Сулейманова Г. Ж. — главный научный сотрудник Центра научных и специальных исследований (г. Актобе), кандидат юридических наук
Калыкбаев Р. А. — студент 2 курса дистанционного обучения кафедры «Права и общеобразовательных дисциплин» Баишев Университета
Г. Ж. Сулейманова — (Ақтөбе қ.) Ғылыми және арнайы зерттеулер орталығының бас ғылыми қызметкері, заң ғылымдарының кандидаты
Р. А. Қалықбаев — Баишев Университетінің «Құқық және жалпы білім беру пәндері» кафедрасының қашықтықтан оқытудың 2-курс студенті
Suleymanova G. Zh. — Chief Researcher of the Center for Scientific and Special Research (Aktobe), Candidate of Law
Kalykbayev R. A. — 2nd year distance learning student of the Department of «Law and General Education» of Baishev University
УДК 342.924
ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА ҚҰҚЫҚТЫҚ ТӘРТІПТІ ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ ЖӨНІНДЕГІ ӘКІМШІЛІК-ҚҰҚЫҚТЫҚ ТЕТІК ҰҒЫМЫ ЖӘНЕ ОНЫҢ ЭЛЕМЕНТТЕРІ
THE CONCEPT AND ELEMENTS OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISM TO ENSURE LAW AND ORDER IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
АННОТАЦИЯ Авторами представлено понятие административно-правового механизма, которое заключается в совокупности административно-правовых элементов, средств (в том числе государственные органы, учреждения, организации, общество, в том числе и гражданин) и способов, которые воздействуют на общественные отношения в рамках управления государством и организуют их деятельность в соответствии с задачами общества и государства. В этом направлении государственными органами Республики Казахстан по укреплению нормативно-правовой базы административно-правового механизма по обеспечению правопорядка проделывается огромная работа. Но при этом возникает ряд проблем, которые требуют своего незамедлительного решения. ТҮЙІН Авторлар әкімшілік-құқықтық механизм ұғымын ұсынады, ол әкімшілік-құқықтық элементтердің, құралдардың (оның ішінде, мемлекеттік органдар, мекемелер, ұйымдар, қоғам, оның ішінде, азамат) және мемлекеттік басқару шеңберіндегі қоғамдық қатынастарға әсер ететін және олардың қызметін қоғам мен мемлекеттің міндеттеріне сәйкес ұйымдастыратын әдістердің жиынтығынан тұрады. Бұл бағытта Қазақстан Республикасының мемлекеттік органдары құқықтық тәртіпті қамтамасыз ету жөніндегі әкімшілік-құқықтық тетіктің нормативтік-құқықтық базасын нығайту жөнінде орасан зор жұмыс атқаруда. Алайда, оларды дереу шешуді қажет ететін бірқатар проблемалар бар. ANNOTATION The authors present the concept of an administrative-legal mechanism, which consists of a set of administrative-legal elements, means (including state bodies, institutions, organizations, society, including a citizen) and methods that affect public relations within the framework of government and organize their activities in accordance with the tasks of society and the state. In this direction, the state bodies of the Republic of Kazakhstan are doing a lot of work to strengthen the regulatory and legal framework of the administrative and legal mechanism to ensure law and order. But this raises a number of problems that require their immediate solution. Ключевые слова: административно-правовой механизм, обеспечение правопорядка, государственные органы, элементы, способы, причины, административно-правовые отношения, изменения, нормативно-правовые акты Түйінді сөздер: әкімшілік-құқықтық тетік, құқықтық тәртіпті қамтамасыз ету, мемлекеттік органдар, элементтері, тәсілдері, себептері, әкімшілік-құқықтық қатынастар, өзгерістер, нормативтік-құқықтық актілер. Keywords: administrative and legal mechanism, law enforcement, state bodies, elements, methods, reasons, administrative and legal relations, changes, regulatory legal acts. Прежде чем раскрыть характеристику всего административно-правового механизма по обеспечению правопорядка в Республике Казахстан, на наш взгляд, необходимо рассмотреть и уточнить что такое «механизм», его понятие. Так, в Большом словаре русского языка механизм определяется как «совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданное движение»[1]. Если применить к механизму государства, то можно сказать, что это совокупность всех частей, структур государственного аппарата, общества и граждан, которые сообща, вместе неразрывно прилагают свои усилия для продвижения и функционирования своей страны. Хотя понятие «механизм государства» используется в работах ученых с середины 50-х годов прошлого столетия, но оно практически не поменялось и до сегодняшнего времени. Например, Н. И. Матузов и А. В. Малько определяют механизм государства как целостную иерархическую систему государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. «Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства»[2]. Н. А. Биекенов понятие «механизм государства» рассматривает как «процесс реализации государственной власти, процесс функционирования государства, его эффективность, адекватность органов, их полномочий, форм деятельности целям и задачам правового государства». Отмечая при этом три его компонента: 1) структурный — наличие, совокупность определенных органов; 2) функциональный — наличие, совокупность определенных функций, для реализации которых, собственно говоря, и создана указанная выше группа органов; 3) инструментальный — наличие, совокупность определенных полномочий, способов, методов, приемов и средств реализации указанных функций[3]. Как отмечает С. И. Игонькина, они являются взаимосвязанными и составляют механизм государства[4]. Что также поддерживает и Н. А. Биекенов, указывая государственные органы и государство как единое, целостное, функционирующее во времени и в пространстве социальное явление. Нам же хотелось бы отметить, что в обеспечении государственной деятельности страны работает несколько механизмов, и один из них административно-правовой. Поэтому учитывая общее понятие механизма государства, можно сказать, что административно-правовой механизм — это совокупность административно-правовых элементов, средств (в том числе государственные органы, учреждения, организации, общество, в том числе и гражданин) и способов, которые воздействуют на общественные отношения в рамках управления