МРНТИ 10.81.00
УДК 343.9
Анисимов Артур Анатольевич — доцент кафедры уголовного права Центрального филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доцент (Российская Федерация, г. Воронеж)
ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ
Аннотация. Статья посвящена проблемам домашнего насилия. В статье рассматриваются вопросы противодействия домашнему насилию, анализируются меры нормативного обеспечения противодействия данному явлению. Дается краткий анализ проблемам привлечения виновных к ответственности, предлагаются изменения и дополнения действующего законодательства на основе законодательства ряда государств и норм международного права. Также предлагается централизованная разработка социальных программ (проектов) в целях предупреждения домашнего насилия, создание кризисных центров (социальных убежищ) для жертв данных преступлений. Кроме того, рассматривается возможность разработки механизма межведомственного взаимодействия различных служб в целях оказания помощи жертвам домашнего насилия; изучается необходимость определения координирующего органа.
Ключевые слова: домашнее насилие, противодействие насилию, нормативное обеспечение, координация деятельности, изменения действующего законодательства, проблемы предупреждения, разработка программ, содействие жертвам, социально-педагогическое сопровождение, социальные убежища.
Анисимов Артур Анатольевич — «Ресей мемлекеттік әділет университеті» Федералды мемлекеттік бюджеттік білім беру мекемесі орталық филиалының қылмыстық құқық кафедрасының доценті, заң ғылымдарының кандидаты, доцент (Ресей Федерациясы, Воронеж қ.)
ТҰРМЫСТЫҚ ЗОРЛЫҚ-ЗОМБЫЛЫҚҚА ҚАРСЫ ІС-ҚИМЫЛДЫ НОРМАТИВТІК ҚАМТАМАСЫЗ ЕТУ МӘСЕЛЕЛЕРІ
Түйін. Мақала тұрмыстық зорлық-зомбылық мәселелеріне арналған. Мақалада тұрмыстық зорлық-зомбылыққа қарсы іс-қимыл мәселелері қарастырылып, осы құбылысқа қарсы іс-қимылды нормативтік қамтамасыз ету шаралары талданады. Кінәлілерді жауапқа тарту проблемаларына қысқаша талдау жасалады және бірқатар мемлекеттердің заңнамасы мен халықаралық құқық нормалары негізінде қолданыстағы заңнамаға өзгерістер мен толықтырулар ұсынылады. Сондай-ақ, тұрмыстық зорлық-зомбылықтың алдын алу мақсатында әлеуметтік бағдарламаларды (жобаларды) орталықтандырылған әзірлеу, осы қылмыстардан зәбір шеккендер үшін дағдарыс орталықтарын (әлеуметтік баспана) құру ұсынылады. Бұдан басқа, тұрмыстық зорлық-зомбылық құрбандарына көмек көрсету мақсатында әртүрлі қызметтердің ведомствоаралық өзара іс-қимыл тетігін әзірлеу мүмкіндігі қарастырылады; үйлестіруші органды айқындау қажеттілігі зерделенеді.
Түйінді сөздер: тұрмыстық зорлық-зомбылық, зорлық-зомбылыққа қарсы күрес, нормативтік қамтамасыз ету, қызметті үйлестіру, қолданыстағы заңнамадағы өзгерістер, алдын алу проблемалары, бағдарламаларды әзірлеу, зардап шеккендерге көмек көрсету, әлеуметтік-педагогикалық қолдау, әлеуметтік баспаналар.
Anisimov Artur Anatolyevich — associate professor of the department of criminal law of the Central branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian state university of justice», candidate of legal sciences, associate professor (Russian Federation, Voronezh)
ISSUES OF REGULATORY SUPPORT FOR COUNTERING DOMESTIC VIOLENCE
Annotation. The article is devoted to the problems of domestic violence. The article discusses the issues of countering domestic violence, analyzes the measures of regulatory support to counteract this phenomenon. A brief analysis of the problems of bringing perpetrators to justice is given, amendments and additions to the current legislation based on the legislation of several states and norms of international law are proposed. It also proposes the centralized development of social programs (projects) to prevent domestic violence, the creation of crisis centers (social shelters) for victims of these crimes. In addition, the possibility of developing a mechanism for interdepartmental interaction between various services to help victims of domestic violence is being considered; the need to identify a coordinating body is being studied.
Keywords: domestic violence, countering violence, regulatory support, coordination of activities, changes in current legislation, prevention problems, program development, assistance to victims, socio-pedagogical support, social shelters.
