admin 05.09.2024

МРНТИ 10.81.00

УДК 343.9

Анисимов Артур Анатольевич — доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доцент (Российская Федерация, г. Воронеж)

ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ

Аннотация. Статья посвящена проблемам домашнего насилия. В статье рас­сма­т­риваются вопросы противодействия домашнему насилию, анализируются ме­ры нормативного обеспечения противодействия данному явлению. Дается краткий анализ проблемам привлечения виновных к ответственности, предлагаются изме­не­ния и дополнения действующего законодательства на основе законодательства ря­да государств и норм международного права. Также предлагается централи­зо­ван­ная разработка социальных программ (проектов) в целях предупреждения до­маш­него насилия, создание кризисных центров (социальных убежищ) для жертв дан­ных преступлений. Кроме того, рассматривается возможность разработки ме­ха­низма межведомственного взаимодействия различных служб в целях оказания помощи жертвам домашнего насилия; изучается необходимость определения ко­ор­динирующего органа.

Ключевые слова: домашнее насилие, противодействие насилию, норматив­ное обеспечение, координация деятельности, изменения действующего законода­тель­ства, проблемы предупреждения, разработка программ, содействие жерт­вам, социально-педагогическое сопровождение, социальные убежища.

Анисимов Артур Анатольевич — «Ресей мемлекеттік әділет университеті» Федералды мемлекеттік бюджеттік білім беру мекемесі орталық филиалының қылмыстық құқық кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты, доцент (Ресей Федерациясы, Воронеж қ.)

ТҰРМЫСТЫҚ ЗОРЛЫҚ-ЗОМБЫЛЫҚҚА ҚАРСЫ ІС-ҚИМЫЛДЫ НОРМАТИВТІК ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ МӘСЕЛЕЛЕРІ

Түйін. Мақала тұрмыстық зорлық-зомбылық мәселелеріне арналған. Мақала­да тұрмыстық зорлық-зомбылыққа қарсы іс-қимыл мәселелері қарастырылып, осы құбылысқа қарсы іс-қимылды нормативтік қамтамасыз ету шаралары талданады. Кінә­лілерді жауапқа тарту проблемаларына қысқаша талдау жасалады және бірқа­тар мемлекеттердің заңнамасы мен халықаралық құқық нормалары негізінде қол­да­ныстағы заңнамаға өзгерістер мен толықтырулар ұсынылады. Сондай-ақ, тұр­мыс­тық зорлық-зомбылықтың алдын алу мақсатында әлеуметтік бағдарламаларды (жобаларды) орталықтандырылған әзірлеу, осы қылмыстардан зәбір шеккендер үшін дағдарыс орталықтарын (әлеуметтік баспана) құру ұсынылады. Бұдан басқа, тұрмыстық зорлық-зомбылық құрбандарына көмек көрсету мақсатында әртүрлі қызметтердің ведомствоаралық өзара іс-қимыл тетігін әзірлеу мүмкіндігі қарасты­ры­лады; үйлестіруші органды айқындау қажеттілігі зерделенеді.

Түйінді сөздер: тұрмыстық зорлық-зомбылық, зорлық-зомбылыққа қарсы күрес, нормативтік қамтамасыз ету, қызметті үйлестіру, қолданыстағы заң­на­ма­дағы өзгерістер, алдын алу проблемалары, бағдарламаларды әзірлеу, зардап шек­кендерге көмек көрсету, әлеуметтік-педагогикалық қолдау, әлеуметтік бас­па­налар.