государством и организуют их деятельность в соответствии с задачами общества и государства. Таким образом, общая характеристика административно-правового механизма состоит из совокупности юридических элементов административно-правового характера, объекта воздействия — управленческих общественных отношений, направленных на решение задач общества и государства, субъектов (государственные органы, учреждения, организации, общество, в том числе и гражданин) с повышенным уровнем правосознания, правовой культуры и средств, обеспечивающих принудительную силу государства. В административно-правовой механизм входят такие элементы административно-правового регулирования, как: 1) принципы административного права; 2) административно-правовые нормы; 3) акты официального толкования административно-правовых норм; 4) акты применения административно-правовых норм; 5) административно-правовые отношения. На наш взгляд, в элемент механизма можно включить и стадии, и способы административно-правового регулирования по обеспечению правопорядка. Так, к стадиям административно-правового регулирования по обеспечению правопорядка относятся: издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права; возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей; реализация субъективных прав и юридических обязанностей; зашита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве. Существуют также следующие способы воздействия административно-правового регулирования, в том числе и по обеспечению правопорядка: 1) императивный (категорический, властный) — не допускает отступлений от требований правовых предписаний; 2) диспозитивный (автономный) — предоставляет субъектам управления возможность урегулировать отношения между собой в определенных законом пределах; 3) рекомендательный — предлагает субъектам наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства; 4) поощрительный — стимулирует активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги. Существование административно-правового механизма основывается на принципах административного права, это:- Принцип демократии (народовластия), проявляется в сфере правотворчества (участие населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права) и право реализации (подконтрольность, подчиненность, открытость правоприменительных органов для общественного контроля).
- Принцип законности (точное и неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также соответствие нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права).
- Принцип взаимной ответственности государства и личности (правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения — физические и юридические лица (органы — должностные лица) привлекаются к юридической ответственности).
- Принцип целостности (единство целей и задач государственных органов, взаимосвязанных между собой).
- Принцип гуманизма (юридическое признание приоритета общественных ценностей — права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки).
- Принцип справедливости (соответствие между поведением субъекта и последствиями, которые за это наступают).
- Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем (все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности).
- Порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан на период действия на территории страны чрезвычайного положения (утвержден Председателем Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан– Премьер-Министром Республики Казахстан27 марта 2020 года № 12-12/11-21).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 59 «О дальнейшем усилении мер по предупреждению заболеваний коронавирусной инфекцией в пунктах пропуска на государственной границе Республики Казахстан» (с изменениями дополнениями по состоянию на 04.02.2021 г.).
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 ноября 2020 года № 749 «Об утверждении списка научных организаций в области здравоохранения, выдающих в период карантинных ограничений письменные приглашения иностранным гражданам (лицам без гражданства) на оперативные методы лечения».
- Порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан на период карантинных ограничений (утвержден решением Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории Республики Казахстан от 13 мая 2020 года № 21-3/05-2411) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2.02.2021 г.).
- полная реализация публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;
- достижение баланса частных и общественных интересов в публично-правовых отношениях;
- обеспечение эффективного и прозрачного государственного управления, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений;
- укрепление законности в публично-правовой сфере.
- справедливое, беспристрастное и своевременное разрешение административных дел с целью эффективной защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц в публично-правовых отношениях.
- Большой словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1984. Т. 2. С. 262.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государств и права. Курс лекций. / Отв. ред. Матузов Н.И., Малько А.В.: 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. С. 64.
- Биекенов Н. А. Национальная полиция Казахстана: конституционно-правовые основы организации и деятельности: Монография. — Астана, 2010. С. 11.
- Игонькина С. И. Милиция в механизме современного российского государства: дис. … канд. юрид. наук. — М.: Академия МВД России, 1996. С. 25.
- https://primeminister.kz/ru/news/press/registraciya-inostrannyh-avtomobiley-v-mvd-rk-razyasnili-planiruemye-izmeneniya
- Токаев К.-Ж. Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана: Послание главы государства народу Казахстана от 2 сентября 2019 года // https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana
- Концепция проекта Закона РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» // https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=3074507&fbclid
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 г. № 350-VI // https://online.zakon.kz.
- Сулейманова Г. Ж. Криминологический анализ преступности в Мартукском районе Актюбинской области // Мир Закона. — 2020. — № 5-6. С. 28.