Введение. Проблемы насилия в семье, или, как еще называют, домашнего насилия, актуальны не только для России, но и для многих стран мира. Различные ученые по-разному определяют, что считать домашним насилием, но единого мнения пока не выработано.
Закон о противодействии домашнему насилию в России также не принят, хотя в современной истории уже было несколько таких попыток, которые бы определяли, что это за явление, устанавливали бы какие-либо механизмы противодействия, регулировали бы вопросы немедленной защиты потерпевших с применением мер безопасности. Нужен ли такой закон? Да, безусловно, как и изменения в действующего законодательства (административного, уголовного, процессуального).
Данная тематика актуальна еще и тем, что какие-либо проблемы внутри семьи близкие и родственники, а в ряде случаев — и даже правоохранительные органы, считают внутренним делом, частными вопросами, хотя такая ситуация и отсутствие реагирования может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие методы: анализа и обобщения нормативных и научных данных; сравнительно-правовой, технико-юридический, логический и иные методы познания. Обоснованность выводов и предложений, содержащихся в работе, обеспечивается применением таких общих и частно-научных методов сбора и анализа информации, как: структурно-логического, статистического, социологического, и других.
Эмпирическую основу данной работы составили материалы, размещенные в открытых источниках, посвященные различным аспектам данной темы.
Результаты и обсуждение. Домашнее насилие остается одной из нерешенных проблем современного общества. Чаще всего жертвами такого насилия становятся женщины и несовершеннолетние дети; в ряде случаев — мужчины, получившие какие-либо травмы в ответ на свою агрессию.
Действующее законодательство призвано охранять граждан от такого насилия, но при ближайшем анализе оказывается, что в такой ситуации оно остается неэффективным. Так, если кто-либо подвергается насилию в семье и это еще не дошло до причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, то по действующему законодательству РФ все совершенное будет расцениваться как дело частного обвинения. Это значит, что потерпевшая должна будет сама обратиться в правоохранительные органы, написать заявление о нанесенных побоях и других противоправных действиях — к тому же, следует еще и доказать, что побои действительно были нанесены, для чего также будет необходимо обратиться в любое медицинское учреждение.
Кроме того, такому лицу, пострадавшему от насилия, придется и самому собирать доказательства, оформлять различные документы. Но собрать необходимые документы, правильно их оформить, зачастую не под силу потерпевшим, а на адвоката у жертвы насилия, как правило, нет каких-либо денежных средств; бесплатные юридические консультации также существуют далеко не во всех населенных пунктах. При этом следует помнить, что и прекращаются такие дела по заявлению потерпевшего. Поэтому такие дела достаточно редко становятся достоянием гласности, а виновный никакой ответственности за содеянное не несет, что провоцирует его на дальнейшее агрессивное поведение в отношении своих близких или других членов семьи.
Но все же работа по предотвращению насилия в семье, помимо правоохранительных органов, осуществляется и иными субъектами: кризисными центрами для женщин, убежищами как стационарного, так и дневного пребывания; действуют специализированные службы и учреждения по типу социальных программ или проектов (подростковые линии на телефонах доверия, детские приюты, центры социальной реабилитации для несовершеннолетних); имеются отделения квалифицированной профессиональной социальной работы в территориальных учреждениях системы социального обслуживания населения (центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям, комплексного социального обслуживания населения).
Как правило, такая работа ведется по двум направлениям. Первое предусматривает оказание помощи эмоционального, неврологического, медицинского характера. Пострадавшему от насилия в семье ребенку или женщине требуется медицинская и психологическая помощь, а также материальная поддержка, социально-педагогическое сопровождение. Второе направление — это решение комплекса социальных проблем (что зависит от имеющейся ситуации), восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Несмотря на данную работу, все же домашнее насилие — это достаточно распространенное и постоянное явление в нашей стране[1].
Однако даже такое положение дел нельзя считать удовлетворительным. В 2010 г. Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин, рассмотрев доклад о выполнении Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, указал на отсутствие последовательного подхода к пресечению и ликвидации насилия в семье. Между тем, мировая практика в области борьбы с насилием в семье доказала, что специальный закон о предупреждении и профилактике насилия в семье более эффективен, чем отдельные статьи уголовного, гражданского и административного законодательства.
Подобные законы уже несколько лет действуют на территории многих стран Западной и Восточной Европы, а также стран СНГ[2]. Так, в Молдове и Киргизии случаи внутрисемейного насилия после принятия подобных законов сократились на 30 %[3]. В Республике Казахстан после принятия закона в 2009 г. «О профилактике бытового насилия» и создания специального подразделения, которое занималось проблемами домашнего насилия, число обращений женщин в правоохранительные органы увеличилось в несколько раз[4].