Anisimov Artur Anatolyevich — associate professor of the department of criminal law of the Central branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian state university of justice», candidate of legal sciences, associate professor (Russian Federation, Voronezh)

ISSUES OF REGULATORY SUPPORT FOR COUNTERING DOMESTIC VIOLENCE

Annotation. The article is devoted to the problems of domestic violence. The article discusses the issues of countering domestic violence, analyzes the measures of regulatory support to counteract this phenomenon. A brief analysis of the problems of bringing perpetrators to justice is given, amendments and additions to the current legislation based on the legislation of several states and norms of international law are proposed. It also proposes the centralized development of social programs (projects) to prevent domestic violence, the creation of crisis centers (social shelters) for victims of these crimes. In addition, the possibility of developing a mechanism for interdepartmental interaction between various services to help victims of domestic violence is being considered; the need to identify a coordinating body is being studied.

Keywords: domestic violence, countering violence, regulatory support, coordination of activities, changes in current legislation, prevention problems, program development, assistance to victims, socio-pedagogical support, social shelters.

 

Введение. Проблемы насилия в семье, или, как еще называют, домашнего насилия, актуальны не только для России, но и для многих стран мира. Различные ученые по-разному определяют, что считать домашним насилием, но единого мне­ния пока не выработано.

Закон о противодействии домашнему насилию в России также не принят, хотя в современной истории уже было несколько таких попыток, которые бы опреде­ля­ли, что это за явление, устанавливали бы какие-либо механизмы противодействия, регулировали бы вопросы немедленной защиты потерпевших с применением мер без­опасности. Нужен ли такой закон? Да, безусловно, как и изменения в действую­щего законодательства (административного, уголовного, процессуального).

Данная тематика актуальна еще и тем, что какие-либо проблемы внутри семьи близкие и родственники, а в ряде случаев — и даже правоохранительные органы, считают внутренним делом, частными вопросами, хотя такая ситуация и отсут­ст­вие реагирования может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого пре­ступления.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили сле­дующие методы: анализа и обобщения нормативных и научных данных; срав­нительно-правовой, технико-юридический, логический и иные методы познания. Обоснованность выводов и предложений, содержащихся в работе, обеспечивается применением таких общих и частно-научных методов сбора и анализа инфор­ма­ции, как: структурно-логического, статистического, социологического, и других.

Эмпирическую основу данной работы составили материалы, размещенные в открытых источниках, посвященные различным аспектам данной темы.

Результаты и обсуждение. Домашнее насилие остается одной из нерешенных проблем современного общества. Чаще всего жертвами такого насилия становятся женщины и несовершеннолетние дети; в ряде случаев — мужчины, получившие какие-либо травмы в ответ на свою агрессию.

Действующее законодательство призвано охранять граждан от такого наси­лия, но при ближайшем анализе оказывается, что в такой ситуации оно остается не­эффективным. Так, если кто-либо подвергается насилию в семье и это еще не дошло до причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, то по действующему за­конодательству РФ все совершенное будет расцениваться как дело частного об­ви­нения. Это значит, что потерпевшая должна будет сама обратиться в правоох­ра­нительные органы, написать заявление о нанесенных побоях и других противо­прав­ных действиях — к тому же, следует еще и доказать, что побои действительно были нанесены, для чего также будет необходимо обратиться в любое медицин­ское учреждение.

Кроме того, такому лицу, пострадавшему от насилия, придется и самому со­би­рать доказательства, оформлять различные документы. Но собрать необходи­мые документы, правильно их оформить, зачастую не под силу потерпевшим, а на адвоката у жертвы насилия, как правило, нет каких-либо денежных средств; бес­плат­ные юридические консультации также существуют далеко не во всех насе­лен­ных пунктах. При этом следует помнить, что и прекращаются такие дела по заявле­нию потерпевшего. Поэтому такие дела достаточно редко становятся достоянием глас­ности, а виновный никакой ответственности за содеянное не несет, что про­во­цирует его на дальнейшее агрессивное поведение в отношении своих близких или дру­гих членов семьи.

Но все же работа по предотвращению насилия в семье, помимо правоохрани­тель­ных органов, осуществляется и иными субъектами: кризисными центрами для женщин, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания; действуют спе­циализированные службы и учреждения по типу социальных программ или про­ектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры со­циальной реабилитации для несовершеннолетних); имеются отделения квалифи­ци­рованной профессиональной социальной работы в территориальных учреж­де­ниях системы социального обслуживания населения (центры психолого-педа­го­ги­ческой помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексного со­циального обслуживания населения).

