Жаканов Н. К. — магистрант 1-го курса Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
Жаканов Н.К. — Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының жанындағы Құқық қорғау органдары академиясының 1-курс магистранты
Zhakanov N. K. — 1st year master’s student of the Academy of law enforcement agencies at the Prosecutor General’s Office of the Republic of Kazakhstan
О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
АЗАМАТТЫҚ АВИАЦИЯНЫҢ ӘУЕ КЕМЕЛЕРІМЕН БОЛҒАН АВИАЦИЯЛЫҚ ОҚИҒАЛАРДЫ ТЕКСЕРУ КЕЗІНДЕ АРНАЙЫ БІЛІМДІ ПАЙДАЛАНУ ПЕРСПЕКТИВАЛАРЫ ТУРАЛЫ
ON THE PROSPECTS OF USING SPECIAL KNOWLEDGE IN INVESTIGATING AIRCRAFT ACCIDENTS WITH CIVIL AVIATION AIRCRAFT
АННОТАЦИЯ
В данной работе автором исследуются перспективы использования специальных знаний при расследовании авиационных происшествий с воздушными судами гражданской авиации. Поднимаются вопросы расследования уголовных дел, связанных со спецификой самих авиационных происшествий, сложностью авиационной техники и системы управления безопасностью полетов.
ТҮЙІН
Берілген жұмыста автор азаматтық авиацияның әуе кемелерімен болған авиациялық оқиғаларды тексеру кезінде арнайы білімді пайдалану перспективаларын зерттейді. Авиациялық оқиғалардың өзіндік ерекшелігіне, авиациялық техника мен ұшу қауіпсіздігін басқару жүйесінің күрделілігіне байланысты қылмыстық істерді тергеу мәселелерін көтерген.
ANNOTATION
In this paper, the author examines the prospects for the use of special knowledge in the investigation of accidents with civil aviation aircraft. The issues of investigating criminal cases related to the specifics of the aviation accidents themselves, the complexity of aviation technology and the flight safety management system are raised.
Ключевые слова: уголовное право, специальные знания, расследование авиационных происшествий, привлечение специалистов в области авиации.
Түйінді сөздер: қылмыстық құқық, арнайы білім, авиациялық оқиғаларды тексеру, авиация саласындағы мамандарды тарту.
Keywords: criminal law, specialized knowledge, accident investigation, involvement of aviation specialists.
В последнее десятилетие в Казахстане отмечается тенденция к росту количества авиационных происшествий. Зачастую эти происшествия влекут многочисленные человеческие жертвы и существенный материальный ущерб.
Старение и износ парка авиационной техники в условиях увеличения интенсивности перевозок, снижение профессионального уровня авиационного персонала и пренебрежение требованиями безопасности со стороны авиаперевозчиков в угоду коммерческим интересам негативно влияют на состояние безопасности полетов.
Статьей 344 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, если такое нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (часть первая), смерть человека (часть вторая), смерть двух или более лиц (часть третья)[1].
Следователи, специальные прокуроры и иные лица при расследовании уголовных дел указанной категории сталкиваются с трудностями, связанными со спецификой самих авиационных происшествий: сложностью авиационной техники и системы управления безопасностью полетов, количеством пострадавших и погибших, трудоемкими и объемными экспертными исследованиями и т.д.
Установление причин возникновения авиационных происшествий и виновных лиц усложняется следующими специфическими обстоятельствами.
Во-первых, в соответствии с национальным законодательством по каждому авиационному происшествию проводится обязательное независимое техническое расследование. Комиссия по расследованию авиационного происшествия нередко оттесняет на второй план сотрудников, осуществляющих досудебное расследование, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законом обязаны проводить досудебное расследование для определения причин происшествия, установления наличия или отсутствия состава преступления и виновных в нем лиц.
Во-вторых, последние не могут в полной мере использовать прежний профессиональный опыт и индивидуальные навыки, чтобы избрать оптимальную методику расследования, применить лично апробированную тактику производства отдельных следственных действий, т.к. уголовные дела данной категории в практике большинства сотрудников бывают достаточно редко.
В-третьих, у них отсутствуют необходимые знания в области эксплуатации и ремонта авиационной техники, для получения которых им необходима помощь профильных специалистов: пилотов, авиадиспетчеров, штурманов, инженеров, авиационных врачей. Серьезные трудности имеются при подборе высококвалифицированных и независимых специалистов для привлечения их к участию в осмотре места происшествия и в других следственных действиях, а также для производства экспертиз.
