Литвякова С.В. — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России
Литвякова С.В. — Ресей ІІМ Омбы академиясының ІІО әкімшілік құқық және әкімшілік қызмет кафедрасының оқытушысы
Litvyakova S.V. — lecturer of the department of administrative law and administrative activities of IAB of the Omsk Academy of the MIA of Russia
УДК 342.9
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
КӘМЕЛЕТКЕ ТОЛМАҒАНДАР ЖАСАЙТЫН ӘКІМШІЛІК ҚҰҚЫҚ БҰЗУШЫЛЫҚ ЖӨНІНДЕГІ ІСТЕР БОЙЫНША ӨНДІРІСТІҢ ЖЕКЕЛЕГЕН МӘСЕЛЕЛЕРІ
INDIVIDUAL PROBLEMS OF CASE PROCEEDINGS ABOUT ADMINISTRATIVE OFFENSES, COMMITTED BY MINORS
АННОТАЦИЯ
В статье автор рассматривает отдельные проблемы, связанные с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности. А именно — о снижении возраста привлечения к административной ответственности до 14 лет за умышленно совершенные административные правонарушения, о процессуальных особенностях задержания несовершеннолетнего, об участии педагогов, психологов, законного представителя при опросе несовершеннолетнего и об установлении личности несовершеннолетнего правонарушителя.
ТҮЙІН
Мақалада автор кәмелетке толмағандарды әкімшілік жауапкершілікке тартуға байланысты жекелеген мәселелерді қарастырады. Атап айтқанда, қасақана жасалған әкімшілік құқық бұзушылықтар үшін әкімшілік жауапкершілікке тарту жасын 14 жасқа дейін төмендету туралы, кәмелетке толмағанды ұстаудың процестік ерекшеліктері туралы, кәмелетке толмағаннан сұрау салу кезінде педагогтардың, психологтардың, заңды өкілдің қатысуы туралы және кәмелетке толмаған құқық бұзушының жеке басын анықтау туралы.
ANNOTATION
In the article, the author examines some problems related to bringing minors to administrative responsibility. Namely, on reducing the age of bringing to administrative responsibility to 14 years for intentionally committed administrative offenses, on the procedural features of the detention of a minor, on the participation of teachers, psychologists, a legal representative when interviewing a minor and on establishing the identity of a minor offender.
Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, несовершеннолетний, правонарушитель, законный представитель, родители
Түйінді сөздер: әкімшілік құқық бұзушылық, әкімшілік жауапкершілік, кәмелетке толмаған, құқық бұзушы, заңды өкіл, ата-аналар
Keywords: administrative offenses, administrative responsibility, minor, offender, legal representative, parents
Применяемая к несовершеннолетним нарушителям закона административная ответственность является формой государственного реагирования на административные деликты, совершаемые данной категорией субъектов, выраженной в применении к ним конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфической обязанностью нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных юридических мер[1].
Несовершеннолетие рассматриваются как признак особого субъекта, требующего повышенного по сравнению с обычными лицами контроля с позиции соблюдения принципов законности и уважения прав и свобод человека. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, существующие гарантии защиты прав несовершеннолетних, с одной стороны, позволяют обеспечить их соблюдение, с другой, — слепое следование букве закона препятствует вообще привлечению к административной ответственности, делая невозможным ее наступление (Summum jus — summa injuria — высшая законность есть высшее беззаконие — следование только букве закона является грубым нарушением духа закона). Чрезмерная регламентация правовых гарантий защиты прав и свобод несовершеннолетних препятствует неотвратимости наступления ответственности за совершенное деяние, тем самым не реализуются цели общей и индивидуальной профилактики правонарушений[2].
На сегодняшний день в правоприменительной практике существует целый комплекс проблем, связанных с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, статья 2.3 КоАП РФ закрепляет, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Несовершеннолетние, которые на момент совершения правонарушения не достигли возраста 16 лет, административной ответственности не подлежат. За совершение правонарушения несовершеннолетним, связанным с потреблением им алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, ответственность будут нести родители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ. Кроме указанной статьи в законодательстве не закреплена административная ответственность родителей за другие правонарушения, совершенные их детьми, не достигшими возраста 16 лет, такие как: причинение телесных повреждений, употребление табака, мелкое хищение, мелкое хулиганство, уничтожение или повреждение чужого имущества и другие. Игнорирование со стороны правоохранительных органов фактов совершения любых противоправных деяний недопустимо. Это способствует стремительному росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации[3]. В этой связи следует упомянуть законодательство об административных правонарушениях Республики Беларусь, согласно которому, за ряд административных правонарушений ответственность наступает с 14 лет, а именно за умышленное причинение телесных повреждений (ст. 10.1 КоАП РБ); оскорбление (ст. 10.2 КоАП РБ); за мелкое хищение (ст. 11.1 КоАП РБ); за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 11.3 КоАП РБ); за жестокое обращение с животными (ст. 16.29 КоАП РБ); за мелкое хулиганство (ст. 19.1 КоАП РБ). Полагаем, что в четырнадцатилетнем возрасте подросток в полной мере осознает противоправность своих действий за совершение подобных правонарушений при полноценном психическом развитии, должном воспитании и внимании со стороны родителей или законных представителей. В последние годы вопрос о снижении возраста, по достижении которого физическое лицо в России может быть привлечено к административной ответственности, неоднократно поднимался на всевозможных юридических форумах и в трудах видных отечественных административистов[4]. Однако, единого мнения на эту проблему нет. Все же, по нашему мнению, необходимо внести соответствующие изменения в российское законодательство, и снизить возраст привлечения к административной ответственности до 14 лет за умышленно совершенные административные правонарушения против здоровья населения, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности.