Как правило, такая работа ведется по двум направлениям. Первое предусмат­ри­вает оказание помощи эмоционального, неврологического, медицинского харак­те­ра. Пострадавшему от насилия в семье ребенку или женщине требуется меди­цин­ская и психологическая помощь, а также материальная поддержка, социально-пе­дагогическое сопровождение. Второе направление — это решение комплекса социальных проблем (что зависит от имеющейся ситуации), восстановление на­ру­шенных прав и привлечение виновных к ответственности. Несмотря на данную ра­боту, все же домашнее насилие — это достаточно распространенное и постоянное явление в нашей стране[1].

Однако даже такое положение дел нельзя считать удовлетворительным. В 2010 г. Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин, рас­смо­трев доклад о выполнении Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискрими­на­ции в отношении женщин, указал на отсутствие последовательного подхода к пре­сечению и ликвидации насилия в семье. Между тем, мировая практика в облас­ти борьбы с насилием в семье доказала, что специальный закон о предупреждении и профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уго­лов­ного, гражданского и административного законодательства.

Подобные законы уже несколько лет действуют на территории многих стран Западной и Восточной Европы, а также стран СНГ[2]. Так, в Молдове и Киргизии случаи внутрисемейного насилия после принятия подобных законов сократились на 30 %[3]. В Республике Казахстан после принятия закона в 2009 г. «О профи­лак­ти­ке бытового насилия» и создания специального подразделения, которое занима­лось проблемами домашнего насилия, число обращений женщин в правоохрани­тель­ные органы увеличилось в несколько раз[4].

Представляется, что необходимо дальнейшее совершенствование законода­тель­ства и внесение поправок, касающихся гарантий защиты от домашнего на­силия и обеспечения прав пострадавших. Так, преступления, совершенные в семье (в отношении членов семьи), необходимо перевести из категории дел частного об­винения в категорию дел пуб­личного обвинения. К процессу разработки закона и других программ могут быть привлечены в качестве экспертов специалисты из го­су­дарственных и общественных организаций, имеющих опыт работы с проблемой насилия в семье. Также важна оценка масштаба распространенности домашнего насилия посредством включения данных категорий дел в статистические фор­мы МВД РФ с целью сбора статистических данных, систематически обновляемых и доступных для всех заинтересованных лиц.

Поэтому, помимо закона, необходима целая программа и пакет документов, со­держащих дополнения и изменения действующего законодательства. Однако в РФ и сам закон до сих пор не разработан, хотя существует в качестве зако­но­проекта; с 2016 г. в этот проект вносятся многочисленные изменения и допол­не­ния. Кроме того, авторы-разработчики сами обратились в полицию из-за посту­паю­щих в их адрес угроз. Как заявила заместитель председателя комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей О. В. Пушкина, авторы законопроекта полу­ча­ют конкретные угрозы на электронную почту и в социальных сетях[5].

Также имеются определенные проблемы с определением самого термина «до­маш­нее насилие». Например, какой вид вреда он должен включать (только ст. ст. 111, 112, 115, 116, 116.1, 119 УК РФ или еще какие-либо другие?); кто из членов семьи считается виновным в семейном насилии (муж, брат, отец и т.п., или также сожитель, просто знакомый, временно проживающий в семье?; кто попадает в сферу действия данного закона (супруга, дети или любые лица, проживающие в семье?); должно ли домашнее насилие включать сексуальное и экономическое на­си­лие?, и т. д.