Представляется, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и внесение поправок, касающихся гарантий защиты от домашнего насилия и обеспечения прав пострадавших. Так, преступления, совершенные в семье (в отношении членов семьи), необходимо перевести из категории дел частного обвинения в категорию дел публичного обвинения. К процессу разработки закона и других программ могут быть привлечены в качестве экспертов специалисты из государственных и общественных организаций, имеющих опыт работы с проблемой насилия в семье. Также важна оценка масштаба распространенности домашнего насилия посредством включения данных категорий дел в статистические формы МВД РФ с целью сбора статистических данных, систематически обновляемых и доступных для всех заинтересованных лиц.
Поэтому, помимо закона, необходима целая программа и пакет документов, содержащих дополнения и изменения действующего законодательства. Однако в РФ и сам закон до сих пор не разработан, хотя существует в качестве законопроекта; с 2016 г. в этот проект вносятся многочисленные изменения и дополнения. Кроме того, авторы-разработчики сами обратились в полицию из-за поступающих в их адрес угроз. Как заявила заместитель председателя комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей О. В. Пушкина, авторы законопроекта получают конкретные угрозы на электронную почту и в социальных сетях[5].
Также имеются определенные проблемы с определением самого термина «домашнее насилие». Например, какой вид вреда он должен включать (только ст. ст. 111, 112, 115, 116, 116.1, 119 УК РФ или еще какие-либо другие?); кто из членов семьи считается виновным в семейном насилии (муж, брат, отец и т.п., или также сожитель, просто знакомый, временно проживающий в семье?; кто попадает в сферу действия данного закона (супруга, дети или любые лица, проживающие в семье?); должно ли домашнее насилие включать сексуальное и экономическое насилие?, и т. д.
Необходима разработка и принятие федеральной программы по предотвращению и искоренению домашнего насилия с целью развития системы специализированных органов для незамедлительного и эффективного реагирования на противоправные факты. В программу могут быть включены меры по специальной подготовке представителей профессиональных групп, которые в своей деятельности сталкиваются с проблемой насилия в семье; следует также добавить вопрос о домашнем насилии в процедуру опроса женщин и детей, обращающихся в учреждения здравоохранения в связи с фактами насилия в семье.
11 мая 2011 г. в Стамбуле была открыта для подписания Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (СДСE № 210), которая не ратифицирована Россией. Основными целями этой Конвенции являются:
- защита женщин и детей от всех форм насилия;
- предупреждение, преследование и искоренение насилие в отношении женщин и насилие в семье;
- разработка комплексных мер и политики по противодействию домашнему насилию;
- меры для защиты и оказания помощи всем жертвами насилия в семье[6].
Следует отметить, что Россия данную конвенцию не ратифицировала, хотя в ней имеется пошаговый план действий государств-участников в целях противодействия домашнему насилию, дается определение негативных явлений, над определением которых и трудятся разработчики соответствующего законопроекта в нашей стране. Так, «домашнее насилие» означает все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи или в быту или между бывшими или нынешними супругами или партнерами, независимо от того, проживает или не проживает лицо, их совершающее, в том же месте, что и жертва (ст. 3-b Конвенции). Также, по смыслу данной конвенции, браки, заключенные насильственным путем, могут быть признаны недействительными, аннулированы или расторгнуты без необоснованного финансового или административного обременения жертвы (ст. 32 Конвенции)6.
Поэтому и в России, в целях достижения эффективного реагирования на случаи насилия в семье, должен быть разработан и механизм межведомственного взаимодействия (правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, медицинских учреждений, структур социальной защиты, общественных организаций и др.). Кроме того, в правоохранительных структурах следует предусмотреть специальный орган, на который бы и была возложена координация всех служб и органов государства профилактической работе.