Разрешение данной ситуации видится в необходимости разработки научно обоснованных рекомендаций по привлечению специалистов необходимого профиля, так как применение специальных знаний способно существенно повлиять на результат расследования.
Как уже говорилось, согласно профильному законодательству наряду с досудебным расследованием по каждому авиационному происшествию проводится обязательное независимое техническое расследование.
Расследование авиационных происшествий подпадает под действие Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.).
Конвенция налагает на государство, на территории которого имело место происшествие с воздушным судном, повлекшее смерть или серьезные телесные повреждения либо свидетельствующее о серьезном техническом дефекте воздушного судна или аэронавигационных средств, обязательство назначить расследование обстоятельств этого происшествия в соответствии с процедурой, которая может быть рекомендована Международной организацией гражданской авиации, насколько это допускает его законодательство[2].
По этой причине существенное содействие при расследовании уголовных дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта оказывают принимающие в нем участие специалисты.
Материалы комиссии по расследованию авиационного происшествия используются при расследовании уголовного дела, сотрудники, входящие в ее состав, привлекаются в качестве специалистов, в том числе при проведении следственных действий. Без устных консультаций последних порой не обойтись.
Однако комиссия нередко оттесняет на второй план лиц, осуществляющих досудебное расследование, так как задачи у органов досудебного расследования и комиссии несколько различны — первые ищут как причины, так и виновных, а вторая — только причины.
Поэтому большое значение необходимо придать грамотно налаженному взаимодействию и деловому сотрудничеству субъектов досудебного расследования и технического расследования авиационных происшествий.
Такое взаимодействие должно строиться на принципах взаимного уважения и делового сотрудничества. На практике известны две возможные формы получения необходимой информации от комиссии по расследованию авиационного происшествия:
а) после окончания технического расследования авиационного происшествия материалы в 15-дневный срок с момента утверждения отчета передаются в правоохранительный орган, проводящий досудебное расследование;
б) до официального получения материалов технического расследования между следственной группой и комиссией устанавливаются такие деловые контакты, при которых следователь постоянно находится в курсе работы комиссии, участвует в ее заседаниях и т.п.[3]
Вторая форма получения информации, безусловно, является рациональной и эффективной, т. к. позволяет следователю более грамотно и обоснованно выдвигать версии о причинах происшествия, планировать работу, определять круг и очередность первоначальных следственных действий, привлекать необходимых специалистов, своевременно назначать судебные экспертизы и т.д.
Все это способствует тому, чтобы лицо, осуществляющее досудебное расследование, не оставалось пассивным наблюдателем до получения материалов технического расследования.
При этом, в ходе досудебного расследования необходимо выяснить уровень квалификации сотрудников, входящих в состав комиссии, опыт их работы в авиационной отрасли.
Руководством по расследованию авиационных происшествий и инцидентов Международной организации гражданской авиации (Doc 9756) предписано, что расследователи авиационных происшествий должны иметь практический опыт работы в авиации в качестве фундамента для развития специализированных навыков расследования.
Такой опыт возможно приобрести, работая профессиональным пилотом, авиационным инженером или техником по обслуживанию воздушных судов[4].
Учитывая разновидность типов эксплуатируемых в стране воздушных судов (АН, ТУ, Boeing, Airbus, Embraer, Fokker и т.д.), а также имеющуюся скромную штатную численность отраслевого органа по расследованию авиационных событий (4 сотрудника), комиссию, способную установить все обстоятельства (состояние авиационной техники, уровень профессиональной подготовки экипажа и т.д.) и дать техническую оценку, сформировать не всегда получается.
Учитывая, что в силу требований ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, выводы Комиссии при досудебном расследовании воспринимаются как мнение специалистов в совокупности с другими доказательствами. Поэтому деятельность сотрудников, осуществляющих досудебное расследование, не должна ограничиваться проведением первоначальных следственных действий и ожиданием окончательного отчета Комиссии[5].
На любой стадии расследования в соответствии с нормами того же кодекса могут привлекаться специалисты.
Уголовно-процессуальным законодательством установлено, что в качестве специалиста для участия в производстве по уголовному делу должны привлекаться не заинтересованные в деле лица, обладающие специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств путем разъяснения участникам уголовного процесса вопросов, входящих в их специальную компетенцию, а также применения научно-технических средств.
