admin 25.07.2024

МРНТИ 10.71.00

УДК 351.74/.76

Корнейчук Сергей Васильевич — старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Ш. Кабылбаева, подполковник в отставке (Республика Казахстан, г. Костанай)

О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПУБЛИЧНУЮ СЛУЖБУ

Аннотация. В статье указано, что в настоящее время продолжается работа по пе­реходу полиции на сервисную модель деятельности на основе проблемно-ори­ен­тированного подхода к выявлению и решению вопросов обеспечения общест­вен­ного порядка и безопасности. В связи с чем обсуждение критериев деятель­нос­ти подразделений, осуществляющих публичную службу в общественных местах и на улицах, является актуальным.

На основе мониторинга законодательства и правоприменительной практики дея­тельности основных подразделений административной полиции автор коснул­ся системы оценки деятельности подразделений административной полиции, в том числе и местной полицейской службы, по количественному показателю. Остано­вив­шись на конкретных показателях деятельности сотрудников полиции, осущест­вляю­щих публичную службу, которые непосредственно в силу специфики своей деятельности контактируют с населением. В итоге пришел к конкретным выводам и предложениям, которые представлены в виде рекомендаций по теме круглого стола.

Ключевые слова: критерии, оценка, сервисная модель, население, участковый инспектор, сотрудники полиции, деятельность, количественный показатель.

Корнейчук Сергей Васильевич — Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігі Ш.Қабылбаев атындағы Қостанай академиясының әкімшілік-құқықтық пәндер кафедрасының аға оқытушысы, подполковник (Қазақстан Республикасы, Қостанай қ.)

ҚОҒАМДЫҚ ҚЫЗМЕТТІ ЖҮЗЕГЕ АСЫРАТЫН ПОЛИЦИЯ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕРІНІҢ ҚЫЗМЕТІН БАҒАЛАУ КРИТЕРИЙЛЕРІ ТУРАЛЫ

Түйін. Мақалада қазіргі уақытта қоғамдық тәртіп пен қауіпсіздікті қамта­ма­сыз ету мәселелерін анықтауға және шешуге арналған проблемалық бағдарланған тәсілге негізделген қызмет көрсетудің сервистік моделіне полицияны көшіру бой­ын­ша жұмыстар жүргізіліп жатқаны айтылған. Осыған байланысты қоғамдық орын­дарда және көшелерде мемлекеттік қызметті жүзеге асыратын бөлімшелердің қызмет өлшемдерін талқылау өзекті болып табылады.

Әкімшілік полицияның негізгі бөлімшелерінің қызметін заңнама мен құқық қолдану тәжірибесін бақылау негізінде автор әкімшілік полиция бөлімшелерінің, оның ішінде жергілікті полиция қызметінің қызметін сандық көрсеткіш бойынша бағалау жүйесін қозғады. Қызмет ерекшеліктеріне байланысты халықпен тікелей байланыста болатын мемлекеттік қызметті орындайтын полиция қызметкерлері қызметінің нақты көрсеткіштеріне назар аударылды. Нәтижесінде — дөңгелек үстел тақырыбы бойынша нақты тұжырымдар мен ұсынымдар берілген.

Түйінді сөздер: критерийлер, бағалау, сервистік модель, халық, учаскелік инспектор, полиция қызметкерлері, қызмет, сандық көрсеткіш.

Korneychuk Sergey Vasilievich — senior lecturer at the department of administrative and legal disciplines of the Kostanay academy of the Ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan named after Sh. Kabylbayev, retired lieutenant colonel (Republic of Kazakhstan, Kostanay)

ON THE CRITERIA FOR EVALUATING THE ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS PERFORMING PUBLIC SERVICE

Annotation. The article states that work is currently underway to transition the police to a service model based on a problem-oriented approach to identifying and addressing issues of public order and security. In this regard, the discussion of the criteria for the activities of units performing public service in public places and on the streets is relevant.

Based on the monitoring of legislation and law enforcement practices of the main administrative police units, the author touched upon the system of evaluating the activities of administrative police units, including the local police service, in terms of quantitative indicators. Focusing on the specific performance indicators of police officers engaged in public service, who directly contact the public due to the specifics of their activities. As a result, I came to specific conclusions and suggestions, which are presented in the form of recommendations on the topic of the round table.