Заключение. Учитывая положительный опыт ряда различных стран, представляется необходимым:
- на законодательном уровне закрепить цели и основные направления деятельности субъектов предупреждения и профилактики домашнего насилия, указав полномочия и алгоритм действия субъектов профилактики в случае выявления таких фактов;
- завершить разработку федерального закона РФ, в содержание которого включить положения о специальных мерах социально-правовой защиты для членов семьи, пострадавших от такого насилия. Также необходимо предусмотреть быстрые и действенные механизмы взаимодействия правоохранительных органов и специальных служб; охранные меры для жертв; ответственность за нарушение мер защиты лицом, на которого наложены ограничения в отношении членов его семьи в связи с совершенным деянием;
- включить в содержание закона мероприятия по профилактике конкретных видов правонарушений, а также пьянства, наркомании и других негативных явлений, встречающихся в семейных отношениях; ввести в этих случаях принудительное лечение от алкоголизма и наркомании;
- с целью профилактики насилия в семье предусмотреть принудительные психокоррекционные курсы для лиц, поставленных на учет или отбывающих наказание за агрессивные действия, направленные против членов своей семьи. В последнем случае необходимы дополнения действующего законодательства, предусматривающего обязанность лица, признанного виновным в совершении домашнего насилия, пройти соответствующую коррекционную программу;
- в качестве основного координирующего органа следует определить специализированный орган, уточнив его обязанности и вопросы координации действий различных ведомств в сфере противодействия домашнему насилию. Необходимо также возложить на данный орган вопросы социального обеспечения и оказания помощи в трудоустройстве членов семьи, если это необходимо. Для того, чтобы такой орган обладал реальными полномочиями, можно рассмотреть возможность его создания в структуре прокуратуры или полиции;
- перевести дела о насилии в семье из категории дел частного обвинения в категорию дел публичного обвинения, внеся дополнения и изменения в действующее законодательство РФ;
- рассмотреть меры ответственности для виновных, учитывающие их изменения личности, связанные с агрессией; одновременно предусмотреть специальные меры защиты для жертв таких преступлений;
- осуществлять соответствующее финансирование кризисных центров и центров по проведению добровольных и принудительных психокоррекционных программ для лиц, поставленных на учет или желающих добровольно получить психологическую помощь для изменения своего агрессивного поведения;
- создать достаточное количество социальных убежищ для потерпевших и снизить порог их доступности.
Список литературы
- Криминология и профилактика преступлений: Учеб. пос. / Под ред. В. А. Лелекова, С. Т. Гаврилова, А. Н. Ильяшенко, А. В. Долгова. — Воронеж: ВИ МВД России, 2005. С. 82.
- Международные правовые нормы и практики преодоления домашнего насилия / Под общ. ред. Е. Н. Ершовой, С. Г. Айвазовой. — М., 2010. С. 74-75.
- Исакунова Т. Б., Елиференко А. Б., Кекиев К. К. Пособие для сотрудников милиции Кыргызской республики по работе с семейным насилием. — Бишкек, 2010. С. 3-4, 27.
- Каирова Н. И. Некоторые вопросы совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере семейно-бытового насилия // http://sibac.info/index.php (дата обращения: 9.09.2024).
- Оксана Пушкина рассказала об угрозах в адрес разработчиков закона против домашнего насилия // URL: https://www.novochag.ru/obshchestvo/novosti/ oksana-pushkina-rasskazala-ob-ugrozah-v-adres-razrabotchikov-zakona-protiv-domashnego-nasiliya/?ysclid= m0xw 23sti0717742568 (дата обращения: 9.09.2024).
- Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (г. Стамбул, 11.V.2011 г.) // URL: https://rm.coe.int/168046253f (дата обращения: 9.09.2024).
References
- Kriminologiya i profilaktika prestuplenij: Ucheb. рos. / Pod red. V. A. Lelekova, S.T. Gavrilova, A.N. Il’yashenko, A.V. Dolgova. — Voronezh: VI MVD Rossii, 2005. S. 82.
- Mezhdunarodnye pravovye normy i praktiki preodoleniya domashnego nasiliya / Pod obshch. red. E. N. Ershovoj, S.G. Ajvazovoj. — M., 2010. S. 74-75.
- Isakunova T. B., Eliferenko A. B., Kekiev K. K. Posobie dlya sotrudnikov milicii Kyrgyzskoj respubliki po rabote s semejnym nasiliem. — Bishkek, 2010. S. 3-4, 27.
- Kairova N.I. Nekotorye voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel’stva Respubliki Kazahstan v sfere semejno-bytovogo nasiliya // http://sibac.info/index.php (data obrashcheniya: 9.09.2024).
- Oksana Pushkina rasskazala ob ugrozah v adres razrabotchikov zakona protiv domashnego nasiliya // URL: https://www.novochag.ru/obshchestvo/novosti/oksana-pushkina-rasskazala-ob-ugrozah-v-adres-razrabotchikov-zakona-protiv-domashnego-nasiliya/?ysclid= m0xw 23sti0717742568 (data obrashcheniya: 9.09.2024).
- Konvenciya Soveta Evropy o predotvrashchenii i bor’be s nasiliem v otnoshenii zhenshchin i domashnim nasiliem (g. Stambul, 11.V.2011 g.) // URL: https://rm.coe.int/168046253f (data obrashcheniya: 9.09.2024).