С учетом специфики работы авиационной отрасли в каждом случае к привлечению специалистов необходимо подходить индивидуально, в зависимости от характера авиационного происшествия, типа воздушного судна, иных обстоятельств дела.
К примеру, существенную помощь в проведении осмотра места авиационного происшествия оказывают пилоты, штурманы, инженеры и др., которые на месте могут выявить на борту воздушного судна наличие опасных грузов с характеристикой их свойств, веществ и предметов, запрещенных к перевозке. В последующем эти факты будут рассматриваться как возможная причина (версия) крушения воздушного судна.
Другой пример. Своевременное привлечение специалиста для разрешения вопросов, входящих в область специальных знаний, даст шанс вовремя определить возможное обледенения воздушного судна, приведшее к ухудшению его аэродинамических характеристик и лётных качеств, устойчивости и управляемости в зимнее время.
Кроме того, авиационных специалистов рекомендуется привлекать и к участию в проведении допросов, осмотров фрагментов воздушных судов, доставленных с места происшествия, выемке личных и летных дел членов экипажа, механиков, материалов о проведении ремонтных работ на самолете с последующим их изучением, а также других следственных действий по усмотрению органа досудебного расследования.
Большую эффективность по делам рассматриваемой категории имеет получение заключений и показаний авиационных специалистов по вопросам, не требующим проведения исследований.
Например, перед допросами свидетелей или подозреваемых (обвиняемых) из числа работников воздушного транспорта следователь может получить показания соответствующих специалистов о порядке действий тех или иных лиц, управлявших авиационной техникой или обеспечивавших безопасность ее движения и эксплуатации, о нормативных актах, требованиями которых они должны были руководствоваться в определенной ситуации.
Квалифицированные лица могут оказывать содействие субъектам поисково-познавательной деятельности в форме консультаций, советов, рекомендаций, участия в подготовке различных следственных действий (к примеру, помощь специалиста в области авиации в формулировании вопросов, которые необходимо задать при допросе работникам воздушного транспорта)[6].
При этом необходимо убедится, что привлекаемый специалист имеет соответствующую квалификацию и допуск к работе, что подтверждается записями, сделанными в соответствии с Правилами выдачи и продления срока действия свидетельств авиационного персонала в свидетельства авиационного персонала.
Результативность расследования преступлений, связанных с эксплуатацией авиационной техники, напрямую зависит от понимания причин возникновения и развития аварийной ситуации, завершившейся происшествием.
Прежде всего, лицо, осуществляющее досудебное расследование, должно учитывать специфику авиационной отрасли, особенности знаний специалистов в сфере авиации, нормативную документацию в сфере воздушного транспорта, знать типичные варианты развития аварийной ситуации[7].
Положительным аспектом было бы владение следователем определенными специальными знаниями в вопросах движения, эксплуатации и ремонта авиационной техники.
Необходимые знания работники следственных органов могут получить в процессе обучения на курсах повышения квалификации, а также при использовании соответствующих методических рекомендаций, в том числе разрабатываемых диссертационных исследований.
Также предлагаем всех заинтересованных специалистов к изучению специфики работы авиационной отрасли и конструктивному диалогу.
- Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226.
- Постановление Верховного Совета Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о международной гражданской авиации» от 2 июля 1992 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/B920006300; Конвенция о международной гражданской авиации: заключена в г. Чикаго 07.12.1944 // http://www.caakz.com/wp-content/uploads/2020/03/7300_cons.pdf; Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации. Расследование авиационных происшествий и инцидентов // http://www.caakz.com/wp-content/uploads/2020/03/prilozhenie-13.-rassledovanie-aviaczionnyh-proisshestvij-i-inczidentov.pdf.
- Закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» от 15 июля 2010 года № 339-IV. // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000339; Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации» от 27 июля 2017 года № 505. // https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015597.
- Митрофанова А. А. Криминалистическое обеспечение первоначального этапа расследования нарушений Правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ): Актуальные проблемы теории и практики: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2000; Ушаков А. Ю. Участие специалиста в расследовании экономических преступлений: Уголовно-процессуальные аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2000.
- Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-V // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231.
- Руководство по расследованию авиационных происшествий и инцидентов Международной организации гражданской авиации (Doc 9756) // http://aerohelp.ru/sysfiles/374_258.pdf.
- Бегалиев Е. Н., Умергалиев М. С. К вопросу об этимологии специальных знаний в уголовном судопроизводстве // http://185.107.174.154:8080//handle/7171/631.