Совершение же нескольких однородных правонарушений несовершеннолетними, повторность деяний свидетельствует, на наш взгляд, о попустительском отношении к содеянным поступкам со стороны родителей или законных представителей несовершеннолетнего и следует рассматривать как ненадлежащее выполнение ими обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
В связи с этим, следует предусмотреть административную ответственность родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет, если противоправные деяния совершены им два и более раза, то есть систематически, и совершены они умышленно и осознанно, а также ранее с ребенком проводились профилактические беседы администрацией учебного учреждения или сотрудниками полиции. Систематическое совершение несовершеннолетним противоправных деяний также говорит о безразличном, попустительском отношении к нему со стороны родителей.
Следующей проблемой следует назвать процессуальные особенности задержания несовершеннолетнего. О любом случае задержания несовершеннолетнего в возможно короткий срок обязательно уведомляются законные представители (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ). Как именно уведомить законного представителя и в какой срок, законом не установлено. Но в законодательстве четко сказано, что срок задержания правонарушителя не может превышать трех часов. Следуя этому правилу, сотрудник полиции о факте задержания несовершеннолетнего обязан уведомить всеми возможными способами законного представителя, пригласить в служебное помещение, в его присутствии составить протокол об административном правонарушении, при этом время не должно превышать трех часов. Как поступить сотруднику полиции, если о факте задержания несовершеннолетнего родитель уведомлен, но в силу занятости на работе прибыть в служебное помещение территориального органа он в ближайшее время не может? Кому, и в каком порядке в таких случаях передавать несовершеннолетнего правонарушителя? Эти вопросы остаются неурегулированными в действующем законодательстве. В связи с этим считаем необходимым законодательно закрепить возможность передачи несовершеннолетнего правонарушителя иному родственнику, например, бабушке, дедушке, дядям и тетям, а также совершеннолетним братьям и сестрам, по просьбе родителя или иного законного представителя, который по объективным причинам не может лично присутствовать.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога (ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ). На практике весьма проблематично обеспечить явку педагога или психолога, особенно в нерабочее время и праздничные дни. В таких исключительных случаях, на наш взгляд, можно рассмотреть вопрос об участии штатного психолога ОВД.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным лицом в возрасте до 18 лет, присутствие законного представителя может быть признано обязательным (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ). Однако речь идет про стадию рассмотрения дела, а не про стадию возбуждение дела об административном правонарушении. На наш взгляд, опрос лица, не достигшего возраста 18 лет, на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях возможен только лишь с согласия, ведома и в присутствии законного представителя, а при невозможности присутствия законного представителя, например, в связи с болезнью, опрос производить в присутствии педагога или психолога, а также штатного психолога ОВД. Участие указанных лиц при опросе несовершеннолетнего должно быть зафиксировано в протоколе, а также в объяснении правонарушителя и заверено подписями.
Кроме того, на практике сотрудники правоохранительных органов могут столкнуться еще с одной проблемой — установление личности несовершеннолетнего правонарушителя. В соответствии с пунктом 13 статьи 12 ФЗ № 3-ФЗ «О полиции», сотрудники могут доставлять граждан в служебное помещение с целью решения вопроса о задержании лица, установлении его личности и обеспечения безопасности жизни и здоровья. Установить личность несовершеннолетнего в кратчайший срок, не превышающий трех часов, возможно только со-слов несовершеннолетнего правонарушителя. А как быть в тех случаях, когда несовершеннолетний отказывается называть свои данные? Полагаем, можно было бы использовать биометрические персональные данные, а именно ввести обязательное дактилоскопирование детей. Это существенно облегчит работу правоохранительным органам и ускорит процесс установления личности несовершеннолетнего, при чем не только правонарушителя, но и подкинутых, заблудившихся, детей, которые не могут в силу умственного развития назвать свои данные.
В заключение хотелось бы отметить, что несовершеннолетние обладают особым административно-процессуальным статусом. Однако, отсутствие четко регламентированного статуса несовершеннолетнего при производстве по делу об административном правонарушении затрудняет обеспечение их законных прав и интересов.
- Лобанов К. Н., Москаленко С. А. К вопросу об административной ответственности несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2015. — № 1. — С. 48-53.
- Ляшук А. В. Административная ответственность несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии опьянения // Актуальные проблемы современного российского государства и права: Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. (18 мая 2018 года). — Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2018. — С. 173-178.
- Баранов А. Д., Дорофеева Ж. П., Меняйло Д. В. Особенности административной ответственности несовершеннолетних // Философия права. — 2015. — № 4(71). — С. 80-83.
- Долгих И. П., Черняев Г. М., Шебанов Д. В. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы и перспективы // Наука и образование: проблемы и перспективы: Сб. ст. Международ. научн.-практ. конф. (13 марта 2014 г.) / Отв. ред. А. А. Сукиасян. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 178-180.