Keywords: criteria, assessment, service model, population, district inspector, police officers, activity, quantitative indicator.

 

Введение. Патрульная полиция, и служба участковых инспекторов полиции работают в тесном контакте с населением, и порой по их деятельности люди судят о работе всей полиции в целом. То есть если сотрудник административной по­ли­ции плохо выполнит свои служебные обязанности, то население будет думать, что в полиции все такие непрофессиональные сотрудники. Так как в настоящее время продолжается работа по переходу полиции на сервисную модель деятельности на основе проблемно-ориентированного подхода к выявлению и решению вопросов обеспечения общественного порядка и безопасности, то обсуждение критериев деятельности подразделений, осуществляющих публичную службу в обществен­ных местах и на улицах, является актуальной.

В Концепции обеспечения общественной безопасности на 2024-2028 годы прямо запланировано, что для эффективного функционирования сервисной мо­де­ли работы полиции должны быть изменены критерии оценки полиции с исключи­тель­но статистических на сбалансированную систему индикаторов, мотивирую­щих качественное выполнение задач. В этих целях предстоит выработать систему пос­тоянного совершенствования качества полицейского сервиса путем автома­ти­за­ции регулярной оценки гражданами. Анализ оценки гражданами качества поли­цей­ских услуг полиции будет отражаться в управленческих решениях[1].

Материалы и методы. Мониторинг законодательства и правоприменитель­ной практики деятельности основных подразделений административной полиции показал, что во всех регионах Республики Казахстан существует негативная сис­тема оценки деятельности подразделений административной полиции, в том числе и местной полицейской службы, по количественному показателю. Не учитываются показатели качества работы, уровень законности, криминологическая обстановка на обслуживаемом участке, многофункциональность, разъездной характер работы, специфика работы городской и сельской местности. Участковым инспекторам по­ли­ции предписывается: сколько человек за один год нужно оформить защитных пред­писаний, взять под административный надзор, составить административных протоколов, окончить уголовных дел упрощенной формы дознания и т.п. То есть задается своего рода средний показатель, независимо от конкретных условий ра­боты и мнения населения[2].

Поэтому особое значение в этой связи приобретает институт оценки деятель­ности сотрудников полиции, осуществляющих публичную службу по охране об­ще­ственного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Обсуждение и результаты. Еще в 2018 году Президента Республики Казах­стан в своем ежегодном Послании отметил, что «… Нужны глубокие и качествен­ные преобразования в работе правоохранительных органов. Следует внедрить но­вые современные форматы работы с населением, кардинально изменить критерии оценки полиции. В сознании граждан должно укрепиться, что полицейский не ка­рает, а помогает в трудной ситуации. Ключевыми параметрами оценки работы по­лиции должны стать уровень доверия со стороны общества и чувство безопасности у населения[3].

Главными критериями оценки деятельности полиции принято считать уро­вень доверия населения к полиции и уровень ощущения безопасности граждан. По све­дениям Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому плани­ро­ванию и реформам МВД с 2019 по 2022 годы показатель доверия населения полиции снизился с 89,5 % (в том числе полностью — 38,3 %, частично — 51,2 %) до 74,6 % (36,4 % и 39 %). Одновременно в этот период ухудшился уровень ощущения безопасности в районе проживания в темное время суток (с 62,2 % в 2020 г. до 60,3 % в 2022 г.)1. В связи с этим Концепцией обеспечения общественной безопасности на 2024-2028 годы и планом ее реализации предусмотрены меры по исправлению создавшейся ситуации.

Но следует остановиться на конкретных показателях деятельности сотрудни­ков полиции, осуществляющих публичную службу, которые непосредственной в силу специфики своей деятельности контактируют с населением. Например, при­ка­зом МВД Республики Казахстан №1095 от 29 декабря 2015 года предусмотрено проведение участковым инспектором полиции отчетных встреч с населением, про­живающим на административном участке. По смыслу, если участковый инспектор отчитывается перед населением, значит население должно оценивать его деятель­ность на закрепленной за ним территории.