Необходима разработка и принятие федеральной программы по предотвраще­нию и искорене­нию домашнего насилия с целью развития системы специализиро­ван­ных органов для незамедлительного и эффективного реагирования на про­ти­во­правные факты. В программу могут быть включены меры по специальной подго­тов­ке представителей профессиональных групп, которые в своей де­ятельности стал­киваются с проблемой насилия в семье; следует также добавить вопрос о до­маш­нем насилии в процедуру опроса женщин и детей, обращающихся в учреж­де­ния здравоохранения в связи с фактами насилия в семье.

11 мая 2011 г. в Стамбуле была открыта для подписания Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (СДСE № 210), которая не ратифицирована Россией. Основными целями этой Конвенции являются:

  • защита женщин и детей от всех форм насилия;
  • предупреждение, преследование и искоренение насилие в отношении жен­щин и насилие в семье;
  • разработка комплексных мер и политики по противодействию домашнему насилию;
  • меры для защиты и оказания помощи всем жертвами насилия в семье[6].

Следует отметить, что Россия данную конвенцию не ратифицировала, хотя в ней имеется пошаговый план действий государств-участников в целях противо­дей­ствия домашнему насилию, дается определение негативных явлений, над опре­де­лением которых и трудятся разработчики соответствующего законопроекта в на­шей стране. Так, «домашнее насилие» означает все акты физического, сексуаль­но­го, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу се­мьи или в быту или между бывшими или нынешними супругами или партне­ра­ми, независимо от того, проживает или не проживает лицо, их совершающее, в том же месте, что и жертва (ст. 3-b Конвенции). Также, по смыслу данной конвенции, бра­ки, заключенные насильственным путем, могут быть признаны недействитель­ны­ми, аннулированы или расторгнуты без необоснованного финансового или ад­ми­нистративного обременения жертвы (ст. 32 Конвенции)6.

Поэтому и в России, в целях достижения эффективного реагирования на слу­чаи насилия в семье, должен быть раз­работан и механизм межведомственного вза­и­модействия (правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, ме­ди­цинских учреждений, структур социальной защиты, обществен­ных организаций и др.). Кроме того, в правоохранительных структурах следует предусмотреть спе­ци­альный орган, на который бы и была возложена координация всех служб и органов государства профилактической работе.

Заключение. Учитывая положительный опыт ряда различных стран, пред­став­ляется необходимым:

  • на законодательном уровне закрепить цели и основные направления дея­тель­ности субъектов предупреждения и профилактики домашнего насилия, указав пол­номочия и алгоритм действия субъектов профилактики в случае выявления таких фактов;
  • завершить разработку федерального закона РФ, в содержание которого вклю­чить положения о специальных мерах социально-правовой защиты для чле­нов семьи, пострадавших от такого насилия. Также необходимо предусмотреть быс­трые и действенные механизмы взаимодействия правоохранительных органов и специальных служб; охранные меры для жертв; ответственность за нарушение мер защиты лицом, на которого наложены ограничения в отношении членов его семьи в связи с совершенным деянием;
  • включить в содержание закона мероприятия по профилактике конкретных ви­дов правонарушений, а также пьянства, наркомании и других негативных явле­ний, встречающихся в семейных отношениях; ввести в этих случаях принудитель­ное лечение от алкоголизма и наркомании;
  • с целью профилактики насилия в семье предусмотреть принудительные пси­хо­коррекционные курсы для лиц, поставленных на учет или отбывающих нака­за­ние за агрессивные действия, направленные против членов своей семьи. В послед­нем случае необходимы дополнения действующего законодательства, предусма­три­вающего обязанность лица, признанного виновным в совершении домашнего насилия, пройти соответствующую коррекционную программу;
  • в качестве основного координирующего органа следует определить специа­лизированный орган, уточнив его обязанности и вопросы координации действий различных ведомств в сфере противодействия домашнему насилию. Необходимо также возложить на данный орган вопросы социального обеспечения и оказания помощи в трудоустройстве членов семьи, если это необходимо. Для того, чтобы такой орган обладал реальными полномочиями, можно рассмотреть возможность его создания в структуре прокуратуры или полиции;
  • перевести дела о насилии в семье из категории дел частного обвинения в ка­те­горию дел публичного обвинения, внеся дополнения и изменения в дейст­вующее законодательство РФ;
  • рассмотреть меры ответственности для виновных, учитывающие их измене­ния личности, связанные с агрессией; одновременно предусмотреть специальные меры защиты для жертв таких преступлений;
  • осуществлять соответствующее финансирование кризисных центров и цент­ров по проведению добровольных и принудительных психокоррекционных про­грамм для лиц, поставленных на учет или желающих добровольно получить пси­хо­логическую помощь для изменения своего агрессивного поведения;
  • создать достаточное количество социальных убежищ для потерпевших и сни­зить порог их доступности.

