 9 No 3(33): JARLE, Volume IX, Issue 3(33), Summer. Р. 971.
- Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, по состоянию на 01.01.2019 года // Ведомости Веpховного Совета Казахской ССР. — 1991. — № 51. — Ст. 622.
- Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года. Утратила силу в связи с принятием новой конституции 30 августа 1995 г.
- Указ Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» от 24 января 1994 года № 1516. Утратил силу Законом РК от 14 июля 1997 г. № 158 ~Z970158; Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений» от 5 апpеля 1994 года № 1639. Утратил силу Законом РК от 14 июля 1997 г. № 158 ~Z970158.
- Указ Президента Республики Казахстан «О земле» от 22 декабря 1995 г. № 2717, имеющий силу Закона. Утратил силу Законом РК от 24 января 2001 г. № 153 ~Z010153.
- Джаксыбаев А. С. Перемены в земельном законодательстве, обусловленные принятием Указа «О земле» // Гармонизация национального законодательства в рамках интеграционных процессов: Сб. мат-лов научно-практ. конф. (25 ноября 2017 года). — Караганда, 2017. С. 179.
- Кодекс Наполеона от 25.03.1804 года / Code Napoléon. Le Moniteur universel. 25.03.1804.
- Саидов А. А. Кодексу Наполеона 200 лет // https://www.zakon.kz. Дата обращения 07.10.2020 года
- Статистические сведения о земельном фонде Республики Казахстан // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, http://mgov.kz. Дата обращения 20.09.2021 года
- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. — 2003. — № 13. — Ст. 99.
- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442, по состоянию на 21.01.2019 года // https://www.zakon.kz.
- Jaxybayev A. S. Bekisheva S. J. Land Legal Relations in the Republic of Kazakhstan: Meaning, Types and Peculiarities // Современное научное знание: теория, методология, практика: Сб. научн. статей по мат-лам V международ. научно-практ. конф. (31 января 2018 года). — Смоленск: Наукосфера, 2018. Часть 2. С. 152.
- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442, по состоянию на 21.01.2019 года // https://www.zakon.kz.
- Хаджиев А. Х. Указ. раб. С. 92.
- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442, по состоянию на 21.01.2019 года // https://www.zakon.kz.
- Джаксыбаев А.С. Актуальные вопросы в сфере определения круга субъектов и объектов земельных правоотношений в Республике Казахстан, а также о месте органов прокуратуры в системе земельного законодательства // Наука и жизнь Казахстана. — 2018. — №2 (57). С. 64.
- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442, по состоянию на 21.01.2019 года // https://www.zakon.kz.
- Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: правоотношение по советскому гражданскому праву. Спорные вопросы учения о правоотношении. — М.: Статут, 2000. С. 137.
- Jaxybayev A. S. Certain issues arising i№ law enforcement performance in the sphere of legal and legislative regulation of Legal Land Relations in the Republic of Kazakhstan // Обеспечение верховенства права: новые возможности в свете глобальных изменений: Сб. мат-лов международ. научно-практ. кон. — Астана, 2018. С. 209.
- Jaxybayev A. S. Bekisheva S. J. Land Legal Relations in the Republic of Kazakhstan: Meaning, Types and Peculiarities // Современное научное знание: теория, методология, практика: Сб. научн. статей по мат-лам V международ. научно-практ. конф. (31 января 2018 года). — Смоленск: Наукосфера, 2018. Часть 2. С. 152.