В приказе МВД Республики Казахстан №1095 прямо указаны пять целей про­ве­дения отчетных встреч с населением. Из них мы хотим обратить внимание на три цели:

1) повышения прозрачности, ответственности и подотчетности перед местным сообществом;

2) повышения уровня доверия граждан к полиции;

3) развития системы общественного контроля[4].

Несмотря на вышеперечисленные цели, порядок проведения отчетной встречи участковым инспектором полиции не предусматривает оценку его деятельности мест­ным сообществом. Весь процесс проведения отчетной встречи должен фикси­роваться на видеозапись и составляется письменный протокол, где указываются жалобы населения, предложения и замечания граждан.

По нашему мнению, на отчете участкового инспектора полиции перед насе­ле­ни­ем должен присутствовать вышестоящий по должности представитель город­ского или районного отдела полиции или даже Департамента полиции области, который в заключении должен задать вопрос местному сообществу: «Как Вы в це­лом оцениваете деятельность участкового инспектора полиции: хорошо, удовлет­во­рительно или неудовлетворительно?». Полученная оценка деятельности должна отражаться в протоколе отчетной встречи участкового инспектора полиции перед населением.

Со стороны руководителя отдела полиции и начальника административной по­лиции должен осуществляться регулярный контроль за проведением отчетных встреч перед населением, чтобы эти мероприятия не носили формальный характер. Если местное сообщество оценит деятельность участкового инспектора полиции не­удовлетворительно, то на это должна последовать адекватная реакция руковод­ства ОВД путем обязательного проведения служебного расследования.

Количественный показатель деятельности участкового инспектора полиции должен оставаться, но даже при снижении динамики основных показателей, он дол­жен носить факультативный характер по отношению к оценке, данной насе­лением. К аналогичным выводам приходили А. С. Смышляев и М. М. Галиханов в сво­их научных публикациях. Они также обосновывали научный вывод, что в усло­виях модернизации правоохранительных органов, основным критерием оценки деятельности полиции должно являться мнение населения[5].

Как мы уже отмечали, деятельность патрульной полиции оценивается только по количественному показателю, который планируется руководителями строевых подразделений. В охоте за количеством составленных протоколов на граждан, со­труд­ники патрульной полиции, наверное, даже не задумываются, что они сущест­вуют за счет налогоплательщиков и должны обеспечивать безопасность граждан, оказывая им правоохранительные услуги. При слиянии дорожной полиции с па­трульно-постовыми подразделениями ОВД, у населения складывается впечат­ле­ние, что выросло количество патрулей, осуществляющих надзор за безопасностью дорожного движения. Хотя логично было бы патрульную полицию сокращать, так как сейчас контроль за общественным порядком и безопасностью дорожного дви­жения успешно осуществляют приборы видеонаблюдения и видеофиксации, рабо­тающие в автоматическом режиме.

Непосредственное руководство патрульной полиции перед населением не от­чи­тывается, но это не значит, что население не сможет оценить качество деятель­ности патрульно-постовых нарядов. Приказом Министра внутренних дел РК от 31 июля 2023 года №608 предусмотрены Правила организации и проведения отчета на­чальников ОВД всех уровней перед населением. Первые руководители подраз­де­лений полиции отчитываются за работу органа в целом, так и по отраслевым под­разделениям, в том числе и за работу патрульной полиции. В сравнении с целя­ми отчета перед населением участкового инспектора полиции, отчет начальников полиции предусматривает семь целей. В контексте нашей темы следует выделить только четыре:

1) дальнейшее повышение прозрачности, ответственности и подотчетности перед населением;

2) повышения уровня доверия граждан к полиции;

3) информирования граждан о состоянии профилактики правонарушений, ох­раны общественного порядка и борьбы с преступностью;

4) развития системы общественного контроля[6].

Как видим, отчетность начальника ОВД перед населением предусматривает до­ведение информации до населения по вопросам обеспечения общественного по­рядка. Так как эта задача является основной и традиционной для патрульной поли­ции, то местное сообщество может оценить деятельность сотрудников строевых под­разделений патрульно-постовой службы. Но население не может оценить дей­ствия каждого сотрудника патрульной полиции, а только всего подразделения в целом.