Список литературы

  1. Криминология и профилактика преступлений: Учеб. пос. / Под ред. В. А. Ле­лекова, С. Т. Гаврилова, А. Н. Ильяшенко, А. В. Долгова. — Воронеж: ВИ МВД России, 2005. С. 82.
  2. Международные правовые нормы и практики преодоления домашнего на­силия / Под общ. ред. Е. Н. Ершовой, С. Г. Айвазовой. — М., 2010. С. 74-75.
  3. Исакунова Т. Б., Елиференко А. Б., Кекиев К. К. Пособие для сотрудников ми­лиции Кыргызской республики по работе с семейным насилием. — Бишкек, 2010. С. 3-4, 27.
  4. Каирова Н. И. Некоторые вопросы совершенствования законодательства Рес­публики Казахстан в сфере семейно-бытового насилия // http://sibac.info/index.php (дата обращения: 9.09.2024).
  5. Оксана Пушкина рассказала об угрозах в адрес разработчиков закона про­тив домашнего насилия // URL: https://www.novochag.ru/obshchestvo/novosti/ oksana-pushkina-rasskazala-ob-ugrozah-v-adres-razrabotchikov-zakona-protiv-domashnego-nasiliya/?ysclid= m0xw 23sti0717742568 (дата обращения: 9.09.2024).
  6. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отно­ше­нии женщин и домашним насилием (г. Стамбул, 11.V.2011 г.) // URL: https://rm.coe.int/168046253f (дата обращения: 9.09.2024).

References

  1. Kriminologiya i profilaktika prestuplenij: Ucheb. рos. / Pod red. V. A. Lelekova, S.T. Gavrilova, A.N. Il’yashenko, A.V. Dolgova. — Voronezh: VI MVD Rossii, 2005. S. 82.
  2. Mezhdunarodnye pravovye normy i praktiki preodoleniya domashnego nasiliya / Pod obshch. red. E. N. Ershovoj, S.G. Ajvazovoj. — M., 2010. S. 74-75.
  3. Isakunova T. B., Eliferenko A. B., Kekiev K. K. Posobie dlya sotrudnikov milicii Kyrgyzskoj respubliki po rabote s semejnym nasiliem. — Bishkek, 2010. S. 3-4, 27.
  4. Kairova N.I. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel’stva Respub­liki Kazahstan v sfere semejno-bytovogo nasiliya // http://sibac.info/index.php (data obrashcheniya: 9.09.2024).
  5. Oksana Pushkina rasskazala ob ugrozah v adres razrabotchikov zakona protiv domashnego nasiliya // URL: https://www.novochag.ru/obshchestvo/novosti/oksana-pushkina-rasskazala-ob-ugrozah-v-adres-razrabotchikov-zakona-protiv-domashnego-nasiliya/?ysclid= m0xw 23sti0717742568 (data obrashcheniya: 9.09.2024).
  6. Konvenciya Soveta Evropy o predotvrashchenii i bor’be s nasiliem v otnoshenii zhenshchin i domashnim nasiliem (g. Stambul, 11.V.2011 g.) // URL: https://rm.coe.int/168046253f (data obrashcheniya: 9.09.2024).

Leave a comment.

Your email address will not be published. Required fields are marked*