Ранее порядок организации отчетов начальников ОВД всех уровней и участко­вых инспекторов полиции были утверждены одним нормативно-правовым актов на уровне Правительства Республики Казахстан, так как в этих Правилах были пре­дусмотрены компетенции местного исполнительного органа по организации таких публичных мероприятий. Акиматы должны были утверждать графики про­ве­дения отчетов, проводить агитационную работу, а также организовывать сход или собрание местного сообщества[7]. Теперь всю эту работу возложили на самих со­трудников полиции.

При анкетировании и интервьюировании сотрудников службы участковых ин­спекторов полиции выявили мнение большинства респондентов, что нет смысла отчитываться перед населением один раз в квартал, особенно в сельской мест­ности, где криминальная обстановка за этот период меняется незначительно. При опросе населения также выявили их нежелание каждый квартал ходить на отчеты уча­стковых инспекторов полиции. В связи с этим мы согласны с ними и предла­гаем внести изменения и дополнения в приказ МВД РК №1095 от 29 декабря 2015 года, утвердив периодичность организации и проведения отчетной встречи перед местным сообществом один раз в полугодие.

Пунктом 27 Правил организации деятельности службы участковых инспекто­ров полиции предусмотрено, что в зависимости от особенностей обслуживаемых административных участков отчет проводится на единых сходах (собраниях) мест­ного сообщества, проживающего на нескольких сопредельных административных участках, на котором одновременно отчитываются несколько участковых инспек­торов полиции4.

В городской местности такое возможно, но разве актуальны совместные схо­ды (собрания) населения нескольких сельских округов? Тем более что отчеты уча­ст­кового инспектора полиции будут не интересны для местного сообщества дру­гой местности. Это еще раз доказывает, что нормативно-правовые акты должны учи­тывать различия деятельности участковых инспекторов полиции городской и сельской местности. Даже количественный показатель деятельности участковых инспекторов полиции и патрульной полиции намного выше, чем результаты рабо­ты этих подразделений в сельской местности.

Заключение. Таким образом, так как первые руководители органов внутрен­них дел (полиции) и участковый инспектор отчитываются перед населением, зна­чит население должно оценивать своим мнением их деятельность на закрепленной за ним территории. В случае неудовлетворительной оценке, данной населением ад­министративного участка, необходимо назначать служебную проверку, а также должна быть адекватная реакция вышестоящего руководства.

При оценке деятельности участковых инспекторов полиции и патрульной по­ли­ции следует учитывать специфику работы этих подразделений городской и сель­ской местности.

Следует внести изменения и дополнения в пункт 26 Правил организации дея­тель­ности службы участковых инспекторов полиции, утвержденных приказом МВД Республики Казахстан №1095 от 29 декабря 2015 года, утвердив перио­дич­ность организации и проведения отчетной встречи перед местным сообществом один раз в полугодие.

От количественного показателя деятельности участкового инспектора поли­ции отказываться нельзя, но низкий показатель административной практики (коли­че­ство выявленных административных правонарушений) должен расцениваться не как слабая работа сотрудника полиции, а как высокий уровень его работы по пре­дупреждению и профилактики правонарушений на административном участке.

Основным критерием деятельности сотрудников полиции, осуществляющих пуб­личную службу, должно являться мнение население, которое должно форми­роваться на сходах населения или с помощью электронного мониторинга.

 

Список литературы

  1. Об утверждении Концепции обеспечения общественной безопасности в партнерстве с обществом на 2024-2028 годы (в сфере профилактики право­на­рушений): Постановление Правительства МВД от 29 декабря 2023 года № 1233 // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35632725
  2. Корнейчук С. В., Гладырь Н. С. Общественный мониторинг законодатель­ства и правоприменительной практики местной полицейской службы в сфере предупреждения и профилактики бытового насилия в РК. — Астана, 2017. С. 46 (136 с).
  3. Назарбаев Н. А. Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни: Послание Президента Республики Казахстан от 6 октября 2018 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K18002018_1
  4. Об утверждении Правил организации деятельности участковых ин­спек­торов полиции, ответственных за организацию работы участкового пункта поли­ции, участковых инспекторов полиции и их помощников: Приказ Министра вну­тренних дел Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 1095 // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34730381&show_di=1
  5. Смышляев А. С., Галиханов М. М. Правовые основания и пути совер­шен­ст­вования законодательства в процессе оценки деятельности полиции // Организация и деятельность ОВД на современном этапе: проблемы и пути решения: Мат-лы международ. науч.-практ. конф. (18 октября 2019 г.). — Костанай: Костанайская академия МВД РК им. Ш. Кабылбаева, 2019. — С. 50-54.
  6. Об утверждении Правил организации и проведения отчета начальника департамента полиции области, города республиканского значения, столицы, городского, районного, районного в городе органа полиции перед населением: Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 31 июля 2023 года № 608 // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36652863
  7. Об утверждении Правил организации и проведения отчетов начальника департамента полиции области, города республиканского значения, столицы, городского, районного, районного в городе органа полиции и участкового инспектора полиции перед населением: Постановление Правительства РК от 6 ноября 2018 года № 723. Утратил силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2023 года №758 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000723/info

References

  1. Ob utverzhdenii Kontseptsii obespecheniya obshchestvennoy bezopasnosti v partnerstve s obshchestvom na 2024-2028 gody (v sfere profilaktiki pravonarusheniy): Postanovleniye Pravitel’stva MVD ot 29 dekabrya 2023 goda № 1233 // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35632725
  2. Korneychuk S. V., Gladyr’ N. S. Obshchestvennyy monitoring zakonodatel’stva i pravoprimenitel’noy praktiki mestnoy politseyskoy sluzhby v sfere preduprezhdeniya i profilaktiki bytovogo nasiliya v RK. — Astana, 2017. S. 46 (136 s).
  3. Nazarbayev N. A. Rost blagosostoyaniya kazakhstantsev: povysheniye dokhodov i kachestva zhizni: Poslaniye Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 6 oktyabrya 2018 goda // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K18002018_1
  4. Ob utverzhdenii Pravil organizatsii deyatel’nosti uchastkovykh inspektorov politsii, otvetstvennykh za organizatsiyu raboty uchastkovogo punkta politsii, uchastkovykh inspektorov politsii i ikh pomoshchnikov: Prikaz Ministra vnutrennikh del Respubliki Kazakhstan ot 29 dekabrya 2015 goda № 1095 // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34730381&show_di=1
  5. Smyshlyayev A. S., Galikhanov M. M. Pravovyye osnovaniya i puti sovershenstvovaniya zakonodatel’stva v protsesse otsenki deyatel’nosti politsii // Organizatsiya i deyatel’nost’ OVD na sovremennom etape: problemy i puti resheniya: Mat-ly mezhdunarod. nauch.-prakt. konf. (18 oktyabrya 2019 g.). — Kostanay: Kostanayskaya akademiya MVD RK im. SH. Kabylbayeva, 2019. — S. 50-54.
  6. Ob utverzhdenii Pravil organizatsii i provedeniya otcheta nachal’nika departamenta politsii oblasti, goroda respublikanskogo znacheniya, stolitsy, gorodskogo, rayonnogo, rayonnogo v gorode organa politsii pered naseleniyem: Prikaz Ministra vnutrennikh del Respubliki Kazakhstan ot 31 iyulya 2023 goda № 608 // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36652863
  7. Ob utverzhdenii Pravil organizatsii i provedeniya otchetov nachal’nika departamenta politsii oblasti, goroda respublikanskogo znacheniya, stolitsy, gorodskogo, rayonnogo, rayonnogo v gorode organa politsii i uchastkovogo inspektora politsii pered naseleniyem: Postanovleniye Pravitel’stva RK ot 6 noyabrya 2018 goda № 723. Utratil silu postanovleniyem Pravitel’stva Respubliki Kazakhstan ot 1 sentyabrya 2023 goda №758 // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000723/info

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*